Программа дополнительного образования на тему «Друзья природы» (4–6 классы)
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
Города Воткинска Удмуртской республики
Программа дополнительного образования
«Друзья природы»
Возраст обучающихся 10 - 12 лет
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Щенина Елена Алексеевна
Педагог дополнительного образования
квалификационная категория - первая
г. Воткинск, 2024 г.
Разработчик: Щенина Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики.
Объединение «Друзья природы», направленность: естественнонаучная.
Возраст обучающихся: 10-12 лет.
Срок освоения: 1 год.
Общее количество учебных часов по программе: 144 часа (с сентября по май).
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской республики на основании Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики».Направленность программы. Программа осваивается по естественнонаучному направлению работы учреждения, направлена на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.
Программа направлена на:
формирование знаний об окружающей природе родного края;
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии.
Актуальность программы. В результате опроса общественности: родителей, обучающихся, педагогического коллектива базового образовательного учреждения (анкетирование, приложение 3), получен социальный образовательный запрос на то, чтобы в ходе освоения данной программы обучающимися были получены дополнительные знания об особенностях природы и животного мира Удмуртской Республики. Также в Программе отражена актуальность экологического просвещения в современной России. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе и вести экологический образ жизни.
Данная программа ориентирована на создание необходимых условий для позитивной социализации обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, обеспечение патриотического воспитания учащихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Новизна программы. Программа разработана опираясь на программы «Окружающий мир» Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011 г. При сравнении программы «Друзья природы» с программой А.А. Плешакова, можно отметить, что данная программа составлена с учетом особенностей природы Удмуртской республики, сезонности явлений в природе. Опора на местный материал - климатические и природные особенности региона, особенности растительного и животного мира Удмуртской республики.
Педагогическая целесообразность. Программа помогает раскрыть интеллектуальный, творческий потенциал ребенка, формирует его личность и коммуникационные умения. Знания по программе способствует к расширению кругозора, формированию интереса к развитию экологического мировоззрения, развитию творческого развития и фантазии, пространственного и ассоциативного мышления.
Ориентация программы на социальный заказ. В результате опроса общественности: педагогического коллектива базового образовательного учреждения, родителей, обучающихся (анкетирование), получен социальный образовательный запрос на то, чтобы в ходе освоения программы обучающимися были получены дополнительные знания о природе Удмуртской Республики.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений города Воткинска в возрасте 10 - 12 лет, что соответствует начальному уровню образования.
Численный состав объединения в соответствии с «Положением о детских образовательных объединениях МАУДО ЭБЦ города Воткинска» 15-20 человек.
Возрастно-психологические особенности младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику.
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
По мнению большинства педагогов и психологов, у детей младших классов преобладает чувственное восприятие окружающего мира. Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, т.к. он своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечения к окружающему миру. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения.
Практическая значимость: Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы создать достойной человека среды, обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу. Именно к этому обязан стремиться экологически образованный человек.
Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для успешного освоения программы – 144 часа: 36 недель по 4 часа в неделю в течение 9 месяцев. Количество занятий и темы занятий в разделах можно регулировать, увеличивать или сокращать, заменять равноценными, более полно раскрывающими содержание программы, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности, запросы обучающихся и их родителей.
Формы обучения: очные занятия с элементами дистанционного и электронного обучения (платформе для онлайн-занятий «Zoom», в соц. сети ВК, с помощью гугл-сервисов).
Формы деятельности и организации коллектива обучающихся: фронтальная работа, индивидуально-групповая, коллективно-творческая с использованием:
- лекций, бесед, презентаций, конференций;
- тематических экскурсий, выставок, акций, походов выходного дня;
- викторин, конкурсов, интеллектуальных игр, проектов;
- практических занятий, обобщающих и контрольных занятий;
- мастер-классов, анкетирований, встреч с интересными людьми;
- посещений городских музеев, социально-значимых объектов, зеленых зон города.
Виды занятий. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, лекций. Практические занятия проводятся как в помещении – тематические игры, работа с презентаций, проекты, выставки, акции и др.; так и на природе: экскурсии, походы выходного дня и др.
Режим занятий. Режим и продолжительность учебного часа, время на отдых между занятиями определяются действующими санитарными правилами и нормами СанПиН с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Часовая нагрузка в неделю – 4 академических часа (2 занятия по 2 часа с перерывом). Участие в городских экологических акциях – 4 часа, походы выходного дня – 6 часов. При необходимости (форс-мажорных обстоятельствах) возможно вынесение части занятий на дистанционное обучение.
Занятия проводятся в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Цель программы: сформировать у обучающихся знания о природе Удмуртской Республики.
Задачи:
- познакомить обучающихся с особенностями и разнообразием природы Удмуртии;
- научить работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развивать наблюдательность, интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать гуманное, нравственное отношение к природе.
Содержание программы
Учебный план (таблица 1)
Таблица 1
№
|
Раздел, тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма аттестации/контроля |
1 |
Вводные занятия |
2 |
1 |
1 |
Опрос, Прил. 1 |
2 |
Природа Удмуртии и человек. |
20 |
12 |
8 |
Опрос, Прил. 2 |
3 |
Жизнь на природе. |
20 |
10 |
10 |
Опрос, Прил. 2 |
4 |
Природа под микроскопом. |
8 |
6 |
2 |
Опрос, Прил. 2 |
5 |
Метеорология |
16 |
4 |
12 |
Опрос, Прил. 2 |
6 |
Флора Удмуртии. |
24 |
10 |
14 |
Опрос, Прил. 2 |
7 |
Жизнь в земле. |
14 |
8 |
6 |
Опрос, Прил. 2 |
8 |
Наземные беспозвоночные Удмуртии. |
16 |
6 |
10 |
Опрос, Прил. 2 |
9 |
Наземные позвоночные Удмуртии. |
12 |
8 |
4 |
Опрос, Прил. 2 |
10 |
Жизнь в воде. |
10 |
6 |
4 |
Опрос, Прил. 2 |
11 |
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
Защита реферата. Прил. 1 |
|
ИТОГО: |
144 |
71 |
73 |
|
Содержание учебного плана (таблица 2)
Таблица 2
№ |
Раздел, тема |
Теория |
Практика |
1 |
Введение |
Знакомство с работой объединения. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов: - режим работы; - требования к обучающимся нашего объединения. |
Посещение живого уголка природы в Эколого-биологическом центре. Коммуникативные игры. |
2
|
Природа Удмуртии и человек. |
Экосистема. Взаимосвязи в природе. Пищевые цепи. Круговорот веществ. Использование людьми круговорота для своих нужд. Природа не успевает перерабатывать мусор. Природа под защитой. Влияние человека на природу. Природные парки, заказники Удмуртии. Природные заповедники Удмуртии. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы. |
Выступление обучающихся с рефератами на тему: Природные заповедники, парки, заказники Удмуртии. Экологическая акция «Всемирный день защиты животных». Экскурсия «Природа в городе». Игра «Природа и человек». |
3
|
Жизнь на природе.
|
Как сделать мир природы своей лабораторией. Тропа натуралиста. Перед походом. Подготовка экипировки. Работа с компасом. Чтение карты. Ориентирование на местности. Дорожные знаки путешественника. Основные правила натуралиста. Привыкай наблюдать за природой |
Ведение дневника наблюдения в природе. Экскурсия «Ориентирование на местности». Экскурсия «Способы ориентирования на местности по местным признакам». Игра–тренинг «Ориентирование на местности». |
4 |
Природа под микроскопом. |
Исследование природы с помощью микроскопа. Основные части микроскопа: тубус, объектив, окуляр, предметный столик, зеркало. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Подготовка к работе микроскопа. Самые маленькие организмы – микроорганизмы. Одноклеточные. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. |
Изучение микроорганизмов в аквариумной воде. |
5 |
Метеорология |
Метеорология как наука. Метеорологические приборы: термометр, флюгер, осадкомер, барометр, дождемер, влагомер. Что такое фенология. Календарь природы. |
Определение погоды по метеорологическим приборам. Предсказания погоды по местным признакам: по облакам, ветру, растениям, по поведению животных. Ведение дневника прогноза погоды. Экскурсия «Наблюдения за изменениями погодой», ведение дневника прогноза погоды. Викторина. |
6 |
Флора Удмуртии. |
«Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений. Анатомия цветка. Схема цветка. Определители названия цветка. Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. Меры борьбы и предосторожности. Сад в кабинете. Деревья. Дерево как среда обитания. Цветы и плоды деревьев. Плоды и семена. Сухие плоды. Мясистые плоды. Цепляющиеся плоды. |
Удивительные растения Удмуртии. Рассматривание гербария растений. Игра: «Угадай растение по описанию». Как высаживать растения. Как собрать растения. Выбор участка. Полевые записи. Составления картотеки. Листья деревьев. Как получить изображения листа. Составления справочника деревьев Удмуртии. Коллекция плодов, семян и шишек |
7 |
Жизнь в земле. |
Как образуется почва. Различные типы почв. Каждому растению своя почва. Обитатели почвы. Приспособления к жизни под землёй. Дождевой червь – невидимый пахарь в огороде. |
Создание террариума для наблюдения за дождевым червем. Лесная подстилка. Наблюдения за жизнью в лесной подстилке. Путешествие во времени. Игра в палеонтолога - изготовление слепка ископаемого. |
8 |
Наземные беспозвоночные Удмуртии. |
Наземные беспозвоночные Удмуртии: пауки, многоножки. Наземные беспозвоночные Удмуртии: моллюски, раки. Жизнь в несколько жизней. Кладка яиц. Появление гусеницы. Линька. Куколка или кокон. Появление на свет. |
Экскурсия «Наблюдения за животными в их среде обитания». Как отловить мелких беспозвоночных. Инструменты, приспособления для ловли наземных беспозвоночных. Террариум. Оформление террариума. Где его разместить? Экскурсия «Гниющий ствол дерева, как место обитания беспозвоночных». Экскурсия «Животные, обитающие на ветвях и в кустарниках». |
9 |
Наземные позвоночные Удмуртии. |
Мелкие млекопитающие. Следы их присутствия. Звуки. Как наблюдать за дикими животными. Крупные млекопитающие. Следы их присутствия. Звуки. Как наблюдать за дикими животными. Птицы в теплое время года. Почему птицы поют. Следы животных. Следы пребывания животных (помет, остатки пищи). |
Экскурсия «Наблюдение за птицами. Как приблизиться к птицам». Экскурсия «Следы пребывания животных». |
10 |
Жизнь в воде. |
Водоемы Удмуртии с проточной водой. Обитатели водоемов. Естественные и искусственные водоемы Удмуртии. Обитатели водоемов. Пресноводный аквариум. |
Экскурсия «Сбор живых организмов, обитающих в водоеме». Наблюдение за формами добытые в пресной воде (простейшие, многоклеточные, водоросли), с использованием микроскопа. Выбор темы реферата |
11 |
Итоговое занятие |
|
Защита реферата Приложение 1 |
Планируемые результаты программы
Предметные результаты: обучающиеся должны знать, что такое экосистема, круговорот веществ, знать природные парки, заповедники Удмуртии, знать правила работы с микроскопом, знать его основные части, знать метеорологические приборы: термометр, флюгер, знать некоторых обитателей почвы Удмуртии, знать некоторых обитателей водоемов Удмуртии, уметь работать с компасом, читать карту. Ориентироваться на местности, вести дневник наблюдения, полевые записи, работать с микроскопом, определять погоду по простейшим метеорологическим приборам, предсказывать погоду по местным признакам, оформлять террариум, уметь отловить мелких беспозвоночных, наблюдать за животными.
Метапредметные результаты:
обучающиеся научатся использовать различные способы поиска информации (в определителях, энциклопедиях, сети Интернет и др.);
научатся слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
Личностные результаты:
У обучающегося сформируется активная жизненная позиция по бережному отношению к природе родного края, представление о ценности жизни в любом ее проявлении.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы контроля, используемые в программе, соответствуют содержанию тем программы. Предусмотрено входное тестирование - (сентябрь) с целью определения начального уровня знаний обучающихся, промежуточная аттестация (декабрь) с целью контроля за усвоением программы и итоговый контроль (май), с целью освоения планируемых результатов программы в полном объеме (Приложение 1).
Удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом в Учреждении выявляется анкетированием родителей (законных представителей) и обучающихся (Приложение 3).
Текущими формами отслеживания конкретного результата по изучению отдельных разделов и тем являются:
оценка и наблюдения педагога, диагностика;
собеседование;
итоговые занятия;
участие в конкурсах;
опрос (Приложение 2).
Комплекс организационно-педагогических условий реализации Программы
Календарный учебный график (тематический план) (таблица 3)
Таблица 3
№ п/п |
Месяц |
Дата, время |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия. |
Место проведения |
Форма контроля |
|
|
|
|
2 |
1. Вводные занятия |
|
|
1-2
|
Сентябрь |
|
Лекция, беседа, практика |
2 |
1.1 Вводная беседа. Инструктажи |
Учебный кабинет. |
Опрос Прил. 1 |
|
|
|
|
20 |
2. Природа Удмуртии и человек |
|
|
3-4 |
Сентябрь |
|
Лекция, беседа |
2 |
2.1. Экосистема. Взаимосвязи в природе. Пищевые цепи. |
Учебный кабинет. |
|
5-6 |
Сентябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
2.2. Круговорот веществ. Использование людьми круговорота для своих нужд. Природа не успевает перерабатывать мусор. |
Учебный кабинет. |
|
7-8 |
Сентябрь |
|
Лекция, беседа |
2 |
2.3. Природа под защитой. Влияние человека на природу. |
Учебный кабинет. |
|
9-10 |
Сентябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
2.4. Природные парки, заказники Удмуртии. |
Учебный кабинет. |
|
11-12 |
Сентябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
2.5. Природные заповедники Удмуртии. |
Учебный кабинет. |
|
13-14 |
Сентябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
2.6. Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы. |
Учебный кабинет. |
. |
15-16 |
Сентябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
2.7. Выступление обучающихся с рефератами на тему: Природные заповедники, парки, заказники Удмуртии. |
Учебный кабинет. |
|
17-18 |
Октябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
2.8. Экологическая акция «Всемирный день защиты животных». |
Учебный кабинет. |
|
19-20 |
Октябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
2.9. Экскурсия «Природа в городе». |
Зеленая зона города |
|
21-22 |
Октябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
2.10. Игра «Природа и человек». |
Учебный кабинет. |
|
|
|
|
|
20 |
3. Жизнь на природе. Открой для себя природу. |
|
|
23-24 |
Октябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
3.1. Как сделать мир природы своей лабораторией. |
Учебный кабинет. |
|
25-26 |
Октябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
3.2. Тропа натуралиста. |
Учебный кабинет. |
. |
27-28 |
Октябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
3.3. Перед походом. Подготовка экипировки. Работа с компасом. |
Учебный кабинет. |
|
29-30 |
Октябрь |
|
Лекция, беседа.. |
2 |
3.4. Чтение карты. Ориентирование на местности. Дорожные знаки путешественника. |
Учебный кабинет. |
|
31-32 |
Октябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
3.5. Основные правила натуралиста. Привыкай наблюдать за природой. |
Учебный кабинет. |
|
33-34 |
Ноябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
3.6. Ведение дневника наблюдения в природе. |
Учебный кабинет. |
|
35-36 |
Ноябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
3.7. Экскурсия «Ориентирование на местности». |
МАУДО ЭБЦ |
|
37-38 |
Ноябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
3.8. Экскурсия «Ориентирование на местности». |
Улицы города |
|
39-40 |
Ноябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
3.9. Экскурсия «Способы ориентирования на местности по местным признакам». |
Березовский парк |
|
41-42 |
Ноябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
3.10. Игра–тренинг «Ориентирование на местности». |
Учебный кабинет. |
. |
|
|
|
|
8 |
4. Природа под микроскопом. |
|
|
43-44 |
Ноябрь |
|
Лекция, беседа.. |
2 |
4.1. Исследование природы с помощью микроскопа. Основные части микроскопа: тубус, объектив, окуляр, предметный столик, зеркало. |
Учебный кабинет. |
|
45-46 |
Ноябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
4.2. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Подготовка к работе микроскопа. |
Учебный кабинет. |
|
47-48 |
Ноябрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
4.3. Самые маленькие организмы – микроорганизмы. Одноклеточные. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. |
Учебный кабинет. |
|
49-50 |
Ноябрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
4.4. Изучение микроорганизмов в аквариумной воде. |
Учебный кабинет. |
|
|
|
|
|
16 |
5. Метеорология. |
|
|
51-52 |
Декабрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
5.1. Метеорология как наука. Метеорологические приборы: термометр, флюгер, осадкомер, барометр, дождемер, влагомер. |
Учебный кабинет. |
|
53-54 |
Декабрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
5.2. Определение погоды по метеорологическим приборам. |
Учебный кабинет. |
|
55-56 |
Декабрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
5.3. Предсказания погоды по местным признакам: по облакам, ветру, растениям, по поведению животных. |
Учебный кабинет. |
|
57-58 |
Декабрь |
|
Лекция, беседа. |
2 |
5.4. Что такое фенология. Календарь природы. |
Учебный кабинет. |
|
59-60 |
Декабрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
5.5. Ведение дневника прогноза погоды. |
Учебный кабинет. |
|
61-62 |
Декабрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
5.6. Экскурсия «Наблюдения за изменениями погодой», ведение дневника прогноза погоды. |
Зеленая зона города |
|
63-64 |
Декабрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
5.7. Экскурсия «Наблюдения за изменениями погодой», ведение дневника прогноза погоды. |
Зеленая зона города |
|
65-66 |
Декабрь |
|
Практическое занятие. |
2 |
5.8. Викторина. |
Учебный кабинет. |
Промеж. аттестация Прил. 1 |
|
|
|
|
24 |
6. Флора Удмуртии. |
|
|
67-68 |
Январь |
|
Лекция, беседа |
2 |
6.1. «Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений. Анатомия цветка. Схема цветка. Определители названия цветка. |
Учебный кабинет. |
|
69-70 |
Январь |
|
Лекция, беседа |
2 |
6.2. Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. Меры борьбы и предосторожности. |
Учебный кабинет. |
|
71-72 |
Январь |
|
Практическое занятие. |
2 |
6.3. Удивительные растения Удмуртии. Рассматривание гербария растений. |
Учебный кабинет. |
|
73-74 |
Январь |
|
Лекция, беседа |
2 |
6.4. Сад в кабинете. |
Учебный кабинет. |
|
75-76 |
Январь |
|
Практическое занятие. |
2 |
6.5. Игра: «Угадай растение по описанию». |
Учебный кабинет. |
|
77-78 |
Январь |
|
Практическое занятие. |
2 |
6.6. Как высаживать растения. Как собрать растения. Выбор участка. Полевые записи. Составления картотеки. |
Учебный кабинет. |
|
79-80 |
Февраль |
|
Лекция, беседа |
2 |
6.7. Деревья. Дерево как среда обитания. Цветы и плоды деревьев. |
Учебный кабинет. |
. |
81-82 |
Февраль |
|
Практическое занятие. |
2 |
6.8. Листья деревьев. Как получить изображения листа. |
Учебный кабинет. |
|
83-84 |
Февраль |
|
Практическое занятие. |
2 |
6.9. Составления справочника деревьев Удмуртии. |
Учебный кабинет. |
|
85-86 |
Февраль |
|
Практическое занятие. |
2 |
6.10. Составления справочника деревьев Удмуртии. |
Учебный кабинет. |
|
87-88 |
Февраль |
|
Лекция, беседа. |
2 |
6.11. Плоды и семена. Сухие плоды. Мясистые плоды. Цепляющиеся плоды. |
Учебный кабинет. |
|
89-90 |
Февраль |
|
Практическое занятие |
2 |
6.12. Коллекция плодов, семян и шишек. |
Учебный кабинет. |
|
|
|
|
|
14 |
7. Жизнь в земле. |
|
|
91-92 |
Февраль |
|
Лекция, беседа. |
2 |
7.1. Как образуется почва. Различные типы почв. |
Учебный кабинет. |
|
93-94 |
Февраль |
|
Лекция, беседа. |
2 |
7.2. Каждому растению своя почва. |
Учебный кабинет. |
|
95-96 |
Март |
|
Лекция, беседа. |
2 |
7.3. Обитатели почвы. Приспособления к жизни под землёй. |
Учебный кабинет. |
|
97-98 |
Март |
|
Лекция, беседа. |
2 |
7.4. Дождевой червь – невидимый пахарь в огороде. |
Учебный кабинет. |
|
99-100 |
Март |
|
Практическое занятие. |
2 |
7.5. Создание террариума для наблюдения за дождевым червем. |
Учебный кабинет. |
|
101-102 |
Март |
|
Практическое занятие. |
2 |
7.6. Лесная подстилка. Наблюдения за жизнью в лесной подстилке. |
Зеленая зона города. |
|
103-104 |
Март |
|
Практическое занятие. |
2 |
7.7. Путешествие во времени. Игра в палеонтолога - изготовление слепка ископаемого. |
Учебный кабинет. |
|
|
|
|
|
16 |
8. Наземные беспозвоночные Удмуртии. |
|
|
105-106 |
Март |
|
Лекция, беседа |
2 |
8.1. Наземные беспозвоночные Удмуртии: пауки, многоножки. |
Учебный кабинет. |
|
107-108 |
Март |
|
Лекция, беседа |
2 |
8.2. Наземные беспозвоночные Удмуртии: моллюски, раки. |
Учебный кабинет. |
|
109-110 |
Март |
|
Практическое занятие. |
2 |
8.3. Экскурсия «Наблюдения за животными в их среде обитания». |
Зеленая зона города. |
|
111-112 |
Март |
|
Практическое занятие |
2 |
8.4. Как отловить мелких беспозвоночных. Инструменты, приспособления для ловли наземных беспозвоночных. |
Учебный кабинет. |
|
113-114 |
Апрель |
|
Практическое занятие |
2 |
8.5. Террариум. Оформление террариума. Где его разместить? |
Учебный кабинет. |
|
115-116 |
Апрель |
|
Практическое занятие. |
2 |
8.6. Экскурсия «Гниющий ствол дерева, как место обитания беспозвоночных». |
Зеленая зона города. |
|
117-118 |
Апрель |
|
Практическое занятие. |
2 |
8.7. Экскурсия «Животные, обитающие на ветвях и в кустарниках». |
Зеленая зона города. |
|
119-120 |
Апрель |
|
Лекция, беседа |
2 |
8.8. Жизнь в несколько жизней. Кладка яиц. Появление гусеницы. Линька. Куколка или кокон. Появление на свет. |
Учебный кабинет. |
|
|
|
|
|
12 |
9. Наземные позвоночные Удмуртии. |
|
|
121-122 |
Апрель |
|
Лекция, беседа |
2 |
9.1. Мелкие млекопитающие. Следы их присутствия. Звуки. Как наблюдать за дикими животными. |
Учебный кабинет. |
|
123-124 |
Апрель |
|
Лекция, беседа |
2 |
9.2. Крупные млекопитающие. Следы их присутствия. Звуки. Как наблюдать за дикими животными. |
Учебный кабинет. |
|
125-126 |
Апрель |
|
Лекция, беседа |
2 |
9.3. Птицы в теплое время года. Почему птицы поют. |
Учебный кабинет. |
|
127-128 |
Апрель |
|
Практическое занятие. |
2 |
9.4. Экскурсия «Наблюдение за птицами. Как приблизиться к птицам». |
Зеленая зона города. |
|
129-130 |
Май |
|
Лекция, беседа |
2 |
9.5. Следы животных. Следы пребывания животных (помет, остатки пищи). |
Учебный кабинет. |
|
131-132 |
Май |
|
Практическое занятие. |
2 |
9.6. Экскурсия «Следы пребывания животных». |
Зеленая зона города. |
|
|
|
|
|
10 |
10. Жизнь в воде. |
|
|
133-134 |
Май |
|
Лекция, беседа. |
2 |
10.1. Водоемы Удмуртии с проточной водой. Обитатели водоемов. |
Учебный кабинет. |
|
135-136 |
Май |
|
Лекция, беседа. |
2 |
10.2. Естественные и искусственные водоемы Удмуртии. Обитатели водоемов. |
Учебный кабинет. |
|
137-138 |
Май |
|
Лекция, беседа. |
2 |
10.3. Пресноводный аквариум. |
Учебный кабинет. |
|
139-140 |
Май |
|
Практическое занятие. |
2 |
10.4. Экскурсия «Сбор живых организмов, обитающих в водоеме». |
Зеленая зона города. |
|
141-142 |
Май |
|
Практическое занятие. |
2 |
10.5. Наблюдение за формами добытые в пресной воде (простейшие, многоклеточные, водоросли), с использованием микроскопа. Выбор темы реферата. |
Учебный кабинет. |
|
143-144 |
Май |
|
Практическое занятие. |
2
|
11. Итоговое занятие. Защита реферата. |
Учебный кабинет. |
Приложение 1 |
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования МАУДО ЭБЦ, имеющий необходимую педагогическую подготовку, без предъявлений к стажу и квалификационной категории.
Материально-технические условия:
- помещение: учебный кабинет для проведения очных занятий, оборудованный в соответствии с санитарными нормами, учебно-опытный участок МАУДО ЭБЦ.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фотоматериалы в виде фильмов, видеороликов, презентаций, аудиокниг, книги (методическая, художественная и научная литература по теме изучения), наглядные учебные пособия (иллюстрации, презентации, фотографии, муляжи, гербарии и т.д.), а также ресурсы сети Интернет (Приложение 4).
Внешние условия. Работа по Программе предполагает сотрудничество обучающихся с педагогами школ, с различными специалистами МАУДО ЭБЦ, администрации города, администрацией парковых зон, лесничествами, средствами массовой информации, с педагогами БОУДО УР РЦДОД.
Формы аттестации
наблюдения педагога за обучающимися с целью оценки деятельности, личностных качеств, роста экологической культуры.
Формы контроля (таблица 4)
Таблица 4
№ занятия |
Форма контроля |
Источник (литературный, авторский материал) |
|
1-2
65-66
143-144 |
Входное тестирование
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация. |
Опрос
Викторина
Защита реферата |
Прил. 1
Прил. 1
Прил. 1 |
Методические материалы (таблица 5)
Таблица 5
№ |
Раздел, тема |
Оснащение, учебные пособия. |
Форма контроля |
1 |
Вводные занятия |
Инструктаж по технике безопасности. Коммуникативные игры |
Опрос Прил. 1, 5 |
2 |
Природа Удмуртии и человек |
Презентации: Экосистема. Взаимосвязи в природе. Пищевые цепи Круговорот веществ Природные парки, заказники Удмуртии. Экскурсия «Природа в городе». Игра «Природа и человек». |
Опрос Прил. 2 |
3 |
Жизнь на природе
|
Презентации: Основные правила натуралиста. Экскурсия «Ориентирование на местности». Экскурсия «Способы ориентирования на местности по местным признакам». Игра–тренинг «Ориентирование на местности». |
Опрос, Прил. 2 |
4 |
Природа под микроскопом |
Презентации: Правила работы с микроскопом. Самые маленькие организмы – микроорганизмы. Одноклеточные. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. |
Опрос, Прил. 2 |
5 |
Метеорология |
Презентации: Метеорология как наука. Что такое фенология. Календарь природы. Экскурсия «Наблюдения за изменениями погодой», ведение дневника прогноза погоды. Викторина. |
Опрос, Прил. 2 Викторина, Прил. 1 |
6 |
Флора Удмуртии |
Презентации: Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. Сад в кабинете. Деревья. Дерево как среда обитания. Плоды и семена. Сухие плоды. Мясистые плоды. Цепляющиеся плоды. Игра: «Угадай растение по описанию». |
Опрос, Прил. 2 |
7 |
Жизнь в земле |
Презентации: Как образуется почва. Различные типы почв. Обитатели почвы. Приспособления к жизни под землёй Дождевой червь – невидимый пахарь в огороде. |
Опрос, Прил. 2 |
8 |
Наземные беспозвоночные Удмуртии |
Презентации: Наземные беспозвоночные Удмуртии. Жизнь в несколько жизней. Экскурсия «Наблюдения за животными в их среде обитания». Экскурсия «Гниющий ствол дерева, как место обитания беспозвоночных». Экскурсия «Животные, обитающие на ветвях и в кустарниках». |
Опрос, Прил. 2 |
9 |
Наземные позвоночные Удмуртии |
Презентации: Мелкие млекопитающие. Крупные млекопитающие. Экскурсия «Наблюдение за птицами. Как приблизиться к птицам». Экскурсия «Следы пребывания животных». |
Опрос, Прил. 2 |
10 |
Жизнь в воде |
Презентации: Водоемы Удмуртии с проточной водой. Обитатели водоемов. Естественные и искусственные водоемы Удмуртии. Обитатели водоемов. Пресноводный аквариум. Экскурсия «Сбор живых организмов, обитающих в водоеме».. |
Опрос, Прил. 2 |
11 |
Итоговое занятие |
Защита реферата |
Прил. 1 |
Список литературы
Акимушкин И.И. «Мир животных: птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся». – М.: «Мысль», 1989 г.
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных». – Я.: «Академия развития», 2003 г.
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о птицах». – Я.: «Академия развития», 2003 г.
Большая энциклопедия природы «Жизнь животных». Том 1, 2. - М.: «Мир книги», 2003 г.
Бровкина Е.Т. Атлас родной природы. «Городские животные». – М.: «Эгмонт», 2001 г.
Гуржин А.М. «Черепахи аквариумные и сухопутные». – Москва, 1999 г.
Гусев В. Животные у нас дома. - М.: Экология, 1992 - 366с.
Елкина Н.В. Пособие «1000 загадок» – Я.: «Академия развития», 2000 г.
Иерусалимский И.Г. «Аквариумные рыбки». - Ростов на Дону: «Проф. – пресс», 2001 г.
Красная книга России. Животные. - М.: ACT, 2001 - 760с.
Красная книга Удмуртской республики. Животные. - Ижевск, 2001.
Ласуков Р. Звери и их следы. - М.: Айрис Пресс, 1999.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1999.
Николаева С.Н. «Воспитание начальной экологической культуры». – М.: «Новая школа», 1995.
Плешаков. А.А. Атлас определитель «От земли до неба». – М.: «Просвещение», 2003 г.
14. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: «Просвещение», 1996 г.
15. Тарабарина Т.И. «И учеба, и игра: природоведение» – Я.: «Академия развития», 2001 г.
16. Шишкина В.А. «Прогулки в природу». – М.: «Просвещение», 2003.
Приложение 1
Оценочные материалы
Входное тестирование
1. Как ты относишься к природе?
1) бережно 2 балла
2) не знаю 1 балл
3) безразлично 0 баллов
2. Ты оставляешь после себя мусор?
1) да 0 балла
2) не знаю 1 балл
3) нет 2 баллов
3. Звери всякие важны – звери всякие нужны?
1) да 2 балла
2) не знаю 1 балл
3) нет 0 баллов
4. Ядовитые грибы надо истреблять?
1) да 0 балла
2) не знаю 1 балл
3) нет 2 баллов
5. Зачеркни лишнее слово
1) Дуб, сосна, клён, тополь, берёза
Каждый правильный ответ – 1-2 балла. Неверный – 0 баллов.
Максимум – 9 баллов.
Критерии оценивания:
Низкий уровень – 3 балла и менее.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Высокий уровень – 7-9 баллов.
Промежуточная аттестация. Викторина
Уровень освоения материала |
Оценка в баллах |
Низкий |
1 – 3 |
Средний |
3– 6 |
Высокий |
6– 10 |
Викторина (10 баллов)
Что такое Экосистема.
Что такое Круговорот веществ.
Какое влияние оказывает человек на природу.
Перечислите Природные парки, заказники Удмуртии.
Перечислите Природные заповедники Удмуртии.
Какие вы знаете экологические катастрофы.
Перечислите основные правила натуралиста.
Какие вы знаете дорожные знаки путешественника.
Перечислите правила работы с микроскопом.
Какие вы знаете метеорологические приборы.
Итоговая аттестация
Защита реферата на тему «Природа и человек» (20 баллов).
Уровень освоения материала |
Оценка в баллах |
Низкий |
1 – 7 |
Средний |
7– 14 |
Высокий |
14– 20 |
Критерии, используемые при оценивании реферата:
Соответствие реферата заявленной теме. 5 баллов.
Глубина и полнота раскрытия темы. 5 баллов.
Логичность, связность материала. 5 баллов.
Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения). 5 баллов.
Аккуратность, правильность оформления документа. 5 баллов.
Диагностическая методика определения
уровня экологической воспитанности школьников
(контроль достижения личностных результатов)
Методика «Моё отношение к природе» (по В.А. Самковой, А.С. Прутченкову)
Таблица 6
№
|
Вопросы |
Да |
Нет |
По разному |
1 |
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе. |
2 |
0 |
1 |
2 |
Делите ли вы природные объекты на красивые и некрасивые. |
0 |
2 |
1 |
3 |
Всегда ли вы бережно относитесь к природе. |
2 |
0 |
1 |
4 |
Заслуживают ли внимание на ваш взгляд окружающая природа и окружающие в ней явления. |
2 |
0 |
1 |
5 |
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу. |
2 |
0 |
1 |
6 |
Все ли в окружающей природе вас интересует. |
2 |
0 |
1 |
7 |
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках. |
2 |
0 |
1 |
8 |
Цените ли вы разнообразие в природе. |
2 |
1 |
0 |
9 |
Влияет ли природа на ваше настроение. |
2 |
0 |
1 |
10 |
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас объекты природы или природные явления. |
1 |
0 |
0 |
11 |
Вмешиваетесь ли в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит ущерб природе. |
2 |
0 |
1 |
12 |
Любите ли вы читать описание природы в книгах. |
2 |
0 |
1 |
13 |
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли. |
2 |
0 |
1 |
14 |
Влияет ли природа на ваше поведение. |
2 |
0 |
1 |
15 |
Часто ли вы отдыхаете среди природы |
1 |
2 |
0 |
16 |
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе. |
0 |
2 |
1 |
17 |
Есть ли какие-то занятия, которые вы любите делать среди природы. |
2 |
0 |
1 |
18 |
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе. |
0 |
2 |
1 |
19 |
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-3 классах. |
2 |
0 |
1 |
20 |
Знаете ли вы что такое экологические сказки? |
0 |
2 |
1 |
21 |
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах. |
2 |
0 |
1 |
22 |
Знакомо ли вам музыкальное произведение, связанное с природой. |
2 |
0 |
1 |
23 |
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом. |
2 |
0 |
1 |
24 |
Всегда ли добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей вас природой. |
2 |
0 |
1 |
25 |
Знаете ли вы игры на природную тематику? |
2 |
0 |
1 |
26 |
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки если да, то по каким именно предметам. |
2 |
0 |
1 |
Трактовка результатов:
0-20 баллов - малоосознаны по отношению к природе (низкий уровень);
21-29 баллов - не активны в природе (средний уровень)
30-39 баллов - вы любите природу и не безразличны к ней (высокий уровень).
Мониторинг метапредметных результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Таблица 7
№ п/п |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное количество баллов |
Методы диагностики |
1 |
Умение использовать различные источники информации
|
- низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) |
1 |
наблюдение |
- средний уровень (работает с источниками информации с помощью педагога или родителей) |
3 |
|||
- максимальный уровень (работает с источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
|||
2 |
Умение использовать различные способы поиска информации (в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др.) |
- низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в поиске информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) |
1 |
наблюдение |
- средний уровень (осуществляет поиск информации с помощью педагога или родителей) |
3 |
|||
- максимальный уровень (использует различные способы поиска информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
|||
3 |
Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения |
- низкий уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее) |
1 |
наблюдение |
- средний уровень (ребенок при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее работает с помощью педагога) |
3 |
|||
- максимальный уровень (ребенок при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
Критерии оценивания:
Высокий уровень 11-15 баллов
Средний уровень 5-10 баллов
Низкий уровень до 4 баллов
Приложение 2
Контрольные опросы по разделам программы
Критерии оценивания: каждый верный ответ – 1 балл, максимум – 5 баллов.
Высокий уровень усвоения темы - 5 баллов.
Средний уровень – 3-4 балла.
Низкий уровень – 0-2 балла.
Раздел 2 «Природа Удмуртии и человек»
Составь пищевую цепочку их двух, трех составляющих.
Что такое экосистема?
Чем отличается природный парк от заповедника?
Назови природные парки, заповедники Удмуртии.
Назови экологические катастрофы.
Раздел 3 «Жизнь на природе»
Основные правила натуралиста.
Как правильно подготовить экипировку к походу?
Как работать с компасом?
Для чего нужен дневник наблюдения?
Как правильно вести себя на природе?
Раздел 4 «Природа под микроскопом»
Перечисли основные части микроскопа.
Правила работы с микроскопом.
Что значат бактерии в жизни человека?
Раздел 5 «Метеорология»
Что такое метеорология?
Назови метеорологические приборы.
Какие ты знаешь предсказания погоды по местным признакам?
Что такое фенология?
Для чего нужен флюгер?
Раздел 6 «Флора Удмуртии»
Назови растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека.
Меры борьбы и предосторожности с опасными растениями.
Назови распространенные деревья и кустарники Удмуртии.
Назови распространенные комнатные растения.
Какой цветок – символ Удмуртии?
Раздел 7 «Жизнь в земле»
Как образуется почва?
Назови типы почв.
Перечисли обитателей почвы.
Какую пользу приносит дождевой червь сельскому хозяйству?
Что такое вермикомпостер?
Раздел 8 «Наземные беспозвоночные Удмуртии»
Перечисли наземных беспозвоночных Удмуртии.
Перечисли инструменты, приспособления для ловли наземных беспозвоночных.
Назови этапы создания террариума.
Раздел 9 «Наземные позвоночные Удмуртии»
Как правильно наблюдать за дикими животными?
Почему птицы поют?
Перечисли следы пребывания животных.
Раздел 10 «Жизнь в воде»
Назови водоемы Удмуртии с проточной водой.
Перечисли естественные и искусственные водоемы Удмуртии.
Для чего нужен аквариум в доме, в школе, в общественном месте?
Приложение 3
Анкеты
Анкета для детей, поступающих в объединение
Нравится ли тебе наблюдать за природой?
Что тебе больше нравится: растения или животные?
Тебе нравиться выполнять какие-либо изделия из природных материалов своими руками?
Что нового ты хотел бы узнать на занятиях объединения?
Почему ты решил заниматься в объединении?
Анкета для родителей
Почему вы решили записать ребёнка в объединение?
Что вы хотите, чтобы ваш ребёнок получил от занятий в объединении?
Занимается ли ваш ребёнок в других объединениях, и какой направленности?
Готовы ли вы, оказать помощь своему ребёнку при участии в конкурсах и мероприятиях?
В какой форме для вас удобнее поддерживать связь с педагогом?
Анкета для детей по окончанию учебного года
Узнал ли ты, что - то интересное для себя на занятиях?
Какие занятия понравились больше теоретические или практические?
Понравились ли конкурсы и мероприятия?
Какая из выполненных работ понравилась больше?
Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?
Анкета для родителей по окончанию учебного года
Узнал ли Ваш ребёнок, что - то новое, интересное для себя на занятиях?
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?
Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?
С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?
Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год?
Приложение 4
Информационное обеспечение (методические ресурсы)
http://www.ecosystema.ru – Сайт экологического учебного центра «Экосистема» - сайт посвящен проблемам экологического образования школьников в природе, исследовательской и проектной деятельности в области полевой биологии, географии и экологии, содержит информацию об объектах природы России и мира.
https://viki.rdf.ru/ - Сайт презентации и клипов.
https://kino.rgo.ru/ - фильмы Русского географического общества.
https://infourok.ru/beseda-pokormite-ptic-zimoy-986449.html - Покормите птиц зимой.
https://clck.ru/RsP4U - Влияние человека на природные экосистемы.
http://www.makuha.ru/world/natures-way/glava-12.htm - Человек непременный участник всех экосистем.
https://www.pinterest.com.mx/pin/322781498292565949/ - мастер-класс как сделать эмблему, медаль, знак, логотип.
https://www.youtube.com/watch?v=7hFivbgIEqk - Фильм на экологическую тематику «Дом».
https://clck.ru/RsSJK - Игры на сплочение коллектива.
http://liveudm.ru/zhivotnyie-udmurtii/ - Сайт Живая Удмуртия.
https://udm.travel/nature/zhivotnye/ - Животные Удмуртии
https://infourok.ru/podborka-igr-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-mladshih-shkolnikov-495065.html - Коммуникативные игры.
Приложение 5
Инструкция по охране труда обучающихся (вводный инструктаж)
1. По дороге в объединение и обратно необходимо:
– переходить дорогу только в установленных местах;
– осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет;
– предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет.
2. Во время занятий в кабинете необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования учителя.
3. Во избежание травмоопасных ситуаций нельзя:
– бегать и толкаться во время перемен;
– прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них;
– оставлять в коридорах разлитую на полу воду.
4. В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу, директору ЭБЦ. Медицинские аптечки имеются во всех кабинетах.
5. При пожаре звонить по телефону 101, вызов милиции 102, вызов скорой помощи 103. Телефон находится в кабинете секретаря, директора, на вахте.
6. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся ЭБЦ должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается системой оповещения. Учащиеся покидают помещение кабинета и организованно выходят из здания вместе с педагогом, в соответствии с планом эвакуации.
7. При появлении в здании ЭБЦ посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу.
8. Не допускается нахождение в здании бродячих кошек и собак.
9. Недопустимо курить в помещении, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.
10. Ученики школы должны выполнять требования педагогов и директора учреждения.
Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте
При выходе на улицу посмотри сначала налево. Потом направо, чтобы не помешать прохожим.
Маршрут в школу выбирай самый безопасный, то, где надо реже переходить улицу или дорогу.
Когда идешь по улицам, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.
Меньше переходов – меньше опасностей.
Иди не спеша по правой стороне тротуара.
По обочине иди подальше от края дороги.
Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.
Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
Переходи улицу только по пешеходным переходам.
Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «островке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т.п. на проезжей части дороги.
Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.
Не цепляйся за проходящий транспорт.
Техника безопасности при выполнении творческих работ
1. Работу начинай только с разрешения педагога. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.
4. Не работай неисправными инструментами.
5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
7. Раскладывай инструменты в указанном педагогом порядке.
8. Не разговаривай во время работы.
9. Выполняй работу внимательно.
Правила подготовки рабочего места
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
3. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане.
Правила работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.
В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с клеем
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила работы с природным материалом
1. Не ломай растущие деревья и кустарники.
2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
3. Для резания веток используй нож с тупым концом.
4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.
5. В сухих шишках, каштанах, желудях отверстия не делай шилом, а сверли.
6. Храни природный материал в сухом месте.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Приложение 6
Перечень дистанционных ресурсов в дистанционном формате, доступных детям для занятий в системе дополнительного образования (таблица 8)
Таблица 8
№ |
Название занятия/мастер-класса |
Рабочая ссылка на дистанционное занятие / мастер-класс/ цикл программ |
Формат: online или трансляция записи |
Занятия |
|||
1 |
Для чего нужна экология? |
https://youtu.be/AzT_qAOu4ns |
трансляция записи |
2 |
Разнообразие млекопитающих |
https://www.youtube.com/watch?v=W9Wqc255jEM&feature=emb_logo |
трансляция записи |
3 |
Удивительное рядом |
https://www.youtube.com/watch?v=_aTO7ZFxd2E&feature=emb_logo |
трансляция записи |
4 |
Правила поведения в природе |
трансляция записи |
|
5 |
Удивительные, необычные и уникальные животные и растения. |
https://youtu.be/EYrhJGcTtSA |
трансляция записи |
6 |
Отряд хоботные. Африканский слон |
трансляция записи |
|
7 |
Окружающая среда и здоровье человека |
https://youtu.be/MA0v5EXL1Dg |
Трансляция записи |
8 |
«Отряд зайцеобразные. Кролики» |
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=y-3wGQ6LQ0k&feature=emb_logo |
Трансляция записи |
9 |
Занимательная зоология |
трансляция записи |
|
10 |
Следы жизнедеятельности млекопитающих |
Трансляция записи |
|
11 |
Красная книга России |
Трансляция записи |
|
12 |
Методы изучения природы |
https://youtu.be/0BDaKHCKJgc |
Трансляция записи |
23 |
День животных и растений. |
Трансляция записи |
|
24 |
Животный мир. Видеоигра "Чей голос?" |
https://youtu.be/8qzWkGHk6co |
Трансляция записи |
25 |
Необычные растения мира |
https://youtu.be/ExJ05irpjpE |
Трансляция записи |
26 |
Как животные заботятся о своём потомстве |
https://youtu.be/v7kbZwbhbJs |
трансляция записи |
27 |
Как зимой помочь птицам? |
https://youtu.be/sAMOceMJQzE |
трансляция записи |
28 |
О чём говорят цветы. |
https://youtu.be/9eEoBiWK0o0 |
трансляция записи |
Видео экскурсии |
|||
1 |
Изучаем наземных моллюсков |
трансляция записи |
|
2 |
Изучение беспозвоночных на приусадебном участке |
трансляция записи |
|
3 |
Пруд и его обитатели. |
https://yandex.ru/efir?stream_id= 456965e18a7777c49c835af82985cf42&from_block=logo_partner_player. |
трансляция записи |
4 |
Московский зоопарк (январь 2020г.) |
https://yandex.ru/efir?stream_id=vhDXzV2GCcpU&from_block=player_context_menu_yavideo |
Трансляция записи |
5 |
Экскурсия в оранжерею биологического музея. |
https://youtu.be/VYW3qVerFTY |
трансляция записи |
6 |
Виртуальная экскурсия в Серебряный бор. |
https://youtu.be/zUacLrWGsos |
трансляция записи |
7 |
Как живет лес в заказнике. |
трансляция записи |
|
8 |
Гнёзда. Архитекторы от природы. |
https://youtu.be/3IilqMt7H3g |
трансляция записи |
9 |
Раннецветущие растения Кузбасса |
трансляция записи |