Программа коррекционной логопедической работы в подготовительной группе

0
0
Материал опубликован 19 March

Мt1710837902aa.png инистерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное учреждение Республики Коми«Детский дом им. А.А. Католикова
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Коми Республикаса велӧдан, наука да том йӧз политика министерство
“Бать-мамт
ӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы А.А. Католиков
нима челядь керка” Коми Республикаса канму учреждение
___________________________________________________________________________ 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 120

Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail: ddsh1@minobr.rkomi.ru


 


 


 


 

Программа коррекционной логопедической работы в подготовительной группе .


 


 


 


 


 


 

Составитель: учитель-логопед

Кулебякина Дарья Васильевна


 


 


 


 

Сыктывкар, 2023


 


 

Оглавление

 

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование

Литература

Методические пособия  для учителя-логопеда


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Коррекционные задачи каждого из разделов:

1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза

а) Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

б) Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

в) Работа над слоговой структурой слова

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех,  четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

г) Формирование произносительной стороны речи.

Уточнять у детей произношение сохранных звуков.

Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.

Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.

Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Совершенствовать навыки по  дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).

д) Овладение элементарными навыками письма и чтения.

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).

Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.

Учить выделять ударный звук в слове.

Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных  слов (лак – лик).

Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).

Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.

2. Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

Объяснять значение слов с опорой  на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).

Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов  в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).

 Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

    Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).

     Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов  мужского и женского рода по временам.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.

Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).

Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа  предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).

4. Развитие связной речи и речевого общения

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок,   рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи .

Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.

2.4. Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и  фонематического восприятия, овладению навыками  звукового анализа и синтеза с детьми  с ОНР.

Форма организации занятий – индивидуальная, подгрупповая, групповая.                                                    

Всего - 36 занятий.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование

Тема недели

Содержание

Лексическая тема

Кол-во занятий

1

СЕНТЯБРЬ

Диагностика

 

1

2

Звук  А.  Буква А

Знакомство с  понятием гласный звук. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква.

 

Фрукты

Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки.

Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану.

 

 

3

Звук У.  Буква У

Учить выделять звук У  из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА

Овощи

Знакомство с многозначными словами (лук).

Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов.

Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану.

 

1

4

Звук И. Буква И

Анализ  звуков рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА.

Фрукты и овощи .

1

1

ОКТЯБРЬ

Введение понятий "согласный звук", "мягкий согласный", "твёрдый согласный", "слог".

 

Грибы

Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка).

Составление рассказа по картинке "Где ёжик сушил грибы?" (с использованием предлогов на, в, под.

 

1

2

Звуки П, Пь. Буква П

Анализ, синтез и чтение  обратных и прямых слогов АП, ИП, УП, ПА, ПУ, ПИ.

Ягоды

Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану.

1

3

Звуки К, Кь.

Буква К

Дифференциация твердых и мягких звуков. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков.

Деревья

Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.

Упражнение в согласовании слов в предложении.

 

1

4

Звуки Т, Ть.

Буква Т

Составление схем слогов и  слов. Закрепление понятия  мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв.

Осень

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

Составление рассказа-сравнения осени и лета.

 

1

1

НОЯБРЬ

Звук и буква О

Определение  наличия или отсутствия  звука в слове.

Игрушки

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

Учить детей отвечать полным предложением.

Составление рассказа "Как дети играли с игрушками" (с опорой на картинки).

Составление рассказа по представлению "Как я играю с любимой игрушкой".

Составление рассказа об игрушках по предложенному плану.

 

1

2

Звуки Х, Хь.

Дифференциация по артикуляции или акустическим признакам.

Продукты питания

Составление рассказа (рецепта) о приготовлении горохового супа, блинов, компота.

1

3

Буква Х

Развитие оптико-пространственных  ориентировок.

Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию.

 

Посуда

Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко).

Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану.

 

1

4

Звук и буква Ы

Определение места звука в слове.

Мебель

Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»).

 

1

5

Гласные звуки и буквы

Закрепление понятия "гласный звук".

Различение гласных по артикуляции

Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки". Введение понятия "звонкий согласный звук".

Человек. Семья .

Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.

Составление рассказа о маме  (папе)  по предложенному плану.

 

1

6

Диагностика

 

1

1

ДЕКАБРЬ

Звуки Н, Нь. Буква Н

Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение  двусложных слов с открытыми слогами.

Зима.

Зимние забавы

Составление рассказов-описаний по предложенному плану.

Составление рассказа с опорой на предметные картинки.

1

2

Звуки Б, Бь. Буква Б

Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Закрепление понятия «слово».

Зимние виды спорта

Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

Пересказ с опорой на предметные картинки.

 

1

3

Звуки П-Б. Буквы П и Б.

Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов

Зимующие птицы

Составление рассказа по серии картинок

1

4

Звуки В, Вь. Буква В

Составление схем слогов и  слов. Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Развитие графо-моторных навыков.

Новогодний праздник

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.

1

1

ЯНВАРЬ

Звуки С, Сь. Буква С

Дифференциация звуков по  мягкости - твердости. Закрепление  составления схем  слов.

Устное народное творчество

Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на предметные картинки.

1

2

Звуки З, Зь. Буква З

Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений.

Одежда

Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану.

1

3

Звуки С-З. Буквы С и З.

Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов.

Обувь

Знакомство с многозначным словом (язычок).

Составление рассказа о различных видах обуви по предложенному наглядному плану.

1

1

ФЕВРАЛЬ

Звуки Д, Дь. Буква Д

Дифференциация звуков по глухости и звонкости, по мягкости и твердости. Чтение и анализ  односложных слов. Закрепление понятия «слово».

Наш город

Составление рассказа по серии картинок.

1

2

Звуки Г, Гь. Буква Г

Составление схем слогов и  слов. Дифференциация гласных и согласных звуков.  Составление схем простых предложений.

Транспорт

Дополнить рассказ нужными словами, пересказ (упражнение «Расскажи-ка»).

 

1

3

Звук и буква Э

Закрепление понятия "гласный звук". Деление слов на слоги.

ПДД

Пересказ сказки с опорой на предметные картинки "Как Колобок свою сестрицу догонял".

1

4

Звук и буква Й

Определение  наличия или отсутствия звука в слове; определение места звука в слове. Чтение односложных и двусложных слов.

Защитники отечества

Выучить стихотворение.

Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»).

1

1

МАРТ

Буква Е

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

Перелетные птицы

Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»).

Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ.

 

1

2

Буква Я

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов.

Весна. Мамин праздник

Выучить стихотворение.

Учить составлять разные типы предложений (упражнение  «Нелепицы»).

 

1

3

Звук и буква Ш

Составление слов по последним звукам данных слов.

Домашние птицы

Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки.

Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»).

1

4

Звук и буква Ж

Учить выкладывать  из букв разрезной азбуки слова,  простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении их последовательность.

Дикие животные

Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»).

1

5

Звуки Ш-Ж. Буквы Ш и Ж.

Закреплять навык преобразования слов путем замены одного звука на другой.

Правило написания слогов ШИ - ЖИ.

Домашние животные

Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»)

1

1

АПРЕЛЬ

Звуки Л, Ль. Буква Л

Формировать навыки преобразования  слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

Зоопарк

Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»).

Составление сравнительных  рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»).

1

2

Звук и буква Ц

Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных  ориентировок

Космос

Составление рассказа по предложенному  плану.

1

3

Буква Ю

Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом.

Профессии. Инструменты

Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»).

Составление рассказа по серии картинок.

1

4

Звуки Р, Рь. Буква Р

Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

Школьные принадлежности

 

Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»).

Составление рассказа по серии картинок.

 

1

1

МАЙ

Звуки Р-Л. Буквы Р и Л

Закреплять навык преобразования слов путем замены одного звука на другой.

День Победы

Закреплять навык составления рассказа по картине.

1

2

Звук и буква Ч

Проводить звуко-слоговой анализ и синтез  слов более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). Учить анализировать и выкладывать такие слова из букв разрезной азбуки.

Рыбы

Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»).

Составление рассказа по предложенному наглядному плану.

1

3

Звуки Ф, Фь. Буква Ф

Составление и чтение  слов по первым звукам  данных слов. Развитие графо-моторных навыков.

Цветы

Продолжать формировать навыки согласования слов в предложении (упражнение «Букет для мамы»).

Продолжать учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Путешествие пчёлы»).

Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану.

1

4

Звук и буква Щ

Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка). Работа над предложением: определение количества слов и их последовательность,

 

Насекомые

Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку).

1

5

Диагностика

 

1

 

Всего - 36 занятий.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература

Уфимцева Л. «Использование здоровьеразвивающих технологий обучения в логопедической группе» 1, 2 часть. -  Красноярск, 1993

Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998

Коноваленко В.В. «Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения» -

М.: Гном – пресс, 1998

Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.

Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР.  Санкт-Петербург, 2005.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.

Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением  речи. Москва, 2000г.

Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005

Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001

Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998

Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004

Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков  и слов»  - М.: Владос,2001

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.

Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

речи. — СПб., 2001.

Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.

Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.

Милостивенко Л. Методические   рекомендации   по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.

Нищева  Н. В.  « Программа  коррекционно-развивающей  работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.

Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.

Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.

Сайкина Е.Г.,  Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.

Смирнова И. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006

  Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.

Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.-  М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002

Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.

Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

Цейтлин С.  Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации