Программа организации деятельности летнего оздоровительного лагеря «Планета детства» с дневным пребывание детей и подростков патриотической направленности
Приложение 2DOCX / 52.18 Кб
/data/files/q1711106964.docx (Приложение 2)Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образование
«Центр детского творчества»
муниципального района «Ферзиковский район»
«Утверждаю»
директор МКОУ ДО «ЦДТ»
МР «Ферзиковский район»
Е.В. Бушина
« » 20 г.
Программа
Организации деятельности летнего оздоровительного лагеря «Планета детства» с дневным пребывание детей и подростков
патриотической направленности
Возраст детей с 8 до 12 лет
Срок реализации июль 2024 год
Антипова Ю.Н., методист МКОУ ДО «ЦДТ»
Ферзиково
2024 г.
Информационная карта программы «Планета детства»
1 | Полное название программы | Программа организации деятельности летнего оздоровительного лагеря «Планета детства» с дневным пребыванием детей и подростков патриотической направленности. |
2 | Цель программы | Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей через включение в разнообразную социально значимую, творческую деятельность, формирования у них ответственного отношения к окружающей среде, готовых к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и охране природы своего края. |
3 | Направления деятельности | Краеведческое направление (краеведческие экскурсии по Ферзиковскому району, Калужской и Московской областях. Посещение музеев краеведческой направленности) Духовно-нравственное направление (обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина). Гражданско-правовое направление (мероприятия по повышению уровня гражданственности, правовой культуры: квесты, игры, викторины и пр. Лекции и видеолектории с приглашенными специалистами). Эстетико-прикладное направление (мастер-классы по рисованию и рукоделию, фотографии, туризму и т.д.). Спортивно-оздоровительное направление (мероприятия, направленные на профилактику здорового образа жизни) |
4 | Краткое содержание программы | В основе концепции профильного лагеря «Планета детства»– воспитательная система создания толерантной среды по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды экологической, краеведческой, духовно-нравственной, гражданско-правовой, эстетико-прикладной, спортивной деятельности, с целью развития основ естественнонаучного и творческо-прикладного потенциала, формирования бережному, уважительному отношению к окружающей среде «малой родины» и Российской Федерации, развитию творческих навыков. На базе МКОУ ДО «ЦДТ» МР «Ферзиковский район» будут проведены: мастер-классы по рукоделию и рисованию; уроки видеотворчества и фотографии; экскурсии по району и области; знакомство и изучение экологии России, Калужской области и Ферзиковского района; мероприятия гражданско-правовой направленности. В ходе реализации данной программы дети приобретают расширенные знания по экологии и краеведению, ценный опыт и знания в духовно-нравственной сфере; обучаются навыкам охраны природы и работе на специальном оборудовании; приобщаются к труду и спорту; развивают эстетическо-прикладные умения и навыки. Новизна программы проявляется в создании благоприятной среды для развития личности, создание правильного восприятия исторических событий и интеграции различных областей знаний, а именно естественнонаучной, краеведческой, художественно-творческой и эстетико-трудовой деятельность, оздоровительная работа в рамках работы с детьми на базе Центра детского творчества. Большинство мероприятий проходит на свежем воздухе, что обеспечивает реализацию мероприятий оздоровительного периода. |
5 | Авторы программы | Антипова Юлия Николаевна, методист МКОУ ДО «ЦДТ» |
6 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района «Ферзиковский район» |
7 | Адрес, телефон | 249800 Калужская область, п.Ферзиково, ул.Карпова, д.27 Телефон: (848437) 31-309 Эл.почта: f_cdt@mail.ru |
8 | Место реализации | Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе МКОУ ДО «ЦДТ» МР «Ферзиковский район» |
9 | Количество, возраст учащихся | 30 обучающихся, 8-12 лет |
10 | Сроки проведения, количество смен, Количество отрядов | 01-29 июля 2024 г. 1 смена 2 отряда |
Паспорт программы
Наименование программы.
Программа организации деятельности летнего оздоровительного лагеря «Планета детства» с дневным пребыванием детей и подростков патриотической направленности
Вид программы:
патриотическая.
Исполнители программы:
1 начальник лагеря;
3 воспитателя;
10 педагогов дополнительного образования.
Формы проведения занятий по профилям:
Экскурсии.
Лекции с элементами беседы и видеолектории.
Работа с фотографиями, видеосюжетами.
Ролевые игры.
Викторины.
Квесты.
Мастер-классы.
Акции.
Театральные зарисовки.
Спортивные состязания.
Художественные фильмы патриотической направленности.
Документальные фильмы.
Документы
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
2. Закон об образовании Российской Федерации (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года)
3. Федеральный закон от 24.07.98 n 124-фз (ред. от 17.12.2009) «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации» - ст. 10. 11, 12.
4. Устав МКОУ ДО «Центр детского творчества» МР «Ферзиковский район (от 11 декабря 2015 года (новая редакция в связи изменением названия)
5. Положение о лагере дневного пребывания.
6. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
7. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
8. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
9. Инструкции по организации и проведению экскурсий и экологических мониторингов.
10. Программа производственного контроля.
11. Приказы Отдела образования.
12. Должностные инструкции работников.
13. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
14. Заявления от родителей.
15. Акт приемки лагеря.
16. Планы работы.
1.Пояснительная записка…………………………………………………………….........7-9
2.основные цели и задачи программы…………………………………………..…9-10
3.ожидаемые результаты Программы………………………………………………..10
4.УЧастники программы……………………………………………………………………..11
5.организация и порядок реализации программы……………………………..11
6. Практическое использование результатоВ
выполнения программы ………………………………………………………………......11 7. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ……………………………………………………………...11
8. Сроки реализации Программы………………………………………………………...12 9.Ресурсы организации программы………………………………………………..13-14 10. Качественные показатели Программы……………………………………...14-15 11. Количественные показатели Программы……………………………………..15 12. Основные направления деятельности Программы…………………...15-16 13. Форма подведения итогов Программы………………………………………….16 14.Результаты реализованной программы……………………………………........16 15.литература……………………………………………………………………………………...17 16.список приложений……………………………………………………………………….18
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А. Н.
Пояснительная записка.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, экологический, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспект. Формирование у учащихся гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать ее процветанию. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, приобретает особую актуальность
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Именно в летний период многие дети проживают самостоятельную жизнь. Это период свободного общения детей, разного возраста, пола и уровня развития, лагерь - пространство для развития интеллектуальных, познавательных процессов, творческих способностей ребенка. Благодаря лагерю с дневным пребыванием детей, можно не отрывая детей из семьи развить интерес к различным видам деятельности. Позволит окунуть детей в мир истории, экологии, творчества, также позволяет сочетать активный отдых с исследовательской деятельностью. Также во время лагерной смены под руководством педагогов возможность участвовать в конкурсах разных уровней, что позволит ребенку самоутвердиться и поверить в себя.
Задача оздоровительного лагеря с дневным пребыванием – не просто создать условия для летнего отдыха ребёнка, но и помочь ему реализовать его потребности, развить новые навыки, отдыхать с пользой для себя и социума. Основная идея программы – это возможность для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала обучающихся в результате общественно полезной деятельности. Разработка данной программы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный, продуктивный и интересный отдых обучающихся;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.
Следовательно, ввиду социальных потребностей детей и их родителей, наличии материально-технической базы, опыта прошлого года и теоретических наработок, в МКОУ ДО «ЦДТ» МР «Ферзиковский район» была разработана программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей патриотической направленности «Планета детства».
В основе концепции программа детского оздоровительного патриотического лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей через включение в разнообразную экологическую, краеведческую, духовно-нравственную, историко-краеведческую, гражданско-правовую, эстетико-прикладную, спортивную-оздоровительную деятельность.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Основные цели и задачи Программы
Цель: создание условий для комфортного отдыха и приобщения детей к истории своей страны, формирования гражданской позиции и гражданского сознания на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.
Задачи:
формировать у обучающихся теоретические знания в области истории, культуры, краеведения, экологии, журналистики, географии, изучение истории родного края;
раскрыть творческий потенциал обучающихся средствами игровой, творческой деятельности;
создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей летний период;
обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем;
создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребенка.
воспитывать потребность бережного отношения к окружающей среде;
формировать личностные качества обучающихся: чувство товарищества, чувство ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе;
развить умения обучающихся работать в группе, сопоставлять факты, формируя аргументы, уметь принимать правильные решения в кратчайшие сроки;
формировать интерес ко всему новому, необычному, стимулирующему деятельность и стремление к победе;
воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; чувство сохранения исторической памяти.
Ожидаемые результаты Программыоздоровление детей через проведение занятий на свежем воздухе, экспедиций, экскурсий, спортивных состязаний;
повышение стимула дальнейшего изучения истории, культуры, краеведения;
расширение знаний по истории Ферзиковского района;
укрепление навыков охраны природы, памятников истории и культуры родного края;
свободное использование усвоенного историко-краеведческого материала в социальных и культурных ситуациях общения;
владение приемами критического анализа, сопоставления источников и определение истины;
развитие творческих способностей и ключевых компетенций обучающихся через проведение мастер классов по рукоделию, рисованию, фотографии и пр.;
развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей гуманизма и толерантности;
создание условий для приобретения обучающимися нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности;
решение воспитательных задач посредством включения в экологическую, краеведческую, духовно нравственную, гражданско-правовую, эстетико-прикладную, спортивно-оздоровительную деятельность.
Участники Программы
-1 начальник лагеря;
-3 воспитателя;
-10 педагогов дополнительного образования.
5. Организация и порядок реализации ПрограммыЗнакомство с программой деятельности оздоровительного лагеря.
Реализация программы.
Анализ результатов работы.
Подведение итогов работы смены лагеря.
Отчет о проделанной работе, статья в газетах «Ферзиковские вести», «Калужские губернские ведомости».
Обсуждение и коррекция программы на совещании педагогического коллектива.
6. Практическое использование результатов выполнения Программы:- фоторепортажи и интервью с местными жителями;
-освещение реализации мероприятий проекта в региональной и областной печати;
-опубликование материалов проекта на сайте учреждения;
-использование результатов исследовательской историко-краеведческой работы обучающихся на уроках истории в школах района, в рамках общешкольных родительских собраний;
-организация в центре выставок фотографий по итогам работы смены.
Идеи лагеря:
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. С. Выготский)
Принципы лагеря:
Принцип поэтапности и системности: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” – к систематизированному знанию о родном крае.
Принцип гуманизации и толерантности отношений: построение социальных и личностных взаимодействий на основе уважения и доверия к личности индивидуума, с принятием различий и индивидуальности, на стремлении привести его к достижению оптимального результата.
Принцип сотрудничества и взаимопомощи: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество обучаемого и обучающего, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью, неотъемлемым элементом спаянной команды.
Принцип творческого открытия и демократического воплощения: возможность развивать собственную фантазию и воплощать ее в реальность, используя безграничность воображения и поддержку самых невероятных начинаний со стороны других участников лагеря.
Принцип дифференциации воспитания и обучения предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;
Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активность детей.
8. Сроки реализации ПрограммыОбщий срок подготовки и реализации программы – 8 месяцев.
Работа с детьми непосредственно на стартовой площадке программы рассчитана на весь оздоровительный период: одна смена в июле 2023 года в течение 21 дня, пять дней в неделю (одна рабочая суббота).
Информационно-методическое обеспечение:
-методические разработки мероприятия (бесед, лекций, тренингов, видеолекториев, квестов, игр, мастер-классов и т.д.);
-программы и методики педагогов.
Кадровое обеспечение программы.
-1 начальник лагеря;
-3 воспитателя;
-10 педагогов дополнительного образования.
Материально-технические условия реализации программы.
Для реализации программы имеется:
- 3 учебных кабинета с необходимым набором оборудования: мультимедиа, ноутбуки, копировальная техника, доступ в Интернет;
-столовая;
-автобус;
- необходимые материалы для проведения мастер-классов;
- игровой инвентарь для проведения занятий по спорту;
- актовый зал.
Социальное партнерство.
Реализация программы профильного лагеря предполагает сотрудничество со следующими организациями:
Ферзиковская районная библиотека;
Детская городская библиотека г. Калуга (краеведческий отдел);
ГБУДО Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей им.Ю.А.Гагарина»;
МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» МР «Ферзиковский район» Калужской области;
Отдел по защите прав и законных интересов ребенка в Калужской области (Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области);
ГБОУ ДОД Калужской области детско-юношеский центр «Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий»;
Средства массовой информации (районная газета «Ферзиковские вести», областная газета «Калужские губернские ведомости»);
Совет молодежи Ферзиковского района Калужской области;
Художественный музей мусора «МУ-МУ»;
Музей-заповедник В.Д. Поленова;
Военно-исторический музей «Зайцева гора»;
Военно-исторический Центр Маршал Победы – Г.К. Жуков;
Аэродром «Орешково»
ОГИБДД ОеМВД России по Ферзиковскому району;
Территориальная избирательная комиссия Ферзиковского района Калужской области;
Обособленное подразделение ОП ОАО «Лафарж Цемент» в п.Ферзиково.
10. Качественные показатели ПрограммыДеятельность участников лагеря будет продуктивной, т.к. определены ближние и дальние цели. Создание толерантной среды способствует реализации целей и задач программы. На занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивации исследований, что является неотъемлемым стимулом, способствующим активизации творческого начала и отсутствию страха перед его проявлением.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Распределение функций осуществляется в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, каждый ребенок выполняет то, что является наиболее близким и понятным ему в силу собственных возможностей и интереса.
В данной программе реализуются проектная, исследовательская, здоровье сберегающие технологии, позволяющие учитывать и использовать закономерности развития и особенностей индивидуума, ускорять развитие наследственных данных личности.
В результате реализации программы ожидается приобретение обучающимися следующих историко-краеведческих и эстетико-прикладных знаний, умений и навыков:
- знания по истории, культуре Калужской области и Ферзиковского района;
- умение фиксировать историко-этнографические наблюдения при исследовании родного края;
- умения создавать фоторяды;
- навыки ведения краеведческих наблюдений и умения продуктивного общения и получения информации от местных лиц;
- навыки охраны природы, памятников истории и культуры родного края;
-умения использовать навыки по рисованию и рукоделию.
11. Количественные показатели ПрограммыПрограмма рассчитана на участие в ней 30 детей младшего и среднего школьного возраста.
За время реализации программы проводится:
-количество детей, готовящих и участвующих в презентации по итогам работы профильной смены: 30 чел.;
-количество детей, освоивших технику по рукоделию: 30 чел.;
-количество детей, участвующих в исследовательской деятельности: 30 чел.; -количество детей, осуществлявших волонтерскую деятельность: 30 чел.;
-количество детей, приобретших навыки краеведческо-поисковой работы, социального общения: 30 чел.
12. Основные направления деятельности
Основные направления деятельности:
- патриотическая деятельность;
- краеведческое описание;
- проектно-исследовательская деятельность;
- поисковое расследование;
- туристская тропа;
- социально-значимая деятельность;
- физкультурно – оздоровительная работа;
-спортивные состязания;
- трудовая деятельность;
- воспитание толерантности;
- мастер классы по народным ремеслам
13. Форма подведения итогов ПрограммыЗапланированы следующие формы подведения итогов программы:
- проведение тематических выставок творческих работ по итогам значимых событий лагеря;
Промежуточные результаты работы лагеря подводятся на еженедельных заседаниях отрядов, окончательные – на итоговом сборе, где будут подведены итоги, вручены грамоты активным участникам, отчет о работе лагеря будет опубликован на страницах районной газеты «Ферзиковские вести» областной газеты «Калужские губернские ведомости», сайте учреждения (ежедневно).
14. Результаты реализованной Программы-общее оздоровление обучающихся, формирование толерантности, патриотизма, гражданского и экологического сознания;
- реализация мероприятий по созданию толерантной среды в лагере;
-формирование у учащихся навыков поисковой и научно-исследовательской работы;
-воспитание чувства любви к своей малой родине, бережного отношения к ней;
-участие в муниципальных, районных, областных, всероссийских этапах олимпиады по школьному краеведению и сопутствующим предметам;
-проведение творческих конкурсов, проектов, викторин;
-пропаганда краеведческих знаний в средствах массовой информации (местных газетах, журналах, радио и телевидении).
Бехтерев В.М. Психика и жизнь. М., 1998.
Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М., 2008.
Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1998.
Гужова Л.Г. Развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей: Автореферат кандидатской диссертации. М., 2000.
Зеленов В.С. Дороги Калужского края: краеведческие очерки. К., 2002.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации /Под ред. Ю.С.Константинова, С.В. Ускова. М., 2006.
Кандидов А.В. Память сердца, или слово о земле Ферзиковской. К., 2011.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., 2001.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. М., 1999.
Панченко С. Планирование лагерной смены // Народное образование. № 3. М., 2008.
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской
Федерации «Отечество» // Сборник нормативно-правовых актов по туристско-
краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи / Составители:
Ю.С.Константинов, С.В.Усков. М., 2006.
Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности с учащимися: учебно-методическое пособие. М., 2007.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 2001.
Торасова О.А. Куклы-мотанки. Белгород, 2014.
Токарев С. А. История русской этнографии. М., 1966.
Туманов В.Е. Школьный музей - хранитель народной памяти. М., 2006.
Расписание работы лагеря для по отрядам (Приложение № 1, Приложение №2).
Приложение 1DOCX / 58.4 Кб
Евгения Николаевна Касьянова