Программа дополнительного образования «Компьютерные технологии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа № 2» города Смоленска
Программа дополнительного образования
«Компьютерные технологии»
по технической направленности
возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель Зайцева Наталья Викторовна,
учитель информатики
Смоленск
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением, использовать электронные коммуникации для поиска и передачи информации, общения. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников, изучающих информатику на повышенном уровне, с основами новых компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества, обеспечить предпрофессиональную подготовку учащихся с ориентацией на ряд специальностей в области информатики и информационных ресурсов.
Курс «Компьютерные технологии» предназначен для учащихся в возрасте 14-16 лет, изучающих информатику. Программа курса рассчитана на 75 часов обучения (2 часа в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы дополнить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, приобретенные ими в ходе изучения тем базового курса информатики. Настоящая программа является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление современного человека, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий.
Основные цели курса:
подготовить учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
осуществить предпроффесиональную подготовку учащихся с ориентацией на ряд специальностей в области компьютерных технологий и электронных коммуникаций;
реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
развивать у учащихся информационную культуру;
создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Основная задача программы – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь учащимся узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Участники программы:
- учащиеся в возрасте 14-16 лет
Сроки реализации программы: 1 год.
Принципы реализации программы:
- принцип последовательности - работа над реализацией программы осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы;
- принцип добровольности;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип самостоятельности;
- принцип личностного подхода.
- признание индивидуальности каждого ребенка;
-самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;
-социализация – осознание и освоение школьником знаний.
Формы проведения занятий:
Лекция.
Беседа.
Тестирование;
Практические занятия;
Создание компьютерных презентаций;
Конкурсы;
Показ творческих работ учащихся.
Методы:
1.Наглядный.
2. Практический.
3.Словесный.
Режим занятий.
Программа рассчитана на 75 ч. (2 часа в неделю)
Ожидаемые результаты:
• выполнение учащимися различных творческих работ и заданий;
• ведение проектной, исследовательской деятельности;
• активное участие в различных внеклассных мероприятиях;
• работа с различными темами на занятиях;
• выступления на олимпиадах и конкурсах различных уровней.
Система оценки достижения результатов деятельности предусматривает:
- оценку достижений учащихся;
- оценку эффективности деятельности.
Оценка достижения результатов деятельности:
- представление коллективного результата деятельности группы обучающихся;
- индивидуальная оценка результатов каждого обучающегося.
Формы подведения итогов реализации программы
Представление коллективного результата деятельности учащихся кружка на общешкольном мероприятии в форме творческой презентации. Представления творческих работ обучающихся.
Представление методических разработок мероприятий.
Содержание программы
Программа курса “Новые компьютерные технологии”
Введение (1 ч.) | |
Использование компьютера в современном обществе. Автоматизированное рабочее место. Технические и санитарные требования к компьютеру. Компьютерные информационные технологии, электронная связь. | |
Основные цели: сформировать представление о сферах применения компьютера в современном мире, о роли компьютерных информационных технологий в современном обществе; формировать начальный интерес к предмету. | |
Учащиеся должны знать: сущность понятия компьютерные информационные технологии; роль компьютерных информационных технологий в современном обществе; сущность понятия автоматизированное рабочее место; технические и санитарные требования к компьютеру: правила работы за компьютером и в компьютерном классе. | |
Учащиеся должны уметь: приводить примеры информационной деятельности; приводить примеры информационных процессов; приводить примеры способов автоматизации ввода, обработки и передачи информации. | |
Основы работы с компьютером (8 ч.) | |
История развития Windows. Основные функции системы Windows. Основные объекты системы Windows. Элементы Рабочего стола и их назначение. Управление объектами при помощи мыши. Запуск приложений. Выход из Windows. | |
Назначение и организация справочной системы Windows. | |
Стандартные элементы диалоговых окон. Устройство клавиатуры. Практическое освоение клавиатуры. | |
Стандартные приложения Windows. Обмен информацией между приложениями. | |
Назначение и функциональные возможности средства «Мой компьютер». Окно программы. Значки. Создание, удаление и переименование папок. Специальная папка «Корзина». Выделение, удаление и переименование файлов. Копирование и перенос файлов. Поиск файлов. Шаблон. Ярлыки | |
Основные цели: дать общее представление о составе компьютера, о программном обеспечении современных компьютеров; сформировать первоначальные навыки работы с компьютером. | |
Учащиеся должны знать: назначение операционной системы и прикладных программ; основные понятия Windows; правила работы в Windows; правила работы с клавиатурой и мышью; смысл понятия файл, папка; основные операции над файлами и папками. | |
Учащиеся должны уметь: выполнять основные операции с объектами в системе Windows; загружать прикладные программы; настраивать параметры программ в диалоговых окнах; вводить информацию с клавиатуры; осуществлять навигацию по файловой системе с помощью программы «Мой компьютер»; выполнять основные операции над файлами и папками при помощи средства «Мой компьютер». | |
Мультимедийные технологии (15 ч.) | |
Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа. Назначение и возможности стандартных мультимедийныех программ Windows. | |
Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы. Считывание слайд-фильма с диска. Изучение возможностей отображения слайдов. Изменение оформления слайда. Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд-фильма на диск. | |
Создание графических изображений в слайдах средствами встроенного графического редактора. Операции над фрагментами графического изображения. Вставка объектов в слайды. Создание и редактирование текста и надписей в слайдах. Управление параметрами абзаца. Управление параметрами шрифта. | |
Использование мастера презентаций при создании слайдов. Создание слайдов с использованием шаблонов. | |
Использование гиперссылок в слайдах. Создание анимационных эффектов в слайдах. Разработка мультимедийной презентации. | |
Обзор современных средств обработки графической, звуковой и видеоинформации. Назначение и возможности программ PhotoShop, Adobe Image Ready. | |
Основные цели: сформировать представление о мультимедиа информации и о методах обработки мультимедийной информации; сформировать навыки работы со стандартными мультимедийными программами Windows; сформировать навыки разработки мультимедийных презентаций в программе PowerPoint. | |
Учащиеся должны знать: сущность понятия мультимедиа, программные средства обработки мультимедийной информации; назначение и возможности стандартных мультимедийных программ Windows; правила создания мультимедийных презентаций в программе PowerPoint; возможности современных программ обработки графической, звуковой и видеоинформации. | |
Учащиеся должны уметь: работать со стандартными мультимедийными программами Windows; создавать мультимедийные презентации в программе PowerPoint. | |
Основы технологии программирования (19 ч.) | |
Программы для компьютера. Языки программирования. Выбор языка программирования. Программирование в машинных кодах. Компилятор. Ассемблер. Алгоритмические и процедурные языки программирования. Объект, свойства объекта. События. Обработка событий. Объектно-ориентированное программирование. Визуальное программирование. Современные системы программирования. Состав систем программирования. Этапы разработки программы. Ввод кода программы. Ошибки в программах. Линейные алгоритмические конструкции и их реализация в языке программирования высокого уровня. Логические конструкции и их реализация. Циклические конструкции, их составление и реализация. Основные цели: сформировать представление о программе как последовательности инструкций исполнителю; сформировать представление о современных средствах создания программ; сформировать представление о правилах разработки программ в современных средствах профессионального программирования; сформировать интерес к программированию; | |
Учащиеся должны знать: смысл понятий «программа», «программирование», «язык программирования», «объект», «свойства объекта»; отличие языков программирования низкого и высокого уровня; основные принципы разработки программ в какой-либо современной системе программирования (Borland Pascal, Delphi, Visual Basic и т.п.). | |
Учащиеся должны уметь: приводить примеры систем программирования; записывать текст программы в какой-либо системе программирования; реализовывать несложные алгоритмические конструкции по образцу в какой-либо современной системе программирования. | |
| |
Компьютерные сети (16ч.) Компьютерные сети. Назначение. Классификация. Локальные сети, их назначение, возможности. Топология локальной сети. Аппаратное и программное обеспечение локальной сети. Сетевой протокол. Сетевые операционные системы. Организация работы в локальной сети. Сетевой администратор. Работа в локальной сети.Глобальные компьютерные сети. Интернет. Организация Интернета. Адреса Интернета. Подключение к Интернету. Основные службы Интернета: всемирная паутина WWW, электронная почта, Интернет-пейджинг, листы рассылки. Навигация по WWW: программы-браузеры, их назначение и основные возможности. Работа с браузером: загрузка страницы, прерывание процесса загрузки, гипертекстовые ссылки. Сохранение текста текущей страницы, ее объектов и рисунков. Работа с браузером: настройка программы. Структура Web-публикации. Понятие о формате HTML. Поиск информации в сети Интернет: понятие поискового сервера. Правила составления запросов. Основные цели: сформировать представление о компьютерных сетях, о глобальной компьютерной сети Интернет; сформировать навыки работы с почтовой программой и программой-браузером. Учащиеся должны знать: смысл понятие «компьютерная сеть»; «интернет»; смысл понятий «электронная почта», «WWW»; правила работы с почтовой программой; правила работы с программой-браузером. Учащиеся должны уметь: работать с почтовой программой и программой-браузером. Введение в технологию создания Web-сайтов (5 ч.) Гипертекстовая страница. Элементы Web-страницы. Web-сайт, структура Web-сайта. Информационный портал. Общие сведения о языке гипертекстовой разметки html. Этапы создания Web-документа. Основные принципы разработки Web-документов. Основные правила Web-дизайна. Основные цели: сформировать представление о формате html; сформировать представления о требованиях к структуре, содержанию и оформлению гипертекстовых документов. Учащиеся должны знать: смысл понятий «Web-страница», «Web-сайт»; смысл понятия «формат html»; основные элементы Web-страницы; правила, предъявляемые к структуре Web-документа и его оформлению. Учащиеся должны уметь: различать смыл понятий «текстовый документ» и «гипертекстовый документ»; находить элементы Web-страницы в готовом гипертекстовом документе; анализировать структуру и оформление Web-документов. Создание Web-документов средствами MS Office (11 ч.) Обзор программных средств подготовки Web-сайтов. Возможности MS Word по созданию Web-документов. Создание в рабочей папке файловой структуры для размещения файлов будущего Web-сайта. Создание Web-документов на основе интерактивных шаблонов. Настройка параметров сохранения документов MS Word в формате html. Преобразование существующего документа в формат html. Вставка и редактирование гиперссылок. Создание ссылок в пределах документа с использованием закладок. Добавление заголовков. Вставка горизонтальных линий. Вставка графических изображений. Определение цвета фона или фонового рисунка. Вставка бегущей строки. Добавление списков. Добавление фонового звука.Создание макета Web-страницы с помощью таблиц. Использование форм на Web-странице. Публикация Web-документа. | |
Основные цели: сформировать навыки разработки Web-документа с помощью средств MS Office. | |
Учащиеся должны знать: правила создания Web-документов с помощью программы Word. | |
Учащиеся должны уметь: создавать Web-документы с помощью программы Word. | |
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел Кол-во часов | Тема | Количество часов | Сроки проведения | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение (1 часа) | Использование компьютера в современном обществе. Автоматизированное рабочее место. Технические и санитарные требования к компьютеру. | 1 | | |
2 | Основы работы с компьютером (8 часов) | История развития Windows. Основные функции системы Windows. | 20 мин | 20 мин | |
3 | | Основные объекты системы Windows. Элементы Рабочего стола и их назначение. Управление объектами при помощи мыши. | 20 мин | 20 мин | |
4 | | Запуск приложений. Выход из Windows. Назначение и организация справочной системы Windows. Стандартные элементы диалоговых окон. | 20 мин | 20 мин | |
5 | | Устройство клавиатуры. Практическое освоение клавиатуры. | 20 мин | 20 мин | |
6 | | Практическое освоение клавиатуры. | 20 мин | 20 мин | |
7 | | Стандартные приложения Windows. Обмен информацией между приложениями. | 20 мин | 20 мин | |
8 | | Назначение и функциональные возможности средства «Мой компьютер». Окно программы. Значки. Создание, удаление и переименование папок. | 20 мин | 20 мин | |
9 | | Специальная папка «Корзина». Выделение, удаление и переименование файлов. Копирование и перенос файлов. Поиск файлов. Шаблон. Ярлыки | 20 мин | 20 мин | |
10 | Мультимедийные технологии (15 часов) | Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа. Назначение и возможности стандартных мультимедийныех программ Windows. | 20 мин | 20 мин | |
11 | | Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы. | 20 мин | 20 мин | |
12 | | Считывание слайд-фильма с диска. Изучение возможностей отображения слайдов. Изменение оформления слайда. | 20 мин | 20 мин | |
13 | | Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд-фильма на диск. | 20 мин | 20 мин | |
14 | | Создание графических изображений в слайдах средствами встроенного графического редактора. | 20 мин | 20 мин | |
15 | | Операции над фрагментами графического изображения. Вставка объектов в слайды. | 20 мин | 20 мин | |
16 | | Создание и редактирование текста и надписей в слайдах. Управление параметрами абзаца. Управление параметрами шрифта. | 20 мин | 20 мин | |
17 | | Использование мастера презентаций при создании слайдов. | 20 мин | 20 мин | |
18 | | Создание слайдов с использованием шаблонов. | 20 мин | 20 мин | |
19 | | Использование гиперссылок в слайдах. | 20 мин | 20 мин | |
20 | | Создание анимационных эффектов в слайдах. | 20 мин | 20 мин | |
21 | | Обзор современных средств обработки графической, звуковой и видеоинформации. Назначение и возможности программ PhotoShop, Adobe Image Ready. | 20 мин | 20 мин | |
22 | | Разработка мультимедийной презентации. | 20 мин | 20 мин | |
23 | | Разработка мультимедийной презентации. | 20 мин | 20 мин | |
24 | | Разработка мультимедийной презентации. Демонстрация мультимедийных презентаций. | 20 мин | 20 мин | |
25 | Основы технологии программирования (19 часов) | Программы для компьютера. Языки программирования. Выбор языка программирования. | 20 мин | 20 мин | |
26 | | Программирование в машинных кодах. Компилятор. Ассемблер. | 20 мин | 20 мин | |
27 | | Алгоритмические и процедурные языки программирования. | 20 мин | 20 мин | |
28 | | Объект, свойства объекта. События. Обработка событий. | 20 мин | 20 мин | |
29 | | Объектно-ориентированное программирование. Визуальное программирование. | 20 мин | 20 мин | |
30 | | Современные системы программирования. Состав систем программирования. | 20 мин | 20 мин | |
31 | | Этапы разработки программы. Ввод кода программы. Ошибки в программах. | 20 мин | 20 мин | |
32 | | Линейные алгоритмические конструкции и их реализация в языке программирования высокого уровня. | 20 мин | 20 мин | |
33 | | Логические конструкции и их реализация. | 20 мин | 20 мин | |
34 | | Циклические конструкции, их составление и реализация. | 20 мин | 20 мин | |
35 | | Использование компьютера в современном обществе. Автоматизированное рабочее место. Технические и санитарные требования к компьютеру. | 20 мин | 20 мин | |
36 | | Обработка информации в компьютере. | 20 мин | 20 мин | |
37 | | Программное обеспечение. | 20 мин | 20 мин | |
38 | | Средства разработки программ | 20 мин | 20 мин | |
39 | | Этапы разработки программ. | 20 мин | 20 мин | |
40 | | Алгоритмы. Свойства алгоритма. | 20 мин | 20 мин | |
41 | | Базовые алгоритмические конструкции: следование. | 20 мин | 20 мин | |
42 | | Базовые алгоритмические конструкции: развилка. | 20 мин | 20 мин | |
43 | | Циклы. | 20 мин | 20 мин | |
44 | Компьютерные сети (16 часов) | Компьютерные сети. Назначение. Классификация. | 20 мин | 20 мин | |
45 | | Локальные сети, их назначение, возможности. Топология локальной сети. | 20 мин | 20 мин | |
46 | | Аппаратное и программное обеспечение локальной сети. | 20 мин | 20 мин | |
47 | | Сетевой протокол. Сетевые операционные системы. | 20 мин | 20 мин | |
48 | | Организация работы в локальной сети. Сетевой администратор. | 20 мин | 20 мин | |
49 | | Работа в локальной сети. | 20 мин | 20 мин | |
50 | | Глобальные компьютерные сети. Интернет. | 20 мин | 20 мин | |
51 | | Организация Интернета. Адреса Интернета. Подключение к Интернету. | 20 мин | 20 мин | |
52 | | Основные службы Интернета: всемирная паутина WWW, электронная почта, Интернет-пейджинг, листы рассылки. | 20 мин | 20 мин | |
53 | | Навигация по WWW: программы-браузеры, их назначение и основные возможности. | 20 мин | 20 мин | |
54 | | Работа с браузером: загрузка страницы, прерывание процесса загрузки, гипертекстовые ссылки. Сохранение текста текущей страницы, ее объектов и рисунков. | 20 мин | 20 мин | |
55 | | Работа с браузером. Сохранение текста текущей страницы, ее объектов и рисунков. | 20 мин | 20 мин | |
56 | | Работа с браузером: настройка программы. | 20 мин | 20 мин | |
57 | | Структура Web-публикации. Понятие о формате HTML | 20 мин | 20 мин | |
58 | | Поиск информации в сети Интернет: понятие поискового сервера. Правила составления запросов. | 20 мин | 20 мин | |
59 | | Поиск информации в сети Интернет: понятие поискового сервера. Правила составления запросов. | 20 мин | 20 мин | |
60 | Введение в технологию создания Web-сайтов (5 часа) | Гипертекстовая страница. Web-сайт, структура Web-сайта. Элементы Web-страницы. | 20 мин | 20 мин | |
61 | | Информационный портал. Общие сведения о языке гипертекстовой разметки html. | 20 мин | 20 мин | |
62 | | Этапы создания Web-документа. Основные принципы разработки Web-документов. | 20 мин | 20 мин | |
63 | | Основные принципы разработки Web-документов. | 20 мин | 20 мин | |
64 | | Основные правила Web-дизайна | 20 мин | 20 мин | |
65 | Создание Web-документов средствами MS Office (11 часов) | Обзор программных средств подготовки Web-сайтов. Возможности MS Word по созданию Web-документов. Создание в рабочей папке файловой структуры для размещения файлов будущего Web-сайта. | 20 мин | 20 мин | |
66 | | Создание Web-документов на основе интерактивных шаблонов. Настройка параметров сохранения документов MS Word в формате html. | 20 мин | 20 мин | |
67 | | Преобразование существующего документа в формат html. | 20 мин | 20 мин | |
68 | | Вставка и редактирование гиперссылок. Создание ссылок в пределах документа с использованием закладок. | 20 мин | 20 мин | |
69 | | Добавление заголовков. Вставка горизонтальных линий. | 20 мин | 20 мин | |
70 | | Вставка графических изображений. Определение цвета фона или фонового рисунка. | 20 мин | 20 мин | |
71 | | Вставка бегущей строки. Добавление списков. Добавление фонового звука. | 20 мин | 20 мин | |
72 | | Вставка бегущей строки. Добавление списков. Добавление фонового звука. | 20 мин | 20 мин | |
73 | | Создание макета Web-страницы с помощью таблиц. | 20 мин | 20 мин | |
74 | | Использование форм на Web-странице. | | | |
75 | | Публикация Web-документа. | | |
4. «Методическое обеспечение программы
«Компьютерные технологии»
Лекционный материал:
История развития Windows. Основные функции системы Windows.
Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа.
Алгоритмы. Свойства алгоритмов.
Методики исследовательских работ
Разработки бесед с презентациями
Локальные сети, их назначение, возможности. Топология локальных сетей.
Глобальные компьютерные сети. Интернет.
Презентации
Аппаратное и программное обеспечение локальных сетей.
Этапы разработки программ.
Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы.
5.Список литературы
1. Ангеликова Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 классы- М.:Дрофа, 2004 г.
2. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
3. Гусева И.Ю. «Информатика в схемах и таблицах – СПб. Тригон, 2005 г.
4. Калашников Ю.И., Е.Ю. Чурюмова Е.Ю. Информатика. 8 класс. Формирование компьютерных компетенций: практические работы. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
5. Макарова Н.В. Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс. – СПб.: Питер, 2003 г.
6. Михеев Е.В. Практикум по информатике: Учебное пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.
7. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика. Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. Инфорком – Пресс, 2002 г.
8. Мемакин И.Г., Хеннера. Информатика. Задачник-практикум в 2т.– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.
9. Угринович. Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.