Презентация на тему «Проектный метод обучения как средство повышение качества образования на уроках физики»
Пояснительная записка к презентации
Слайд 2
Тема доклада Проектный метод обучения
Докладчик Дрыга В.А.
Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Шамова Татьяна Ивановна — Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор.
Слайд 3 Проектная деятельность
На протяжении нескольких десятков лет в сфере образования происходила своеобразная эволюция обучения. Педагоги стремятся приспособиться к жизни в новых условиях.
В настоящее время существует множество подходов к обучению студентов и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Одним из таких подходов является метод проектной деятельности.
Метод проектов не является новым, так как он появился еще в начале XX века, в связи с тем, что он был совершенно неактуален в те дни его, не использовали. В 1931 году постановлением ЦК ВКП (Центральный Комитет Всероссийской Коммунистической Партии) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Практически век спустя, метод проектной деятельности появляется вновь и начал применяться в школах всех стран мира.
Для того чтобы сделать выбор и понять, актуален ли данный метод обучения в наши дни, необходимо знать все преимущества и недостатки данной системы образования.
Слайд 4 Проект
Проект - Это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией
В проектной деятельности существуют свои преимущества, и недостатки. С одной стороны, перед студентом отрываются новые возможности: он может развить в себе качества лидера, самостоятельность, организованность, креативность и многие другие таланты. С другой стороны, организовать такое обучение невероятно трудно.
Далеко не у каждого преподавателя есть возможность посвятить разработке новой концепции урока достаточное количество времени, и далеко не каждый обучающийся способен выдержать такие нагрузки.
Слайд 5 Метод проектов
Это целенаправленная учебная или самостоятельная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной надпредметной основе.
Слайд 6 Недостатки проектной деятельности
- Отсутствие критериев оценки в связи с тем, что такие задания не являются стандартизированными.
- Повышенная нагрузка на преподавателя, ведь проведение урока требует определенной подготовки со стороны преподавателя, затрат его физических и моральных сил.
- Перегрузка обучающихся, ведь исследовательская работа – это кропотливый труд. Требуется много времени и сил для того, чтобы найти необходимую литературу, выбрать подходящие источники, проанализировать написанное и сделать соответствующие выводы. К тому же зачастую обучающимся требуется представить свои работы в виде презентации или доклада, что для многих обучающихся является очень сложной задачей.
- Стрессовые ситуации у студентов, во время обучения, также достаточно частое явление. В связи с возможными перегрузками в колледже, а также из-за потери веры в себя или разочаровании в своих силах, ребенок, в особенности подросток, может уйти в депрессивное состояние. Важно отметить, что такое случается лишь с эмоционально лабильными детьми.
- Психологические проблемы коммуникации.
- Невозможность изучать «классические» предметы и отсутствие подготовки к экзаменам государственного образца.
Слайд 7 Преимущества проектной деятельности
- Развитие навыков самоконтроля и самообразования. Американские исследования выявили, что обучающиеся из классов, в которых использовался метод проектной деятельности, были более самостоятельными, ответственными и организованы.
- Развитие навыков групповой деятельности. Метод проектной деятельности подразумевает не только индивидуальную работу, но и работу в команде, группе. Таким образом, данный метод помогает обучающимся самостоятельно принять решения о необходимости выбора лидера команды и распределении обязанностей, что подготавливает студентов к работе в коллективах.
- Метод проектной деятельности взращивает интерес к познавательной деятельности, ведь обучающиеся самостоятельно решают, что и каким образом они будут учить. Также, у обучающихся развивается критическое мышление в связи с тем, что обычно они используют несколько источников литературы, для выполнения поставленных задач.
- Метод проектной деятельности моделирует реальные условия: постановка задачи - получение результата; что является невероятно важным, ведь в настоящее время, действия всех топ - менеджеров и руководителей фирм направлены на получение результатов. Человеку уже нет необходимости стоять за станком и конструировать 1000 деталей за час на автомате. Он должен придумать, каким образом ему следует оптимизировать свою деятельность для повышения личной эффективности.
- Метод позволяет развить креативность, нестандартное решение. И действительно, к решению одной и той же задачи можно подходить различными путями. Таким образом, студент сам принимает решение, какой именно путь кажется ему наиболее выгодным. Благодаря возможности самовыражаться часто открываются скрытые таланты: способности руководить, объединять коллектив, генерировать необычные идеи, просчитывать риски и возможную выгоду.
Слайд 8 Условия применения метода проектов
- Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания
- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная)
- Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании
- Структурирование этапов выполнения проекта
- Самостоятельная деятельность студентов в ситуации выбора
Слайд 9 Цель применения проектного метода обучения
- Обобщение ОК и ПК для самостоятельной деятельности по изготовлению изделий из любых материалов;
- Развитие творческого мышления, исследовательских навыков, умений интегрировать свои знания;
- Формирование у студентов качеств творчески думающей, активно действующей и адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально – экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Слайд 10
Катушка Тесла представляет собой высокочастотный резонансный трансформатор без ферромагнитного сердечника, с помощью которого можно получить высокое напряжение на вторичной обмотке. Под действием высокого напряжения в воздухе возникает коронный разряд. Работа трансформатора Тесла весьма схожа с принципом качелей: если качели раскачивать с определённой силой, но при этом не отпускать - высота подъёма будет равна максимальному усилию, необходимому для их раскачки. Если же качели не поддерживать, а дать им совершать вольные колебания и в необходимые моменты прилагать усилия - во много раз амплитуда качания будет усилена. Таким образом на практике можно показать практическую значимость физики.
Слайд 11 Спасибо за внимание