Проект «Безопасность на дороге»
Пояснительная записка
Дети – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются, именно, дети. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно лишь обучая детей Правилам дорожного движения с дошкольного возраста, воспитывая грамотных пешеходов.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами. Способствовать этому будет работа над данным проектом.
Тип проекта: творческо-информационный, краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели.
Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей по безопасности дорожного движения.
2. Продолжать знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
Возраст воспитанников 6-7 лет.
• Дать представление о детском дорожно-транспортном травматизме, причинах ДТП с участием детей.
• Закрепить знания о правах и обязанностях участников дорожного движения.
• Обучить самостоятельно давать оценку действиям участников дорожного движения : водителя, пешехода и пассажира.
• Расширить и закрепить знания о дорожных ситуациях - «ловушках» : закрытого обзора, в зоне остановки маршрутного транспорта, на пешеходном переходе, на углу перекрестка, у светофора, отвлечения внимания, понижения
внимания или “пустынная дорога”, подстерегающие возле дома, середины дороги, при движении вдоль проезжей части.
• Развивать умения определять и предвидеть опасность дорожной ситуации.
• Формировать самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом дороги.
• Расширить знания о работе регулировщика-инспектора ДПС.
• На прогулках закрепить знания о дорожных ситуациях - «ловушках», назначении дорожных знаков, правилах безопасного поведения на проезжей части дороги, регулировании дорожного движения.
• В рисунках, аппликациях передавать впечатления, полученные при наблюдении на прогулках и развлечениях. Заучивание стихов, беседе по дорожным ситуациям, рассматривании иллюстраций, отгадывании загадок, для закрепления новых понятий, слов, представлений,.
• Содействовать формированию умения фигурного вождения велосипеда.
Перечень знаний и умений по ПДД выпускников дошкольного образовательного учреждения.
Должны знать:
1. Основные части дороги – проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
2. Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где – транспорт.
3. Общие правила безопасной ориентации на дороге :
• не переходить проезжую часть дороги наискосок, а перекресток - по диагонали;
• не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части;
• не стоять близко у края тротуара, а также спиной к проезжей части;
• перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, и лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, постоянно контролируя дорожную обстановку;
• быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололеде, при плохом освещении и в вечернее время;
• дорогу нужно переходить, но не перебегать.
4. Светофоры транспортные и пешеходные, значение сигналов светофора.
5. Дорожные знаки и их значение : «Пешеходный переход» (их отличие, «Дети», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Жилая зона» (и «Конец жилой зоны», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пост дорожно-патрульной службы», «Полиция».
6. Правила перехода дороги по пешеходным переходам со светофором и без светофора, вне перекрестков и на перекрестках.
7. Где можно и где нельзя играть детям, и как безопасно играть в подвижные игры.
8. Требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются.
9. Другие участники дорожного движения могут ошибаться.
Должны уметь:
1. Правильно двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Определять наиболее опасные для пешеходов участки дорог, и места, где не следует переходить дорогу (вблизи крутых поворотов дороги; при наличии крупногабаритных транспортных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
3. Занимать правильное положение на дороге : прямо перед собой – пешеходный переход, напротив – светофор.
4. Выбирать наиболее безопасные маршруты движения (до детсада, школы и др.).
5. Безопасно выполнять переход дорог по обозначенным пешеходным переходам в сопровождении взрослых.
6. Оценивать скорость и направление движения автомобилей.
7. Определять безопасные для пешехода расстояния до движущегося транспорта.
8. Практически применять три главных правила безопасности на дороге :
• Не выходить на проезжую часть «с ходу». Всегда приостановиться, осмотреться с поворотом головы и прислушаться.
• Не выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или другой помехи обзору.
• Не отвлекаться, пока не закончишь переход дороги, даже если кто-то позовет.
9. При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе дороги в местах интенсивного движения транспорта.
Третий этап «Итоговый»
Провести итоговую диагностику для оценки знаний, полученных детьми с занесением данных в специальную карту развития или диагностический журнал.
Система мониторинга основывается на формировании у ребёнка основных интегративных качеств.