12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кулебякина Дарья Васильевна22 |
Программа коррекционной логопедической работы в подготовительной группе.
М инистерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное учреждение Республики Коми«Детский дом им. А.А. Католикова
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Коми Республикаса велӧдан, наука да том йӧз политика министерство
“Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы А.А. Католиков
нима челядь керка” Коми Республикаса канму учреждение
___________________________________________________________________________ 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 120
Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail:
Программа коррекционной логопедической работы в подготовительной группе .
Составитель: учитель-логопед
Кулебякина Дарья Васильевна
Сыктывкар, 2023
Оглавление
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование
Литература
Методические пособия для учителя-логопеда
Пояснительная записка
Коррекционные задачи каждого из разделов:
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза
а) Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
б) Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
в) Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
г) Формирование произносительной стороны речи.
Уточнять у детей произношение сохранных звуков.
Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.
Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Совершенствовать навыки по дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).
д) Овладение элементарными навыками письма и чтения.
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).
Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.
Учить выделять ударный звук в слове.
Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак – лик).
Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).
Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.
2. Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).
Объяснять значение слов с опорой на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).
Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).
Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов мужского и женского рода по временам.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.
Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).
Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).
4. Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи .
Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.
2.4. Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза с детьми с ОНР.
Форма организации занятий – индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Всего - 36 занятий.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема недели | Содержание | Лексическая тема | Кол-во занятий | ||
1 | СЕНТЯБРЬ Диагностика | | 1 | ||
2 | Звук А. Буква А Знакомство с понятием гласный звук. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква. | Фрукты Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки. Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану. | | ||
3 | Звук У. Буква У Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА | Овощи Знакомство с многозначными словами (лук). Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов. Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану. | 1 | ||
4 | Звук И. Буква И Анализ звуков рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА. | Фрукты и овощи . | 1 | ||
1 | ОКТЯБРЬ Введение понятий "согласный звук", "мягкий согласный", "твёрдый согласный", "слог". | Грибы Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка). Составление рассказа по картинке "Где ёжик сушил грибы?" (с использованием предлогов на, в, под. | 1 | ||
2 | Звуки П, Пь. Буква П Анализ, синтез и чтение обратных и прямых слогов АП, ИП, УП, ПА, ПУ, ПИ. | Ягоды Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану. | 1 | ||
3 | Звуки К, Кь. Буква К Дифференциация твердых и мягких звуков. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков. | Деревья Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Упражнение в согласовании слов в предложении. | 1 | ||
4 | Звуки Т, Ть. Буква Т Составление схем слогов и слов. Закрепление понятия мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв. | Осень Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. Составление рассказа-сравнения осени и лета. | 1 | ||
1 | НОЯБРЬ Звук и буква О Определение наличия или отсутствия звука в слове. | Игрушки Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить детей отвечать полным предложением. Составление рассказа "Как дети играли с игрушками" (с опорой на картинки). Составление рассказа по представлению "Как я играю с любимой игрушкой". Составление рассказа об игрушках по предложенному плану. | 1 | ||
2 | Звуки Х, Хь. Дифференциация по артикуляции или акустическим признакам. | Продукты питания Составление рассказа (рецепта) о приготовлении горохового супа, блинов, компота. | 1 | ||
3 | Буква Х Развитие оптико-пространственных ориентировок. Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию. | Посуда Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану. | 1 | ||
4 | Звук и буква Ы Определение места звука в слове. | Мебель Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 | ||
5 | Гласные звуки и буквы Закрепление понятия "гласный звук". Различение гласных по артикуляции Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки". Введение понятия "звонкий согласный звук". | Человек. Семья . Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений с союзом чтобы. Составление рассказа о маме (папе) по предложенному плану. | 1 | ||
6 | Диагностика | | 1 | ||
1 | ДЕКАБРЬ Звуки Н, Нь. Буква Н Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение двусложных слов с открытыми слогами. | Зима. Зимние забавы Составление рассказов-описаний по предложенному плану. Составление рассказа с опорой на предметные картинки. | 1 | ||
2 | Звуки Б, Бь. Буква Б Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Закрепление понятия «слово». | Зимние виды спорта Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. Пересказ с опорой на предметные картинки. | 1 | ||
3 | Звуки П-Б. Буквы П и Б. Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов | Зимующие птицы Составление рассказа по серии картинок | 1 | ||
4 | Звуки В, Вь. Буква В Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | Новогодний праздник Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. | 1 | ||
1 | ЯНВАРЬ Звуки С, Сь. Буква С Дифференциация звуков по мягкости - твердости. Закрепление составления схем слов. | Устное народное творчество Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на предметные картинки. | 1 | ||
2 | Звуки З, Зь. Буква З Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений. | Одежда Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану. | 1 | ||
3 | Звуки С-З. Буквы С и З. Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов. | Обувь Знакомство с многозначным словом (язычок). Составление рассказа о различных видах обуви по предложенному наглядному плану. | 1 | ||
1 | ФЕВРАЛЬ Звуки Д, Дь. Буква Д Дифференциация звуков по глухости и звонкости, по мягкости и твердости. Чтение и анализ односложных слов. Закрепление понятия «слово». | Наш город Составление рассказа по серии картинок. | 1 | ||
2 | Звуки Г, Гь. Буква Г Составление схем слогов и слов. Дифференциация гласных и согласных звуков. Составление схем простых предложений. | Транспорт Дополнить рассказ нужными словами, пересказ (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 | ||
3 | Звук и буква Э Закрепление понятия "гласный звук". Деление слов на слоги. | ПДД Пересказ сказки с опорой на предметные картинки "Как Колобок свою сестрицу догонял". | 1 | ||
4 | Звук и буква Й Определение наличия или отсутствия звука в слове; определение места звука в слове. Чтение односложных и двусложных слов. | Защитники отечества Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»). | 1 | ||
1 | МАРТ Буква Е Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | Перелетные птицы Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»). Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ. | 1 | ||
2 | Буква Я Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов. | Весна. Мамин праздник Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Нелепицы»). | 1 | ||
3 | Звук и буква Ш Составление слов по последним звукам данных слов. | Домашние птицы Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки. Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 | ||
4 | Звук и буква Ж Учить выкладывать из букв разрезной азбуки слова, простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении их последовательность. | Дикие животные Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»). | 1 | ||
5 | Звуки Ш-Ж. Буквы Ш и Ж. Закреплять навык преобразования слов путем замены одного звука на другой. Правило написания слогов ШИ - ЖИ. | Домашние животные Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка») | 1 | ||
1 | АПРЕЛЬ Звуки Л, Ль. Буква Л Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | Зоопарк Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»). Составление сравнительных рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 | ||
2 | Звук и буква Ц Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных ориентировок | Космос Составление рассказа по предложенному плану. | 1 | ||
3 | Буква Ю Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | Профессии. Инструменты Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»). Составление рассказа по серии картинок. | 1 | ||
4 | Звуки Р, Рь. Буква Р Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | Школьные принадлежности
| 1 | ||
1 | МАЙ Звуки Р-Л. Буквы Р и Л Закреплять навык преобразования слов путем замены одного звука на другой. | День Победы Закреплять навык составления рассказа по картине. | 1 | ||
2 | Звук и буква Ч Проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). Учить анализировать и выкладывать такие слова из букв разрезной азбуки. | Рыбы Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»). Составление рассказа по предложенному наглядному плану. | 1 | ||
3 | Звуки Ф, Фь. Буква Ф Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | Цветы Продолжать формировать навыки согласования слов в предложении (упражнение «Букет для мамы»). Продолжать учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Путешествие пчёлы»). Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану. | 1 | ||
4 | Звук и буква Щ Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка). Работа над предложением: определение количества слов и их последовательность, | Насекомые Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку). | 1 | ||
5 | Диагностика | | 1 | ||
|
Всего - 36 занятий.
Литература
Уфимцева Л. «Использование здоровьеразвивающих технологий обучения в логопедической группе» 1, 2 часть. - Красноярск, 1993
Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998
Коноваленко В.В. «Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения» -
М.: Гном – пресс, 1998
Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.
Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, 2005.
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва, 2000г.
Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
речи. — СПб., 2001.
Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
Нищева Н. В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.
Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.
Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
Смирнова И. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.- М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
Цейтлин С. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000