Проектная деятельность как способ достижения предметных результатовв рамках становления новой системы образования
Проектная деятельность как способ достижения предметных результатов в рамках становления новой системы образования
Научно-исследовательские условия: изучение работ по проектной деятельности ведущих специалистов в данной области поиск и обработка информации в сети Интернет работа с тематическими сайтами и электронными базами данных Организационно– педагогические условия: участие в работе педагогических сообществ, педагогических и методических советах проведение открытых уроков. взаимодействие с родителями. Методические условия: курсы повышения квалификации; публикация в методических сборниках.
Определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Пропедевтика реализации ФГОС ООО, в рамках которых проектная деятельность - ведущая Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно. Создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель—ученик, ученик—ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
Необходимость использования новых технологий в связи с модернизацией образования и переход на ФГОС второго поколения Необходимость использования новых технологий в связи с модернизацией образования и переход на ФГОС второго поколения Отработка новых методик Экспериментальное обоснование педагогических технологий
Все, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу это применить» Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве приоритетного направления и воспитательного процесса. Метод проектов позволяет формировать все четыре направления УУД. Проект – это пять «П» современного общего образования выделяют развитие личности учащегося, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД) как инвариантной основы образовательного
Создание условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках современных образовательных технологий Создание условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках современных образовательных технологий Разноуровневое обучение Проектная Проблемное обучение технология Здоровье-сберегающая Развивающее обучение Обучение в сотрудничестве
Цель - формирование устойчивого интереса к предмету и развитие познавательной активности. Цель - формирование устойчивого интереса к предмету и развитие познавательной активности. Задачи - создание условий, способствующих формированию устойчивого интереса к предмету; - развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом ; - вовлечение учащихся в коммуникативную деятельность; - контроль знаний и умений по пройденному материалу; - формирование в сознании учащихся достаточно полной информационной картины мира.
Диапазон: область применения проектной деятельности охватывает систему отдельных уроков и внеурочную деятельность. Взаимодействие педагога, детей и родителей позволяет вовлечь всех субъектов в социально – значимую деятельность. Новизна: проектная деятельность будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвт их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества .
1-й этап: 5-6 классы Самостоятельное выполнение заданий исследовательского и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя. 2-й этап: 7-8 классы 3-й этап: 9 - 10 класс Формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектную деятельность. Приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами проектной работы, обучение основам самостоятельной деятельности.
Проект разработали учащиеся 8 «а» класса: Лосева О, Смирнова А., Алексеева А Руководитель проекта: Коробко О.В
Результативность проектной деятельности Увеличение охвата учащихся, занимающихся проектной деятельностью Повышение качества освоения образовательных программ по информатике Повышение результативности в предметных конкурсах, НОУ, дистанционных олимпиадах
Результаты диагностики развития умений учащихся в процессе работы над проектами с 8 по 11 класс
Результаты исследования мотивации по методике Гинзбурга
Перспективы развития опыта разнообразить виды проектов (социальные, семейные, межпредметные, сетевые); разработка элективных курсов, формой отчетности которых будет защита проектных работ; руководство старшеклассников с развитыми проектными умениями работой над проектами младших школьников; создание широкомасштабных проектов межпредметной направленности. Расширить количество конкурсов, конференций, выступлений Представление опыта выступление на педагогическом совете школы выступление на школьных методических объединениях учителей Выступление на районных методических объединениях учителей химии
Использованная литература Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000. Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2014. — С. 100—116.
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23 Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41 Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65 Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84 Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157. http://www.fipi.ru - Федеральный Институт Педагогических Измерений. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://eng.1september.ru/ Газета для тех, кто преподает и изучает географию "1 сентября".
Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Формирование качественно нового выпускника - это формирование личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО: сформированность у выпускников основной школы «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемЫ». Стратегия развития образования до 2020 года
Требования Стандарта к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению метапредметные освоенные учащимися межпредметные понятия и УУД, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества предметные освоенные учащимися умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению
История возникновения и развития метода проектов Метод проектов зародился во второй половине века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи.
История возникновения и развития метода проектов Джон Дьюи считал, что строить обучение необходимо на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личного интереса именно в этом знании. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых ЗНАНИЯХ.
Построить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, опираясь на его личную заинтересованность в определённом знании для достижения конкретной цели и позволяет метод проектов. Построить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, опираясь на его личную заинтересованность в определённом знании для достижения конкретной цели и позволяет метод проектов. Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь.
Метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Меня учат Я учусь
Актуальность Определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Пропедевтика реализации ФГОС ООО, в рамках которых проектная деятельность - ведущая Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно.
Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО Основная метапредметная цель изучения любого школьного предмета: Сформированность у выпускников основной школы «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» Формирование проектной и исследовательской компетентности школьников
Требования к современному учителю демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д. Информационный и исследовательский проект Обзорный проект Продукционный проект Проекты-инсценировки, или организационные проекты по характеру результата по форме Разнообразие проектов
по профилю знаний проекты, затрагивающие 2-3 предмета, или общешкольные, планирующие решить достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Требуют четкой слаженной работы разных творческих групп, имеющих определенные исследовательские и проективные задания, хорошо продуманные формы презентаций. проводятся в рамках одного предмета, при этом выбираются сложные разделы и темы. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики должны будут приобрести. Разновидности проектов литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культуроведческие, спортивные и т.д. монопроекты межпредметные проекты Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др. Разнообразие проектов
по уровню контактов Внутриклассные, Внутришкольные или Региональные Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами. Разнообразие проектов
Долгосрочными (до года) групповые парные личностные По количеству участников Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (один-два месяца) По продолжительности Разнообразие проектов
проектная технология Проблемно-исследовательская Исследовать проблемы и проблемные ситуации Имитационного моделирования – Рефлексивная технология Уметь осуществлять анализ уже совершенной деятельности Деятельностная технология осознавать и определять цели деятельности, проектировать как, и с помощью чего можно их достичь Самоопределеческая Уметь самостоятельно и обоснованно делать выбор, самоопределяться в деятельности, способах, средствах, путях решения… Коммуникативная технология Уметь общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику и поиск решения Технология опыта Приобретать опыт решения жизненно важных проблем
Структура проектного урока
Проект – это «пять П »: Проект – это «пять П »: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.
I Проблемно – целевой этап (погружение в проект) Цель: подготовка обучающихся к проектной деятельности. Задачи: 1) определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; 2) создание группы (групп) обучающихся для работы над проектом.
Деятельность учителя 1. Отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся. 2. Побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. 3. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. 4. Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. 5. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. 6. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. 7. Консультирует обучающихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. 8. Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Деятельность обучающихся Деятельность обучающихся 1. Осуществляют вживание в ситуацию. 2. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. 3. Получают дополнительную информацию. 4. Определяют свои потребности. 5. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. 6. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. 7. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
II Планирование деятельности Цель : пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: 1) определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; 2) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; 3) распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Деятельность учителя 1. Направляет процесс поиска информации обучающимися. 2. Предлагает обучающимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. 3. Формирует необходимые специфические умения и навыки. 4. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Деятельность обучающихся 1. Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. 2. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. 3. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
III Реализация имеющегося плана Осуществление деятельности по решению проблемы Цель: разработка проекта. Задачи: 1) самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта; 2) промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Деятельность учителя Деятельность учителя 1. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся. 2. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. 3. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Деятельность обучающихся 1. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. 2. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). 3. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Оформление результатов Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: 1) анализ и синтез данных; 2) формулирование выводов.
Деятельность учителя 1. Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. 2. Помогает в обеспечении проекта. 3. Мотивирует обучающихся. Деятельность обучающихся 1. Оформляют проект, изготавливают продукт. 2. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. 3. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
IV Самооценка и рефлексия Презентация результатов Цель: демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: 1) подготовка презентационных материалов; 2) подготовка публичного выступления; 3) презентация проекта.
Деятельность учителя 1. Организует презентацию. 2. При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. 3. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. 4. Выступает в качестве эксперта. 5. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Деятельность обучающихся 1. Выбирают (предлагают) форму презентации. 2. Готовят презентацию. 3. Продолжают оформлять портфолио. 4. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). 5. Осуществляют защиту проекта. 6. Отвечают на вопросы слушателей. 7. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. 8. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ обучающихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности Цель: оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: 1) коллективное обсуждение результатов проекта; 2) самоанализ проектной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учителя 1. Оценивает обучающихся. 2. Мотивирует обучающихся. 3. Наблюдает и направляет процесс. Деятельность обучающихся 1. Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа.
Портфолио проекта Портфолио (папка документов) - это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий четыре блока: полный комплект проекта с приложениями (документы, демонстрационные материалы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки и пр.), доклад, тезисы, аннотацию. Грамотно оформленная проектная папка позволяет: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме проектов. Записи участников должны быть, по возможности, краткими – в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Результаты диагностики развития умений учащихся в процессе работы над проектами с 8 по 11 класс
Результаты исследования мотивации по методике Гинзбурга
Результативность проектной деятельности Увеличение охвата учащихся, занимающихся проектной деятельностью
Перспективы развития опыта разнообразить виды проектов (социальные, семейные, межпредметные, сетевые); разработка элективных курсов, формой отчетности которых будет защита проектных работ; руководство старшеклассников с развитыми проектными умениями работой над проектами младших школьников; создание широкомасштабных проектов межпредметной направленности. Расширить количество конкурсов, конференций, выступлений Представление опыта выступление на педагогическом совете школы выступление на школьных методических объединениях учителей Выступление на районных методических объединениях учителей химии
Результативность проектной деятельности Увеличение охвата учащихся, занимающихся проектной деятельностью Повышение качества освоения образовательных программ по биологии Повышение результативности в предметных конкурсах, олимпиадах и НОУ Увеличение охвата учащихся, занимающихся проектной деятельностью Повышение качества освоения образовательных программ по биологии Повышение результативности в предметных конкурсах, олимпиадах и НОУ
Основной тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»
Графика
Тип проекта: игровой мини проект для младших классов. Планируемый результат: закрепление навыков работы с графическим редактором. Цели: проверить и закрепить знания учащихся по теме «Графический редактор», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики. Задача: К новому году создать открытку с поздравлением для своих родителей/друзей. Используя все имеющиеся знания создать самое красивое поздравление в свободном виде. Проект «Новогодняя открытка»
Тип проекта: мини проект. Планируемый результат: закрепление навыков работы с видеоредактором или программой для создания презентаций. Цели: проверить и закрепить знания учащихся по теме «Видеоредактор» или «Презентации», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики. Учебно-педагогическая задача: создать видеофильм или презентацию о жизни класса/школы. Видеофильм «Жизнь класса»
Тип проекта: игровой мини проект. Планируемый результат: осознанный и самостоятельный выбор учениками инструментов необходимых для выполнения задания. Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Текстовый редактор», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики. Задача: используя рекламные объявления разных фирм, создать наиболее точную копию данного объявления, а также создание нового более красивого объявления. Данный проект может быть закрепляющим по теме «Текстовый редактор». Учащиеся предварительно изучают рекламные объявления разных фирм, рекламные буклеты и выбирают инструменты необходимый им для создания копии объявления и для создания нового. Проект «Реклама»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия: изучение работ по проектной деятельности ведущих специалистов в данной области поиск и обработка информации в сети Интернет работа с тематическими сайтами и электронными базами данных Организационно– педагогические условия: участие в работе педагогических сообществ, педагогических и методических советах проведение открытых уроков. взаимодействие с родителями. Методические условия: курсы повышения квалификации; публикация в методических сборниках.
19.3.19
19.3.19
19.3.19
19.3.19
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Необходимость использования новых технологий в связи с модернизацией образования и переход на ФГОС второго поколения Отработка новых методик Экспериментальное обоснование педагогических технологий
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования - основной тезис современного понимания педагогических технологий заключается в том, чтобы найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. Все, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу это применить»
Ведущая педагогическая идея Создание условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках информатики современных образовательных технологий Разноуровневое обучение Проектная Проблемное обучение технология Здоровье-сберегающая Развивающее обучение Обучение в сотрудничестве
Цель и задачи педагогической деятельности Цель - формирование устойчивого интереса к предмету и развитие познавательной активности. Задачи - создание условий, способствующих формированию устойчивого интереса к предмету; - развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом ; - вовлечение учащихся в коммуникативную деятельность; - контроль знаний и умений по пройденному материалу; - формирование в сознании учащихся достаточно полной информационной картины мира.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Диапазон: область применения проектной деятельности охватывает систему отдельных уроков и внеурочную деятельность. Взаимодействие педагога, детей и родителей позволяет вовлечь всех субъектов в социально – значимую деятельность. Новизна: проектная деятельность будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества .
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Целевое назначение - через индивидуализацию практико-ориентированного обучения мотивировать учащихся к научному исследованию, обеспечить усвоение не только основ наук, но и самого процесса получения знаний, развить познавательные и творческие способностей учащихся. Место в структуре образовательного процесса Технология проектной деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать проект в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной исследовательской работы ученика в развитой информационной среде.
Этапы работы по разработке и реализации проектной деятельности 1-й этап: 5-6 классы Самостоятельное выполнение заданий исследовательского и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя. 2-й этап: 7-8 классы 3-й этап: 9 - 10 класс Формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектную деятельность. Приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами проектной работы, обучение основам самостоятельной деятельности.
Литература Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23 Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41 Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65 Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84 Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157. http://www.fipi.ru - Федеральный Институт Педагогических Измерений. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://eng.1september.ru/ Газета для тех, кто преподает и изучает географию "1 сентября".