Программа коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» обучающихся по АООП ООО для детей с тяжелыми нарушениями речи (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томаровская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Швеца В.В. Яковлевского городского округа»
Белгородской области
Составитель программы:
учитель-логопед: Благина О. Н.
Программа коррекционного курса
«Индивидуальные логопедические занятия»
обучающихся по АООП ООО для детей с тяжелыми нарушениями речи
(9 класс)
1. Пояснительная записка
Коррекционный курс «Индивидуальные логопедические занятия» разработан в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Программа разработана с учетом:
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБОУ «Томаровская СОШ №2»;
- Программы для 9 класса по русскому языку, авторы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыжинская и другие.
ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) предполагает обязательную реализацию программы коррекционной работы в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов
Коррекционный курс «Индивидуальные логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО обучающихся с ТНР.
У обучающихся по данной программе наблюдается негрубая недостаточность речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Проявлениями негрубого речевого недоразвития являются: недостатки произношения отдельных звуков, незначительное сужение словарного запаса, особенно в области абстрактной и терминологической лексики, затруднения в установлении парадигматических отношений (подбор синонимов, антонимов, понимание переносного смысла и проч.); неустойчивое использование сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования и реализации развернутых устных монологических высказываний, в результате которых обучающиеся могут не соблюдать 1-2 признака текста ( например, последовательность, тематичность и др.). Кроме того, отмечаются некоторые проблемы компрессии текста - обучающиеся затрудняются составить сокращенный пересказ, выделить ключевые понятия, часто «застревают» на деталях, но понимание фактологии и смысла текста осуществляется в полном объеме. Они способны ответить на смысловые вопросы, самостоятельно сделать умозаключения.
У обучающихся отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой способностей, ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при сформированности бытовой коммуникации).
Нарушения чтения и/или письма у данного контингента учащихся проявляются в легкой степени. Отмечаются отдельные устойчивые/неустойчивые ошибки, характер которых определяется ведущим нарушением в структуре нарушения. Понимание прочитанного не страдает или страдает незначительно в связи с недостаточностью семантизации отдельных лексических и / или грамматических единиц и / или целостного восприятия текста.
Дети, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже в легкой степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в частности, по русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых предполагает работу с текстовым материалом.
Программа разработана с опорой на методические системы работы А. В. Ястребовой, И. Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, Н. Г. Андреевой и т.д. Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Цель курса «Индивидуальные логопедические занятия» – коррекция и преодоление/или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ТНР, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.
Задачи курса:
- восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности;
- развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи:
- коррекция дисграфии и дислексии;
- формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу «Русский язык» и «Литература», а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и т.д.).
Адресат программы – учащаяся 9 класса, обучающаяся по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с тяжелыми нарушениям речи, испытывающая трудности в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.
Общая характеристика коррекционного курса. Программа коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при ТНР. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей обучающихся с ТНР. Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с ТНР, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких модулей, либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей.
Содержание коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» включает в себя следующие модули:
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика) направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление ошибок специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» направлен на развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Место курса «Индивидуальные логопедические занятия» в учебном плане
Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных занятий учителя-логопеда. Занятия проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на 1 год и составлен с учетом возрастных особенностей обучающейся и требований АООП ООО. В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится в 9 классе 2 часа в неделю и составляет 60 часов.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять: индивидуальное занятие – 40 минут.
2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Программный материал курса способствует предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).
Личностные результаты:
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Коммуникативные:
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Познавательные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания» стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости.
Предметные результаты: в процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет):
По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика):
правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их;
применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки ударения в словах, давать характеристику звука;
ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;
дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков;
дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому принципу буквы, фонетическому принципу звуки;
производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом принципе;
выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации).
По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»:
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их;
ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс;
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов;
образовывать сложные слова путем сложения основ;
производить словообразовательный разбор с целью определения способа образования слова;
правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи;
соблюдать на письме орфографические правила;
По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»:
правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок словоизменения или минимизируя их;
ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное;
различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки частей речи;
уметь образовывать форму изученных частей речи;
различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное значение слова;
подбирать синонимы и антонимы;
различать фразеологизмы и свободные словосочетания;
различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного);
различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста (предложение, текст);
составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять предложно-падежные конструкции;
выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое слово;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения с однородными членами;
применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-8 классах пунктуационными правилами.
По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»:
уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных правил и норм современного русского литературного языка;
излагать основное содержание прослушанного текста;
связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
определять тему и основную мысль текста;
понимать основное содержание, смысл текста;
составлять простой/сложный план текста;
использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи, синтаксических конструкций;
аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные языковые средства и приемы;
участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций;
извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой материал;
создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки;
соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета;
выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста.
Оценке достижения планируемых результатов освоения программы курса
Для оценки образовательных достижений используются диагностические и проверочные работы, проводится мониторинг речевого развития обучающегося два раза в год: первичное – в сентябре (1 – 15 сентября), контрольное – в мае (15 – 30 мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.
В качестве диагностического инструментария используются рекомендации и методический материал, представленные в работах Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой, Т.А. Фотековой и др. На основании данных методик проводится обследование устной и письменной речи, результаты которого фиксируются в протоколе, который включает речевые образцы обучающегося.
Одной из основных форм обследования навыков письма является диктант, который анализирует на предмет наличия специфических ошибок. Также используются контрольные списывания, тестовые задания, работа с деформированным текстом, изложения и другое.
3. Содержание коррекционного курса
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика)
Звуки русского языка, их сравнение и различение (гласные – согласные, ударные – безударные, звонкие – глухие, твердые – мягкие). Практикум по улучшению дикции и произношения, отработка правильного ударения в словах. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова (способы подбора проверочных слов). Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор. Дифференциация при письме сходных по оптическому, кинестетическому принципу букв, фонетическому принципу звуков. Отработка приемов выразительного чтения с соблюдением орфоэпических норм (в рамках изученного по годам обучения).
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»
Написание слов с проговариванием, исключая специфические ошибки словообразования. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс. Выделение морфем на основе словообразовательного анализа слова. Образование новых слов с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов. Образование сложных слов путем сложения основ. Выполнение словообразовательного разбора с целью определения способа образования слова. Практическое употребление формы слова разных частей речи. Соблюдение на письме орфографических правил: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с); правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов (в рамках изученного по годам обучения); правописание глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»
Части речи. Словосочетание. Предложение. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное и использование их в речи (в рамках изученного по годам обучения). Различение и определение (с опорой на схему) различных морфологических признаков изученных частей речи. Развитие и совершенствование умения образовывать форму изученных частей речи. Различение однозначных и многозначных слов, омонимов, прямого и переносного значения слова. Подбор и использование синонимов и антонимов в речи. Фразеологизмы и свободные словосочетания, их различение и употребление.
Сравнение и различение тематических групп слов: родовых и видовых понятий. Отработка практических умений употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Упражнение в понимание лексического значения незнакомого слова, исходя из контекста (предложение, текст). Согласование слов и изменение предложно-падежные конструкции (с опорой на образец и без). Выделение словосочетаний внутри предложения, определение типа связи, главное и зависимое слово. Разбор предложения, определение вида по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ. Составление простых и сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему). Применение знаний по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании). Развитие умения находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Работа с текстом (определение темы и основной мысли, понимание основного содержания, смысла текста, составление простого/сложного плана для дальнейшего пересказа). Изложение прослушанного текста. Составление связного рассказа и пересказа на заданную тему (с соблюдением смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения). Составление письменного текста (с использованием изученных особенностей частей речи, синтаксических конструкций). Аргументирование собственной позиции (отработка умения доказывать и убеждать, используя различные языковые средства и приемы). Речевой практикум, направленный на извлечение нужной информации, анализ и систематизацию отобранного речевого материала. Создание и редактирование текстов, нахождение и исправление ошибок. Изучение и закрепление в устной речи и на письме правил речевого этикета.
Организация занятий
Процесс овладения учебными компетенциями и навыками по коррекционному курсу основан на многократной тренировке в применении полученных знаний на практике с постепенным усложнением. Объяснение всего материала проводится с опорой на практико-ориентированные задания. При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы и т.д. Отработка и закрепление осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений.
4. Тематическое планирование коррекционной работы
9 класс
Работа над предложением (30 ч). Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. Конструирование бессоюзных сложных предложений. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.
Работа над текстом (30 ч). Тема текста, основная мысль, опорные слова. Типы текстов. Структура текста. Понятие о микротеме. План. Виды плана. Составление плана по данному тексту. Изложение текста по вопросам и опорным словам. Изложение текста по составленному плану. Типы текста. Сравнительное описание. Изложение – описание на основе зрительного восприятия текста по составленному плану и опорным словам. Изложение – описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану и опорным словам. Типы текста. Повествование. Изложение – повествование на основе слухового восприятия текста по плану и опорным словам. Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану и опорным словам. Типы текста. Рассуждение. Изложение – рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. Изложение – рассуждение на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам. Сочинение – повествование по серии картинок и вопросам. Сочинение по сюжетной картинке, плану и опорным словам. Сочинение – описание на основе личного опыта и по наблюдениям. Сочинение-рассуждение. «Моё любимое занятие».
При завершении коррекционно-развивающего обучения к концу 9 класса обучающиеся научатся:
выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое слово;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
составлять простые и сложные предложения;
применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;
уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных правил и норм современного русского литературного языка;
излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;
связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
определять тему и основную мысль текста;
понимать основное содержание, смысл текста;
составлять простой/сложный план текста;
использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи, синтаксических конструкций;
участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций;
извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой материал;
создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки;
соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета;
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста рассуждения, текста-доказательства, текста-описания.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Азова О.И. Обследование школьников с дизорфографией: учеб.-метод. пособие. — М.: РУДН, 2007. 51 с.
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966.
Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. — М.: Изд-во МСГИ, 2004. — 296 с.
Елецкая О.В., Логинова Е.А., Щукина Д.А. Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № S23. — С. 36–40. — URL: http://e-koncept. ru/2015/75285.htm
Елецкая О.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы // дис. на соискание уч. ст. к. п. наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. — СПб, 2008.
Елецкая О.В. Методика диагностики дизорфографии у школьников: учеб.-метод. пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников. —М., 2015.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 2011.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПб АППО, 2014.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.
Пособия
Комплект наглядных пособий (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв); касса букв; наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, магнитный алфавит (комплект). 3вуковые и слоговые схемы слов. Наглядный материал для обследования устной и письменной речи. Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи. Учебные пособия в виде карточек-символов (графическое изображение звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомы для работы над звукопроизношением
Технические средства: компьютер, принтер.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок «http://festival.1september.ru/
Портал "Логопеды.ru" http://logopedy.ru/portal/
Логопункт.ru http://www.logopunkt.ru/
Логопед http://logopediya.com/
Логобург http://logoburg.com/
Журнал "Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/
Дефектология для Вас http://defectus.ru/
Сайт Министерства образования Российской Федерации https://edu.gov.ru/
(деятельность; образование детей с особыми образовательными потребностями);
Сайт Института проблем инклюзивного образования МГПУ www.inclusive-edu.ru;
Сайт http://fgosreestr.ru;
Сайт издательства «Просвещение» http://adaptation.prosv.ru/category/3.html
Педагогическая библиотека – http://www.pedlib.ru/Books
Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru
Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию
Департамента образования города Москвы «Образование без границ» – http://edu-open.ru/
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
Календарно – тематическое планирование
коррекционного курса
«Индивидуальные логопедические занятия»
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Дополнительная информация |
|
план |
факт |
||||
Диагностическое обследование на начало учебного года (с 1 по 15 сентября) |
|||||
Работа над предложением (30 ч) |
|||||
1 |
Уточнение представлений о предложении. |
1 |
|
|
|
2 |
Типы предложений по цели высказывания. |
1 |
|
|
|
3-4 |
Главные и второстепенные члены предложений. |
2
|
|
|
|
5-6 |
Нахождение слов, связанных с подлежащим. |
2
|
|
|
|
7-8 |
Нахождение слов, связанных со сказуемым. |
2
|
|
|
|
9-10 |
Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). |
2 |
|
|
|
11-12 |
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. |
2 |
|
|
|
13-14 |
Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. |
2 |
|
|
|
15-16 |
Конструирование бессоюзных сложных предложений. |
2
|
|
|
|
17-18 |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. |
2
|
|
|
|
19-20 |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. |
2
|
|
|
|
21-22 |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. |
2
|
|
|
|
23-24 |
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. |
2
|
|
|
|
25-26 -27 |
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. |
3 |
|
|
|
28-29 -30 |
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. |
3 |
|
|
|
Работа над текстом (30 ч) |
|||||
31 |
Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова. |
1 |
|
|
|
32-33 |
Типы текстов. |
2
|
|
|
|
34-35 |
Структура текста. Понятие о микротеме. |
2
|
|
|
|
36-37 |
План. Составление плана по данному тексту. |
2
|
|
|
|
38-39 |
Изложение текста по вопросам и опорным словам. |
2
|
|
|
|
40-41 |
Изложение текста по составленному плану. |
2
|
|
|
|
42 |
Типы текста. Сравнительное описание. |
1 |
|
|
|
43-44 |
Изложение – описание на основе зрительного восприятия текста по составленному плану и опорным словам. |
2 |
|
|
|
45-46 |
Изложение – описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану и опорным словам. |
2 |
|
|
|
47 |
Типы текста. Повествование. |
1 |
|
|
|
48-49 |
Изложение – повествование на основе слухового восприятия текста по плану и опорным словам. |
2 |
|
|
|
50-51 |
Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану и опорным словам. |
2 |
|
|
|
52 |
Типы текста. Рассуждение. |
1 |
|
|
|
53-54 |
Изложение – рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. |
2 |
|
|
|
55-56 |
Изложение – рассуждение на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам. |
2 |
|
|
|
57 |
Сочинение – повествование по серии картинок и вопросам. |
1 |
|
|
|
58 |
Сочинение по сюжетной картинке, плану и опорным словам. |
1 |
|
|
|
59 |
Сочинение – описание на основе личного опыта и по наблюдениям. |
1 |
|
|
|
60 |
Сочинение-рассуждение. «Моё любимое занятие» |
1 |
|
|
|
Диагностическое обследование на конец учебного года (с 15 по 25 мая) |