12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайцева Наталья Викторовна25
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа № 2» города Смоленска















Программа дополнительного образования

«Компьютерные технологии»

по технической направленности

возраст обучающихся: 14-16 лет


Срок реализации: 1 год


Составитель Зайцева Наталья Викторовна,

учитель информатики


















Смоленск

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением, использовать электронные коммуникации для поиска и передачи информации, общения. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников, изучающих информатику на повышенном уровне, с основами новых компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества, обеспечить предпрофессиональную подготовку учащихся с ориентацией на ряд специальностей в области информатики и информационных ресурсов.

Курс «Компьютерные технологии» предназначен для учащихся в возрасте 14-16 лет, изучающих информатику. Программа курса рассчитана на 75 часов обучения (2 часа в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы дополнить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, приобретенные ими в ходе изучения тем базового курса информатики. Настоящая программа является одним из механизмов формирования творческой личности, умение ориентироваться в современном обществе, формирует мышление современного человека, основанное на развитии логики с использованием современных компьютерных технологий.

Основные цели курса:

подготовить учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;

осуществить предпроффесиональную подготовку учащихся с ориентацией на ряд специальностей в области компьютерных технологий и электронных коммуникаций;

реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;

раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;

развивать у учащихся информационную культуру;

создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Основная задача программы – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь учащимся узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Участники программы:

         - учащиеся в возрасте 14-16 лет

Сроки реализации программы: 1 год.

Принципы реализации программы:

- принцип последовательности - работа над реализацией программы осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы;

- принцип добровольности;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;

- принцип самостоятельности;

- принцип личностного подхода.

- признание индивидуальности каждого ребенка;

-самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

-социализация – осознание и освоение школьником знаний.

Формы проведения занятий:

Лекция.

Беседа.

Тестирование;

Практические занятия;

Создание компьютерных презентаций;

Конкурсы;

Показ творческих работ учащихся.

Методы:

1.Наглядный.

2. Практический.

3.Словесный.

Режим занятий.

Программа рассчитана на 75 ч. (2 часа в неделю)

Ожидаемые результаты:

выполнение учащимися различных творческих работ и заданий;

ведение проектной, исследовательской деятельности;

активное участие в различных внеклассных мероприятиях;

работа с различными темами на занятиях;

выступления на олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Система оценки достижения результатов деятельности предусматривает:

- оценку достижений учащихся;

- оценку эффективности деятельности.

Оценка достижения результатов деятельности:

- представление коллективного результата деятельности группы обучающихся;

- индивидуальная оценка  результатов каждого обучающегося.

Формы подведения итогов реализации программы

Представление коллективного результата деятельности учащихся кружка на общешкольном мероприятии  в форме творческой презентации. Представления творческих работ обучающихся. 

Представление методических разработок мероприятий.


Содержание программы


Программа курса “Новые компьютерные технологии”

Введение (1 ч.)


Использование компьютера в современном обществе. Автоматизированное рабочее место. Технические и санитарные требования к компьютеру. Компьютерные информационные технологии, электронная связь.


Основные цели: сформировать представление о сферах применения компьютера в современном мире, о роли компьютерных информационных технологий в современном обществе; формировать начальный интерес к предмету.


Учащиеся должны знать: сущность понятия компьютерные информационные технологии; роль компьютерных информационных технологий в современном обществе; сущность понятия автоматизированное рабочее место; технические и санитарные требования к компьютеру: правила работы за компьютером и в компьютерном классе.


Учащиеся должны уметь: приводить примеры информационной деятельности; приводить примеры информационных процессов; приводить примеры способов автоматизации ввода, обработки и передачи информации.


Основы работы с компьютером (8 ч.)


История развития Windows. Основные функции системы Windows. Основные объекты системы Windows. Элементы Рабочего стола и их назначение. Управление объектами при помощи мыши. Запуск приложений. Выход из Windows.


Назначение и организация справочной системы Windows.


Стандартные элементы диалоговых окон. Устройство клавиатуры. Практическое освоение клавиатуры.


Стандартные приложения Windows. Обмен информацией между приложениями.


Назначение и функциональные возможности средства «Мой компьютер». Окно программы. Значки. Создание, удаление и переименование папок. Специальная папка «Корзина». Выделение, удаление и переименование файлов. Копирование и перенос файлов. Поиск файлов. Шаблон. Ярлыки


Основные цели: дать общее представление о составе компьютера, о программном обеспечении современных компьютеров; сформировать первоначальные навыки работы с компьютером.


Учащиеся должны знать: назначение операционной системы и прикладных программ; основные понятия Windows; правила работы в Windows; правила работы с клавиатурой и мышью; смысл понятия файл, папка; основные операции над файлами и папками.


Учащиеся должны уметь: выполнять основные операции с объектами в системе Windows; загружать прикладные программы; настраивать параметры программ в диалоговых окнах; вводить информацию с клавиатуры; осуществлять навигацию по файловой системе с помощью программы «Мой компьютер»; выполнять основные операции над файлами и папками при помощи средства «Мой компьютер».


Мультимедийные технологии (15 ч.)


Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа. Назначение и возможности стандартных мультимедийныех программ Windows.


Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы. Считывание слайд-фильма с диска. Изучение возможностей отображения слайдов. Изменение оформления слайда. Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд-фильма на диск.


Создание графических изображений в слайдах средствами встроенного графического редактора. Операции над фрагментами графического изображения. Вставка объектов в слайды. Создание и редактирование текста и надписей в слайдах. Управление параметрами абзаца. Управление параметрами шрифта.


Использование мастера презентаций при создании слайдов. Создание слайдов с использованием шаблонов.


Использование гиперссылок в слайдах. Создание анимационных эффектов в слайдах. Разработка мультимедийной презентации.


Обзор современных средств обработки графической, звуковой и видеоинформации. Назначение и возможности программ PhotoShop, Adobe Image Ready.


Основные цели: сформировать представление о мультимедиа информации и о методах обработки мультимедийной информации; сформировать навыки работы со стандартными мультимедийными программами Windows; сформировать навыки разработки мультимедийных презентаций в программе PowerPoint.


Учащиеся должны знать: сущность понятия мультимедиа, программные средства обработки мультимедийной информации; назначение и возможности стандартных мультимедийных программ Windows; правила создания мультимедийных презентаций в программе PowerPoint; возможности современных программ обработки графической, звуковой и видеоинформации.


Учащиеся должны уметь: работать со стандартными мультимедийными программами Windows; создавать мультимедийные презентации в программе PowerPoint.


Основы технологии программирования (19 ч.)


Программы для компьютера. Языки программирования. Выбор языка программирования. Программирование в машинных кодах. Компилятор. Ассемблер. Алгоритмические и процедурные языки программирования.

Объект, свойства объекта. События. Обработка событий. Объектно-ориентированное программирование. Визуальное программирование.

Современные системы программирования. Состав систем программирования. Этапы разработки программы. Ввод кода программы. Ошибки в программах.

Линейные алгоритмические конструкции и их реализация в языке программирования высокого уровня. Логические конструкции и их реализация. Циклические конструкции, их составление и реализация.

Основные цели: сформировать представление о программе как последовательности инструкций исполнителю; сформировать представление о современных средствах создания программ; сформировать представление о правилах разработки программ в современных средствах профессионального программирования; сформировать интерес к программированию;


Учащиеся должны знать: смысл понятий «программа», «программирование», «язык программирования», «объект», «свойства объекта»; отличие языков программирования низкого и высокого уровня; основные принципы разработки программ в какой-либо современной системе программирования (Borland Pascal, Delphi, Visual Basic и т.п.).


Учащиеся должны уметь: приводить примеры систем программирования; записывать текст программы в какой-либо системе программирования; реализовывать несложные алгоритмические конструкции по образцу в какой-либо современной системе программирования.



Компьютерные сети (16ч.)

Компьютерные сети. Назначение. Классификация. Локальные сети, их назначение, возможности. Топология локальной сети. Аппаратное и программное обеспечение локальной сети. Сетевой протокол. Сетевые операционные системы. Организация работы в локальной сети. Сетевой администратор. Работа в локальной сети.

Глобальные компьютерные сети. Интернет. Организация Интернета. Адреса Интернета. Подключение к Интернету. Основные службы Интернета: всемирная паутина WWW, электронная почта, Интернет-пейджинг, листы рассылки.

Навигация по WWW: программы-браузеры, их назначение и основные возможности. Работа с браузером: загрузка страницы, прерывание процесса загрузки, гипертекстовые ссылки. Сохранение текста текущей страницы, ее объектов и рисунков. Работа с браузером: настройка программы. Структура Web-публикации. Понятие о формате HTML.

Поиск информации в сети Интернет: понятие поискового сервера. Правила составления запросов.

Основные цели: сформировать представление о компьютерных сетях, о глобальной компьютерной сети Интернет; сформировать навыки работы с почтовой программой и программой-браузером.

Учащиеся должны знать: смысл понятие «компьютерная сеть»; «интернет»; смысл понятий «электронная почта», «WWW»; правила работы с почтовой программой; правила работы с программой-браузером.

Учащиеся должны уметь: работать с почтовой программой и программой-браузером.

Введение в технологию создания Web-сайтов (5 ч.)

Гипертекстовая страница. Элементы Web-страницы. Web-сайт, структура Web-сайта. Информационный портал. Общие сведения о языке гипертекстовой разметки html. Этапы создания Web-документа. Основные принципы разработки Web-документов. Основные правила Web-дизайна.

Основные цели: сформировать представление о формате html; сформировать представления о требованиях к структуре, содержанию и оформлению гипертекстовых документов.

Учащиеся должны знать: смысл понятий «Web-страница», «Web-сайт»; смысл понятия «формат html»; основные элементы Web-страницы; правила, предъявляемые к структуре Web-документа и его оформлению.

Учащиеся должны уметь: различать смыл понятий «текстовый документ» и «гипертекстовый документ»; находить элементы Web-страницы в готовом гипертекстовом документе; анализировать структуру и оформление Web-документов.

Создание Web-документов средствами MS Office (11 ч.)

Обзор программных средств подготовки Web-сайтов. Возможности MS Word по созданию Web-документов. Создание в рабочей папке файловой структуры для размещения файлов будущего Web-сайта.

Создание Web-документов на основе интерактивных шаблонов. Настройка параметров сохранения документов MS Word в формате html. Преобразование существующего документа в формат html. Вставка и редактирование гиперссылок. Создание ссылок в пределах документа с использованием закладок.

Добавление заголовков. Вставка горизонтальных линий. Вставка графических изображений. Определение цвета фона или фонового рисунка. Вставка бегущей строки. Добавление списков. Добавление фонового звука.

Создание макета Web-страницы с помощью таблиц. Использование форм на Web-странице. Публикация Web-документа.

Основные цели: сформировать навыки разработки Web-документа с помощью средств MS Office.
Учащиеся должны знать: правила создания Web-документов с помощью программы Word.
Учащиеся должны уметь: создавать Web-документы с помощью программы Word.

3. Календарно-тематическое планирование


Раздел

Кол-во часов

Тема

Количество

часов

Сроки проведения

Теория

Практика

1

Введение

(1 часа)

Использование компьютера в современном обществе. Автоматизированное рабочее место. Технические и санитарные требования к компьютеру.

1



2

Основы работы с компьютером

(8 часов)

История развития Windows. Основные функции системы Windows.

20 мин

20 мин


3


Основные объекты системы Windows. Элементы Рабочего стола и их назначение. Управление объектами при помощи мыши.

20 мин

20 мин


4


Запуск приложений. Выход из Windows. Назначение и организация справочной системы Windows. Стандартные элементы диалоговых окон.

20 мин

20 мин


5


Устройство клавиатуры. Практическое освоение клавиатуры.

20 мин

20 мин


6


Практическое освоение клавиатуры.

20 мин

20 мин


7


Стандартные приложения Windows. Обмен информацией между приложениями.

20 мин

20 мин


8


Назначение и функциональные возможности средства «Мой компьютер». Окно программы. Значки. Создание, удаление и переименование папок.

20 мин

20 мин


9


Специальная папка «Корзина». Выделение, удаление и переименование файлов. Копирование и перенос файлов. Поиск файлов. Шаблон. Ярлыки

20 мин

20 мин


10

Мультимедийные технологии (15 часов)

Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа. Назначение и возможности стандартных мультимедийныех программ Windows.

20 мин

20 мин


11


Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы.

20 мин

20 мин


12


Считывание слайд-фильма с диска. Изучение возможностей отображения слайдов. Изменение оформления слайда.

20 мин

20 мин


13


Демонстрация слайдов. Управление демонстрацией слайдов. Вставка, перемещение, удаление слайдов. Запись слайд-фильма на диск.

20 мин

20 мин


14


Создание графических изображений в слайдах средствами встроенного графического редактора.

20 мин

20 мин


15


Операции над фрагментами графического изображения. Вставка объектов в слайды.

20 мин

20 мин


16


Создание и редактирование текста и надписей в слайдах. Управление параметрами абзаца. Управление параметрами шрифта.

20 мин

20 мин


17


Использование мастера презентаций при создании слайдов.

20 мин

20 мин


18


Создание слайдов с использованием шаблонов.

20 мин

20 мин


19


Использование гиперссылок в слайдах.

20 мин

20 мин


20


Создание анимационных эффектов в слайдах.

20 мин

20 мин


21


Обзор современных средств обработки графической, звуковой и видеоинформации. Назначение и возможности программ PhotoShop, Adobe Image Ready.

20 мин

20 мин


22


Разработка мультимедийной презентации.

20 мин

20 мин


23


Разработка мультимедийной презентации.

20 мин

20 мин


24


Разработка мультимедийной презентации. Демонстрация мультимедийных презентаций.

20 мин

20 мин


25

Основы технологии программирования (19 часов)

Программы для компьютера. Языки программирования. Выбор языка программирования.

20 мин

20 мин


26


Программирование в машинных кодах. Компилятор. Ассемблер.

20 мин

20 мин


27


Алгоритмические и процедурные языки программирования.

20 мин

20 мин


28


Объект, свойства объекта. События. Обработка событий.

20 мин

20 мин


29


Объектно-ориентированное программирование. Визуальное программирование.

20 мин

20 мин


30


Современные системы программирования. Состав систем программирования.

20 мин

20 мин


31


Этапы разработки программы. Ввод кода программы. Ошибки в программах.

20 мин

20 мин


32


Линейные алгоритмические конструкции и их реализация в языке программирования высокого уровня.

20 мин

20 мин


33


Логические конструкции и их реализация.

20 мин

20 мин


34


Циклические конструкции, их составление и реализация.

20 мин

20 мин


35


Использование компьютера в современном обществе. Автоматизированное рабочее место. Технические и санитарные требования к компьютеру.

20 мин

20 мин


36


Обработка информации в компьютере.

20 мин

20 мин


37


Программное обеспечение.

20 мин

20 мин


38


Средства разработки программ

20 мин

20 мин

39


Этапы разработки программ.

20 мин

20 мин


40


Алгоритмы. Свойства алгоритма.

20 мин

20 мин


41


Базовые алгоритмические конструкции: следование.

20 мин

20 мин


42


Базовые алгоритмические конструкции: развилка.

20 мин

20 мин


43


Циклы.

20 мин

20 мин


44

Компьютерные сети

(16 часов)

Компьютерные сети. Назначение. Классификация.

20 мин

20 мин


45


Локальные сети, их назначение, возможности. Топология локальной сети.

20 мин

20 мин


46


Аппаратное и программное обеспечение локальной сети.

20 мин

20 мин


47


Сетевой протокол. Сетевые операционные системы.

20 мин

20 мин


48


Организация работы в локальной сети. Сетевой администратор.

20 мин

20 мин


49


Работа в локальной сети.

20 мин

20 мин


50


Глобальные компьютерные сети. Интернет.

20 мин

20 мин


51


Организация Интернета. Адреса Интернета. Подключение к Интернету.

20 мин

20 мин


52


Основные службы Интернета: всемирная паутина WWW, электронная почта, Интернет-пейджинг, листы рассылки.

20 мин

20 мин


53


Навигация по WWW: программы-браузеры, их назначение и основные возможности.

20 мин

20 мин


54


Работа с браузером: загрузка страницы, прерывание процесса загрузки, гипертекстовые ссылки. Сохранение текста текущей страницы, ее объектов и рисунков.

20 мин

20 мин


55


Работа с браузером. Сохранение текста текущей страницы, ее объектов и рисунков.

20 мин

20 мин


56


Работа с браузером: настройка программы.

20 мин

20 мин


57


Структура Web-публикации. Понятие о формате HTML

20 мин

20 мин


58


Поиск информации в сети Интернет: понятие поискового сервера. Правила составления запросов.

20 мин

20 мин


59


Поиск информации в сети Интернет: понятие поискового сервера. Правила составления запросов.

20 мин

20 мин


60

Введение в технологию создания Web-сайтов (5 часа)

Гипертекстовая страница. Web-сайт, структура Web-сайта. Элементы Web-страницы.

20 мин

20 мин


61


Информационный портал. Общие сведения о языке гипертекстовой разметки html.

20 мин

20 мин


62


Этапы создания Web-документа. Основные принципы разработки Web-документов.

20 мин

20 мин


63


Основные принципы разработки Web-документов.

20 мин

20 мин


64


Основные правила Web-дизайна

20 мин

20 мин


65

Создание Web-документов средствами MS Office (11 часов)

Обзор программных средств подготовки Web-сайтов. Возможности MS Word по созданию Web-документов. Создание в рабочей папке файловой структуры для размещения файлов будущего Web-сайта.

20 мин

20 мин


66


Создание Web-документов на основе интерактивных шаблонов. Настройка параметров сохранения документов MS Word в формате html.

20 мин

20 мин


67


Преобразование существующего документа в формат html.

20 мин

20 мин


68


Вставка и редактирование гиперссылок. Создание ссылок в пределах документа с использованием закладок.

20 мин

20 мин


69


Добавление заголовков. Вставка горизонтальных линий.

20 мин

20 мин


70


Вставка графических изображений. Определение цвета фона или фонового рисунка.

20 мин

20 мин


71


Вставка бегущей строки. Добавление списков. Добавление фонового звука.

20 мин

20 мин


72


Вставка бегущей строки. Добавление списков. Добавление фонового звука.

20 мин

20 мин


73


Создание макета Web-страницы с помощью таблиц.

20 мин

20 мин


74


Использование форм на Web-странице.




75


Публикация Web-документа.




4. «Методическое обеспечение программы

«Компьютерные технологии»


Лекционный материал:

История развития Windows. Основные функции системы Windows.

Понятие мультимедиа. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа.

Алгоритмы. Свойства алгоритмов.

Методики исследовательских работ

Разработки бесед с презентациями

Локальные сети, их назначение, возможности. Топология локальных сетей.

Глобальные компьютерные сети. Интернет.

Презентации

Аппаратное и программное обеспечение локальных сетей.

Этапы разработки программ.

Назначение и возможности программы PowerPoint. Окно программы.


5.Список литературы

1. Ангеликова Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 классы- М.:Дрофа, 2004 г.

2. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.

3. Гусева И.Ю. «Информатика в схемах и таблицах – СПб. Тригон, 2005 г.

4. Калашников Ю.И., Е.Ю. Чурюмова Е.Ю. Информатика. 8 класс. Формирование компьютерных компетенций: практические работы. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

5. Макарова Н.В. Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс. – СПб.: Питер, 2003 г.

6. Михеев Е.В. Практикум по информатике: Учебное пособие для сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.

7. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика. Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. Инфорком – Пресс, 2002 г.

8. Мемакин И.Г., Хеннера. Информатика. Задачник-практикум в 2т.– М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.

9. Угринович. Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.