Программа кружка спортивно–оздоровительного направления «Баскетбол» (7–8 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено Руководитель ШМО
________________________/ /
От |
Согласовано Заместитель директора
_______________________/ /
|
Утверждаю Директор школы
_______________________/ /
Приказ от № |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Баскетбол»
для 7-9 классов
2023/2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Баскетбол» составлена на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность: пособие для учителей и методистов» Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2014, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г. Рабочая программа составлена на 36 учебных недель (2 часа в неделю).
Предлагаемая программа направлена на формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, понимающей своё предназначение в жизни, умеющей управлять своей судьбой, здоровой физически и нравственно (способной к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).
Разработанная программа курса «Баскетбол» позволяет успешно приобщить детей к здоровому образу жизни. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, стремления творить свое здоровье
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и основ индивидуального образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
воспитание индивидуальных особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
воспитание волевых качеств;
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе;
умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Предметные результаты
знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
знать о физических качествах и правилах их тестирования;
выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
владеть основами судейства игры в баскетбол.
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:
знать
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;
название разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по баскетболу;
жесты баскетбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;
уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;
выполнять технические приемы и тактические действия;
контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по баскетболу;
играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты баскетбольного судьи;
проводить судейство по баскетболу.
Результат: участие в соревнованиях школьного, районного и городского уровня, судейство школьных соревнований.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Основы знаний:
правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу, терминология в баскетболе, техника выполнения игровых приемов, тактические действия в баскетболе, правила соревнований по баскетболу, жесты судей.
Передвижения и остановки без мяча:
стойка игрока, перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево;
бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений;
остановки: двумя шагами, прыжком;
прыжки, повороты вперед, назад;
сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки).
Ловля мяча:
двумя руками на уровне груди;
двумя руками «высокого» мяча (в прыжке).
Передачи мяча:
передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
передача мяча одной рукой от плеча;
передача мяча двумя руками сверху.
Ведение мяча:
ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении);
ведение мяча с изменением скорости передвижения;
ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении);
ведение мяча в движении с переводом на другую руку;
ведение мяча с изменением направления движения;
ведение мяча с обводкой препятствий.
Броски мяча:
бросок мяча двумя руками от груди с места;
бросок мяча одной рукой от плеча с места;
бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения;
бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке;
штрафной бросок.
Отбор мяча:
выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении;
вырывание мяча из рук соперника;
накрывание мяча при броске.
Отвлекающие приемы (финты):
финты без мяча;
финты с мячом.
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом:
сочетание приемов без броска мяча в кольцо;
сочетание приемов с броском мяча в кольцо.
Тактика игры:
индивидуальные действия в нападении и защите
групповые действия в нападении и защите:
взаимодействие двух игроков;
взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);
взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2);
взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;
взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);
взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);
взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);
взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»);
двусторонняя учебная игра.
Подвижные игры и эстафеты:
игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий;
игры, развивающие физические способности.
Физическая подготовка:
развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.
Судейская практика:
судейство игры в баскетбол.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «БАСКЕТБОЛ»
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Вид и форма занятия |
1 |
Развитие баскетбола в России. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. Учебная игра. |
1 |
теоретическое/ практическое |
2 |
Технические действия баскетболиста. Специальная физическая подготовка (ОФП). Учебная игра. |
1 |
практическое |
3 |
Ведение мяча. Учебная игра. |
1 |
практическое |
4 |
Индивидуальная работа с мячом. Технические и тактические действия. Учебная игра. |
1 |
практическое |
5 |
Общефизическая подготовка. Эстафеты с мячами. Учебная игра. |
1 |
практическое |
6 |
Отработка штрафных бросков по точкам. Учебная игра. |
1 |
практическое |
7 |
Броски в кольцо в движении. Учебная игра. |
1 |
практическое |
8 |
ОФП. Стритбол. Учебная игра. |
1 |
практическое |
9 |
Взаимодействие игроков в защите. Учебная игра. |
1 |
практическое |
10 |
Взаимодействие игроков в нападении и защите. Учебная игра. |
1 |
практическое |
11 |
Ловля и передача мяча в парах. Учебная игра. |
1 |
практическое |
12 |
Ведение мяча и передача в движении. Учебная игра. |
1 |
практическое |
13 |
Отбор мяча. Учебная игра. |
1 |
практическое |
14 |
Тактика игры. Учебная игра. |
1 |
теоретическое/ практическое |
15 |
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Учебная игра. |
1 |
практическое |
16 |
Отвлекающие приемы (финты) без мяча, с мячом. Учебная игра. |
1 |
практическое |
17 |
ОФП. Подвижные игры и эстафеты. |
1 |
практическое |
18 |
Взаимодействие двух игроков, взаимодействие двух нападающих против одного защитника. Учебная игра. |
1 |
практическое |
19 |
Взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон», взаимодействие трех нападающих против двух защитников. Учебная игра. |
1 |
практическое |
20 |
Отработка бросков в кольцо в движении. Приём ведения мяча два шага бросок в кольцо. Учебная игра. |
1 |
практическое |
21 |
Ведение мяча в движении с переводом на другую руку. Учебная игра. |
1 |
практическое |
22 |
Ведение мяча с изменением направления движения. Учебная игра. |
1 |
практическое |
23 |
Ведение мяча с обводкой препятствий. Учебная игра. |
1 |
практическое |
24 |
ОФП. Отработка приёмов ловли и передачи мяча в парах. Учебная игра. |
1 |
практическое |
25 |
Передача мяча одной рукой от плеча, передача мяча двумя руками сверху. Учебная игра. |
1 |
практическое |
26 |
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Учебная игра. |
1 |
практическое |
27 |
Ловля мяча двумя руками на уровне груди, двумя руками «высокого» мяча (в прыжке). Учебная игра. |
1 |
практическое |
28 |
Передвижения и остановки без мяча. Судейская практика. Учебная игра. |
1 |
практическое |
29 |
Передвижение различными способами в нападении и защите. Учебная игра. |
1 |
практическое |
30 |
Тактические действия: в системе позиционного нападения (выбор свободного места), взаимодействия игроков при пересечении и подстраховке к защите. Учебная игра. |
1 |
практическое |
31 |
Бег с изменением направления и скорости. Остановка прыжком. Остановка шагом и прыжком после бега и быстрого ведения мяча. |
1 |
практическое |
32 |
Судейская практика. Учебная игра. |
1 |
практическое |
33 |
ОФП. Повтор тактических действий. Учебная игра. |
1 |
практическое |
34 |
Тестирование уровня физической подготовленности учащихся. Итоговое занятие. |
1 |
практическое |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Баскетбол»
Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Киев, 2014.- 24с.
Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол// Физическая культура в школе. –2012.-№2- с. 27-30.
Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (8-9 классах)// Физкультура в школе. – 2013.-№4.-С.13-20.
Федосеев В.В. На уроках баскетбола.// Физкультура в школе-1995.- №2- с.26-27.
Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие, - Омск, 2013.- 60с.