Программа допобразования «Умелые ручки» (8-9 классы)
Управление образования администрации муниципального района
«Усть-Куломский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Помоздинская средняя общеобразовательная школа им. В.Т. Чисталева.
Рассмотрена: Педагогическим советом Протокол № 6 от17.05. 2023 г. | Утверждена: приказом МОУ Помоздинская СОШ им В. Т. Чисталева от «25» 05. 2023 г. № 154- ОД _________________ (Л.В. Шомысова) |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умелые ручки»
Направленность: Техническая
Вид программы по уровню освоения- базовый
Возраст учащихся 8-9 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Игнатова Елена Васильевна
педагог дополнительного образования
Помоздино - 2023
1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Дополнительные общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» разработана в соответствии следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Федеральный Закон от 02.12.2019 N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р).
Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022 г. «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (п.3.6);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Республике Коми от 19.09.2019г. № 07-13/631);
Устав МОУ Помоздинская СОШ им. В.Т.Чисталева и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность организации дополнительного образования.
Направленность программы: Техническая
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна. В программе используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с детьми, программа дополнена элементами свободного творчества; используются современные базовые технологии стандартов второго поколения:
ИКТ-технологии,
технологии, основанные на создании учебной ситуации,
Актуальность. Программа разработана с целью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, универсальных учебных действий, формированию ИКТ-компетентности. Программа не требует больших материальных затрат и может использоваться в других образовательных учреждениях.
Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.
Адресаты программы. Программа рассчитана на детей 8-9 лет, наполняемость групп 15 – 20 человек, условия приёма детей – по заявлению родителей (законных представителей) и согласия на обработку данных
Вид программы по уровню освоения. Базовый уровень.
Объём программы - 34 часа.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество недель в учебном году | Всего часов |
Первый | 1 | 34 | 34 |
Срок реализации программы: 1 год
Формы обучения. Очная
Режим занятий. Занятие проводится 1 раз в неделю продолжительностью 40минут
Особенности организации образовательного процесса Состав группы – постоянный. Форма проведения – групповая, работа в малых группах, работа в парах, индивидуально.
1.2.Цели и задачи
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно - прикладного искусства.
Основной задачей занятий является индивидуальное развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в совокупности духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Образовательные:
Обогатить знания о мировой художественной культуре.
Научить работать с различными художественными материалами.
Научить ребенка видеть и использовать основные средства художественной выразительности.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие мира.
Пробудить у воспитанников интерес к продуктивной деятельности, к
творчеству;
Сформировать интерес к традиционной народной культуре как примеру
гармонии природы и человека;
Воспитать бережное отношение к окружающей среде (природе, своему
здоровью, здоровью других людей, произведениям искусства);
Развивающие:
Развивать художественный вкус.
Развивать воображение.
Развить способность эстетично объединять в работе различные материалы и фактуры, добиваясь при этом единого и гармоничного образа
Выявить заложенные в каждом воспитаннике творческие способности, для последующего их развития;
Создать условия для реализации потребности каждого ребенка в признании его успехов;
Создать условия для развития у воспитанников навыков совместной
продуктивной деятельности;
Создать условия для органичного развития коммуникативных навыков
воспитанников.
Данная программа построена согласно принципу обучения «от простого к
сложному» и принципу сотворчества педагога и воспитанника.
При составлении программы необходимо учитывать, чтобы задания были не очень сложными, а главное интересными. Учащиеся младшего школьного возраста отличаются своей непосредственностью и подвижностью, поэтому нужна постоянная смена деятельности. Необходимо не только рисовать, но и мастерить, конструировать, украшать и играть, развивая при этом аккуратность и внимательность.
Содержание программыУчебный план
№ | Наименование разделов | Теория | Практика | Всего | Формы аттестации\контроля |
1 | Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество. | 1 | | 1 | Устный опрос |
2 | Поделки из природных материалов, из бросового материала. | 1 | 1 | 2 | Организация выставки |
3 | Пластилинография | 1 | 1 | 2 | Просмотр работ |
4 | Лепка из пластилина | 0 | 2 | 2 | Организация выставки |
5 | Волшебный мир соленого теста | 1 | 1 | 2 | Просмотр работ |
6 | Оригами. | 1 | 1 | 2 | Просмотр работ |
7 | Рисование. Мозаика. | 1 | 1 | 2 | Организация выставки |
8 | Аппликация из бумаги. | 1 | 1 | 2 | Просмотр работ |
9 | Работа с нитками. | 1 | 1 | 2 | Устный опрос |
10 | Нетрадиционные методы рисования | 1 | 1 | 2 | Организация выставки |
11 | Работа с крупой. | 1 | 1 | 2 | Просмотр работ |
12 | Рисование гелиевой ручкой. | 1 | 1 | 2 | Организация выставки |
13 | Рисование акварелью. | 1 | 1 | 2 | Просмотр работ |
14 | Аппликации из салфеток. | 1 | 1 | 2 | Просмотр работ |
13 | Весёлые лоскутки. Поделки из ткани. | 1 | 1 | 2 | Организация выставки |
16 | Папье-маше | 1 | 1 | 2 | Просмотр работ |
17 | Рисование из ладошек. | 1 | 1 | 2 | |
18 | Заключительное занятие. Выставка работ. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество.
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с целями и задачами обучения, уточнение расписание. Требования к занятиям.
2.Поделки из бросового материала.
Теория. Подготовка семян, листьев, шишек для изготовления поделок. Особенности составления композиции
Практическая работа. Кузовок. Подсолнух. Панно из спичек. Паучки на паутине. Осенний букет.
3.Пластилинография.
Теория. Знакомство с пластилином. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Картины в технике пластилинографии . Яблоко. Грибы. Зонтик. Осенние листья. Раскраски пластилином.
4.Волшебный мир соленого теста.
Теория. Знакомство с соленым тестом. Техника безопасности при работе.
Практическая часть. Петушок, Золотая рыбка, елочные игрушки, панно «Лошадка». Подсвечник. Панно «Корзина с ромашками».
5.Оригами.
Теория. Знакомство с оригами. Базовые формы. Условные знаки, принятые в оригами. Основные приёмы складывания.
Практическая работа. Складывание фигурок животных. Композиции к сказкам «Алёнушка», «Снегурочка». Панно «Цветик-семицветик», «Астры в вазе», «Виноград». Девочка, мальчик.
6.Рисование. Мозаика.
Практическая работа. Листья. Божья коровка.
7. Аппликация из бумаги. Волшебные полоски.
Теория. Особенности работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая работа. Декоративные закладки. Осенние цветы.
Поздравительные открытки к праздникам. Мозаика из бумаги.
8.Работа с нитками
Теория. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Карандашница, куколка, шарики на елку, конфетница.
9. Нетрадиционные методы рисования.
Теория. Общие понятия.
Практическая работа. Осенние яблоки. Черепашка, осеннее дерево.
10. Работа с крупой.
Практическая работа. Вкусный гриб.
11. Рисование гелиевой ручкой.
Теория. Общие понятия.
Практическая работа. Ёлочные игрушки, птица,рыбка, кошка.
12. Рисование акварелью.
Теория. Техника безопасности при работе с красками,
Практическая работа. Рисуем пейзажи.
13. Аппликации из салфеток.
Теория. Техника безопасности при работе с ножницами. Клеем.
Практическая работа. Клубничка, осенние березы.
14. Весёлые лоскутки. Поделки из ткани.
Теория. Особенности работы с тканью. Виды тканей. Шов «вперёд иголку». Шов «через край». Способы пришивания пуговиц. Наклеивание деталей из ткани на основу.
Практическая работа. Нарядная шляпка для мамы.
15. Рисование из ладошек.
Практическая работа. Корзинка с грибами. Ваза с цветами. Жар – птица.
16.Заключительное занятие.
Теория. Подготовка работ учащихся к отчетным выставкам декоративно-
прикладного творчества (оформление работ, этикеток). Отбор лучших работ на выставки.
Практическая работа. Участие воспитанников в церемониях открытия и закрытия выставок. Подведение итогов. Выставки работ учащихся.
Планируемые результаты освоения программы и способы проверки:
К числу планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» относятся:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения программы опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Личностные результаты освоения дополнительной образовательной программы должны отражать:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки информации;
7) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» должны отражать:
1) получение первоначальных представлений об аппликация из бумаги, ткани, зёрен, оригами, лоскутному шитью, пластилинографии, соленом тесте;
2) формирование опыта творческой деятельности;
3) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
4) овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно – учебный график программы представлен в приложении 1.
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 2.
Рабочая программа представлена по ссылке -https://shkolapomozdinskaya-r11.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/?type=10
2.1.Условия реализации программы:
Оборудование и наглядный материал.Готовые изделия, модели, фотографии, рисунки, плакаты, альбомы,полки и шкафы, а также коробки для хранения природных материалов и удобства пользования ими;
Техническое оснащение занятий: Интерактивная доска для просмотра фильмов и для демонстрации наглядностей. Учебно- методические таблицы, альбомы.Листы различного формата, цветная бумага, цветной картон, кисточки, простые и цветные карандаши, ластик, акварель, гуашь, стаканчики для воды, настольная клеенка, клей, ножницы.
Учебные пособия используемые на занятиях:Готовые образцы, выполненные руководителем кружка.
Приемы и методы организации учебно –воспитательного процесса: Беседы с элементами рассказа, чтение книг, просмотр кинофильмов, альбомов по искусству, проведение входящей диагностики, промежуточного контроля, подведение итогов в конце учебного года
2.2Формы аттестации – контроля
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью проведения
тестов, викторин, интеллектуальных конкурсов, творческих олимпиад.
Формы аттестации.
Для текущего контроля уровня достижений обучающихся используются такие способы, как:
Наблюдение активности на занятии;
Беседа с обучающимися, родителями;
Анализ творческих работ.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения используется:
Защита и презентация творческих работ.
Характеристика оценочныхматериалов программы представлена в приложении 3.
Методические материалы
Педагогические технологии:
1) по способу подачи материала:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ, инструктаж);
- наглядный (показ, экспозиция выставочного материала, презентация);
- практический (выполнение работ с применением полученных знаний);
2) по характеру деятельности учащегося:
- объяснительно – иллюстрированный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- исследовательский;
- проектный.
В процессе деятельности учащиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают самостоятельные проекты, презентации.
Формы организации педагогической деятельности
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- консультативная работа;
- разработка презентаций;
В основу разработки программы использованы технологии, ориентированные на формирование общекультурных ценностей учащихся:
- технология развивающего обучения;
- личностно – ориентированная;
- проектная;
Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие.
Используется принцип дифференцированного и индивидуального подхода обучения с учётом интересов учащихся. Программа построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.
Список литературы
1. Соколова О. Школа оригами: Аппликации и мозаика. - М.:Издательство Эксмо; СПб.: «Валери СПД» 2004 г. (Серия «Академия «Умелые руки»), - 176 с., илл.
2. Величко Н.В. Поделки из ниток. Белгород: ООО «Книжный клуб» Клуб семейного досуга», 2011г.- 64 с., илл.
3.Румянцева Е. Пластилиновые фантазии. – М.; Айрис – пресс. 2008 г. - 32 с., илл.
4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.- 80 с., илл.
5. Скребцова Т.О. Данильченко Л.А. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры. – Ростов н/Д Феникс, 2003 г. – 249 с. - (Серия «Рукодельница)
6. Хоменко В.А. Соленое тесто «Шаг за шагом». – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007 г. – 64 с., илл.
7. Поделки. Мастерим вместе с детьми. Нижний Новгород.- ЗАО «Издательство « Доброе слово» 2010. -111с.
8. Малышева А.Н. Работа с тканью - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
9. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: «Детство-пресс»; 2004.
10. Афонькин С.Ю. и Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:»Аким», 1995.
Интернет – ресурсы:
http://stranamasterov.ru/applikacija
http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/zimnie-podelki-v-shkolu/
Приложение 1
Календарно – учебный график программы
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Дата проведения по факту | | ||||||
1 | Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с целями и задачами обучения, уточнение расписание. Требования к занятиям. | 1 | 06.09 | | | ||||||
| | | |||||||||
2-3 | Поделки из бросового материала | 2 | 13.09 20.09 | | | ||||||
4 | Пластилинография. Знакомство с техникой. | 1 | 27.09 | | | ||||||
5 | Картина пластилином «Яблоко» | 1 | 04.10 | | | ||||||
6 | Знакомство с соленым тестом. | 1 | 11.10 | | | ||||||
7 | Изделие из соленого теста «Подсвечник» | 1 | 18.10 | | | ||||||
8 | Знакомство с оригами. Базовые формы | 1 | 25.10 | | | ||||||
9 | Оригами. Фигурки животных | 1 | 08.11 | | | ||||||
10 | Аппликация. Знакомство с техникой. ТБ при работе | 1 | 15.11 | | | ||||||
11 | Аппликация из кругов. Рыбка. | 1 | 22.11 | | | ||||||
12-13 | Рисование. Мозаика. Листья. | 2 | 29.11 06.12 | | | ||||||
14-15 | Оригами. Панно «Снегурочка» | 2 | 13.12 20.12 | | | ||||||
16 | Поделки из бросового материала. Панно из спичек. | 1 | 27.12 | | | ||||||
17-18 | Нетрадиционные методы рисования. Черепашка. | 2 | 10.01 17.01 | | | ||||||
19-20 | Работа с крупой. Вкусный гриб. | 2 | 24.01 31.01 | | | ||||||
21 | Аппликация из салфеток. Теория. | 1 | 07.02 | | | ||||||
22 | Аппликация из салфеток. Клубничка | 1 | 14.02 | | | 08.05 | | ||||
23 | Рисование гелевой ручкой. Теория, общие понятия. | 1 | 21.02 | | | ||||||
24 | Рисование гелевой ручкой. Рыбка | 1 | 28.02 | | | ||||||
25 | Веселые лоскутки. Работа с тканью. Теория. | 1 | 07.03 | | | ||||||
26 | Веселые лоскутки. Шляпа для мамы | 1 | 14.03 | | | ||||||
27 | Работа с нитками. Общие понятия. | 1 | 21.03 | | | ||||||
28 | Работа с нитками. Осьминожек. | 1 | 04.04 | | | ||||||
29 | Аппликации из кругов. Рак | 1 | 11.04 | | | ||||||
30 | Пластилинография. Пейзаж «Деревня» | 1 | 18.04 | | | ||||||
31 | Рисование из ладошек. Корзина с грибами. | 1 | 25.04 | | | ||||||
32 | Рисование мозаика. Цветок. | 1 | 02.05 | | | ||||||
33 | Аппликация из кругов. Подсолнух | 1 | 16.05 | | | ||||||
34 | Заключительное занятие. Выставка работ. | 1 | 23.05 | | |
Приложение 2
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятий | Дата выполнения | Планированный результат | Примечание |
1 | Духовно-нравственное воспитание | День учителя | 4 октября | Изготовление памятных сувениров для учителей-ветеранов | |
2 | Воспитание семейных ценностей | День бабушек и дедушек | 25 октября | Изготовление памятных сувениров для бабушек и дедушек | |
3 | Приобщение детей к культурному наследию; | Новый год | 27 декабря | Изготовление новогодних игрушек | |
. Приложение 3
Характеристикаоценочныхматериаловпрограммы
№ | Предмет оценивания | Формы и методы оценивания | Критерии оценивания | Показатели оценивания | Виды контроля |
1 | Пластилинография | Устный опрос | Полнота, системность,прочность знаний программнымтребованиям | Изложениеполученныхзнаний вустной форме: 3 балла – полное, в системе,допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемыеучащимися, 2 балла – полное, в системе,допускаютсяотдельныенесущественныеошибки,исправляемыепосле указания педагога 1 балл – неполное,допускаются отдельные существенныеошибки ииправленные спомощью педагога | Промежуточный |
2 | Оригами | Практическое работа | Полнота, системность,прочность знаний программнымтребованиям | Изложениеполученныхзнаний вустной форме: 3 балла – полное, в системе,допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемыеучащимися, 2 балла – полное, в системе,допускаютсяотдельныенесущественныеошибки,исправляемыепосле указания педагога 1 балл – неполное,допускаются отдельные существенныеошибки,исправленные спомощью педагога | Промежуточный |
3 | Аппликация | Практическая работа | Степеньсамостоятельностивыполнениядействия(умения) | 3балла–свободноприменяетумение(выполняетдействие)напрактике,вразличныхситуациях 2балла–применяетумение(выполняетдействие)на практике,возможнынезначительныеошибки,которыеучащийсясамисправляет 1балл–применяетумение(выполняетдействие)взнакомойситуации(поалгоритму,сопоройнаподсказкипедагога) | Промежуточный |
4 | Работа с нитками | Практическое работа | Полнота, системность,прочность знаний программнымтребованиям | Изложениеполученныхзнаний вустной форме: 3 балла – полное, в системе,допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемыеучащимися, 2 балла – полное, в системе,допускаютсяотдельныенесущественныеошибки,исправляемыепосле указания педагога 1 балл – неполное,допускаются отдельные существенныеошибки,исправленные спомощью педагога | Промежуточный |
5 | Рисование гелевой ручкой | Практическое работа | Степеньсамостоятельностивыполнениядействия(умения) | 3балла–свободноприменяетумение(выполняетдействие)напрактике,вразличныхситуациях 2балла–применяетумение(выполняетдействие)на практике,возможнынезначительныеошибки,которыеучащийсясамисправляет 1балл–применяетумение(выполняетдействие)взнакомойситуации(поалгоритму,сопоройнаподсказкипедагога) | Промежуточный |
6 | Веселые лоскуты | Практическое рисование | Полнота, системность,прочность знаний программнымтребованиям | Изложениеполученныхзнаний вустной форме: 3 балла – полное, в системе,допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемыеучащимися, 2 балла – полное, в системе,допускаютсяотдельныенесущественныеошибки,исправляемыепосле указания педагога 1 балл – неполное,допускаются отдельные существенныеошибки ииправленные спомощью педагога | Промежуточный |
7 | Аппликация из кругов | Практическое работа | Степеньсамостоятельностивыполнениядействия(умения) | 3балла–свободноприменяетумение(выполняетдействие)напрактике,вразличныхситуациях 2балла–применяетумение(выполняетдействие)на практике,возможнынезначительныеошибки,которыеучащийсясамисправляет 1балл–применяетумение(выполняетдействие)взнакомойситуации(поалгоритму,сопоройнаподсказкипедагога) | Промежуточный |
8 | Итоговое занятие. Подготовка выставки по итогам года | Практическое рисование | Полнота, системность,прочность знаний программнымтребованиям | Изложениеполученныхзнаний вустной форме: 3 балла – полное, в системе,допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемыеучащимися, 2 балла – полное, в системе,допускаютсяотдельныенесущественныеошибки,исправляемыепосле указания педагога 1 балл – неполное,допускаются отдельные существенныеошибки ииправленные спомощью педагога | Промежуточный контроль |