Проект «Секреты бересты» для детей среднего дошкольного возраста
Педагогический проект «Секреты бересты».
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Продолжительность проекта: 1неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Актуальность проекта:
Еще совсем недавно, в каждой семье русского человека, можно было увидеть берестяные изделия в виде баночек, шкатулки для шитья, туеска, детской игрушки. Сегодня все это можно рассмотреть лишь на специально организованных выставках.
Березовая кора - береста - уникальный, долговечный и один из самых востребованных в народном творчестве материал. Благодаря эластичности, водонепроницаемости, термичности, легкости и красоте ее применяли в строительстве домов, сооружений, при изготовлении рыболовных орудий, домашней посуды и утвари, а также в сапожном деле. Береста долго оставалась одним из почитаемых поделочных материалов.
Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Используется все: кора, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. В бересте содержится бетулин, он оказывает антигрибковое противовоспалительное, антибактериальное, биоэнерготерапевтическое, противовирусное, заживляющее, болеутоляющее воздействие.
Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а, чтобы быть здоровыми. Например, знаменитый хирург Пирогов берестой лечил раны русских солдат, а генерал - майор медицины Вишневский создал мазь на основе бересты, благодаря которой раны быстрее заживали и не гноились. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем.
Учёными доказано, что береста дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках - и он сразу же успокаивается.
Проект «Секреты бересты» направлен на ознакомление детей с интереснейшей частью русской культуры - берестяным промыслом, на приобщение детей не только к художественной стороне берестяного промысла, но и к духовной культуре русского народа, к традициям.
Проект имеет направление развивать у ребят чувственно-эмоциональную сторону личности, воспитывать в детях чувства прекрасного. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что береза - один из главных поэтических образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях, береза - символ весны и Родины.
Дети узнают о свойствах бересты и способах заготовки, получат первоначальные умения работы с берестой, выполняя аппликацию. Важно, что практические действия с берестой, будут способствовать гармонизации внутреннего мира ребенка, будут укреплять его психологическое и физическое здоровье.
Цель:
Формирование знаний у детей среднего дошкольного возраста о бересте и изделиях из нее.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения берестяного промысла; с разными видами поделок из бересты.
- Дать представление об историческом времени и быте русского народа, о значении берестяных изделий в их жизни в прошлом и современном быту.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательную активность, речь, внимание, наблюдательность, усидчивость, аккуратность и коммуникативные навыки, через продуктивную деятельность; желание самостоятельно узнавать что-то новое.
- Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
- Совершенствовать навыки работы с ножницами.
Воспитательные:
- Приобщать детей к национальной культуре.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; интерес к ремеслу народных мастеров, творчеству умельцев берестяного промысла.
Сотрудничество с семьёй:
- Вовлекать родителей в реализацию проекта через информационные листы, индивидуальные беседы.
- Предоставление фотографий для выставки «Я с красавицей берёзкой».
- Разучивание стихов и загадок по теме.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
1.Составление перспективного плана по реализации проекта.
2.Подбор методического материала, иллюстративного материала, презентаций, художественной литературы, публицистического материала, музыкального материала.
3.Изготовление дидактических игр.
Основной этап:
1.Беседы:
- «История развития берестяных промыслов в России».
- «Виды изделий из бересты и их значение».
- «Береза и ее свойства».
2.Чтение художественной литературы:
- Н. Рубцов «Берёзы»;
- В. Бианки «Волшебная берёза»;
- А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»;
- С. Есенин «Белая берёза»;
- Прослушивание аудио рассказа М. Пришвина «Берестяная дудочка»; - Заучивание пословиц, загадок о лесе, о берёзе, о берестяном промысле. 3.Просмотр презентации:
- «Изделия из бересты»;
4.Наблюдения на прогулке «Рассматривание берёзы».
5.Музыкальная деятельность:
- Прослушивание песен:
«Баллада о берёзе» (музыка О. Фокина, слова А. Фаттах);
«Времена года» П.И. Чайковского.
- Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня); 6.Игровая деятельность:
- П/и «Беги к названному дереву».
- Словесная игра «Опиши изделие из бересты». - Д/игры: «Угадай, о чём я говорю» (изделия из бересты),
«Выбери, что сделано из бересты»,
«Чего не стало», «Четвертый лишний».
7.Продуктивная деятельность:
- Рисование «Красавица берёзка».
- Аппликация: «Корзинка».
Заключительный этап:
1.Оформление презентации «Знакомство детей с берестяными промыслами» (электронный вариант).
2.Фотовыставка "Я с красавицей березкой"
3.Выставка детских рисунков "Белая береза"
Используемая литература:
Клыков С.С. «Работа с берестой», Архангельск, 2005 г
Федосеева В.К. «Работа с берестой» Каргополь, 2008 г;
Финягин В.В. «Изделия из бересты. Уроки ремесла»
С. Шутихин «История берестяного промысла»;
Ю.М. Зыслин «Берестяная книга»;
В. Ярыш «Лапти»;
Перспективный план:
День недели | Формы и методы работы |
Понедельник | 1.Беседа «История развития берестяных промыслов в России». 2.ЧХЛ: Н. Рубцов «Берёзы»; 3.Д/и: «Выбери, что сделано из бересты». 4.П/и «Беги к названному дереву». |
Вторник | 1.Беседа «Виды изделий из бересты и их значение» с просмотром презентации: «Изделия из бересты». 2.ЧХЛ: В. Бианки «Волшебная берёза»; 3.Д/и: «Чего не стало», «Четвертый лишний». |
Среда | 1.Беседа «Береза и ее свойства». 2.Наблюдения на прогулке «Рассматривание берёзы». 3.Рисование «Красавица берёзка». 4.ЧХЛ: С. Есенин «Белая берёза»; |
Четверг | 1.Аппликация: «Корзинка». 2.Словесная игра «Опиши изделие из бересты». 3.Заучивание пословиц, загадок о лесе, о берёзе, о берестяном промысле. |
Пятница | 1.Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня). 2.Викторина «Секреты бересты». |