Сценарий профориентационного урока для 9 класса «Выбор профессии. Знакомство с профессией»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №21"
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
тема: "Выбор профессии"
«Знакомство с профессией»
9 "а" класс
2015-2016 учебный год
Классный руководитель: Поштариков А.А.
«Знакомство с профессией»
урок-диспут для учащихся 9 классов
Цели:
1. Оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Выработать у школьников сознательное отношение к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
3. Научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
4. Выработать умение высказывать свою точку зрения на рассматриваемые вопросы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, книжная выставка «Кем стать», брошюры «Калейдоскоп профессий», тексты стихотворений В. Маяковского «Кем быть?».
Эпиграф к мероприятию: «Существуют тысячи профессий. Хочешь выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь, из чего!»
А. Грецов. Выбираем профессию.
Ход мероприятия
Слово учителя. Скоро вы закончите школу. И перед вами станет непростой вопрос: кем стать? Кто-то из вас последует совету родителей, родственников, друзей, кто-то выберет модную профессию, отдавая дань времени, а кто-то в свою очередь прислушается к самому себе, проанализирует свои умения, предпочтения. Но каждому из вас потребуется квалифицированная помощь специалиста-профориентатора. Сегодня я предлагаю вам немного поговорить, обсудить, подискутировать на тему: «Моя будущая профессия». Я надеюсь, что многим из вас будет полезна наша встреча и вы вынесете много полезного для себя.
Для начала предлагаю вам разобраться в том, чем же отличаются друг от друга слова «профессия, специальность, должность».
- Ребята, как вы считаете, чем они отличаются друг от друга? (ответы учащихся)
Термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе означает «объявляю своим делом». В человеческом обществе профессии появились с разделением труда, когда одни люди стали заниматься земледелием, другие – скотоводством, третьи – различными ремеслами. Накопленные в каждой профессиональной среде знания и умения передавались от поколения в поколение. В. Даль в своем словаре русского языка определил профессию как «промысел, сословное занятие». Итак, профессия – это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества.
В рамках той или иной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специальности работника, т. е. наличия у него специальных знаний, умений и навыков. Например, профессия слесарь включает в себя специальности: автослесарь, слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик и др. Профессию и специальность нельзя путать с должностью, которую человек может занимать в организации или фирме. Должность – это служебное положение, место и связанные с ним служебные обязанности. (Лекция сопровождается показом презентации)
- Ребята, что для вас играет решающую роль при выборе будущей профессии? С кем вы советуетесь, где черпаете информацию для себя? (высказывания учащихся)
- А чем руководствовались при выборе своей профессии наши гости? (высказывания гостей)
- Как вы считаете, влияет ли выбор профессии на дальнейшую судьбу человека?
(- думаю, играет огромную роль, ведь от твоего морального удовлетворения своей работой зависит многое: здоровье, эмоциональное состояние, твое материальное состояние;
- моя мама в молодости выучилась на медсестру по совету родителей, но так и не смогла работать по специальности, т. к. не было ни желания, ни достаточных знаний. Впоследствии переучилась и стала отличным педагогом. Теперь работает в школе. Я сама решу, кем мне стать;
- кто-то выучится на экономиста или юриста и так и не найдет работы по специальности и пойдет работать на рынке, а кто выучится на штукатура-маляра и будет отлично зарабатывать).
- Должен ли человек подумать о будущей профессии со школьной скамьи? (Высказывания учащихся и гостей)
- Нужен ли в школьной программе курс профориентации? (Высказывания учащихся и гостей)
Слово учителя. Да действительно, большинство из вас согласятся со мной. Выбор будущей профессии - не ежеминутное решение. Ваше будущее и профессия, выбранная вами, взаимосвязаны. Представьте себе, что вам придется ежедневно ходить на нелюбимую работу, заниматься нелюбимым делом.
- Как вы думаете, почему многие люди работают не там, где бы им хотелось, и выполняют работу, которая не соответствует их интересам и склонностям?
(- Наверное, в молодости выбрал не ту профессию, а когда это понял, не захотел менять что-либо;
- Я считаю, в нашем маленьком городке очень трудно найти работу по душе, потому что рабочих мест очень мало, а претендентов много. Вот и приходится идти работать в торговлю, чтобы зарабатывать;
- Может быть, не хватает смелости что-то изменить в жизни)
Слово учителя. Хотелось бы обратиться с вопросом к специалисту сельской администрации: представители каких профессий в наибольшей степени востребованы на рынке труда ?
Инженеры
В связи с тем, что в некоторых крупнейших городах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.
IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения
Информационные технологии и коммуникации – самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире и в России в частности. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, создающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспособность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых.
Специалисты в области нанотехнологий
Так как на данный момент в России развитие и внедрение нанотехнологий (технологий, основанных на работе с молекулами и атомами) является федеральной целевой программой правительства, то, безусловно, в ближайшем будущем будет расти спрос специалистов-нанотехнологов практически во всех сферах: в машиностроении, в космических технологиях, в пищевой промышленности, а также в медицине.
Специалисты, совмещающие электронику и биотехнологии
Биотехнологии, использующие биологические системы и их элементы, широко применяются в наши дни в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Кроме того, они применяются в молекулярной медицине, биофармацевтических производствах и других отраслях. Целью научных разработок может являться, например, создание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.
Маркетологи
По прогнозам экспертов, через десять лет на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение, следовательно, стране потребуются маркетологи – стратеги компаний, задача которых руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей; проводить исследования рынка, разрабатывать бизнес-планы, предлагать наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.
Специалисты в области сервиса
Рост востребованности профессий сферы обслуживания в ближайшее десятилетие обусловлен потребностью населения страны в качественном сервисе. Поэтому будет возрастать необходимость в таких специалистах как частные врачи, юристы, учителя, медицинские работники, психологи, имиджмейкеры, менеджеры, специалисты в области создания официальных и развлекательных мероприятий, работники кафе, ресторанов, парикмахерских, магазинов.
Логисты
Выход России на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.
Экологи
Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В соответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов со знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процессов.
Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни
Через десять лет специалисты в области медицины прогнозируют в нашей стране внедрение в практику уже разработанных на данный момент достижений в области электроники и биотехнологии, связанных с поиском средств продления жизни человека. Следовательно, это повлечет необходимость в специалистах-практиках.
Химики
Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т.к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти.
Вопросы учащихся к приглашенным:
Представители каких профессий в наибольшей степени востребованы на рынке труда в нашей республике?
Какие основные требования предъявляют работодатели к кандидатам?
Слово предоставляется приглашенным. Они кратко характеризуют учащимся свою профессию и обязанности, требования, предъявляемые к работнику, специфику, особенности карьерного роста, востребованность на рынке труда.
Слово учителя. А сейчас, дорогие гости и учащиеся, я предлагаю вам немного поиграть. Прошу разделиться на две команды.
Викторина
Первый тур
Представителями каких профессий были:
А. С. Грибоедов
Н. М. Карамзин
М. М. Пришвин
В. Шекспир
А. П. Чехов
М. Ю. Лермонтов
Ф. М. Достоевский
Второй тур
Распределите в три столбца названия профессий, специальностей и названия должностей: официант, хирург, преподаватель, начальник отдела, продавец обуви, конструктор, администратор, дизайнер, программист, технолог, следователь, писатель, столяр, математик, директор школы, бармен, торговый агент.
Третий тур
Я буду показывать вам картинки с изображением людей различных профессий, вы должны будете определить, в какой области они работают. (Слайды презентации)
Четвертый тур
Представьте себе, что я директор крупной фирмы по продаже компьютеров. Вы отправляете резюме по Интернету с целью получить должность главного бухгалтера фирмы. Задание: напишите резюме, та команда, которая лучше с этим справится, заработает балл.
Пятый тур
Задание: описать профессию, не называя её. Команда-противник должна будет её отгадать.
Шестой тур
Проведите соответствия: профессия и продукты её деятельности.
Педагог, столяр, врач, репортер, аудитор, дизайнер, геолог, газоэлектросварщик, делопроизводитель, зоотехник, инженер, клоун, косметолог, модельер, парикмахер, пчеловод, портной.
Седьмой тур
Литературные герои и их профессии: Ф. Ф. Преображенский («Собачье сердце» М. Булгаков), Вакула («Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголь), Левша («Сказ о тульском левше» Н. С. Лесков), Шерлок Холмс («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» А. Конан Дойл), Е. Базаров («Отцы и дети» И. С. Тургенев), хозяева Каштанки («Каштанка» А. П. Чехов).
Конкурс художников
Задание: нарисуйте профессию так, чтобы ваша команда угадала её.
Конкурс капитанов
К каждой букве слова «Профессия» напишите название профессии.
Конкурс интеллектуалов
Напишите как можно больше пословиц и поговорок о труде.
Подведение итогов и награждение.
Слово учителя. Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Найти себя в мире профессии означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрывать свои способности, заслужить почет и уважение. Существует прямая зависимость между тем, насколько люди удовлетворены своей профессией, и тем, насколько счастливой они воспринимают свою жизнь. С одной стороны, выбор профессии – это всегда взгляд в будущее. С другой стороны, это одновременно и взгляд внутрь себя: каковы мои сильные и слабые стороны, что я готов преодолеть, чтобы добиться успеха? И в чем для меня состоит этот самый успех? Чтобы не сожалеть о выбранной профессии, к профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начинать думать о перспективах будущей работы еще в школе.
Мероприятие заканчивается инсценировкой учащимися 8 класса стихотворения В. Маяковского «Кем стать?».