ГБОУ Школа ___ ДОП 1
Проект с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Игры для совершенствования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».
Авторы проекта:
Учитель-логопед Сафонова И.А.
Воспитатели:
Воронова И.А., Шилова Г.А.,
Аблова А.В., Овчинникова Т.В.
Музыкальный руководитель:
Дернакова Е.В., Головина Е.С.
Москва 2021-2022год
Тема: «Игры для совершенствования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»
Название образовательного учреждения: ГБОУ Шола №1391 ДОП 1
Авторы проекта: учитель-логопед Сафонова И.А.; воспитатели: Воронова И.А., Шилова Г.А., Аблова А.В., Овчинникова Т.В.; музыкальный руководитель: Дернакова Е.В., Головина Е.С.
Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022г.
Цель проекта:
Создание условий для формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий.
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание.
2. Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов.
3. Осуществлять помощь в дифференциации фонем родного языка.
Способствовать развитию умения различать речевые и неречевые звуки.
4. Воспитывать усидчивость, умение выслушивать товарищей.
5. Расширять словарный запас, обогащать активный словарь.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Актуальность:
Проблема подготовки к школе детей с нарушениями фонематического слуха изучается давно, но и сейчас не теряет своей актуальности.
Несмотря на то, что в специальной логопедической литературе достаточно подробно освещена поэтапность и последовательность процесса формирования фонематического восприятия, количество детей, имеющих нарушения фонематического слуха постоянно увеличивается.
Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй речи, невозможно становление звукового анализа и синтеза. Что в дальнейшем вызовет трудности в школьном обучении.
Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях ИКТ, так как это служит одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, развитие и совершенствования всех высших психических функций.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, но недостаточно разработано игр по коррекции фонематических процессов детей.
Ожидаемый результат:
- Снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный (подготовительный)
Изучение методической и научно – популярной литературы по данной теме. Изучение опыта работы педагогов по данной теме в сети Интернет.
Разработка проекта по теме «Игры для совершенствования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».
2 этап. Практический
1. Подбор и создание копилки методических, практических и электронных материалов (программы, игры, презентации, аудио и видеозаписи, картинки).
2. Информация для родителей по теме: «Фонематический слух – основа правильной речи»; «Развитие фонематических процессов у детей»
3. Составление перспективного плана работы «Игры для совершенствования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»
Работа с педагогами включала:
Разработка перспективного планирования по данной теме:
Для развитие фонематических процессов были использованы задания на
- узнавание, различение неречевых звуков
- различение одинаковых слов/ фраз по высоте, силе, тембру
- различение слов близких по звуковому составу
- узнавание, различение фонемы (на базе гласных звуков: определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков, в слове)
- дифференциация звуков/слогов
Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме.
Консультации для педагогов по развитию фонематических процессов с помощью игр и упражнений;
Работа с детьми подготовительной группы:
- Знакомство с детьми.
- Знакомство с неречевыми звуками (шумами); с гласными звуками.
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей.
Выпуск брошюр, папок - передвижек по данной теме;
Познакомить родителей с использованием ИКТ для развития фонематических процессов.
3 этап. Итоговый (май 2022)
Формулирование выводов по использованию ИКТ для развития фонематических процессов в работе с детьми.
Открытое интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста.
Материально-техническое обеспечение, необходимые для выполнения проекта: картинки, компьютер, музыкальные инструменты, «звучащие коробочки/баночки»,
Перспективный план работы
Дата | Тема | Содержание работы Учитель-логопед Воспитатели Музыкальный рук-ль | ||
Сентябрь 4нед. | Изучение литературы по данной теме. | Мастер –класс для воспитателей старших групп, муз.руководителей по теме «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» | | |
Октябрь 1нед | .Знакомство с неречевыми шумами. Учить определять направление звука. | «Тишина». Учить вслушиваться в окружающий мир, узнавать неречевые шумы, определять направление звука Дети сидят в комнате, педагог просит их закрыть глаза и послушать тишину 1минуту. Затем дети открывают глаза и говорят какие шумы они услышали. | «Жмурки» развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами | «Где позвонили?» Научить распознавать, где находится источник звука. |
Октябрь 2нед | Учить дифференцировать неречевые звуки. | «Что это?» Развивать слуховое внимание, узнавать неречевые шумы в природе записанные на компьюте/ аудиозапись. | «Что это в коробочке?» закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. | «Маша - Яша» Развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласно с ритмом. |
Октябрь 3 нед | Научить находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими. | «Звуки в нашем доме.» Развивать слуховое внимание, узнавать неречевые шумы издаваемые бытовыми приборами, аудиозапись | «Угадай, кто стоит у светофора?» Развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта. | «Что звучит» Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы. |
Октябрь 4 нед | Учить дифференцировать неречевые (музыкальные инструменты) звуки. | «Угадай на чем играю?» Развивать слуховое внимание, узнавать музыкальные инструменты, уметь воспроизвести данный звук за взрослым. | «Подбери картинку или игрушку». | «Угадай на чем играет музыкант» Развивать слуховое внимание, уметь различать инструмент на слух по его звучанию. |
Ноябрь 1 нед | Научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам. | Кто так голос подает?» Совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных | "Узнай по голосу". | «Один или много барабанов (бубнов)» Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков по количеству «один-много». |
Ноябрь 2 нед | Развивать слуховое внимание, определение громкости звука. Учить воспроизводить ритмический рисунок. | «Ритм» Деревянные палочки- по одной на каждого ребенка Логопед отстукивает несложный ритм (3-4 удара) просит ребёнка повторить. | «Найди игрушку по звуку». Развивать слуховое внимание, определение громкости звука. | «Приветствие/Прощание». Развивать ритмическую память с помощью прохлопывания и проговаривания ритмического рисунка. |
Ноябрь 3 нед | Различение одинаковых звуков по высоте, силе и тембру звукокомплексов. Учить дифференцировать ритмический рисунок. | «Кто стучится?» Развивать слуховое восприятие. Учить дифференцировать ритмический рисунок. | «Угадай, кто я» Развивать слух детей путем игровой тренировки. | «Песенка дождя» Научить различать музыкальные техники legato и staccato(связное и отрывистое звучание) на фортепиано. |
Ноябрь 4 нед | Развитие слухового восприятия. Дифференциация ритмических рисунков. | «Капельки» Воспроизведение ритмического рисунка по схеме. | «Как на горке – снег, снег» Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма. | «Поймай хлопок» Научить запоминать и воспроизводить ритмические последовательности за педагогом. |
Декабрь 1 нед | Развитие слухового восприятия. Дифференциация ритмических рисунков. | "Азбука Морзе". Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно. | "Ёжик и барабан". Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма. | «Поймай хлопок» Учить повторять ритмические цепочки за взрослым. |
Декабрь 2 нед | Развитие слухового восприятия. Дифференциация ритмических рисунков. | «Что за стук?» Развивать динамический праксис, слуховое внимание. | «На дворе» Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма. | «Серый зайка» Учить закреплять за персонажем попевки определённый ритмический рисунок. |
Декабрь 3 нед | Развитие слухового восприятия. Учить различать слова близкие по звуковому составу. | «Найди пару» Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком | «Шутки-минутки» Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора | «Серый зайка» Учить закреплять за персонажем попевки определённый ритмический рисунок. |
Декабрь 4 нед | Развитие слухового восприятия. Учить различать слова близкие по звуковому составу. | «Одинаковые, разные имена» Учить сопоставлять близкие по звучанию слова. | «Закончи рифму» | «Утром солнышко проснется» Учить закреплять за сюжетом песни определённый ритмический рисунок. |
Январь 3 нед | Учить различать слова близкие по звуковому составу. | «Какое слово отличается?» Учить сопоставлять близкие по звучанию слова. | «Сочини стишок» | «Повторяй-ка» Распевка на слоги «ди- да- до-ду»; «мэ- мо- ма- му» в пределах кварты. Учить чётко пропевать слоги, соблюдая звуковысотное положение. |
Январь 4 нед | Учить различать слова близкие по звуковому составу. | «Часы» «Слушай и говори» Удерживать заданный темп движений» | «Подбери картинку к слову» Назови картинки в ряду. А теперь послушай слово, которое я скажу, покажи, какая картинка из 3х названа похожим словом. | «Повторяй-ка» Распевка на слоги «ди- да- до-ду»; «мэ- мо- ма- му» в пределах кварты. Учить чётко пропевать слоги, соблюдая звуковысотное положение. |
Февраль 1 нед | Регулировать темп рече двигательных координаций. | «Будь внимателен» Регулировать темп рече двигательных координаций. «Инопланетянин» Учить детей сопоставлять слоги содержащие общий согласный и разные гласные звуки. | "Ну-ка, повтори!". Упражнять детей в умении ритмично повторять слоги, одновременно выполняя заданные движения. | Распевание на слоги ; мя-мо-ми; на-но-ни и т.д. |
Февраль 2 нед | | Воспроизводить ритмические ряды по зрительному образцу используя бубен, ложки. «Инопланетянин» Учить детей сопоставлять слоги содержащие общий гласный и разные согласные звуки. | «Большие – маленькие» Соотносить силу голоса с амплитудой движения. | Распевание на слоги ; мя-мо-ми; на-но-ни и т.д. |
Февраль 3 нед | | «Инопланетянин» Учить детей сопоставлять слоги содержащие разные гласные и согласные звуки. | «Повторюшка» Ребенку предлагается повторить за взрослым в названном порядке: воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога. Выделенный слог произносится сильно, громко) ТА — ТА —ТА ТА — ТА — ТА ТА — ТА — ТА ПА — ПА — ПА КА — КА — КА | Распевание на слоги ги-ки; ба-па; су-зу и т.д. |
Февраль 4 нед | | «Медвежата» Учить воспроизводить слоговые сочетания с согласными звуками, по твердости- мягкости. | «Ладонь-кулак» Регулировать темп движений. «Телефон». Дети сидят в ряд друг за другом. Педагог называет серию слогов (например, ту–ты–то) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется. «Конец слова за тобой» | Распевание на слоги ги-ки; ба-па; су-зу и т.д. . |
Март 1 нед | Звук А | «Поймай звук» Познакомить со звуком [а], учить различать этот звук среди других гласных звуков. | «Повтори» Учить воспроизводить один и тот же звук (А) с разной эмоциональной окраской. Взрослый показывает картинку и дает образец звучания ( А- плачет малыш, А- кричит ребенок, А- поет певица, А- качаем малыша, А- укололись иголкой), а затем просит ребенка воспроизвести образец. | Пропевание песен на гласную «а». Упражнение «Окно», «Старое дерево» на гласную «а». (Пропевание фонемы с помощью глиссандирующих восходящих и нисходящих движений.) |
Март 2 нед | | «Где стоит звук А в слове» Учить детей определять место звука в слове ( начало, конец) | «Сосчитай правильно» | Пропевание песен на гласную «а». Упражнение «Окно», «Старое дерево» на гласную «а». (Пропевание фонемы с помощью глиссандирующих восходящих и нисходящих движений.) |
Март 3 нед | | «Где стоит звук А в слове» (начало, середина, конец) | «Эхо» «Поймай звук». | Упражнение «Окно», «Старое дерево» на гласную «а». |
Март 4 нед | Звук О | «Эхо» Учить воспроизводить слоговые пары с наращиванием одного согласного звука ( для образования стечения) | «Повтори» (О- удивилась мама, О- стонет бабушка, О- поет певица, О- потягивается папа, О- кричит охотник). «Сосчитай правильно» Учить считать звуки. Взрослый воспроизво дит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствую щей цифрой. «Сосчитай правильно» | Упражнение на пропевание гласного звука «о» |
Апрель 1 нед | Звук У | «Поймай звук» Развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [у] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции). | «Сосчитай правильно» | Упражнение на пропевание гласного звука «у» |
Апрель 2 нед | | «Где стоит звук У в слове» (начало, середина, конец) | «Найди картинки со звуком У» | Упражнение на пропевание гласного звука «у» |
Апрель 3 нед | Звук И | «Поймай звук» Развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [и] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции). | «Найди картинки со звуком И» «Эхо» | Упражнение на пропевание гласного звука «и» |
Апрель 4 нед | | «Где стоит звук И в слове» (начало, середина, конец) | «Скажи как эхо» | Упражнение на пропевание гласного звука «и» |
Май 1 нед | Звук Ы | «Поймай звук Ы» Познакомить со звуком [ы], учить различать этот звук среди других гласных звуков. «Где стоит звук Ы в слове» | «Найди картинки со звуком Ы» «Эхо» | - |
Май 2 нед | Звук Э | «Поймай звук Э» Познакомить со звуком [э], учить различать этот звук среди других гласных звуков. | «Найди картинки со звуком Э» «Эхо» | - |
Май 3 нед | Дифференциация гласных звуков | « Определи какой гласный звук в середине слова» | «Раздай картинки» | - |