Проект «Протяни руку помощи зимующим птицам»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4» городского округа
город Урюпинск Волгоградской области
(МАОУ «СШ №4»)
Проект «Протяни руку помощи зимующим птицам»
Выполнили:
Команда «Юные экологи»
Руководитель:
Хибакина Марина Николаевна
учитель начальных классов
МАОУ «СШ №4» г.Урюпинск
Волгоградской области
г.Урюпинск 2025г.
Содержание
Введение (Актуальность)…………………………………………….3
Цели и задачи проекта ……………………………………………...3-4
Методы реализации проекта………………………………………….4
Этапы реализации проекта……………………………………………4
Подготовительный этап …………………...………………………….4
Практический этап ………………………………………………….4-6
Выводы (заключение)………………………………………………….7
Список литературы ……………………………………………………7
Приложение …………………………………………………………8-12
Актуальность:
С наступлением зимы многие птицы сталкиваются с проблемами поиска пищи и укрытия. Изменения климата, уменьшение естественных ресурсов и человеческая деятельность приводят к снижению численности зимующих птиц. Обучение детей заботе о природе, понимание экосистемы и роли птиц в ней становятся важными, чтобы воспитать ответственных граждан, готовых сохранить нашу природу.
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда.
Проблема:
Зимой многие птицы испытывают нехватку пищи. Снег и морозы затрудняют доступ к корму, и именно в этот период необходима помощь со стороны людей. Если птицы не будут получать достаточное количество пищи, это может привести к их гибели и уменьшению популяции.
Цель: Создание условий для помощи зимующим птицам и формирование у учащихся бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, приучить их заботиться о птицах.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов
Период реализации проекта: Проект реализуется в течение зимнего периода, с декабря по февраль.
Методы реализации проекта:
Образовательные занятия, беседы, организация мастер-классов по изготовлению эко-кормушек, наблюдения за зимующими птицами, организация школьных мероприятий (акций) по изготовлению и установлению кормушек, создание плакатов, буклетов, листовок, выставка рисунков зимующих птиц, отчет о проделанной работе. (Приложение 1)
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
Подготовительный этап проектной работы:
Изучение литературы, изучение опыта в СМИ, сбор информации о зимующих птицах Урюпинского района, изготовление папки «Зимующие птицы нашего города», «Кормушки своими руками», «Голоса птиц», «Как и чем кормить птиц зимой?», пополнили копилку презентаций «Птицы- наши друзья», разработали иллюстрационный материал и листовки, буклеты «Покормите птиц зимой», организовали выставку рисунков «Зимние гости». (Приложение 2)
Практический этап проектной работы:
Работа в данном направлении проводилась на протяжении 2 лет,
(зимнее время) активно изучалась практика других регионов по реализации экологического образования, накоплен положительный опыт.
В нашей школе проводятся определенные мероприятия, начиная от беседы, наблюдений за птицами и заканчивая постоянными подкормками на кормушках. Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция.
Подкормка птиц зимой, пожалуй, самая важная и эффективная природоохранная мера. Организация подкормки в этот период особенно необходима, так как птицы хорошо переносят холод, но только тогда, когда вокруг достаточно корма. Наша работа актуальна потому, что птицы очень полезны, они помощники природы, санитары наших лесов, полей и садов. Люди должны им помочь пережить голодную и холодную зиму, сохранить их численность и не допустить их гибели. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Но просто сделать кормушку для птиц недостаточно, если вы начали подкармливать птиц, нужно продолжить делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.
Активно ведется работа с природными парками Волгоградской области. Учащиеся принимают участие в мероприятиях, организованных природными парками. Принимая участие в конкурсах, организованных природными парками, дети научились сотрудничать, организовывать работу и делиться своим опытом за пределами школы, города, участвовать в акциях и конкурсах различного уровня. (Приложение 3)
Вывод:
Проект "Протяни руку помощи зимующим птицам" продемонстрировал высокую значимость взаимодействия людей и природы. Учащиеся приобрели знания о зимующих птицах и узнали, как важно помогать им в трудное время. Заметна положительная динамика внимания детей к окружающему миру.
Эта деятельность сплотила коллектив класса, укрепила дружбу между учащимися, способствовала активизации родительной общественности, привлекла внимание земляков к проблеме помощи птицам в зимнее время.
Результаты проекта помогут повысить уровень осведомленности о проблемах зимующих птиц в обществе и способствовать дальнейшему развитию инициатив по охране природы.
Заключение:
Реализация данного проекта способствовала не только помощи зимующим птицам, но и воспитанию у учащихся чувства ответственности за природу. Надеемся, что полученный опыт вдохновит детей продолжать заботиться о животных и окружающей среде не только зимой, но и в любое время года.
Как мы уже отмечали, проделанная работа помогла нам ближе познакомиться с природой родного края, мы стали более дружные и приятно ощущать, что ты кому-то оказываешь помощь. Поэтому будем продолжать работу по подкормке птиц и вести агитацию по их охране.
Список литературы:
1. Григорьева, Т. Зимующие птицы России: ключевые виды и их значение. Издательство "ЭкоМир".(2020).
2. Кузнецова, Е. Как помочь птицам зимой. Практическое руководство для школьников. Издательство "Зеленая планета".(2021).
3. Петров, А. Птицы в зимний период: поведение и выживание. Журнал "Орнитология".(2019).
4. Корабельников В.А. Краски природы: Кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1989.
5. Шторыгина Т.А., Птицы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
6. https://infourok.ru/vse-pro-zimuyuschih-ptic-1585795.html
7. https://www.maam.ru/detskijsad/zimuyuschie-pticy-nashei-derevni-isledovatelskaja-rabota.html
8. https://www.1urok.ru/categories/10/articles/59703
Приложение 1
Название мероприятия | Примерное содержание | Сроки проведения | ответственные |
Беседы о зимующих птицах | Какие птицы обитают в зимнее время в окрестностях города Урюпинска и района. | ноябрь | Учитель начальных классов, Хибакина М.Н. |
Сбор информации в СМИ, всправочниках, художественной и научной литературы. | 1. Красная книга Волгоградской области. 2. Беккер И.Л. Времена года. – М.: ТЦ «Сфера». | Ноябрь-декабрь | Учитель начальных классов, Хибакина М.Н. |
Акция «Покормите птиц зимой» Практическая деятельность по изготовлению, установке и (или) развешиванию кормушек. | Дома с родителями изготовить кормушки и развесить у себя во дворе | С декабря по март | Учащиеся, родители |
Практическая деятельность по регулярной подкормке птиц на кормушках, установленных собственными силами | Регулярно подкармливать и вести наблюдения за птицами | С декабря по март | учащиеся |
Наблюдение особенностей поведения птиц у кормушки | Ежедневно вести мониторинг за количеством птиц и их поведением | С декабря по март | учащиеся |
Выставка рисунков «Зимующие птицы нашего края» | Рисунки зимующих птиц Волгоградской области. (Урюпинского района и города) | Декабрь-январь | Учитель начальных классов, Хибакина М.Н. |
Участие в конкурсах, организованных природными парками Волгоградской области. | - ГБУ ВО Природный парк «Цимлянские пески» - Природный парк «Нижнехоперский» - ГБУ ВО «Природный парк «Щербаковский» - Природныйпарк «Волго-Ахтубинская порйма» - Природный парк «Донской» | Декабрь, январь, март, апрель | Учитель начальных классов, Хибакина М.Н. |
Награждение | Самые активные участники и организаторы птичьих столовых награждаются грамотами и призами. | Декабрь, январь | Учитель начальных классов, Хибакина М.Н. |
Приложение 2
Приложение 3
10
Елена Гаврииловна Гончарова