12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пушкина Валерия Игоревна277
Россия, Московская обл.
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»

 

 

 

Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая)

«Школа опытов и экспериментов»


 

Направленность: естественнонаучная;

Уровень программы: ознакомительный;

Возраст учащихся: 7-14 лет;

Срок реализации: 9 месяцев.


 

Педагог дополнительного образования:

Пушкина Валерия Игоревна


 

 


 


 

Москва

2023г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка………………………………………………………..3

 

Содержание программы……………………………………………………….7

 

Организационно-педагогические условия реализации программы……….11

 

Список литературы……………………………………………………………12

 

 

Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Школа опытов и экспериментов» разработана для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся начальной школы ГКОУ СКОШИ № Формирование представлений об окружающем мире у учащихся, а также развитие социально-бытовых навыков, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом. В связи с этим огромное значение имеют занятия естественнонаучной направленности.

Школа опытов и экспериментов позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие обучающихся в режиме игры.

В первую очередь данные занятия направлены на развитие следующих процессов:

Психическое развитие: формирование логического мышления, творческого воображения, долговременной памяти.

Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Занятия в Школе опытов и экспериментов проводится в рамках дополнительного образования.


1. Характеристика адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


 

1.1. Направленность адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Направленность – естественнонаучная (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

 

1.2. Уровень освоения Программы

 

Уровень освоения адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей Программы – ознакомительный.

 

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.

 

Занятия по программе позволяют обучающимся через практическую деятельность познакомиться со свойствами предметов и явлениями окружающего мира. Обучаясь по данной программе, обучающиеся откроют для себя новые способы применения знакомых предметов, расширят круг своих интересов, через выполнение специально организованных опытов и экспериментов, заданий на наблюдение, сравнение физических свойств и некоторых химических реакций. Форма игры позволит детям развиваться наиболее увлекательным и интересным образом, совмещая полезное и приятное. Занятия в «Школе опытов и экспериментов» объединяют в себе элементы игры с экспериментированием, способствует активизации мыслительно-речевой деятельности, развивают мелкую моторику, логическое мышление, воображение и навыки общения, расширяют кругозор, а все это позволяет успешному освоению учебного материала в школе. Выполнение научных опытов и экспериментов развивает сенсомоторные навыки, повышает уровень социально-бытовых умений, учат планировать и выстраивать последовательность своих действий, следовать пошаговым инструкциям. Для ребёнка, это осознание, что именно от него зависит успешность выполнения опытов, все это настраивает его на проявление особой внимательности и сосредоточенности, успешно выполненные работы повышают мотивацию и способствуют развитию познавательной активности.

1.4. Отличительные особенности Программы.


 

Основное направление программы по дополнительному образованию является практическая подготовка, которая позволит детям с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме структурировать знания, полученные в процессе обучения по АООП.

Цели и задачи Программы.

2.1. Цель программы: углубление и расширение знаний у учащихся об окружающем мире, свойствах веществ и природных явлениях.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

2.2. Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить обучающихся с основным физическими и химическими свойствами предметов и веществ;

Научить проводить простые опыты и эксперименты: по образцу, вербальной и графической инструкции (инструкционной карте).

Коррекционно- развивающие задачи:

Развивать творческий и рациональный подход детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения при выполнении опытов и экспериментов;

Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания в процессе работы со знакомыми веществами и предметами окружающего мира, объём запоминаемого материала по средствам игры.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

Формировать навыки работы в команде.

 

Категория обучающихся

Дополнительная общеразвивающая программа разработана для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих интеллектуальные нарушения, обучающихся в 1-5 классах.

Срок реализации программы, общее количество часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Программа рассчитана на 9 месяцев (37 занятий).


 

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Занятия Школы опытов и экспериментов проводятся в групповой форме, наполняемость групп – до 10 человек.

 

Режим занятий

Объём часов, отпущенных на занятия в 1-5 классах: 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут.

Планируемые результаты.

 

Результаты обучения.

Учащиеся будут:

Знать основные физические и некоторые химические свойства предметов и явлений окружающего мира;

Уметь. проводить простые опыты и эксперименты: по образцу, вербальной и графической инструкции (инструкционной карте).

Результаты воспитывающей деятельности.

Учащиеся будут:

бережно относится к школьному имуществу;

применять правила безопасного поведения при работе с веществами и оборудованием;

уметь работать в команде.

 

Результаты коррекционно-развивающей деятельности.

Учащиеся будут:

Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно);

Развивать логическое мышление;

Концентрировать, переключать своё внимание.


 

Содержание программы.

Учебный (тематический) план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

теория

практика

1

Техника Безопасности на занятиях. Сведения из истории

1

1

-

Устный опрос

1.1

 

 

 

1

 

2

Вещество и материалы

4

2

2

Практическая работа

2.1

Молекулы-силачи

 

 

1

 

2.2

Чудесные ткани

 

 

1

 

2.3

Изучаем бумагу

 

1

 

 

2.4

Металлы

 

1

 

Устный опрос

3

Свет в нашей жизни

5

1

4

 

3.1

Свет-источник жизни

 

 

1

Практическая работа

3.2

Движение света

 

 

1

Практическая работа

3.3

Отражение света

 

 

1

Практическая работа

3.4

Свет и цвет в природе и живописи

 

 

1

Практическая работа

3.5

Польза света

 

1

 

Устный опрос

4

Движение и механизмы

5

1

4

 

4.1

Законы движения

 

1

 

Устный опрос

4.2

Электрическая энергия

 

 

1

Практическая работа

4.3

Сила тяжести

 

 

1

Практическая работа

4.4

Трение

 

 

1

Практическая работа

4.5

Скорость

 

 

1

Практическая работа

5

Звук и музыка

2

1

1

 

5.1

Колебания, громкость, распространение звука.

 

1

 

Устный опрос

5.2

Звук и тишина, звуковые волны

 

 

1

Практическая работа. Промежуточная аттестация.

6

Воздух вокруг нас

8

2

6

 

6.1

Воздух всюду. Атмосферное давление

 

1

1

Практическая работа

6.2

Температура, всасывание, вода в воздухе

 

 

1

Практическая работа

6.3

Как дует ветер

 

1

2

Практическая работа

6.4

Польза воздуха

 

1

2

Практическая работа, Устный опрос.

7

Вода

4

1

3

 

7.1

Значение воды для жизни

 

1

1

Практическая работа

7.2

Круговорот воды в природе

 

 

1

Практическая работа

7.3

Свойства воды

 

 

 

1

Практическая работа

8

Взаимодействие веществ

5

1

4

 

8.1

Кислоты и щелочи

 

1

 

 

8.2

Плавучесть

 

 

1

Практическая работа

8.3

Плотность

 

 

1

Практическая работа

8.4

Удивительные смеси

 

 

1

Практическая работа

8.5

Химические соединения

 

 

1

Практическая работа

9

Творческая работа

2

 

 

 

9.1

Повторение

 

1

1

Практическая работа

10

Итоговая аттестация

2

 

 

 

 

Проектная деятельность на заданную тему

 

 

1

Контрольная работа, Практическая работа

 

Итоговое занятие

 

1

 

 

 

 

37 часов

 

 

 


 


 


 

Формы контроля и оценочные материалы.

- Практические работы учащихся, выполненные под руководством педагога: выполнение самостоятельных и практических опытов и экспериментов позволит закрепить полученный материал.

- Самостоятельные задания, представляющие собой систему небольших по объёму заданий, охватывающих в совокупности круг вопросов по пройденному материалу.

- Устный опрос обучающихся по пройденному материалу.

2.4 . Виды контроля:

- предварительный контроль. Проводится в начале реализации Программы в виде устного опроса.

- текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими практических работ) проводится на каждом занятии.

- промежуточный контроль проводится в декабре 2022 года в виде выполнения практической работы.

- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы в каждом учебном году) проводится в виде выполнения практической творческой работы.

2.5. Формы и содержание итоговой аттестации

Формы итоговой аттестации определяются на основе индивидуального подхода, в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

- устный опрос;

- практическая работа.

2.6. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Определяются степенью самостоятельности при выполнении практических опытов, экспериментов и творческих работ, индивидуализированы, с учётом реальных возможностей каждого обучающегося и особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями.

Уровень освоения программы

Результат

Достаточный уровень освоения Программы

Обучающиеся доводят начатое дело до конца, знают правила работы в кабинете, знают названия инструментов, физические и химические свойства веществ, самостоятельно или с опорой на образец выполняют практические работы. В некоторых случаях нуждаются в стимулирующей и/или организационной помощи.

Минимальный уровень освоения Программы

Обучающиеся самостоятельно выполняют простые задания. Знают названия и некоторые свойства веществ. При выполнении более сложных заданий нуждаются в стимулирующей, организационной и направляющей помощи.

Индивидуальный уровень освоения Программы

Учащийся выполняет задание при помощи педагога, нуждается в стимулирующей, организационной, направляющей и обучающей помощи.

 


 


 


 


 


 


 

Организационно-педагогические условия реализации Программы 


 

Материально-технические условия реализации Программы.

Учебный кабинет, парты и стулья ученические, колбы, воронки, сито, трубочки, емкости различного объема, пищевые красители, комплекты реагентов для выполнения опытов, шкаф для хранения, Ноутбук HP.

Кадровое обеспечение Программы.

Программу реализует педагог дополнительного образования Пушкина Валерия Игоревна



 

IV. Список Литературы

1.Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М:АСТ Астрель; 2010г.

2. Занимательные опыты. Свет и звук. Майкл Ди Специо.М: Астрель;2008г.

3.Простые опыты.Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза «Детская литература». Москва 2002г.

4.Физика для малышей. Л.Л.Сикорук изд.Педагогика 1983г.

5.Большая иллюстрированная детская энциклопедия живой природы.-М: Махаон. 2006г.

6. Моя первая энциклопедия. М: Росмен-Пресс. 2003г.

7.Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Химия/С.В. Болоушевский.-М.:Эксмо, 2014.-72с.: ил.-(Опыты для детей и взрослых)

8. Занимательная химия./С.А.Лаврова.- ООО «Белый город» 2010.-127с.

9. Энциклопедия «Мои первые научные опыты», «Издательская группа «Контент», 2009г.

 

Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.