Программа краткосрочного курса «Аргументация в дискуссии или учимся спорить» (7 класс)
МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»
Согласовано МС _________________ Зам. директора по УВР: _________________ Л. И. Фоминых | Утверждаю _____________________ Директор: _____________________ В. А. Новицкая |
Программа краткосрочного курса
«Аргументация в дискуссии или учимся спорить»
7 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Учитель: Томилова надежда Анатольевна
Карагай, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает умение аргументировать собственную позицию.
Цель курса: развитие метапредметного умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Задачи:
- рассмотреть правила ведения дискуссии;
- продемонстрировать и отработать приёмы формулирования аргументов;
- изучить требования к умению аргументировать собственное мнение.
Планируемые результаты освоения программы:
Обучающиеся приобретут:
- навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее
- умение подбирать аргументы к двум противоположным тезисам.
Обучающиеся научатся:
- умению формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на текст как источник сильных аргументов.
- строить аргумент в защиту собственной позиции, формулировать вопрос к оппоненту
Обучающиеся получат возможность научиться:
- строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Программа курса предназначена для учащихся 7 -х классов, рассчитана на 17 часов учебного времени. Курс базируется на основе реализации межпредметных связей с курсом истории, правоведения, обществознания, экономики. На занятиях предполагается знакомство учащихся с различными видами информационных материалов.
Содержание курса включает следующее:
Раздел 1. Аргумент и его виды.
Варианты тем для дискуссии. Что такое аргумент. Сильный аргумент, слабый аргумент. Обоснование собственной позиции с помощью аргументов. Критерии оценивания аргументов.
Раздел 2. Вопросы к позиции оппонента.
Выделение главной мысли оппонента. Правило составления вопросов. Виды вопросов: уточняющий, проблемный. Степень значимости и сложности вопроса. Ответ на вопрос, комментарий к ответу оппонента. Поиск «слабых мест» в позиции оппонента при помощи вопросов. Критерии оценивания вопросов.
Раздел 3. Опровержение позиции оппонента.
Правила построения опровержения. Использование ответов на вопросы оппонентов в опровержении его аргументов. Использование собственных комментариев в опровержении позиции оппонента.
Тематическое планирование курса
№ | Тема: | Кол-во часов |
1 | Что такое дискуссия. Правила её ведения | 1 |
2 | Варианты тем для дискуссии. | 1 |
3 | Что такое аргумент, виды аргументов | 1 |
4 | «Сильный», «слабый» аргумент | 1 |
5 | Критерии оценивания аргументов | 1 |
6 | Практикум составления аргументов | 1 |
7 | Главная мысль оппонента | 1 |
8 | Вопросы к аргументам. Их разновидности | 1 |
9 | Критерии оценивания вопросов | 1 |
10 | Комментарий к ответу на вопрос | 1 |
11 | Практикум составления вопросов | 1 |
12 | Что такое опровержение позиции | 1 |
13 | Правила составления опровержения | 1 |
14 | Приемы построения опровержения позиции оппонента | 1 |
15 | Критерии оценивания опровержения | 1 |
16 | Метапредметное испытание «Аргументация в дискуссии» | 1 |
17 | Метапредметное испытание «Аргументация в дискуссии» | 1 |
Всего | 17 |
Методическое обеспечение.
- Имакаев В.Р. Объективация метапредметных результатов /Электронный Спб., 2015 г.
- Модуль системы мониторинга метапредметных результатов «Оценка способности формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение»/Электронный Спб., 2015
- Мониторинг метапредметных результатов в основной школе. Часть 1. /Спб. под ред. В. Р. Имакаева. Пермь, 2013 г.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
Описание результатов реализации программы
«Аргументация в дискуссии или учимся спорить»
Данная программа была реализована в течение 2020 – 2021 учебного года в 7 классах МБОУ «Карагайская СОШ № 2», в апробации приняли участие 15 обучающихся.
В ходе реализации программы навыки работы с информацией приобрели 100% обучающихся. К окончанию освоения программы курса, общий смысл текста понимают 74% обучающихся. Аргументы к тезису на основе текста и жизненного опыта подбирают все 100 % обучающихся, однако качество аргументов различно. Вопросы оппоненту задают все 100% обучающихся, однако большинство вопросов риторического характера. Проблемные вопросы встречаются, однако всего один обучающийся связывает свои вопросы с аргументацией оппонента.
Оценивание результатов осуществлялось по следующим критериям:
- Чёткость формулировки тезиса на основе текста.
Показатель | Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю | % от общего числа обучающихся |
Тезис сформулирован полным предложением | 8 | 53% |
Тезис сформулирован неполным предложением | 5 | 33% |
Тезис не сформулирован | 2 | 13% |
- Качество аргумента
Показатель | Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю | % от общего числа обучающихся |
Аргумент представляет собой часть текста, изложенную своими словами, но без искажения смысла, подтверждающую точку зрения ученика, с учетом контекста источника информации | 2 | 13% |
Аргумент представляет дословное воспроизведение части текста, подтверждающее точку зрения ученика, с учетом контекста источника информации | 5 | 33% |
Текст приводится полностью, аргументы не дифференцированы, контекст учтен | 11 | 73% |
Аргументы, приведенные учеником, не подтверждают тезис (контекст ребенком не понят) | 4 | 26% |
- Качество вопросов
Показатель | Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю | % от общего числа обучающихся |
Большинство вопросов были риторическими по форме, но способствовали уточнению позиции оппонента | 5 | 33% |
Большинство вопросов были риторическими по форме, но НЕ способствовали уточнению позиции оппонента | 7 | 46% |
Отсутствуют риторические вопросы. Большинство вопросов относятся к содержанию аргументов оппонента. 1-2 вопроса направлено на проблематизацию позиции оппонента. | 2 | 13% |
Преобладают проблематизирующие вопросы, каждый из которых относится к аргументации оппонента. | 1 | 6% |
В ходе реализации курса один из обучающихся стал победителем институционального этапа метапредметной олимпиады в номинации «Аргументация в дискуссии», двое стали призёрами муниципального этапа олимпиады.
Директор ОО: /В. А. Новицкая/
Кияйкина Наталья Федоровна