12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вильмс Надежда Геннадьевна59
2

Статья на тему «Проектная деятельность на уроках литературы» (7 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная деятельность на уроках литературы

 

Надежда Геннадьевна Вильмс

 

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия №62», Новокузнецк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от привычного, так называемого, традиционного урока. Что же такое этот современный урок, как его выстроить, каким содержанием наполнить?

В соответствии с ФГОС уроки литературы должны способствовать личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают «культурную самоидентификацию школьника», призваны максимально включать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, поддерживать стремление выразить себя в слове.

Литература как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Использование технологии решения проектных задач позволяет добиться тех целей, которые ставит перед нами современное образование.

Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, школьник фактически осваивает основы способа проектирования.

Вторая ступень школьного образования яв­ляется исключительно благоприятным периодом для развития ком­муникативных способностей, сотрудничества, кооперации между детьми, что позволяет успешно входить в проектную деятельность.

Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование универсальных учебных действий, ученик приобретают качества, необходимые успешному человеку ХХI века: самостоятельность, активность, ответственность, умение использовать ИКТ в творческой и исследовательской деятельности.

Таким образом, проект позволяет решить предметные, метапредметные и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал.

При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

На уроках могут использоваться разные виды проектов:

Практико-ориентированные (журнал «Шаги», копилки пословиц и поговорок, сборники стихотворений разных авторов, объединенные одной темой).

Творческие (инсценировки, сочинения, творческие работы разных жанров).

Игровые (игры для уроков «Народ против», «Брэйн-ринг»).

Исследовательские (научно-исследовательские работы).

Сетевые проекты («Секрет Антипыча»)

По количеству участников проекты могут быть личностными, парными, групповыми.

В течение учебного года в 5 классе на уроках литературы ребята работали над несколькими проектами. Одним из самых удачных стал проект «Добрая сказка», где ученики продемонстрировали умения строить письменные высказывания, выдерживая стиль и основные жанровые признаки сказки.

Первым этапом работы над проектом является проблематизация. На этом этапе необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Она должна быть личностно значимой для обучающихся. В ходе работы ребята определили, что современное общество уделяет недостаточное внимание изучению литературных памятников народной культуры. Жанр волшебной сказки незаслуженно забыт, почти не развивается. Утрачен интерес к чтению. Современное молодое поколение не знает традиционные народные литературные жанры. Потомки забывают о культурном наследии отцов. Ситуацию нужно исправлять. Но как это сделать?

Так как проблема актуальна для каждого, ребята были мотивированы на поиск решения. Поставлена цель: обучающиеся 5Б класса должны не только познакомиться с законами жанра волшебной сказки, но и попытаться создать свои произведения. Конечным продуктом проектной деятельности должен стать сборник сочинений в жанре волшебной сказки, который будет помещен в гимназический альманах «Шаги».

На этапе планирования очень важно верно определить шаги, которые приведут к цели. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта был разбит на отдельные этапы:

1. Знакомство с жанровыми особенностями волшебной сказки.

2.Анализ нескольких волшебных сказок.

3.Создание текстов собственного сочинения в соответствии с жанровыми особенностями волшебной сказки.

4. Создание сборника сказок.

Далее ребята приступили к реализации проекта. Итогом этой работы стало представление его перед одноклассниками. Ребята решили, что написанные сказки должны войти в раздел «Добрая сказка» гимназического журнала «Шаги».

Открыв эти страницы, читатель попадет в прекрасный мир, где волшебство переплетено с реальностью, юмор с мудростью, где добро должно побеждать зло, а добродетель – торжествовать.

Почему для работы по этой теме был выбран метод проектов, а точнее, метод решения проектной задачи? Он позволяет реализовать цели, которые ставит перед нами современное образование:

научить самостоятельно выявлять проблему;

находить способы её решения;

применять на практике полученные теоретические знания.

Проект дает возможность ребятам в процессе деятельности усвоить основные признаки жанра волшебной сказки, определять тему, идею текста, оценивать его композицию, совершенствовать   навыки  анализа литературного текста, создавать собственный текст в соответствие с законами жанра.

В ходе проекта решались предметные, метапредметные и личностные задачи. Кроме непосредственных знаний по литературе, связанных с особенностями жанра волшебной сказки, ребята расширили свои практические навыки в создании собственных творческих работ, научились сотрудничать с одноклассниками и взрослыми людьми. Но, прежде всего, проект позволил формировать нравственные качества обучающихся, воспитывать чуткое отношения к истории, культуре и традициям своей страны.

Очень важна роль учителя в ходе проектной работы. Так как работа планировалась с пятиклассниками, нужно было учесть их возрастные особенности. Учитель должен стать для ребят коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс и выполняет заранее оговоренную часть работы. Это отношения равных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом, подпитываются энтузиазмом друг друга.

Использование технологии решения проектных задач показало свою эффективность. Усвоение знаний происходило не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.

Литература

1. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя / Д. Бретт. - М.,1997 – 145с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич- Евстигнеевой - СПб.: Речь, 2004 – 231с.

 

t1706792405aa.jpg

t1706792405ab.jpg

t1706792405ac.jpg

t1706792405ad.jpg

t1706792405ae.jpg

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.02.24 в 02:37 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.