Программа элективного курса «Религии мира»

0
0
Материал опубликован 29 October 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чановская средняя школа № 1 Чановского района Новосибирской области




ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«РЕЛИГИИ МИРА»

t1698580163aa.png






Разработала: учитель истории и обществознания

Зимнякова Марина Геннадьевна



Пояснительная записка

Религия- важнейший феномен жизни и культуры, структурообразующий эле­мент культуры. Роль религии в современном обществе трудно переоценить.

Цель курса - подготовить обучающихся к выработке собственного подхода к восприятию религии и осознанию ее роли в культурном наследии человечества; дать знания, сформировать навыки, позволяющие творчески мыслить, видеть множество вариантов решения проблемы, способствующие воспитанию толерантности.

Курс может быть интересен для школ и классов как обычного, так и гуманитарного типа с углубленным изучением культуры.

Наиболее подходящими формами для реализации данной программы являются: беседа, дискуссия, индивидуальная и групповая работа с дополнительным материалом, решение познавательных задач.

Программа курса имеет неконфессиональный культурологический характер. Религия в курсе трактуется в качестве структурообразующего элемента культуры, как ее особый феномен, механизм выработки ценностей и норм, на которых основывается общечеловеческая мораль. Автор программы рассматривает религиозные феномены и факты истории религии в информативной форме без навязывания обучающимся оценок и характеристик.

Необходимость и полезность изучения религий объясняется и подтверждается многими аргументами. Религиозный фактор в жизни народов мира настолько важен, что без знания и понимания особенностей религий мира просто невозможно составить сколько-нибудь полное представление как об истории и культуре мировых цивилизаций (образы религии буквально пронизывают многие значительные памятники литературы, искусства, архитектуры), так и современном мира, с его противоречиями внутренней и международной политики. Не секрет, что многие нынешние проблемы и конфликты имеют ярко выраженную религиозную подоплеку, в том числе и в современной России. Старшеклассники должны получить представление о религиях как факторах современной жизни, а не только как о памятниках истории.

Программа курса не перегружена теоретическими вопросами. Заметим, что более глубокое изучение религии в теоретическом плане - дело специального образования, необходимого не для всех. Ведь массовая школа должна выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или носителя конкретной профессии. Поэтому теоретический раздел курса сравнительно невелик. Несомненно, в нем должны быть раскрыты философские, социологические, политические и даже экономические аспекты феномена религии и религиозной жизни, но теоретическая часть курса должна в первую очередь показать, что проблемы происхождения, сущности, функций и роли религии могут рассматриваться с различных, а подчас даже противоположных методологических позиций.

Помещение в темы проблематики, связанной с собственно историческим контекстом, минимально. Включено только самое необходимое настолько, чтобы отразить влияние и связь религиозных верований с общественной жизнью и культурой представителей различных конфессий, избегая перегрузки информативным материалом.

В курсе нам особенно важны «открытые», дискуссионные вопросы, на которые наука не дала или никогда не сможет дать однозначного ответа, проблемные постановки при рассмотрении той или иной темы, чтобы обучающиеся учились вырабатывать и обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию.

Хотя курс «Религии мира» не может быть построен на основе апологетики какой-либо одной конфессии в ущерб другой, следует учитывать, что в истории нашей страны те или иные религии мира сыграли неодинаковую роль. С этим фактом необходимо считаться при построении курса и отборе материала (в частности, специальный урок отводиться для изучения распространения православия на Руси). Не будем забывать того, что мы смотрим на мир глазами россиян. Однако именно поэтому и невозможно допустить чрезмерного перевеса в сторону православия по принципу большинства. Ведь Россия - многоконфессиональная страна, где поживает немало представителей исламских течений, буддизма и т.д.

Содержание программы

Введение (3 ч) дает общие сведения о религии и ее роли в истории и культуре человечества. Раскрывается многообразие форм религии и ее связь с общечеловеческими ценностями; определяется уникальное место феномена религии в жизнедеятельности каждой нации.

Следующие 32 часа подразделяются на семь разделов, посвященных религиозным традициям народов Древнего Востока, Греции, Рима, иудаизму, христианству, исламу, буддизму, синтоизму, морально-этическим течениям Китая и новым религиозным движениям.

Первый раздел - «Религии Древнего Мира» (4 ч) включает темы, посвященные религиям и мифологиям Египта, Двуречья, Греции и Рима, поднимает проблему соотношения роли религиозных представлений в культуре Древнего Востока и культуре античности.

Второй раздел – «Ветхозаветная религия древних евреев»

(4ч) затрагивает проблемы оформления основных догматов еврейской религиозной традиции в Ветхом Завете, их влияния на политическую, хозяйственную и социо-культурную сферы.

Третий раздел – «Христианство» (9 ч), включающий в себя рассмотрение трех ведущих его ответвлений: православие, католичество и протестантизм. Рассматриваются основные догматы, вехи в развитии каждого направления, поднимаются проблемные вопросы о причинах подобного разделения и их основных отличиях. Предусмотрено рассмотрение христианских праздников и влияния христианской религиозной традиции на европейскую культуру. Православию на Руси посвящено отдельное занятие. Уделено внимание рассмотрению феномену протестантства.

Четвертый раздел (4 ч) посвящен проблемам изучения возникновения и развития исламской религии, ее основных постулатов, направлений и влияния на историко-культурную сферу стран. В разделе уделено внимание феномену исламских государств и проблеме исламского фундаментализма.

В пятом разделе (4 ч) рассматривается буддизм как уникальная мировая религия, ее основные направления, космогония. Уделено внимание проблеме основополагающего принципа буддизма «дзэн» и его влиянию на мировую художественную культуру.

Шестой раздел (3 ч) посвящен проблемам традиционных религиозных течений Китая и Японии. В этом разделе предполагается изучить основные принципы и значение даосизма и учения Конфуция для китайской культуры. Уникальность национальной религии Японии – синтоизма и ее символика рассматривается в отдельном уроке.

В седьмом разделе - « Новые религиозные движения» (2 часа) рассматриваются причины появления нетрадиционных религиозных движений в XIXXX вв. Новые религиозные движения, возникшие на основе протестантских церквей и восточных религий и их классификация. Псевдорелигиозные организации. Признаки религиозного сектантства. Разрушительное действие сект на духовное, физическое, психологическое и социальное здоровье общества. Законодательство Российской Федерации о деятельности сект.

Итоговое повторение. (1 ч) предполагает подведение итогов, значение религиозных представлений для развития мировых цивилизаций.

Тематическое планирование Элективный курс «Религии мира»

Класс: 10 Количество часов: 34

Введение. Религия как форма общественного сознания. Типология религий. Первоначальные формы религий. (3 ч)


1.

Происхождение термина «религия». Религия как феномен культуры. Место религии в мировой художественной культуре: связь ее с общественными науками, искусством.

2.

Многообразие форм религий, их классификация (монотеистические и политеистические, естественные религии). Типология религий: племенные, национальные, мировые.

3.

Первоначальные формы религий. Культы первобытного общества. Феномен мифологического мышления. Магия. Фетишизм. Анимизм.

Раздел I. Религии Древнего Мира. (4 ч)


4.

Религии Древнего Востока. Религия Древнего Египта. Основной пантеон богов. Значение и связь религиозного культа египтян с сельскохозяйственной деятельностью. Элементы монотеизма: реформа Эхнатона.

5.

Религия Древнего Двуречья. Шумерская и аккадская мифология.

6.

Мифология Древней Греции и Рима: общее и отличное. Основной пантеон божеств и его значение в культуре античности. Античная мифология и европейская культура.

7.

Функции и значение религиозных представлений древневосточного и античного обществ: общее и особенное.




Раздел II. Ветхозаветная религия древних евреев. (4 ч)


8.

Происхождение, формирование и отличительные черты религиозного учения древних евреев. Десять заповедей как основа общечеловеческой морали. Значение Иерусалима в истории мировой культуры.



9.

Основные вехи истории древнееврейской культуры и влияние на них ветхозаветного вероучения. Первые цари. Царь Соломон: идеальный образ правителя ветхозаветной традиции. Притчи Соломона.

10.

Влияние религиозных представлений на общественную жизнь еврейской нации в древности. Образ женщины в Ветхом Завете (на примере социального статуса жены).

11.

Типология книг Ветхого Завета. Пятикнижие, Танах. Ветхозаветные книги как памятник мировой литературы. Еврейские праздники и связь их с европейской культурой.

Раздел III. Христианство. (9 ч)


12.

Новый завет и возникновение христианства. История Иисуса Христа: рождение, жизнь и проповеди Иисуса, Притчи Иисуса, распятие и воскресение. Значение образа Иисуса Христа в европейской культуре.

13.

Становление христианской церкви в первое тысячелетие существования. Церковь и государство в Римской империи. Превращение христианства в господствующую религию.

14.

Вселенские соборы: формирование христианской догматики. Символ веры. Различия западной и восточной частей церкви: был ли раскол неизбежным, закономерным явлением?

15.

Основы православного вероучения. Православный культ. Постулаты православной веры. Восточные отцы церкви: Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит.

16.

Православие на Руси: крещение, причины смены язычества на христианское вероучение: политические, экономические, культурные. Значение христианства в русской культуре.

17.

Основы католического вероучения. Догматические отличия от православного культа. Институт папства. Образ Девы Марии в католичестве и западноевропейской культуре.

18.

Христианские праздники. Литургия. Христианское искусство: особенности церковной архитектуры.

19.

Значение иконописи: феномен национальный или общемировой? Андрей Рублев, Феофан Грек. Образ и значение св. Николая для духовной культуры Новосибирской области.

20.

Протестантизм: причины возникновения феномена. Мартин Лютер. Основные направления протестантского вероучения и их отличительные особенности.

Раздел IV. Ислам. (4 ч)


21.

Возникновение ислама. Пророк Муххамед. Коран - священная книга мусульман и памятник мировой литературы.


22.

Основы исламского вероучения. Основные направления: шиизм и суннизм. Мекка - центр исламского мира.


23.

Влияние исламского вероучения на культуру различных стран: архитектура, поэзия.


24.

Исламские государства: особенности общественной жизни. Исламский фундаментализм: причины, поиски решений.

Раздел V. Буддизм. (4 ч)


25.

Буддизм как мировая религия. Зарождения буддизма. Легенда и учение Гаутамы Шакьямуни: четыре истины, «восьмеричный» путь.


26.

Космогония буддизма. Два основных течения: хинаяна и махаяна.



27.

Основополагающий принцип буддизма «дзэн» («чань») и его место в культуре стран Дальнего Востока. Особенности восприятия «дзэн» культурой западных стран.


28.

Буддизм и его влияние на художественную культуру: скульптура и архитектура.

Раздел VI. Религиозные традиции и учения Китая и Японии.(3 ч)

29.

Даосизм. Учение Лао-цзы: религия или философия? Основные принципы даосизма. Значение учения для китайской культуры.


30.

Кофуцианство. Учение Кун-Цзы: религия или философия? Жизненный путь Конфуция. Девятикнижие. Основные положения учения. Проблемы власти и государственности. Значение конфуцианства для складывания мировоззрения китайской нации.


31.

Синтоизм как национальная религия Японии. Основные принципы и понятия синтоизма. Обожествление природы. Гора - ведущий символ синтоизма. Храмовые комплексы синто: эволюция. Буддизм и синтоизм в Японии: борьба или сосуществование?

Раздел VII. « Новые религиозные движения» (2 ч)

32.

Возникновение новых религиозно-мистических движений и культов.


33.

Религиозное сектантство. Законодательство Российской Федерации о деятельности сект.

Итоговое повторение. (2 ч)

34.

Значение религии в мире. Значение религии в формировании менталитета и национальной культуры.



Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны понимать:

место и значение религии в истории человеческой цивилизации и культуры на всем ее протяжении;

мотивы и цели, стереотипы поведения, особенности обыденной культуры и быта, обусловленные религиозными представлениями и потребностями людей;

основные принципы и нормы морали;

духовные ценности народов разных стран;

ценностные ориентации общечеловеческого содержания.

Объективно оценивать роль религий в историческом и культурном развитии общества;

выстраивать отношение к себе, обществу, миру в целом на основе принятых моральных норм и религиозных идеалов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осмысления опыта применения моральных норм в различных жизненных ситуациях; решения познавательных и практических задач, связанных с проблемами духовной культуры.

Источники и литература к курсу «Религии мира»

Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

Библия (любое издание).

Буддизм: Словарь. М., 1992.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

Голосовкер Я.Э. Сказание о титанах. М., 1989.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

Замаровский В. Боги и герои античных сказаний: словарь. М., 1994.

Иллюстрированная история религий в 2-х томах. Репринт издания 1899 года. Спасо-Преображенский монастырь, 1993. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

История всемирной литературы. М., 1983.

Иудаизм и христианство: Словарь. М., 1995.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Т.1-2.

Католичество: Словарь. М., 1990.

Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

Кун Н.А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. М., 1996.

Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.

Мир Библии: илл. периодическое изд. Российского библейского общества. М., 1993-1995. №1-3.

Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1993. Т.1-2.

Основы религиоведения. М., 1994.

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1991.

Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Киев, 1991.

Протестантизм: Словарь. М., 1990.

Светлов Г.Е. Путь богов (синто в истории Японии). - М., 1985.

Рашковский Е.В. С высоты Востока: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993.

Религии мира: 10-11 класс. М., 1998.

Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994.

Религии мира. Энциклопедия для детей. М., 1996.

Табак Ю. Православие и католичество: Основные догматические и обрядовые расхождения. М., 1994.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Телушкин Д. Европейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М.; Иерусалим, 1995.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993-1995. Т.1-3.

Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М., 1991.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20религии%20мира&img_url=https%3A%2F%2Ftehnot.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2F1493291437_gutfdyd.png&pos=21&rpt=simage&lr=65.- иллюстрация на титульном листе



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации