Программа элективного курса для 5 класса «По тропам родного края»
ПРОГРАММА
элективного курса
« По тропинкам родного края»
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи- задача первостепенной важности,
и нет необходимости этого доказывать.
Д.С.Лихачев
Школьный учитель… Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Об этом сегодня много пишут и говорят.
Учитель в ответе за своего ученика, а значит, за будущего полновластного гражданина своей страны.
Ребенок, делая первые шаги, чувствует поддержку матери и с каждым новым движением всю большую уверенность. Так и школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в прекрасный мир краеведения. А ведь первые шаги самые ответственные, самые трудные.
В последние годы в связи с изменением сознательно-экономических условий, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность гражданско-патриотического воспитания. Современная действительность-это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей, стремительное окружение идеологической системы недавнего прошлого диктуют необходимость развивать у подрастающего поколения интерес к исторической личности. Лучше начинать это в младшем школьном возрасте.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании.
Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем-эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы сталкиваемся с обратным. Достижение современности так быстро и активно входят в повседневную жизнь любого ребенка, что быт не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт родного языка, культуры, морально-этических воззрений русского народа.
Краеведение-многоплановая дисциплина. Растет интерес к истории России. Внимание к проблемам изучения родного края не ослабевает. При этом краеведение представляет немалые возможности для расширения общего кругозора, эстетического, нравственного воспитания и формирования личности гражданина.
Краеведение-это школа открытия родного края, его культуры и традиций. Д.С.Лихачев говорил, что « краеведение учит любить не только родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. По мнению Д.С.Лихачева, краеведение-это «самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники».
Патриотическое воспитание-непрерывный процесс воздействия на сознание и чувства ребенка, поэтому важно объединить усилия в патриотическом воспитании подрастающего поколения, что будет способствовать формированию активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.
ГИПОТЕЗА:
При наличии адаптированной системы обучения краеведению, когда учитываются все аспекты: возрастные особенности, условия, интересы, возможно привить ребенку:
-творческое отношение к жизни;
-мысли о взаимосвязи собственного развития и развитие родного края;
-знания, основанные на традиции, истории, культуре родного края, послужат опорой для воспитания бережного отношения к экологии родного края.
ЦЕЛИ:
Заложить основу:
-знаний о родном крае, о традициях, культуре, истории народа;
-умений и навыков бережного отношения к окружающему миру;
-творческого подхода к полученным знаниям;
-любви и преданности родным местам.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-познакомить с достопримечательностями родного края;
-углубить и расширить знания о родном крае;
-повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
-создать условия для развития интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням;
-учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям;
Развивающие:
-развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
-развивать память, мышление, восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны;
-воспитывать чувство национальной гордости и любви к своей Родине
-воспитывать бережное, трепетное отношение к историческому наследию России, любознательность и пытливость в процессе учения.
Чувство патриотизма-устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своей страны и крае.
Данная программа призвана создать возможности для приложения сил и способностей взрослых и детей заполнить вакуум в реализации детских интересов, используя свои собственные подходы к решению поставленных задач
Тема занятия
Практический выход
Моя семья-10 часов
1
Знакомьтесь-это Я!
Сообщение по теме
2
Я_сын! Я-дочка!
Беседа, презентация
3
Родословная семьи.
4
Семейные традиции.
Классный час, выставка поделок
5
Семейные праздники.
Выставка рисунков, классный час
6
В поход по родным местам.
Поход-экскурсия
7
«Говорят у мамы руки золотые»
Выставка поделок, праздник
8-9
История семьи-история страны
Оформление альбома
10
Семья-начало начал
Праздник, выставка
Моя школа -7 часов
10
Путешествие в прошлое моей школы.
Экскурсия-игра
11
Школа-госпиталь.
Просмотр фильма
12
Кто работал и работает в нашей школе?
Сбор материала. Интервью.
13
Выпускники школы.
Сбор материала, презентация.
14
Мы в музее «красной» школы
Обновление композиций,экскурсия
в музей школы.
15
Школа будущего…
Конкурс рисунков и проектов.
16
С юбилеем, Школа! С 75-летием!!!
Праздник.
Моя деревня -10 часов
17
В краю Уральском.
Беседа.
18
Агапово - центр района.
Игра-викторина
19
Край минералов…
Устный журнал.
20
Мое село сегодня.
Фотовыставка.
21
Предприятия на селе.
Экскурсия
22
Горжусь своим краем, деревней!
Конкурс сочинений.
23
Люди нашего села.
Встречи, презентация.
24
Ратный подвиг Новобурановцев.
Экскурсия в музей района.
25
Моё село в будущем.
Конкурс проектов.
Край Агаповский - 8 часов
26
Агаповка - столица района.
Историко-краведческая композиция
27
Нижегородский Кремль.
Экскурсия.
28
Нижегородская Ярмарка.
Рассказ-диспут.
29
Промыслы в Агаповском районе.
Просмотр видеофильма.
30
Урал в стихах и песнях.
Конкурс.
31
Край в годы войны.
Устный журнал.
32
Достопримечательности нашей района и области.
Экскурсия.
33
Новобурановка глазами детей.
Конкурс рисунков, поделок.
34
В поход по родному краю.
Поход
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ урока,
дата
Раздел ,
Количество часов
Тема урока
Практическая работа
Текущий контроль
1.
Введение .
( 1час)
Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края.
2.
Моя семья.
(10 час)
Знакомьтесь-это Я!
Сообщение о своей семье
Устный рассказ
3.
Я_сын! Я-дочка!
Презентация
Беседа,
4.
Родословная семьи.
Генеалогическое древо семьи
5.
Семейные традиции. Семейные праздники.
Классный час, выставка поделок, рисунков.
Опрос- беседа , игры, сценки семейных праздников
6.
В поход по родным местам.
Поход-экскурсия
Дневник наблюдения
7.
. «Говорят у мамы руки золотые»
Выставка поделок, праздник
8.
История семьи - история страны
Оформление альбома
Опрос старожилов семьи
9.
Семья-начало начал
Рассказ, презентация о своей семье
10.
Моя школа
(7 часов)
Путешествие в прошлое моей школы.
Посещение школьного музея
Отчет об экскурсии
11.
Школа-госпиталь.
Встреча с старожилами поселка
Беседа
12.
Кто работал и работает в нашей школе?
Сбор материала. Интервью.
Анкетирование работников школы
13.
Выпускники школы.
Сбор материала, презентация.
14.
Мы в музее «красной» школы
экскурсия
в музей школы.
15.
Школа будущего…
Конкурс рисунков и проектов.
16.
С юбилеем, Школа! С 75-летием!!!
Праздник.
17.
Моя деревня –(10 часов)
В краю Уральском.
Беседа.
18.
Агапово - центр района.
викторина
19.
Край минералов…
Устный журнал.
Таблица «Полезные ископаемые края»
20.
Мое село сегодня.
Фотовыставка.
Сочинение
21.
Предприятия на селе.
Экскурсия
22.
Горжусь своим краем, деревней!
Конкурс сочинений.
23.
Люди нашего села.
Встречи, презентация.
24.
Ратный подвиг Новобурановцев.
Экскурсия в музей района.
25.
Мое село в будущем
Конкурс проектов
26.
Край Агаповский
( 8 часов)
Агаповка – столица района
Беседа по вопросам
Индивидуальные сообщения
27.
Население Агаповского района
28.
Хозяйство Агаповского района
Знакомство с предприятиями района
29.
Промыслы в Агаповском районе
Сообщения по группам
30.
Урал в стихах и песнях
Конкурс стихов и песен
Выучить стихи и песни о Родном крае
31.
Край в годы войны
Встреча с Ветеранами Вов
Устный журнал
32.
Достопримечательности Агаповского района
Экскурсия
Отчет по экскурсии
33.
Новобурановка глазами детей
Рисунки , поделки
Выставка рисунков
34
В поход по родному краю
Поход
35.
Итоговый урок
Обобщение по разделам
Опрос - дискуссия
Ожидаемые результаты
Приобретение детьми новых знаний, умений и навыков.
Расширение знаний об истории, культуре, традициях родного края, своей страны.
Укрепление нравственных качеств у детей, личностное развитие каждого ребенка и его духовное оздоровление.
Осуществление межпредметных связей, способствующих общекультурному развитию детей.
Воспитание чувств национальной гордости и любви к своей Родине,
бережное, трепетное отношение к историческому наследию России, любознательность и пытливость в процессе учения.
Литература
1.Жохов А.И. Агаповка -105 От Красного Яра до Жохова сада
2. Моисеев А.П. идр. Южноуральская понарама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: уч. пос. – Челябинске АБРИС, 2006- 224.
3.Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. — 1982. — № 3. — С. 59-61.
4.Баранский Н.Н.О школьном краеведении./методика преподавания экономической географии, М.1960
5.Барскова Т.А. Помня о прошлом, думать о будущем./ Проблемы школьного воспитания. Н.Новгород, 1999-№3-с.30
6.Борисов Н.С.,Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В./ Методика историко-краеведческой работы в школе/ под ред. Борисова Н.С.- М.1982
7.Внеклассная работа по истории: Краеведение. М, 1975
Корчин Г.Д., Бакулин А.И. и др. В краю Приокском: Очерки об истории Навашинского района – Н.Новгород ГИПП «Нижполиграф», 1994
Родной край. Книга для внеклассного чтения. Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1983