Проект с детьми старшего дошкольного возраста

5
0
Материал опубликован 27 February в группе

ГБОУ Школа ___ ДОП 1




Проект с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Игры для совершенствования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».






Авторы проекта:

Учитель-логопед Сафонова И.А.

Воспитатели:

Воронова И.А., Шилова Г.А.,

Аблова А.В., Овчинникова Т.В.

Музыкальный руководитель:

Дернакова Е.В., Головина Е.С.






















Москва 2021-2022год




Тема: «Игры для совершенствования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»




Название образовательного учреждения: ГБОУ Шола №1391 ДОП 1

Авторы проекта: учитель-логопед Сафонова И.А.; воспитатели: Воронова И.А., Шилова Г.А., Аблова А.В., Овчинникова Т.В.; музыкальный руководитель: Дернакова Е.В., Головина Е.С.

Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022г.

Цель проекта:

Создание условий для формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий.

Задачи:

1. Развивать слуховое внимание.

2. Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов.

3. Осуществлять помощь в дифференциации фонем родного языка.

Способствовать развитию умения различать речевые и неречевые звуки.

4. Воспитывать усидчивость, умение выслушивать товарищей.

5. Расширять словарный запас, обогащать активный словарь.


Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Актуальность:


Проблема подготовки к школе детей с нарушениями фонематического слуха изучается давно, но и сейчас не теряет своей актуальности.

Несмотря на то, что в специальной логопедической литературе достаточно подробно освещена поэтапность и последовательность процесса формирования фонематического восприятия, количество детей, имеющих нарушения фонематического слуха постоянно увеличивается.

Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй речи, невозможно становление звукового анализа и синтеза. Что в дальнейшем вызовет трудности в школьном обучении.


Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях ИКТ, так как это служит одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, развитие и совершенствования всех высших психических функций.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, но недостаточно разработано игр по коррекции фонематических процессов детей.


Ожидаемый результат:

 - Снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационный (подготовительный)

Изучение методической и научно – популярной литературы по данной теме. Изучение опыта работы педагогов по данной теме в сети Интернет.

Разработка проекта по теме «Игры для совершенствования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».

2 этап. Практический

1. Подбор и создание копилки методических, практических и электронных материалов (программы, игры, презентации, аудио и видеозаписи, картинки).

2. Информация для родителей по теме: «Фонематический слух – основа правильной речи»; «Развитие фонематических процессов у детей»

3. Составление перспективного плана работы «Игры для совершенствования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»

Работа с педагогами включала:

Разработка перспективного планирования по данной теме:

Для развитие фонематических процессов были использованы задания на

- узнавание, различение неречевых звуков

- различение одинаковых слов/ фраз по высоте, силе, тембру

- различение слов близких по звуковому составу

- узнавание, различение фонемы (на базе гласных звуков: определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков, в слове)

- дифференциация звуков/слогов

Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме.

Консультации для педагогов по развитию фонематических процессов с помощью игр и упражнений;

Работа с детьми подготовительной группы:

- Знакомство с детьми.
- Знакомство с неречевыми звуками (шумами); с гласными звуками.

Взаимодействие с родителями:

Консультации для родителей.

Выпуск брошюр, папок - передвижек по данной теме;

Познакомить родителей с использованием ИКТ для развития фонематических процессов.

3 этап. Итоговый (май 2022)

Формулирование выводов по использованию ИКТ для развития фонематических процессов в работе с детьми.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

 Материально-техническое обеспечение, необходимые для выполнения проекта: картинки, компьютер, музыкальные инструменты, «звучащие коробочки/баночки»,



      Перспективный план работы

 

Дата

Тема

Содержание работы

Учитель-логопед   Воспитатели      Музыкальный рук-ль


Сентябрь

4нед.

Изучение литературы по данной теме.


Мастер –класс для воспитателей старших групп, муз.руководителей по теме «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»



Октябрь 1нед

.Знакомство с неречевыми шумами. Учить определять направление звука.

«Тишина».

Учить вслушиваться в окружающий мир, узнавать неречевые шумы, определять направление звука

Дети сидят в комнате, педагог просит их закрыть глаза и послушать тишину 1минуту. Затем дети открывают глаза и говорят какие шумы они услышали.

«Жмурки»

развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами

«Где позвонили?»

Научить распознавать, где находится источник звука.

Октябрь 2нед

Учить дифференцировать неречевые звуки.

«Что это?»

Развивать слуховое внимание, узнавать неречевые шумы в природе записанные на компьюте/ аудиозапись.

«Что это в коробочке?»

закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

«Маша - Яша»

Развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласно с ритмом.

Октябрь 3 нед

Научить находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими.

«Звуки в нашем доме.»

Развивать слуховое внимание, узнавать неречевые шумы издаваемые бытовыми приборами, аудиозапись

«Угадай, кто стоит у светофора?»

 Развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.


«Что звучит»

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы.

Октябрь 4 нед

Учить дифференцировать неречевые (музыкальные инструменты) звуки.

«Угадай на чем играю?»

Развивать слуховое внимание, узнавать музыкальные инструменты, уметь воспроизвести данный звук за взрослым.

«Подбери картинку или игрушку».

«Угадай на чем играет музыкант»

Развивать слуховое внимание, уметь различать инструмент на слух по его звучанию.

Ноябрь

1 нед

Научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам.

Кто так голос подает?»

Совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных

"Узнай по голосу".

«Один или много барабанов (бубнов)»

Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков по количеству «один-много».

Ноябрь

2 нед

Развивать слуховое внимание, определение громкости звука.

Учить воспроизводить ритмический рисунок.

«Ритм»


Деревянные палочки- по одной на каждого ребенка

Логопед отстукивает несложный ритм (3-4 удара) просит ребёнка повторить.


«Найди игрушку по звуку».

Развивать слуховое внимание, определение громкости звука.

«Приветствие/Прощание». Развивать ритмическую память с помощью прохлопывания и проговаривания ритмического рисунка.

Ноябрь

3 нед

Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру звукокомплексов.

Учить дифференцировать ритмический рисунок.

«Кто стучится?»

Развивать слуховое восприятие.

Учить дифференцировать ритмический рисунок.


«Угадай, кто я»

Развивать слух детей путем игровой тренировки.

«Песенка дождя» Научить различать музыкальные техники legato и staccato(связное и отрывистое звучание) на фортепиано.

Ноябрь

4 нед

Развитие слухового восприятия. Дифференциация ритмических рисунков.

«Капельки»

Воспроизведение ритмического рисунка по схеме.

«Как на горке – снег, снег»

Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

«Поймай хлопок» Научить запоминать и воспроизводить ритмические последовательности за педагогом.

Декабрь

1 нед

Развитие слухового восприятия. Дифференциация ритмических рисунков.

"Азбука Морзе".

 Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.


"Ёжик и барабан".

Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.


«Поймай хлопок» Учить повторять ритмические цепочки за взрослым.


Декабрь

2 нед

Развитие слухового восприятия. Дифференциация ритмических рисунков.

«Что за стук?»

Развивать динамический праксис, слуховое внимание.

«На дворе»

Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

«Серый зайка» Учить закреплять за персонажем попевки определённый ритмический рисунок.

Декабрь

3 нед

Развитие слухового восприятия.

Учить различать слова близкие по звуковому составу.

«Найди пару»

Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком


«Шутки-минутки»

 Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора


«Серый зайка» Учить закреплять за персонажем попевки определённый ритмический рисунок.

Декабрь

4 нед

Развитие слухового восприятия. Учить различать слова близкие по звуковому составу.

«Одинаковые, разные имена»

Учить сопоставлять близкие по звучанию слова.

«Закончи рифму»

«Утром солнышко проснется» Учить закреплять за сюжетом песни определённый ритмический рисунок.

Январь

3 нед

Учить различать слова близкие по звуковому составу.

«Какое слово отличается?»

Учить сопоставлять близкие по звучанию слова.

«Сочини стишок»

«Повторяй-ка»

Распевка на слоги «ди- да- до-ду»; «мэ- мо- ма- му» в пределах кварты. Учить чётко пропевать слоги, соблюдая звуковысотное положение.

Январь

4 нед

Учить различать слова близкие по звуковому составу.

«Часы»

«Слушай и говори»

Удерживать заданный темп движений»

«Подбери картинку к слову»

Назови картинки в ряду. А теперь послушай слово, которое я скажу, покажи, какая картинка из 3х названа похожим словом.

«Повторяй-ка»

Распевка на слоги «ди- да- до-ду»; «мэ- мо- ма- му» в пределах кварты. Учить чётко пропевать слоги, соблюдая звуковысотное положение.

Февраль

1 нед

Регулировать темп рече двигательных координаций.

«Будь внимателен»

Регулировать темп рече двигательных координаций.

«Инопланетянин»

Учить детей сопоставлять слоги содержащие общий согласный и разные гласные звуки.


"Ну-ка, повтори!".

Упражнять детей в умении ритмично повторять слоги, одновременно выполняя заданные движения.


Распевание на слоги ; мя-мо-ми; на-но-ни и т.д.

Февраль

2 нед


Воспроизводить ритмические ряды по зрительному образцу используя бубен, ложки.

«Инопланетянин»

Учить детей сопоставлять слоги содержащие общий гласный и разные согласные звуки.

«Большие – маленькие»

Соотносить силу голоса с амплитудой движения.


Распевание на слоги ; мя-мо-ми; на-но-ни и т.д.

Февраль

3 нед


«Инопланетянин»

Учить детей сопоставлять слоги содержащие разные гласные и согласные звуки.

«Повторюшка»

Ребенку предлагается повторить за взрослым в названном порядке:

воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога. Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА

ТА — ТА — ТА

ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА

Распевание на слоги ги-ки; ба-па; су-зу и т.д.


Февраль 4 нед


«Медвежата»

Учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, по твердости- мягкости.

«Ладонь-кулак»

Регулировать темп движений.

«Телефон». 

Дети сидят в ряд друг за другом. Педагог называет серию слогов (например, ту–ты–то) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

«Конец слова за тобой»

Распевание на слоги ги-ки; ба-па; су-зу и т.д.

.

Март

1 нед

Звук А

«Поймай звук»

Познакомить со звуком [а], учить различать этот звук среди других гласных звуков.

«Повтори»

Учить воспроизводить один и тот же звук (А) с разной эмоциональной окраской.

Взрослый показывает картинку и дает образец звучания ( А- плачет малыш, А- кричит ребенок, А- поет певица, А- качаем малыша, А- укололись иголкой), а затем просит ребенка воспроизвести образец.




Пропевание песен на гласную «а».

Упражнение «Окно», «Старое дерево» на гласную «а». (Пропевание фонемы с помощью глиссандирующих восходящих и нисходящих движений.)

Март

2 нед


«Где стоит звук А в слове»

Учить детей определять место звука в слове

( начало, конец)

«Сосчитай правильно»


Длинный – короткий»

Пропевание песен на гласную «а».

Упражнение «Окно», «Старое дерево» на гласную «а». (Пропевание фонемы с помощью глиссандирующих восходящих и нисходящих движений.)

Март 3 нед


«Где стоит звук А в слове» (начало, середина, конец)

  «Эхо»

«Поймай звук».


Упражнение «Окно», «Старое дерево» на гласную «а».

Март

4 нед

Звук О

«Эхо»

Учить воспроизводить слоговые пары с наращиванием одного согласного звука ( для образования стечения)

«Повтори»

(О- удивилась мама, О- стонет бабушка, О- поет певица, О- потягивается папа, О- кричит охотник).

«Сосчитай правильно»

Учить считать звуки.

Взрослый воспроизво

дит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствую

щей цифрой.

«Сосчитай правильно»

Упражнение на пропевание гласного звука «о»

Апрель

1 нед

Звук У

«Поймай звук»

Развивать навыки фонема­тического слуха, умение выделять [у] из ряда гласных, слогов, слов (на­чальной ударной позиции).


«Сосчитай правильно»


Длинный – короткий»

Упражнение на пропевание гласного звука «у»

Апрель

2 нед


«Где стоит звук У в слове» (начало, середина, конец)

«Найди картинки со звуком У»

Упражнение на пропевание гласного звука «у»

Апрель

3 нед

Звук И

«Поймай звук»

Развивать навыки фонема­тического слуха, умение выделять [и] из ряда гласных, слогов, слов (на­чальной ударной позиции).


«Найди картинки со звуком И»


  «Эхо»


Упражнение на пропевание гласного звука «и»

Апрель 4 нед


«Где стоит звук И в слове» (начало, середина, конец)

«Скажи как эхо»

Упражнение на пропевание гласного звука «и»

Май

1 нед

Звук Ы

«Поймай звук Ы»

Познакомить со звуком [ы], учить различать этот звук среди других гласных звуков.

«Где стоит звук Ы в слове»

«Найди картинки со звуком Ы»


  «Эхо»


-

Май

2 нед


Звук Э

«Поймай звук Э»

Познакомить со звуком [э], учить различать этот звук среди других гласных звуков.

«Найди картинки со звуком Э»


  «Эхо»


-

Май

3 нед

Дифференциация гласных звуков

« Определи какой гласный звук в середине слова»

«Раздай картинки»

-





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации