Программа досуговой летней площадки вечернего пребывания для детей и подростков «Лето. Лето»
ПРОГРАММА
ДОСУГОВОЙ ЛЕТНЕЙ ПЛОЩАДКИ
вечернего пребывания для детей и подростков
«Лето.лето»
Авторы программы: Степанова Н.С., педагог-организатор
р. п. Голышманово
2023 год
Паспорт Программы досуговой летней площадки вечернего пребывания
для детей и подростков «Лето.Лето»
Полное название программы | Досуговая летняя площадка вечернего пребывания для детей и подростков «Лето.Лето» |
Авторы – составители программы, руководитель площадки | Степанова надежда Сергеевна, педагог – организатор МАУ ДО «Голышмановский МЦ». |
Юридический адрес учреждения (автор) | 627300, Тюменская область, р. п. Голышманово, ул. Садовая, дом № 102. |
Телефон | тел. (факс) (8-345-46) 2-50-33 |
Адрес электронной почты | golcdt@yandex.ru |
Форма организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей | Досуговая летняя площадка вечернего пребывания для детей и подростков |
Цель программы | Организация полноценного, безопасного, содержательного досуга несовершеннолетних с 6 до 14 лет п. Голышманово на досуговой площадке в вечернее время. |
Ожидаемые результаты | - Содержательная и позитивная занятость детей и подростков по месту жительства на досуговой летней площадке вечернего пребывания. В течение июня - июля 2023 года с 15:00 до 18:00 часов предполагается, что не менее 3 раз в неделю посещать досуговую летнюю площадку вечернего пребывания для детей и подростков будут не менее 12 человек; - Формирование подросткового актива (в среднем 5 человек), который после реализации программы сможет взять на себя функции помощника организатора; - Создание благоприятного микроклимата в коллективе; - Развитие форм и методов работы учреждений по месту жительства, повышение уровня их взаимодействия с детьми. |
Специализация программы | Комплексная программа по организации детского отдыха |
Срок реализации | Июнь - июль 2023 года |
Место реализации программы | Прилегающая территория МАУ ДО «Голышмановский МЦ» |
Общее количество участников программы | Не менее 12 человек в возрасте от 6 до 14 лет. |
1. Пояснительная записка.
«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста»
Конвенция о правах ребенка.
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Наиболее распространённой формой организации отдыха детей остаются летние досуговые площадки с дневным пребыванием, создаваемые при образовательном учреждении.
Программа летней досуговой площадки «Лето.Лето» разработана с учётом законодательных нормативно- правовых документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительный общеобразовательным программам» (от 29.08.2013г № 1008).
Письмо министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006г № 06-1844).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (от 04.07. 2014г).
Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
Постановление Администрации Голышмановского городского округа об утверждении муниципальной программы «Организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в Голышмановском городском округе» на 2021-2023 годы» (от 13.10.2020 г. № 1039).
Постановление Администрации Голышмановского городского округа об организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в Голышмановском городском округе в 2021 году (от 31.12.2020 № 1437).
2. Обоснование (актуальность) программы «Лето.Лето»
В вечерний период времени в посёлке Голышманово (Голышмановского городского округа) остаётся много детей, неохваченных организованными видами отдыха (загородные или школьные лагеря, трудовые бригады, поездки с родителями и т.д.). Бесцельное времяпрепровождение не приносит пользы и не развивает ребят, не даёт им возможности проявить себя с положительной стороны. Кроме того, на сегодняшний день утрачена культура самоорганизации детей, ушли из обращения традиционные массовые, дворовые игры, в которых ребята учились организовывать свою деятельность, а вместе с ними не формируются навыки общения, взаимопонимания и дружбы.
С наступлением летних каникул у каждого ребенка возникает вопрос: чем заняться в свободное время? Где-то место мечты, где ждут его игры: веселые, озорные. Где много друзей, которые уважают тебя и понимают. Куда хочется бежать с интересом и радостью. Ведь лето - это маленькая жизнь. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем детям было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, это период свободного общения детей. С целью организации летнего отдыха детей на базе МАУ ДО «Голышмановский МЦ» организованна летняя досуговая площадка кратковременного пребывания для несовершеннолетних детей в возрасте с 6 - 14 лет.
3. Цель и задачи программы
Цель:
- Организация полноценного, безопасного, содержательного досуга несовершеннолетних от 8 до 14 лет в вечернее время.
Задачи:
- Организовать сплочённый разновозрастный коллектив, способный самостоятельно организовать культурный досуг.
- Развить навыки общения в разновозрастном коллективе.
- Формировать навыки здорового образа жизни, добровольчества.
4. Описание программы и механизмы реализации
В течение года учащиеся школ имеют примерно 160 каникулярных, выходных и праздничных дней. Немало часов они проводят на улице во дворах после учебных занятий. Рациональное использование свободного времени создаёт большие возможности для осуществления содержательной и интересной деятельности детей, оказывающей эффективное воздействие на их всестороннее развитие, позволяющей организовывать их отдых и разумный досуг.
Важная совместная задача организаций, работающих с детьми, общественности и семьи – помочь ребятам наполнить свою жизнь увлекательными и полезными делами.
При организации работы в рамках Программы предпочтение отдаётся свободным формам, не требующим длительной подготовки и специальных усилий от организаторов. Если ребята пришли без специального отбора, за один месяц они не станут туристами, спортсменами, интеллектуалами. Главное – приобщение детей к новому в любом качестве – активного игрока, туриста, знатока и т.д. В период организации дворовой компании участники проекта могут получить именно то, что им нужно больше всего, – ощущение, что ты свободен, что ты делаешь то, что хочешь.
Главное направление работы по месту жительства детей и подростков – создание воспитывающей среды, способной не только нейтрализовать возможные отрицательные влияния, но и активно содействовать гармоническому развитию будущих граждан, подготовке их к самостоятельной жизни, к труду на пользу себе и обществу.
Важна организация досуга детей и подростков, приобщение их к материальным и культурным ценностям общества, использование ими свободного времени для применения на практике усвоенных знаний и умений, для пробы сил соответственно интересам и склонностям, для формирования творческих способностей.
Участники программы:
- Дети от 8 лет;
- Приглашённые специалисты (сотрудники библиотеки, музея, педагоги МЦ);
- Родители;
- Жители дворов (по желанию).
Основные принципы реализации программы:
- Ведущим принципом Программы является духовно – нравственное развитие личности в различных видах деятельности.
- Принцип активности предполагает максимальную включённость участников в работу по проекту.
- Принцип добровольности участия каждого в различных видах деятельности.
- Принцип взаимосвязи педагогического управления и командного самоуправления, при котором передача и усвоение детьми социального опыта осуществляется через совместную деятельность всех участников проекта на основе равного партнёрства.
- Принцип игры, приоритет в организации любой деятельности отдаётся игровому методу, т.е. каждая работа участников проекта должна быть обыграна, использоваться в работе и приносить радость детям.
- Принцип индивидуализации даёт возможность учитывать личность каждого участника Программы.
- Принцип коррекции – нет незыблемых планов, лучше вовремя внести корректировку, чем получить отрицательный результат.
Основные направления работы:
- Общение (рассказы, беседы, интересные истории, игры вопрос – ответ).
- Игры (подвижные, спортивные, ролевые, познавательные, народные, социально – коммуникативные и др.)
- Спорт (туристическая полоса «препятствий», ориентирование, игры с мячом, эстафеты, бег, экскурсии и т.д.).
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы, осуществляются с использованием традиционных методов:( беседы, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, праздники, экскурсии, игры)
Метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;
Методики коллективно-творческого воспитания. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Этапы реализации программы:
Работа по реализации Программы осуществляется с 03 июля 2023 года по 14 июля 2023 года. В летний период работа досуговой площадки вечернего пребывания июль для детей и подростков организована с 15:00 до 18:00 часов.
1. Подготовительный этап (апрель):
- Диагностика ожиданий и запросов участников Программы,
- Планирование;
- Проведение рекламно – информационной кампании;
- Подготовка экрана успешности, информирование и мотивирование участников Программы;
- Привлечение детей и подростков к участию в мероприятиях по Программе;
- Выбор и подготовка площадок для реализации Программы (обеспечение техники безопасности, создание информационного стенда и др.).
2. Основной этап ( вторая половина июня):
- Сбор методического материала по работе с детьми;
- Разучивание игр различной направленности для дальнейшего использования;
- Установка общих правил площадки;
- Привлечение детей к изготовлению реквизита к играм;
- Организация и проведение мероприятий;
3. Заключительный этап (первая половина июля):
- Подведение итогов реализации Программы;
- Анализ деятельности.
Структура проведения мероприятий на дворовой досуговой летней площадке вечернего пребывания для детей и подростков
Адрес площадки | Режим работы площадки | Основные мероприятия, проводимые на площадке | ||
День | Название мероприятия | Целевая аудитория | ||
627300, Тюменская область, р. п. Голышманово, ул. Садовая, дом № 102 | с 15:00 – 18:00 часа | 1 день | «День знакомств», игры на знакомство. Инструктажи по Т.Б., о мерах пожарной безопасности, о безопасности на дороге, по профилактике COVID-19 | Дети с 8 – 14 лет |
2 день | Подвижные игры на свежем воздухе «Фестиваль дворовых игр». Беседа «Детский травматизм и его предупреждение». Работа творческой мастерской. | |||
3 день | Поход на лыжную базу «Сосновый бор». Беседа «Поведение на улицах и дорогах» Спортивный час, настольные игры. | |||
4 день | Рисунки на асфальте «Лето, ах лето» Работа творческой мастерской. Эстафетные игры на свежем воздухе. | |||
5 день | Работа творческой мастерской. Беседа о правилах поведения в общественных местах. Конкурс песен (исполнение по караоке). просмотр мультфильма, обсуждение. Подвижные игры на улице. | |||
6 день | День Семьи. Акции на улицах поселка «Ромашка – символ семьи». Работа творческой мастерской. Подвижные игры на улице | |||
7 день | Мастерская своими руками (мастер класс) Подвижные игры на улице | |||
8 день | «Там чудеса…» – поход в библиотеку. Викторина по сказкам. Подвижные игры на улице. | |||
9 день | Работа творческой мастерской. Праздник «Мир семьи – мир любви» Просмотр мультфильма, обсуждение. | |||
10 день | Работа творческой мастерской. Игры на свежем воздухе, подведение итогов. | |
5. Кадровое обеспечение
Программа предполагает работу следующих специалистов:
- Педагог-организатор МАУ ДО «Голышмановский МЦ»;
- Педагоги МАУ ДО «Голышмановский МЦ».
6. Ожидаемые результаты
В результате работы по Программе предполагается создать условия для:
- Взаимодействия детей и подростков с окружающим социумом с целью получения (передачи) знаний, умений и навыков и установления позитивных отношений;
- Раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения;
- Закрепления у детей потребности вести здоровый образ жизни;
- Приобщения детей к зож, добровольчеству;
- Формирования общей культуры жителей посёлка;
- Включения детей, жителей посёлка в социально – значимую деятельность с целью повышения творческой инициативы на различных уровнях;
- Развития в достаточной мере у детей личностных качеств: культуры общения, способности к сотрудничеству, способности рационально организовывать свою деятельность, умения организовывать свой досуг.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- Содержательная и позитивная занятость детей и подростков по месту жительства на дворовой досуговой летней площадке вечернего пребывания для детей и подростков в течение июня и июля месяцев 2023 года с 15:00 до 18:00 часов (предполагается, что посещать досуговую летнюю площадку вечернего пребывания для детей и подростков будут не менее 15 человек);
- Расширить охват подростков на дворовую площадку;
- Создание благоприятного микроклимата в коллективе;
- Формирование подросткового актива (в среднем 5 человек), который после реализации программы сможет взять на себя функции помощника организатора;
- Запись детей в объединения туристско-краеведческого направления;
- Развитие форм и методов работы межведомственных учреждений, повышение уровня их взаимодействия с детьми и подростками.
1