12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга1331
Россия, Карелия респ., Пудож

МКОУ СОШ № 2 г. Пудожа РК


 

Проект

«Зимующие птицы.

Как им помочь зимой»


 

учениц 3 класса б

Дроновой Вики

Шпагиной Аэлиты


 

Руководитель: Соловьёва О.А.

учитель начальных классов


 


 

 

Введение.

Недавно на уроке окружающего мира мы проходили тему: «Пернатые изобретатели». Из уроков мы узнали, что многие птицы улетают от нас на зиму тёплые края. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Италии и Франции. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

Тогда мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? Какие птицы остаются у нас зимовать? Почему другие птицы улетают в тёплые края, ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Как помочь птицам в холодное время года? Мы попросили нашего классного руководителя помочь нам найти ответы на эти вопросы провести исследование.

Наблюдение за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: Что мы можем сделать для наших пернатых друзей в холодное время года.

Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Объект исследования: зимующие птицы нашего края (г. Пудож).

Этапы работы 1. Теоретический этап

Задачи:

Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать.

Как они приспосабливаются к зимним условиям.

Зимняя подкормка птиц. Виды кормушек.


 


 

Классификация птиц

Сначала мы решили выяснить, каких птиц мы называем зимующими. Сделали предположение, что это те птицы, которые остаются на зиму в нашем крае. Узнали, что есть зимующие птицы оседлые и кочующие.

Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми.
Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими.

В энциклопедии «Жизнь животных» мы узнали, что по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы: оседлые, кочующие и перелетные.

К оседлым относятся птицы, которые в течение круглого года живут в одной и той же местности. Некоторые из этих птиц всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми. В с. Каменка к ним можно отнести воробья, голубя, галку и некоторых других птиц. Они живут постоянно вблизи поселений человека. Там они находят достаточно пищи в течение круглого года.

Полуоседлыми называют птиц, которые после выведения птенцов выходят на поиски пищи за пределы своей гнездовой территории и проводят зиму в ближайших её окрестностях. Такие виды птиц живут всю зиму более или менее оседло, в одном или нескольких пунктах. В пределах нашего села к ним относятся сороки, вороны и др., т.е. птицы, хорошо обеспеченные зимними кормами.

Кочующими называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров от своей территории. Для кочующих птиц характерны постоянные передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то ненадолго, так как естественные запасы кормов у них зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у оседлых птиц. К кочующим птицам, обитающим в селе, можно отнести синиц, поползней, снегирей, свиристелей и других.

 

Перелетными называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, удаленные районы. В отличие от кочующих, для перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут более или менее оседло. К перелетным относится большинство птиц нашей области: дрозды, утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, цапли, пеночки, славки и многие другие.

Как птицы приспосабливаются к зимним условиям.

В книге Жизнь животных мы узнали, что птицам гораздо более страшен голод, чем холод. Средняя температура тела у птиц +41°C (у человека +36,6°C). Если мороз крепчает, птицы взъерошивают свои пёрышки. Число перьев остаётся без изменения, но зато в пустотах между ними резко увеличивается количество воздуха, который не пропускает тепло, идущее от животного.

Птицы активно готовятся к зимним холодам, подготавливая места обитания в этот период. Перелетные птицы улетают в теплые края, а те, что зимуют дома — вьют гнезда под крышами в уютных теплых уголках. Лесные обитатели, такие, например, как дятлы, зимуют в дуплах деревьев, предварительно обеспечив жильё ветками, соломой и травой.

Нам было интересно узнать, как проводят птицы длинную зимнюю ночь. Оказалось по-разному. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях, распушив перья и прижавшись, друг к другу.

Синицы укрываются от холода в дуплах. Воробьи укрываются под крышами, за наличниками окон и на чердаках. У нас в крыше дома живут воробьи им там тепло, а еще воробьи, которые именуются у нас полевыми, селятся очень часто в скобочниках. Они за ранее занимают их и стойко «обороняют» скворечники, воюя с прилетевшими весной скворцами и даже с очень агрессивными сороками. Во дворе нашей школы весит скворечник, так воробьи живут в нем круглый год, и не кого в него не пускают.

Зима в Карелии для оседлых птиц – период выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелко птичье населения в наших краях. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько кормов, сколько им надо.

Потому-то так важна наша помощь птицам зимой!

Зимняя подкормка птиц. Виды кормушек.

В справочнике «Биология птиц» мы выяснили, что по питанию всех птиц можно разделить на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием (птиц, употребляющих как растительный, так и животный корм). Среди наших птиц наибольшей по численности является последняя группа. Это связано с сезонными изменениями корма. Появление осенью новых кормов (ягод, семян, шишек, желудей, орех), сокращение в зимний период животной пищи вынуждает значительное число птиц переключаться полностью или частично с животных кормов на растительные, а весной — наоборот.

Таким образом, мы узнали, что птицы совершают кочёвки и перелёты в южные, более тёплые, районы нашей страны из-за отсутствия корма. Птицы могут менять свою привычную пищу из-за смены времён года и отсутствия или малым количеством корма. У каждой птицы свой любимый корм и, соответственно, своё строение клюва, лап и языка.

Зимняя подкормка птиц — одна из очень важных и эффективных природоохранительных мер. Особенно необходима ее организация в северных областях, где, кроме недостатка в кормах, птицы испытывают и дефицит времени — зимний день очень короток. В Карелии декабрьское и январское солнце появляется из-за горизонта только на 3—5 часов. За это время   птицы   должны найти такое количество корма, которое необходимо им для нормальной жизнедеятельности в течение дня и всей длительной холодной ночи. Это удается незначительному числу видов.

Из-за недостатка кормов или их недоступности в периоды затяжных морозов или многоснежья многие наши пернатые зимовщики не доживают до весны. Особенно много их гибнет во время резких похолоданий, при образовании наста и густого слоя изморози на ветвях деревьев.

Подкормку следует проводить с начала ноября до середины— конца апреля. Очень важно, чтобы подкормочные пункты действовали без перерывов в течение всего этого периода. Схемы устройства различных типов кормушек даны на рисунке.
Основные корма можно заготовить в конце летя и осенью. Это семена березы, жгучей крапивы, лебеды, щавеля. Зимой заготавливают семена ели и сосны. Из ягод полезно запасти рябину, плоды шиповника и можжевельника. Подкормку ими начинают только со второй половины января, когда иссякнут запасы этих кормов в природе и птицы начнут голодать.

Можно собирать и высушивать семена арбуза, тыквы, дыни, кабачков, яблок и груш. Особенным успехом у птиц пользуются подсолнечное и конопляное семя, а также просо, лен и давленый овес. Их могут заменить овсяные хлопья и крошки хлеба, слегка смоченные подсолнечным маслом. Для синиц дополнительно вывешивают кусочки несоленого свиного сала и мяса. Хорошо поедают многие птицы и мелко раскрошенный творог.

Обычно подкормочные пункты устраиваются там, где есть хотя бы несколько деревьев и кустарников — на пришкольных и приусадебных участках, в садах и скверах, а также вдоль лесных опушек и среди небольших полям в лесу. Некоторые типы кормушек пригодны для развески на окнах и стенах зданий. При устройстве кормушки не стоит увлекаться сложными и причудливыми конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных коробок, нужно взять коробку с небольшими бортиками по четырем углам привязать верёвочки, соединить их вместе и подвесить на ветку дерева. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления (и птицы постоянно сыты, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применять укреплённую вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку. Правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы хотим от них находиться, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Очень важно изготовить кормушки задолго до наступления холодов, уже осенью в разных местах установить готовые кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил:

- у кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем;

- отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.


 

Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Туго приходится братьям нашим меньшим – против них объединяются холод и голод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы.

Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях.

2. Практический этап

Задачи:

Изготовление агитационного плаката.

Сделать кормушки для птиц.

Зимняя подкормка птиц.

Следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.

Провести фотосъёмки.

Первое, что мы сделали, провели анкетирование среди обучающихся 3 –х классов (35 человек). Целью анкетирования было узнать, как ребята относятся к птицам, помогают ли они им зимой. Анкетирование состояло из пяти вопросов.

1. Как ты относишься к птицам?

2. Как ты помогаешь птицам зимой?

3. Есть ли у твоего дома кормушка для птиц?

4. Чем ты кормишь птиц зимой?

5. Убивал ли ты когда-нибудь птицу?

В результате анкетирования мы выяснили:

1.Хорошо -20 человек, равнодушно – 10 человек, никак –5 человек.

2. Кормлю – 25 человек, делаем с папой кормушки- 5 человек, никак – 5 человек.

3. Да – 15 человек, была раньше – 10 человек, нет – 10 человек.

4. Пшеном – 12 человек, семечками- 16 человек, хлебными крошками- 3 человека, не ответило – 4человека.

5. Никогда -30 человек, один раз досадил крыло ( лапку) -4 человека, да -1 человек.

Вывод: В ходе анкетирования мы поняли, что большинство детей относится к птицам хорошо, кормят их, не обижает, делают кормушки. Но есть и те ребята, которые относятся к птицам равнодушно и даже обижают.

После анкетирования мы создали агитационный плакат, призывающий к гуманному отношению к пернатым друзьям и к помощи птицам зимой.


 


 


 


 

В нашей школе проходила операция под названием « Кормушка», наш класс и мы приняли активное участие в этом мероприятии. Нас порадовало и то, что ребята, которые при ответе на анкетирование, ответили, что они равнодушны к птицам, тоже приняли участие в операции и даже приносили корм для птиц. Как они потом нам объяснили: « На нас повлиял ваш агитационный плакат». Нас это очень порадовало. Спасибо им большое.

 


 


 


 


 

У школы и у окна класса ( с помощью одноклассников) мы повесили кормушки, где мы наблюдали за птицами. Выяснили, какой корм больше всего любят птицы, какие птицы прилетают к кормушке


 


 


 


 


 


 

Мы часто смотрели на кормушку, наблюдая, что любят птицы. Выяснили, что семена подсолнечника клюют все птицы. Синицы клюют все семена. Воробьи клюют семена пшена и тыквы. Масса корма, необходимого птице в течение суток, равно 10% от веса ее тела, это равно 2-3г. Воробей не может голодать более двух суток. Он потребляет много энергии, т.к. постоянно двигается и температура его тела более 40 градусов, а особых жировых запасов нет. Если воробей вовремя не найдет еду, его тельце быстро охлаждается, и он погибает быстрее, чем летом. Так, что зимой им приходится очень туго, и они практически зависят от людей и их питания. По данным орнитологов за последние 30 лет число этих птиц сократилось вдвое. Причин этого весьма много. Появилось слишком много машин, а количество парков сократилось. Загрязнение среды обитания, отсутствие корма в зимнее время и многое другое. Поэтому каждый человек должен охранять и проявлять заботу о птицах. В зимнее время необходима подкормка птиц. Самый доступный и распространенный вид заботы - изготовление и развешивание кормушек.

Какие птицы обычно на кормушках? Стайка небольшая – всего несколько птах, но все постоянно крутятся возле школы.

Основные зимние корма: несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника и мака, а также сушеные ягоды боярышника и шиповника, орехи, шишки, сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. Ни в коем случае нельзя кормить птиц черным хлебом, это означает для птиц верную гибель!

Птицам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.

По нашим наблюдениям на участке возле нашей школы можно увидеть растения, на которых сохранились семена и плоды.

Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

3. Наблюдения

Задачи:

Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.

Подсчитать число птиц.

Какие птицы обычно прилетают на кормушку? По утрам галдят воробьи. Небольшая стайка каждый день прилетает к кормушке. Часто прилетают синицы, но их немного. Однажды синица залетела в открытое окно класса, во время проветривания. Возможен визит стаи голубей, прилетают вороны. Несколько раз видели снегиря.

 

Месяц, число

Декабрь

Январь

Февраль

Март

2

9

16

23

13

20

27

3

10

17

24

3

10

17

24

Воробьи

5

7

9

8

9

3

7

5

1

4

10

5

11

7

4

Синицы

3

2

1

2

1

0

1

2

0

2

1

0

1

1

0

Голуби

4

3

1

1

2

3

1

4

3

1

0

3

2

1

5

Вороны

3

5

2

4

3

0

4

2

6

3

2

0

3

4

3

Снегири

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

0

0

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.


 


 


 


 


 


 


 


 

Заключение.

Наблюдая за птицами и изучив теоретический материал, мы пришли к выводам:

1.   В городе можно встретить разные виды воробьев – домовых и полевых, они отличаются окраской, размерами и поведением и местом обитания.

2.     Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.

3.    В еде птицы предпочитают семена подсолнечника, пшеницы, овса и не любят красное просо.

4. Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

5. Птицы наиболее активны в середине дня (в обеденное время), так как это самое тёплое время суток.

6.   Синицам не нравятся предметы белой и яркой окраски, поэтому кормушки для птиц нужно делать темного цвета.

7.   Наблюдая за птицами из окна класса, мы заметили, что птицы чувствуют присутствие человека и улетают. Когда в классе оставалось мало народу, птицы активно подлетали к кормушке.

8.    Воробьи являются конкурентами с голубями в цепи питания.

9. Вокруг школы мы развесили ещё несколько кормушек, ( из коробок из-под молока, пластмассовых бутылок и другие), в ходе наблюдения мы заметили, что птицы чаще посещают деревянную кормушку, чем остальные. Это может быть связано с тем, что деревянная кормушка более устойчива и просторнее.

Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду. В среднем прилетает 2-4 птицы в день, редко по 5-6 птиц. Самый частый посетитель кормушек синица (чаще они прилетали к кормушкам у школы, так как побаивались подлетать к окну), воробьи, а самый редкий гость снегирь. Вороны к кормушкам не подлетают, хоть и находятся рядом на соседних деревьях. То ли кормушки маловаты и низко весят, то ли просто не замечают их. Им мы зёрна бросали на снег или из окна на крышу, и они с удовольствием их ели. Голуби тоже в основном ели корм с земли, но несколько раз мы замечали, как голубь забирался в кормушку и клевал зерна.    Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

В ходе нашего исследования мы узнали, какие птицы зимуют в нашем городе, чем они питаются, изучили различные виды кормушек. Весь класс участвовал в изготовлении кормушек. Мы сделали агитационный плакат.

В процессе наблюдений и сбора информации мы прочитали познавательный материал о птицах нашего края и узнали много нового и интересного. Из книг и сети интернет нашли ответы на многие вопросы.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: узнав много нового о птицах, мы стали совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробушка или голубя, ни за что не пройдём мимо. Мы обязательно их покормим, и каждую зиму будем делать для них новые кормушки. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить


 


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Детская энциклопедия «Что такое, кто такой?»

2. «Книга природы»

3. http://ecoportal.ru/news.php ?id=42052

4.Т.Д.Нуждина « Мир животных». Энциклопедия.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.