12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никифорова Елена Ивановна19
0

Выступление на тему «Профилактика социального сиротства: актуальная проблема современности»

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА:

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

 

Социальное сиротство является одной из ключевых социальных проблем современного российского общества.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети – сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребенок, потерявший родителей, это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка. Семья – главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка.

В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия: «сиротство» и «социальное сиротство».

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

 

Виды сиротства:

собственно сироты – это дети, чьи родители умерли;
дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
дети родителей, лишенных родительских прав;
дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;
домашние сироты–дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним. В лучшем случае, они чужие друг другу, в худшем – находятся в антагонистических отношениях. Антагонизм – соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия.

 

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников.

В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами:

Первая причина, общая для многих стран, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости.

Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

 

К причинам социального сиротства относятся:

1. Добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка, отказ от новорожденного в родильном доме.

2. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
10 3. Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях.

 

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1. Социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.

2. Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах) или замещающих семьях.

3. Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку.

4. Снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги.

5. Неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6. Исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства.

7. Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности.

8. Рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи.

Семейное неблагополучие – источник социального сиротства. Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы.

Первая группа – семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

Вторая группа – семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них нарушены ценностные установки и поведение родителей.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста социального сиротства и повышения эффективности его профилактики.

 

Основанием для осуществления деятельности по выявлению случаев семейного неблагополучия и организации работы с семьями и
несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, является
поступление в органы и
учреждения системы профилактики в соответствии с их компетенцией информации о нахождении несовершеннолетнего в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, содержащейся в:

- обращении несовершеннолетнего либо его родителей (иных законных представителей) об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики;
- информации, обращениях (устных и письменных) иных государственных органов и организаций (включая образовательные организации), негосударственных организаций;
- обращениях (устных и письменных) граждан, в том числе родственников несовершеннолетних;
- приговоре, решении, определении или постановлении суда;

- информация территориального органа МВД России, свидетельствующем о нахождении ребенка в социально опасном положении;
- средствах массовой информации.

 

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм профилактики социального сиротства. Гораздо эффективнее выявить такие семьи на ранних стадиях кризиса, помочь им мобилизовать внутренние ресурсы, а если таковых нет, то предоставить необходимую помощь, нежели работать с семьей, когда встает вопрос об изъятии ребенка из семьи.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы, ведущие к социальному сиротству.

Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.

Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Выделяют следующие виды профилактической деятельности:

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье).

Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемым в практике социальной работы.

Существует два этапа профилактической работы:

Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия.

Вторым этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности, характеристики несовершеннолетнего, отношения его к учебе, к родителям, труду, состояния здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин.

Профилактическая работа с неблагополучными семьями является приоритетным направлением в предупреждении и предотвращении
социального сиротства. Наиболее эффективно данная работа будет строиться на основе межведомственного взаимодействия различных органов и организаций по работе с семьей.

Реализация комплексных мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, целенаправленная деятельность органов исполнительной власти позволят достичь
определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в работе с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

 

Место социальной работы в профилактике социального сиротства.

 

Социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

В нашей стране существуют различные формы жизнеустройства детей-сирот, к ним относятся: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие в себе элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Говоря, не закреплённым законодательно термином, любая семья, в которую помещается ребёнок – сирота или ребёнок, оставшийся без попечения родителей, является замещающей семьёй, кроме усыновления.

Так как в ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области основной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и детей – сирот, является опека, то мы будем говорить об обучающихся, находящихся под опекой.

Под опекунской семьей в настоящее время понимается ближайшее окружение ребенка-сироты. В процессе взаимодействия опекунов и ребенка происходит его социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.

В связи с этим, опекунская семья заслуживает особого внимания со стороны социального педагога. Для решения возникающих проблем в опекунских семьях необходима специальная подготовка, способствующая созданию лучших условий жизнедеятельности семьи, возможности саморазвития, защите её прав и интересов. Для наибольшей эффективности своей деятельности социальному педагогу необходимо владеть различными формами и методами работы с опекунскими семьями.

Целью работы социального педагога с семьёй, где воспитываются дети, находящиеся под опекой, является создание благоприятных условий для жизни и здоровья ребёнка, для успешной его социализации путём оказания помощи семье в решении возникающих проблем.

В целях защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях, организована работа по осуществлению контроля за условиями образования, воспитания и содержания детей, исполнением опекунами своих обязанностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Знакомство с опекунами, установление доверительных отношений. Сбор необходимой информации о семье, воспитывающей ребёнка, находящегося под опекой (информация о членах семьи, обстоятельствах, при которых ребёнок оказался без попечения родителей и пр.).

Анализ, отбор и систематизация информации, создание базы данных семей, воспитывающих детей, находящихся под опекой.

Контроль за исполнением обязанностей опекунов по воспитанию и обучению опекаемого/подопечного ребёнка.

Взаимодействие с Управлением социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа как органом опеки и попечительства, ведомствами системы профилктики по вопросам оказания помощи семьям, воспитывающим детей, находящихся под опекой.

 

Работа с семьёй опекаемого ребёнка строится на основании таких принципов как:

Принцип природосообразности. Данный принцип необходим в работе социального педагога, так как, в первую очередь, социальным педагогом учитываются индивидуальные и возрастные особенности опекаемых детей и их опекунов. Зачастую опекуны являются людьми преклонного возраста и во многих случаях возникают конфликтные ситуации на фоне недопонимания между ребёнком и взрослым, именно поэтому в работе с такой семьёй необходимо учитывать возрастные особенности.

Принцип полисубъектности, который предполагает разностороннее межведомственное взаимодействие для оказания помощи семье, где воспитывается опекаемый ребёнок.

Принцип диалогичного общения. Этот принцип предполагает общение между участниками образовательного процесса друг с другом, как с близкими людьми, он позволяет выстраивать доверительные отношения и настраивает на продуктивное взаимодействие.

Принцип систематичности во взаимодействии с семьёй, который предполагает четкую последовательность действий в работе и рациональный подбор методов и приёмов для работы с семьёй.

Принцип конфиденциальности.

В своей работе социальный педагог использует следующие методы:

методы диагностики: опрос, анкетирование, беседа, тест;

методы воспитания: убеждение, положительный пример, содействие, поощрение и наказание, дискуссия, объяснение и др.;

организационные методы: консультирование, контроль. Основной формой работы с опекунской семьёй является посещение семьи на дому (социальный патронаж), позволяющей установить и поддерживать связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем «лежит на поверхности».

Деятельность социального педагога с опекаемыми детьми и их семьями строится следующим образом:

В начале каждого учебного года производится сбор и обработка информации о составе обучающихся ОУ, их семьях. Классным руководителям раздаются специальные бланки (социальные карты и паспорта классов), в которых они отражают информацию о социальном составе класса (категории семей обучающихся, наличие инвалидности у обучающихся и членов семьи, наличие регистрации на территории муниципального образования, РФ).

Таким образом, социальный педагог получает первичную информацию о социальном составе классов и школы в целом.

После обработки полученной от классных руководителей информации, организуется знакомство с семьями, в которых воспитываются дети под опекой, происходит отбор необходимой информации для формирования базы данных в школе по опекаемым детям. Затем информация подаётся в отдел опеки и попечительства УСЗН администрации Шебекинского городского округа: характеристики на опекаемых и их семьи, справки, подтверждающие обучение детей в школе.

База данных обучающихся, находящихся под опекой формируется следующим образом.

После получения необходимой информации об обучающемся и его семье, формируется пакет документов, в который входит, помимо личного дела, характеристика на обучающегося и его семью; в школе утверждается план работы классного руководителя, социального педагога с данной семьёй; акты изучения жилищно-бытовых условий подопечного; протоколы бесед с обучающимся, его семьёй; постановления КДН и ЗП (если обучающийся состоит на учёте); ведомости успеваемости за каждую четверть и год, собираются в папку классного руководителя и соц.педагога.

Таким образом, работу с опекаемыми детьми можно представить так:

Составление плана работы с каждым ребёнком и его семьёй в начале учебного года или при зачислении ребёнка в школу.

Изучение ЖБУ семьи (не реже, чем 2 раза в течение учебного года).

Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости), консультации по вопросам воспитания и обучения.

Наблюдение во время учебных занятий за опекаемыми с целью получения информации о наличии у них необходимых учебных принадлежностей, о работе на уроке, дисциплине и взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.

Проведение бесед с классными руководителями об участии опекаемого ребёнка в жизни класса, школы, его активности на уроках и классных часах.

Два раза в год подготовка документации для органов опеки и попечительства (справки, подтверждающие обучение ребёнка в школе, характеристика на ребёнка).

Вовлечение опекаемых детей в работу кружков, внеурочных занятий и секций.

Работа с опекунами на родительских собраниях (помощь в подготовке к ГИА, помощь в осуществлении межведомственного взаимодействия и пр.).

Профориентационная работа с выпускниками 9 -11 классов.

Работа с обучающимися по профилактике правонарушений, и пропусков учебных занятий без уважительных причин.

 

По состоянию на сентябрь 2022-20230 учебного года в школе обучается 9 несовершеннолетний, находящийся под опекой. Обучающиеся, находящиеся под опекой, вовлекаются в различные виды деятельности на базе школы: выступления на школьных мероприятиях, посещение внеурочной деятельности, областные и районные спортивные мероприятия, т.е. также ведётся работа по организации досуга обучающихся, находящихся под опекой. Таким образом, опекаемые дети находятся в центре внимания не только во время образовательного процесса в школе, но и во внеурочной деятельности.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

 

1. Конституция Российской Федерации
2. Семейный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Федералный закон от 24.07.1998 г. № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
6. Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
7. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
8. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации»;
9. Нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.