План-конспект обобщающего урока в 9 классе «Выбор профессии. Многообразие мира профессий»

1
0
Материал опубликован 10 December 2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №21"

 

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

тема: "Выбор профессии"

«МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ»

9 "а" класс

2015-2016 учебный год

Классный руководитель: Поштариков А.А.


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА В 9 КЛАСССЕ ПО ТЕМЕ «МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ»

Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания учащихся о профессиях;

- познакомить с новыми современными профессиями;

- формировать интерес к профессиям;

Развивающие:

-развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,

самостоятельность; культуру речи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах;

- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

- активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных

профессий;

- воспитывать уважение к своим товарищам.

Тип урока: обобщение знаний по теме (урок учёта и контроля ЗУН)

Вид урока: интеллектуальная игра «Звёздный час»

Форма урока: групповая

Оборудование: сигнальные карточки с номерами от 0 до 6; жетоны-«звёзды», памятки, картинки с изображением людей разных профессий (для оформления доски),

ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран. Презентация (Приложение 1)

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент:

Приветствие

Психологический настрой на урок

Вводная часть:

Обозначение учащимися темы урока

Целеполагание.

Беседа из истории профессий и труда

Основная часть:

Ознакомление с правилами игры

Ход игры

Подведение итогов игры

Награждение команд

Итог урока. Рефлексия.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент: (слайд1)

- Добрый день! Я рад встрече с Вами!

- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера.

II. Вводная часть. Обозначение темы урока учащимися:

- Посмотрите на экран (слайд 2). Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (ответы учащихся)

- Правильно, тема урока: «Обобщение знаний по теме «Многообразие мира профессий». ( слайд 3).

- В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.

-Сегодня на уроке вы узнаете многое о профессиях - о тех, которые появились недавно, о тех, которые «ушли в прошлое». Может быть, после сегодняшнего урока, вы определитесь с выбором будущей профессии.

- Цитата дня: (слайд 4) «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

Дж. Голсуорси.

Беседа «Из истории появления профессий и труда»:

- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)

(показ изображений древнего человека - слайд 5)

- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

- И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся особый талант (показ людей разных современных профессий). ( слайд 6-12)

III. Основная часть:

- Сегодня уроке мы поиграем. У вас есть возможность проявить свои таланты и показать знания о мире профессий. Наступил ваш «Звёздный час». ( слайд 13)

-Разделимся на 4 команды (даны 4 разрезных картинки с изображением профессий – учащиеся находят свои части и складывают полную картинку). Придумайте названия своим командам, выберите командира.

- Объясняю правила игры. В игре три тура и финал. Команды выбывать из игры не будут, т.е. все команды дойдут до финала. Вам будут предложены различные задания, за каждый правильный ответ команда получает звезду. У вас на столах лежат сигнальные карточки с номерами, с помощью их вы будете отвечать на поставленные перед вами задания. Карточка «0» означает, что правильного ответа не существует.

- Начнём игру.

I тур: «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ» (слайды 14-15)

- Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову.

ЗАДАНИЕ 1:

(слайды 16)

- Я буду зачитывать определения, а вы должны найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то,  чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.

Этот тип включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

(человек-техника)

Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

(человек -художественный образ)

Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

(человек –человек)

Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

(человек-природа)

- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».

(Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)

Задание 2: (слайд 17)

(слайды 18-22)

- Внимание на экран! Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, какой из предметов лишний.

Для справки:

Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.

Бионик - специалист в области бионики (научной дисциплины, связанной с поиском возможностей решения различных инженерных задач на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов).

Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.

Риэлтер - специалист по сделкам с  недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.

Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.

II тур: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ» (слайд 23)

Задание 1: (слайд 24)

- Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.

( слайд 25)

- Внимание на экран!

Андеррайтер

2. Маркшейдер

3. Тестер

4. Коммивояжёр

5. Мерчендайзер

6. Супервайзер

- Слушаем внимательно задание и поднимаем сигнал с номером ответа:

Характеристика профессии

правильного ответа

1. Специалист по строительству подземных сооружений

2

2. Специалист, призванный обеспечить отличное качество программного продукта

3

3.Специалист в области страхования, описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель.

1

4. Руководитель группы торговых представителей, промоутеров

6

5. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле

5

6. Разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца)

4

 

Задание 2: (слайд 26)

- Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо поднять карточку-сигнал с номером правильного ответа.

(слайды 27-31)

* Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?

1. кузнецы;

2. алхимики;

3. цирюльники;

4. портные.

* Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?

1. хранитель;

2. реставратор;

3. экскурсовод;

4. ресторатор.

(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).

* Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

1. тамада;

2. конферансье;

3. диктор;

4. спикер.

* Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

1. провизор;

2. прозектор;

3. проректор;

4. продюсер.

* Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

1. полотёр;

2. учитель;

3. посудомойка;

4. сторож.

(сокращение от словосочетания «школьный работник»)

III тур «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ» (слайд 32)

- Угадайте профессии известных людей. (слайд 33)

(слайды 34-39)

ФИНАЛ (слайды 40-41)

- За 2 минуты составить как можно больше слов из слова ПРОФЕССИОНАЛ. Команда может использовать одну «звезду» за дополнительную букву. За самое длинное слово команда получает «звезду».

Ответы: ион, лес, лис (а), нос, оса, фен, фон, офис, сало, сено, соло, сила, слон, посол, просо, спил, силос, сифон, финал, флора, полено и т.д.

Подведение итогов игры, награждение победителей: - Подсчитайте количество заработанных жетонов- «звёзд». Команда-победитель получает приз, все участники игры поощряются сладкими призами. Все учащиеся получают памятку «Как правильно выбрать профессию» (Приложение 2).

IV.Итог урока. Рефлексия.

- Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 42)

- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).

- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке! (слайд 43)

Презентация (Приложение 1)

Используемая литература:

Ерёменко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Волгоград: Изд. «Панорама», 2006.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение,1985.

Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Профориентационная работа в школе: метод.пособие/ Е.В.Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.

Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб.пособие для ст.кл. сред.шк. –М.: Просвещение, 1991.

Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) : Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. Ред. Л.А. Обуховой. –М.: Вако, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.