Программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» 5 класса Вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

0
0
Материал опубликован 7 November 2023



РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Школьным методическим Зам. директора по УР Директором 

объединением                __________________

Протокол №_____ ___________________ «_____»_________________2023г.

_________ «____»_________2023г.

«____»___________2023г.








ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Основы социальной жизни»

5 класса


Вариант 1

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
















Учитель: Сивцова И.В.










с. Гражданка

2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

Специальные коррекционные занятия по основам социальной жизни (ОСЖ) направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Главная цель уроков ОСЖ – практическая подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдалённом социуме.

Основными задачами занятий основ социальной жизни являются:

Расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

Формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

Практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

Усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения.

Развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

На уроках по основам социальной жизни расширяются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости и др.

На занятиях отводиться определенное количество времени для изучения правил техники безопасности, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Здоровое питание» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по социально-бытовой ориентировке, так и на занятиях по другим предметам.

Задания, используемые на уроках Основы социальной жизни, выполняются группой учащихся и каждым учеников индивидуально. Это позволяет каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами выполнения той или иной работы.

Сюжетно-ролевые игры в основном используются на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.

Большинство модулей программы изучаются с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Занятия по Основам социальной жизни тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, технологии, естествознания.

На занятиях по Основам социальной жизни уделяется большое внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках русского языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом учитель следит за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением учащихся правильно построить фразу, обосновать вывод.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся по классам, и согласно изучаемых модулей:

5 класс

Модуль: «Личная гигиена»

Учащиеся должны иметь представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья.

Учащиеся должны знать:

Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

Периодичность и правила чистки ушей;

Периодичность мытья головы;

Средства борьбы с перхотью и выпадением волос;

Правил охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.

Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).

Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

Выполнять утренний и вечерний туалет;

Причесывать волосы и выбирать прическу;

Подбирать мыло и шампунь в зависимости от состояния волос.

Модуль: «Одежда и обувь»

Учащиеся должны иметь представление о том, почему нужно содержать в чистоте одежду и обувь.

Учащиеся должны знать:

Виды одежды и обуви;

Правила ухода за одеждой и обувью;

Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.

Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви; хранение чека или его копии.

Учащиеся должны уметь:

Подбирать одежду, головные уборы и обувь по сезону;

Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная);

Сушить мокрую одежду;

Подбирать крем и чистить кожаную обувь;

Чистить замшевую, валянную и текстильную обувь;

Сушить мокрую обувь, подготавливать ее к хранению.

Модуль: «Здоровое питание»

Учащиеся получают знания о здоровье человека и основах правильного питания; алиментарно-зависимых заболеваниях; физиологии питания; структуре ассортимента и свойствах пищевых продуктов; санитарии и гигиене питания.

Учащиеся должны знать:

Виды бутербродов;

Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

Правила сервировки стола к завтраку;

Правила заваривания чая;

Назначение кухонных принадлежностей и посуды;

Рацион питания;

Особенности обменных процессов человека;

Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола.

Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.

Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.

Учащиеся должны уметь:

Резать ножом продукты для бутербродов;

Отваривать яйца, жарить яичницу;

Нарезать вареные овощи кубиком и соломкой;

Мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду.

Модуль: «Культура поведения»

Учащиеся должны знать:

Правила поведения в кино, музее, театре, библиотеке;

Правила приема пищи;

Правила поведения за столом.

Учащиеся должны уметь:

Вести себя в общественных местах;

Записаться в библиотеку, взять книгу;

Правильно вести себя во время приема пищи.

Модуль: «Жилище»

Учащиеся должны знать виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; почтовый адрес своего дома и школы-интерната.

Учащиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках, конвертах.

Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц)

Кухонная мебель: названия, назначение.

Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.

Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).

Модуль: «Транспорт»

Учащиеся должны знать:

Основные виды городского транспорта;

Правила поведения в транспорте;

Правила дорожного движения.

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.

Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.

Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы

Учащиеся должны уметь:

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

Соблюдать правила дорожного движения.


Модуль: «Торговля»

Учащиеся должны знать:

Основные виды магазинов, их назначение;

Виды отделов в продовольственном магазине и правила покупки товаров в них;

Стоимость продуктов для приготовления завтрака.

Учащиеся должны уметь:

Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;

Оплачивать покупку;

Соблюдать правила поведения в магазине.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Основы социальной жизни»:

Минимальный уровень:

иметь представления о разных группах продуктов питания;

знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам; понимать их значение для здорового образа жизни человека;

уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;

иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи;

соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

знать отдельные виды одежды и обуви, некоторые правила ухода за ними;

уметь соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;

знать правила личной гигиены и уметь их выполнять под руководством взрослого;

уметь совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого;

иметь представление о статьях семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

иметь представление о различных видах средств связи;

знать и соблюдать некоторые правила поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

Достаточный уровень:

знать способы хранения и переработки продуктов питания;

составлять меню из предложенных продуктов питания;

самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;

самостоятельно совершать покупки различных видов товара;

соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; иметь представление о морально-этических нормах поведения;

иметь навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.;

пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет-средствами;

знать основные статьи семейного бюджета, уметь вести его расчет;

составлять различные виды деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.







































ГРАФИК

проведения экскурсий

по предмету: Основы социальной жизни


2023-2024учебный год


Класс

Дата проведения

Четверть

Тема проведения экскурсии

5 класс



I чт.

«Чтение названия улиц и номеров домов»


III чт.

«Продовольственные магазины»




УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Предмет

Класс

Количество часов в неделю

1

Основы социальной жизни



5

2





КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРЕДМЕТУ


п/п

Предмет

Класс

Количество часов в I полугодии

Количество часов в II полугодии

Всего

часов

1

Основы социальной жизни



5

32

34

66




5 класс

п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

I четверть (16ч.)

Личная гигиена

1.

Вводный инструктаж. Работа с компьютером.

1


2.

Правила личной гигиены в течение дня.

1


3.

Предметы и средства личной гигиены.Работа с компьютером.

1


4.

Уход за полостью рта.

1


5.

Уход за ушами.Работа с компьютером.

1


6.

Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз).

1


7.

Уход за волосами.Работа с компьютером.

1


8.

Обобщение пройденного. Контрольная работа.

1


Здоровое питание

9.

Здоровье. Здоровый образ жизни. Правильное питание.Работа с компьютером.

1


10.

Пищевые вещества. Рацион питания.

1


Питание

11.

Практическая работа: Приготовление бутербродов. Работа с компьютером.

1


12.

Практическая работа: Чаепитие.

1


13.

Практическая работа: Гренки, чай. Работа с компьютером.

1


Жилище

14.

Виды помещений в жилых домах (варианты квартир и подсобных помещений).

1


15.

Виды жилых помещений в городе и деревне. Работа с компьютером.

1


16.

Экскурсия: чтение названий улиц и номеров домов.

1


II четверть (16ч.)

Здоровое питание

17.

Кухонная посуда, приборы, приспособления – их назначение.

1


18.

Столовая посуда, приборы – назначение. Работа с компьютером.

1


19.

Правила мытья и чистки посуды. Практическое занятие – мытье и чистка посуды.

1


20.

Инвентарь и приспособления для уборки.

1


21.

Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку. Правила заваривания чая. Правила заваривания чая. Работа с компьютером.

1


22.

Практическая работа: Яйца жареные.

1


23.

Практическая работа по теме «Чаепитие». Работа с компьютером.

1


24.

Практическая работа по теме: «Оладьи»

1


25.

Тест по теме: Здоровое питание.

1


Жилище

26.

Написание адреса на почтовой открытке.

1


27.

Гигиенические требования к жилому помещению. Работа с компьютером.

1


28.

Правила вытирания пыли. Правила подметания пола. Работа с компьютером.

1


29.

Последовательность уборки комнаты.

1


30.

Практическая работа по теме «Последовательность уборки комнат». Работа с компьютером.

1


31.

Практическая работа по теме «Уборка класса

1


32.

Проверочная работа по теме «Правила уборки помещения». Работа с компьютером.

1


III четверть (22ч.)

Культура поведения

33.

Повторный инструктаж по ТБ.

1


34.

Поведение за столом. Практическая работа по теме «Правила поведения за столом».Работа с компьютером.

1


35.

Правила приема пищи.

1


36.

Упражнения по этикету. Работа с компьютером.

1


37.

Обобщение пройденного. Тест по теме «Культура поведения»

1


Транспорт

38.

Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе. Работа с компьютером.

1


39.

Правила поведения в транспорте, на улице.

1


40.

Правила дорожного движения. Работа с компьютером.

1


41.

Обобщение пройденного. Тест по теме.

1


42.

Просмотр видеофильма по теме Транспорт. Работа с компьютером.

1


Здоровое питание

43.

Приемы и способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Работа с компьютером.

1


44.

Практическая работа по теме «Приготовление бутербродов».

1


45.

Практическая работа по теме «Приготовление блюд из яиц (отварные, яичница)». Работа с компьютером.

1


46.

Практическая работа по теме «Приготовление винегрета (вареные овощи)».

1


47.

Практическая работа по теме «Гречка с тушёнкой»

1


48

Тест по теме: «Здоровое питание»

1


Торговля

49.

Основные виды магазинов. Их назначение. Покупатель (потребитель). Работа с компьютером.

1


50.

Права и обязанности покупателя. Правила поведения в магазине. Работа с компьютером.

1


51.

Виды отделов в продуктовых магазинах.

1


52.

Работа с компьютером. Правила покупки товара. Ролевая игра «Я-покупатель» Работа с компьютером.

1


53.

Работа с компьютером. Экскурсия в продовольственный магазин.

1


54.

Тест по теме; Торговля

1


IV четверть (12ч.)

Здоровое питание

55.

Особенности обменных процессов человека.

1


56.

Практическая работа по теме «Приготовление горячих бутербродов».

1


57.

Практическая работа по теме: «Рис с тушёнкой»

1


58.

Практическая работа по теме: «Картофель в мундире»

1


59.

Практическая работа: «Суп сайровый»

1


Одежда и обувь

60.

Виды одежды и головных уборов, их назначение. Назначение одежды и головных уборов.

1


61.

Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению.

1


62.

Виды обуви, их назначение. Повседневный уход за кожаной обувью.

1


63.

Повседневный уход за обувью из замши, текстиля, шерсти (валяная).

1


64.

Уход за мокрой обувью из кожи.

1


65.

Уход за обувью из замши, текстиля, шерсти.

1


66.

Подготовка обуви к хранению.

1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации