12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Надежда Александровна256
Россия, Вологодская обл., Череповец
7

Проект "Секреты бересты" для детей среднего дошкольного возраста.

Педагогический проект «Секреты бересты».

Тип проекта: Познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный.

Продолжительность проекта: 1неделя.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Актуальность проекта:

Еще совсем недавно, в каждой семье русского человека, можно было увидеть берестяные изделия в виде баночек, шкатулки для шитья, туеска, детской игрушки. Сегодня все это можно рассмотреть лишь на специально организованных выставках.

Березовая кора - береста - уникальный, долговечный и один из самых востребованных в народном творчестве материал. Благодаря эластичности, водонепроницаемости, термичности, легкости и красоте ее применяли в строительстве домов, сооружений, при изготовлении рыболовных орудий, домашней посуды и утвари, а также в сапожном деле. Береста долго оставалась одним из почитаемых поделочных материалов.

Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Используется все: кора, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. В бересте содержится бетулин, он оказывает антигрибковое противовоспалительное, антибактериальное, биоэнерготерапевтическое, противовирусное, заживляющее, болеутоляющее воздействие.

Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а, чтобы быть здоровыми. Например, знаменитый хирург Пирогов берестой лечил раны русских солдат, а генерал - майор медицины Вишневский создал мазь на основе бересты, благодаря которой раны быстрее заживали и не гноились. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем.

Учёными доказано, что береста дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках - и он сразу же успокаивается.

Проект «Секреты бересты» направлен на ознакомление детей с интереснейшей частью русской культуры - берестяным промыслом, на приобщение детей не только к художественной стороне берестяного промысла, но и к духовной культуре русского народа, к традициям.

Проект имеет направление развивать у ребят чувственно-эмоциональную сторону личности, воспитывать в детях чувства прекрасного. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что береза - один из главных поэтических образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях, береза - символ весны и Родины.

Дети узнают о свойствах бересты и способах заготовки, получат первоначальные умения работы с берестой, выполняя аппликацию. Важно, что практические действия с берестой, будут способствовать гармонизации внутреннего мира ребенка, будут укреплять его психологическое и физическое здоровье.

Цель:

Формирование знаний у детей среднего дошкольного возраста о бересте и изделиях из нее.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с историей возникновения берестяного промысла; с разными видами поделок из бересты.

- Дать представление об историческом времени и быте русского народа, о значении берестяных изделий в их жизни в прошлом и современном быту.

Развивающие:

- Развивать у детей познавательную активность, речь, внимание, наблюдательность, усидчивость, аккуратность и коммуникативные навыки, через продуктивную деятельность; желание самостоятельно узнавать что-то новое.

- Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

- Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Воспитательные:

- Приобщать детей к национальной культуре.

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; интерес к ремеслу народных мастеров, творчеству умельцев берестяного промысла.

Сотрудничество с семьёй:

- Вовлекать родителей в реализацию проекта через информационные листы, индивидуальные беседы.

- Предоставление фотографий для выставки «Я с красавицей берёзкой».

- Разучивание стихов и загадок по теме.

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

1.Составление перспективного плана по реализации проекта.

2.Подбор методического материала, иллюстративного материала, презентаций, художественной литературы, публицистического материала, музыкального материала.

3.Изготовление дидактических игр.

Основной этап:

1.Беседы:

- «История развития берестяных промыслов в России».

- «Виды изделий из бересты и их значение».

- «Береза и ее свойства».

2.Чтение художественной литературы:

- Н. Рубцов «Берёзы»;

- В. Бианки «Волшебная берёза»;

- А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»;

- С. Есенин «Белая берёза»;

- Прослушивание аудио рассказа М. Пришвина «Берестяная дудочка»; - Заучивание пословиц, загадок о лесе, о берёзе, о берестяном промысле. 3.Просмотр презентации:

- «Изделия из бересты»;

4.Наблюдения на прогулке «Рассматривание берёзы».

5.Музыкальная деятельность:

- Прослушивание песен:

«Баллада о берёзе» (музыка О. Фокина, слова А. Фаттах);

«Времена года» П.И. Чайковского.

- Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня); 6.Игровая деятельность:

- П/и «Беги к названному дереву».

- Словесная игра «Опиши изделие из бересты». - Д/игры: «Угадай, о чём я говорю» (изделия из бересты),

«Выбери, что сделано из бересты»,

«Чего не стало», «Четвертый лишний».

7.Продуктивная деятельность:

- Рисование «Красавица берёзка».

- Аппликация: «Корзинка».

Заключительный этап:

1.Оформление презентации «Знакомство детей с берестяными промыслами» (электронный вариант).

2.Фотовыставка "Я с красавицей березкой"

3.Выставка детских рисунков "Белая береза"

t1690604858ac.jpg
Используемая литература:

Клыков С.С. «Работа с берестой», Архангельск, 2005 г

Федосеева В.К. «Работа с берестой» Каргополь, 2008 г;

Финягин В.В. «Изделия из бересты. Уроки ремесла»

С. Шутихин «История берестяного промысла»;

Ю.М. Зыслин «Берестяная книга»;

В. Ярыш «Лапти»;

Перспективный план:

День недели

Формы и методы работы

Понедельник

1.Беседа «История развития берестяных промыслов в России».

2.ЧХЛ: Н. Рубцов «Берёзы»;

3.Д/и: «Выбери, что сделано из бересты».

4.П/и «Беги к названному дереву».

Вторник

1.Беседа «Виды изделий из бересты и их значение»

с просмотром презентации: «Изделия из бересты».

2.ЧХЛ: В. Бианки «Волшебная берёза»;

3.Д/и: «Чего не стало», «Четвертый лишний».

Среда

1.Беседа «Береза и ее свойства».

2.Наблюдения на прогулке «Рассматривание берёзы».

3.Рисование «Красавица берёзка».

4.ЧХЛ: С. Есенин «Белая берёза»;

Четверг

1.Аппликация: «Корзинка».

2.Словесная игра «Опиши изделие из бересты».

3.Заучивание пословиц, загадок о лесе, о берёзе, о берестяном промысле.

Пятница

1.Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня).

2.Викторина «Секреты бересты».




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.