Программа организации внеурочной проектной деятельности по теме «Любимый город Химки в задачах»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №13 г.Химки (Аэрокосмический Лицей)
«Программа организации внеурочной проектной деятельности по теме «Любимый город Химки в задачах».
(возраст детей 12-13 лет, срок реализации-1год)
Муравьева Лена Петровна,
учитель математики
г.Химки
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.
Цель программы развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым пятиклассником индивидуального проекта.
Задачи программы:
Развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
1. Личностные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним; формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.
2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
формировать способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения,
добиваться поставленной цели.
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
5. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;
6. Организация интеллектуальных и творческих соревнований,
7. Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, развитие творческого и математического мышления учеников.
Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате работы по программе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, ИКТ-компетентность обучающихся.
Программа адресована учащимся 5 классов и сформирована с учетом психолого-педагогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет, связанных:
— с переходом к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая консультация. Консультации проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов, в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города. Проектная деятельность включает проведение экскурсий, предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 1 год (5 класс).
Формы организации учебного проекта.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
Уровневая дифференциация;
Проблемное обучение;
Моделирующая деятельность;
Поисковая деятельность;
Информационно-коммуникационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
С уроками: русского языка, истории, краеведения, информатики, изобразительного искусства, технологии.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Планируемый результат освоения программы.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение подростков к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Основной процедурой итоговой оценки является защита проекта.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом данной проектной деятельности является сборник задач.
Защита проекта осуществляется на школьной конференции. Ученику предоставляется возможность публично представить результаты работы над проектам и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности.
Особенности организации проектной деятельности.
1. Двухкомпонентная организация проектной деятельности
Работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Узнаем. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты.
2. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами.
Планируемые результаты.
Что дает работа над проектом?
Дети беседуют с родителями, соседями, знакомыми, учителями;
Приносят в класс литературу, анализируют статьи;
Делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
Посещают местные предприятия;
Совершают учебные экскурсии по родному краю;
Посещают музеи и другие учреждения культуры;
Проводят экологический мониторинг;
Занимаются краеведческой работой.
На основе полученной информации:
Составляют списки, отчеты;
Выпускают разовые или периодические бюллетени;
Выступают перед учениками своего класса или школы;
Пишут рефераты;
Пишут заметки в местные газеты;
Фотографируют.
Участвуя в предметной деятельности, ученики смогут научиться:
Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
Находить источник информации
Извлекать информацию, относящуюся к теме
Планировать работу над проектами
Сотрудничать друг с другом
Доводить начатое дело до конца
Порядок действий в работе с проектами
Выбор общей темы
Осуществляется учителем
Основания для выбора темы:
а) персональное отношение учителя к теме;
б) широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме;
в) возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей
Результат – выбранная тема
Выбор своей индивидуальной темы
Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем);
Выполняется на одном из уроков или во время классного часа
Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус;
Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра.
Результат – выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Поиск сведений (поиск информации)
Проводится в основном дома (возможно в школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
Результат – найденные сведения
Завершение работы над темой
Из найденных сведений каждый ребенок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4)
На первом этапе этот лист делают родители, потому что задача – не самовыражение ребенка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений
Оформление: крупный четкий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы
Результат – собранные от отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
Выбор проектов
Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования)
Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра
Если проект групповой, то определяются группы участников
Результат – выбранные детьми проекты
Реализация проектов
Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
Результат – выполненные проекты
Представление проектов
Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время
Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты
Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
Результат – завершенные проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
Календарно-тематическое планирование
Количество часов в год: 35 часов
№ |
Тема занятия |
1 |
Знакомство с понятием «учебный проект» |
2 |
Выбор темы проектной работы. Выявление проблемы проекта, поиск способов её решения |
3 |
Определение цели и задач проектной работы |
4 |
Организация групп, распределение ролей учащихся в группах |
5 |
Планирование работы по решению задач проекта |
6 |
Выбор возможных форм и способов презентации предполагаемых результатов |
7 |
Знакомство с возможными источниками информации по теме проекта |
8 |
Организация и проведение собственных наблюдений по теме |
9 |
Обобщение найденной информации и материалов, собранных во время собственных наблюдений |
10 |
Составление вопросов для проведения интервьюирования как одного из инструментов исследовательской части проекта |
11 |
Проведение интервьюирования |
12 |
Обработка результатов интервьюирования |
13 |
Составление вопросов для проведения анкетирования как одного из инструментов исследовательской части проекта |
14 |
Проведение анкетирования |
15 |
Обработка результатов анкетирования |
16 |
Решение промежуточных задач проекта |
17 |
Практическая работа над проектом. |
18 |
Практическая работа над проектом |
19 |
Практическая работа над проектом |
20 |
Решение промежуточных задач проекта |
21 |
Практическая работа над проектом |
22 |
Практическая работа над проектом |
23 |
Практическая работа над проектом |
24 |
Практическая работа над проектом |
25 |
Решение промежуточных задач проекта |
26 |
Практическая работа над проектом |
27 |
Практическая работа над проектом |
28 |
Демонстрация продукта проекта участникам работы. Внесение корректив |
29 |
Обобщение полученного результата. Систематизация и оформление паспорта проекта |
30 |
Обобщение полученного результата. Систематизация и оформление паспорта проекта |
31 |
Составление презентации конечного продукта |
32 |
Репетиция презентации |
33 |
Презентация продукта проектной работы |
34 |
Рефлексия деятельности и результатов работы. |
35 |
Выбор темы следующего проекта |
Учебный проект по математике по теме
"Любимый город в задачах" (5-й класс)Из опыта своей работы я хочу представить проект в 5-м классе.
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.
Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 5-го класса.
Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами.
Вот поэтому для данного проекта я и выбрала 5-й класс.
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым, учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта.
Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.
Строилась работа над проектом следующим образом.
Мотивация к применению знаний.
Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми для 5 классов и мы с учениками 5 класса решили назвать свой проект “Любимый город в задачах” и результатом работы над проектом должен быть сборник задач для 5 классов о Химках.
Работа над проектом включала несколько этапов.
1 этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.
2 этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.
3 этап. Сбор фактических данных о Химках для составления задачи.
4 этап. Процесс составления задачи.
5 этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями.
6 этап. Проверка и оценка авторских задач.
7 этап. Создание сборника “Любимый город в задачах” из работ учащихся.
На следующем этапе я познакомила детей с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале”.
Памятка.
1) Сбор фактических данных.
Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати,
2) Процесс составления задачи.
Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из тем, которая была уже изучена учащимися.
3) Формулировка условия задачи.
Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.
Как работать над формулировкой задачи:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу
4) Правильное оформление задачи.
Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего.
Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач.
Далее дети старались правильно оформить задачу в соответствии с требованиями.
Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому оценки все получили хорошие и отличные.
В сборник вошло 90 задач о Химках.
Учебный проект по математике по теме “Любимый город в задачах” (5-й класс)
Цель проекта:
обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с краеведением, как основой духовно-нравственного воспитания, историей;
составление сборника задач о своем городе;
демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (математические).
База выполнения: школьная.
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Продолжительность выполнения: 1 год
Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.
Формы продуктов деятельности: задачник (сборник).
План реализации проекта “Любимый город в задачах”
Этапы работы |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Организация деятельности |
|||
Погружение в проект |
Проблемный метод Так как задач о Химках нигде нет, то решили составить задачи сами. |
Цель работы: создание сборника задач для учащихся 5 класса о Химках. Задача: каждому ученику придумать и решить задачу на материале о нашем городе. Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы. Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной. |
Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов. Помогает в постановке проблемы: создание сборника задач для учащихся 5 класса о Химках. Помогает в выдвижении задач. Оказывает методическую помощь Обращает внимание на важность предстоящей работы. |
Планирование |
Сбор фактических данных (каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой). Способ представления конечного результата. Критерии оценки |
Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи Срок выполнения работы – 1год. Выбор способов представления конечного результата деятельности |
Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале” Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку)
|
2. Осуществление деятельности |
|||
Поиск информации |
За недостающей информацией в библиотеку |
Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов |
Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Наблюдает, советует. |
Обобщение результатов и выводов |
Анализ полученной информации, формулирование выводов |
Анализируют информацию, формулируют условия задачи. Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из тем, которые были изучены Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации. |
Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке конечного продукта |
3. Представление результатов и их оценка |
|||
Презентация |
Открытый отчет участников проекта о проделанной работе |
Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе. Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу |
Слушает, задает целесообразные вопросы |
Оценка процесса и результатов работы |
Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия. |
Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводит рефлексию. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. |
Рекомендуемая литература.
1. Города Подмосковья. Кн. 1. — М.: Московский рабочий, 1979. — 640 с., ил. — 35 000 экз.
2. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
3. Интернет-Википедия
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
5. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
7. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
8. Примерная основная образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
10. «Химки» — официальный сайт администрации округа admhimki.ru