Программа психологического сопровождения обучающихся 6 классов «Вместе весело шагать»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2023 г. Рук. МО___О. А. Савицкая | Согласовано ЗД по УВР ________А. Ю. Васильева «_____» _________2023 г. | Утверждаю ИО директора ________ Н. В. Сухарь «_____» _________2023 г.
Приказ № ____от «___» ____2023 г.
|
Программа психологического сопровождения обучающихся 6-х классов «Вместе весело шагать»
Сроки реализации | 2023 – 2024 год |
ФИО педагога – психолога (автор – составитель) | Шереметьевой Натальи Боймуродовны |
п. Ванино
2023 год
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка;
- Основное содержание:
- Цели и задачи программы психолого-педагогическое сопровождение «Вместе весело шагать»;
- Место и роль программы психолого-педагогического сопровождения «Вместе весело шагать» в плане общеобразовательной программы;
Планируемые результаты освоения;
Систему оценки достижения планируемых результатов;
II. Содержательный раздел
2.1 Направление работы;
2.2 Методы работы;
- Организационные условия проведения занятий;
- Ожидаемые результаты;
- Сроки выполнения
2.3 Содержание программы;
- Форма отчета.
III. Организационный раздел
3.1 Учебно - тематический план занятий
IV. Теоретическое обоснование
Список литературы.
Пояснительная записка.
Целевой раздел:
Данная программа разработана на основе:
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Вместе весело шагать» составлена на основе:
• Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
• Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО), утвержденная Приказом министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026.
• Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного образования 5 – 9 класс (вариант 1) КГКОУ ШИ 11
• Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
• Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Основное содержание: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направленно на развитие коммуникативной сферы, что становится педагогической задачей, т.к. общение это основное условие гармоничного развития ребенка и важнейший фактор формирования личности как один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Программа основывается на двух принципах:
• психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и
• воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся социальных норм и нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо), адекватных способов коммуникаций в разных социальных средах.
К особым образовательным потребностям обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при реализации программы относятся:
- опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.
Цели и задачи программы психолого-педагогическое сопровождение «Вместе весело шагать»:
Цель: развитие коммуникативной сферы обучающихся, на коррекцию искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения несовершеннолетних.
Задачи:
1. Формирование представлений обучающихся о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.
2. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Формирование социального доверия.
Место и роль программы психолого-педагогического сопровождения «Вместе весело шагать» в плане общеобразовательной программы
Настоящая Программа является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного образования 5 – 9 класс (вариант 1) КГКОУ ШИ 11и среднего общего образования и состоит из:
‒ планируемых результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения;
‒ содержания программы психолого-педагогического сопровождения;
‒ календарно-тематического планирования.
1.2 Планируемые результаты освоения
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1.3 Оценка личностных результатов
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах, это прежде всего, оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни. Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития.
Результаты анализа представлены в условных единицах:
0 баллов - представление (навык, действие) отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - имеется элементарное представление, смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно применяет знание (действие) по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен применить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно применять знания (действия) в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять знания (действие), но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет знания (действия) в любой ситуации.
II. Содержательный раздел
2.1 Направление работы
Формирование навыков коммуникации: создание определённых жизненных ситуациях с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Важным моментом в нравственном воспитании обучающего становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости применения;
Формирование социальной роли ученика, формирование внутренней позиции школьника – направление на позитивные достижения; формирование мотивов долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивов самоопределения.
Воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми - развивать навык учебного и социального сотрудничества; любви к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
Формировать установки на здоровый образ жизни - активно формировать у школьников комплексы знаний, установок, правил поведения, здоровых привычек.
2.2 Методы работы
Программа состоит из развивающих занятий, посвященных формированию и развитию у школьников основ саморегуляции и произвольной регуляции поведения. Так же эффективным способам поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развитию коммуникативных навыков (диагностика эмоционального состояния, личностных особенностей и др); рефлексивных занятий:
• разнообразные игры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические, диагностико-дидактические игры;
• элементы сказкотерапии;
• элементы арт терапии;
• беседы для закрепления пройденного материала;
• дыхательная и пальчиковая гимнастика;
• ролевые игры.
Организационные условия проведения занятий
Программа дает возможность формировать коммуникативную компетентность и социализировалось, что поможет способность обучающегося эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям.
Программа рассчитана на 34 занятия с младшими подростками 6 класса (11 - 13 лет) с легкой умственной отсталостью.
Занятия групповые/индивидуальные (по расписанию) – 1 раз в неделю по 40 минут. Программа является частью психологического сопровождения психокоррекционной деятельности в образовательном (коррекционном) процессе. Программа может варьироваться и пролонгироваться.
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: диагностические методики; ролевые игры; дискуссии; рисуночная арт-терапия; моделирование образцов поведения; метафорические истории и притчи.
Занятия проводятся в подготовленном кабинете. Необходимые условия для занятий такие же, как для любого стандартного тренинга: безопасное, достаточно просторное помещение. Наличие необходимого технического оснащения.
Ресурсы необходимые для реализации программы:
- учебные и методические материалы;
- материально – техническое оснащение для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий);
- информационное обеспечение программы (библиотека, Интернет и др.).
Программа коррекционно-развивающей деятельности может быть дополнена вариативным компонентом на усмотрение общеобразовательной организации, включающим: проектную деятельность обучающихся, тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные игры; консультации педагога, родителей.
Ожидаемые результаты
1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.
2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.
3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.
4. Формирование социального доверия.
Сроки выполнения
Срок реализации программы: 2023 – 2024 учебный год.
2.3 Содержание программы
Программа психолого-педагогического сопровождения включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога на каждом из этапов и по продолжительности этапа, рекомендованные О.А. Карабановой «Игра в коррекции психического развития ребенка:
Ориентировочный этап;
Этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития школьников и переживаемых ими конфликтных ситуаций;
Конструктивно-формирующий этап;
Обобщающе-закрепляющий этап.
2.3 Содержание программы
Задачи | Средства и методы | |
1 | 3 | 5 |
1. Ориентировочный этап | 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с обучающимся. 3. Установление первичных взаимоотношений. | 1. Коммуникация принята с использованием техники эмпатического слушания. 3. Игры, облегчающие установку доверия. 5. Игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил и ограничений поведения детей кабинете. |
2. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций. | 1. Актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций. 2.Объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, коммуникации со взрослыми в рисовании. 3.Эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия. | 1. Эмпатическое слушание. 2. Направленные ролевые игры, игры с правилами. 3. Элементы арттерапии (проективный рисунок, сочинение). 5. Элементы сказка терапии Метод цветописи. |
3. Конструктивно-формирующий этап. | 1. Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях. 2. Развитие коммуникативной компетентности. 3. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. Позитивация образа – Я. 4. Расширение сферы осознания чувств и переживаний. 5. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности. 6. Преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма. | 1. Эмпатическое активное слушание. 2. Коммуницирование обратной связи об успешности и адекватности поведения и деятельности. 3. Направленные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижных игр с правилами. 4. Игровые упражнения на развитии эмпатии, лучшее осознание себя, на формирование способов релаксации. 5. Проигрывание реальных условных ситуаций. 6. Элементы песочной терапии. 7. Элементы арттерапевтичес 8. Приемы, обеспечивающие выполнение норм и прав поведения в кабинете. 9. Приемы, способствующие развитию умения принимать групповые решения. |
4. Обобщающе-закрепляющий этап. | 1. Обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных способов коммуникации. 2. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. | 1. Эмпатическое активное слушание. 2. Игровые упражнения на развитие эмпатии. 3. Проигрывание реальных условных ситуаций. 4. Элементы арттерапии. Элементы песочной терапии. 5.Приемы, обеспечивающие выполнение норм, правил поведения в группе, формирование умения принимать групповые решения. 6. Совместная игровая деятельность с педагогам/родителями. 7. Получение обратной связи от родителей и педагогов о новых возможностях детей. |
Форма отчета
ФИ | Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения. | Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми. | Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение. | Формирование социального доверия. | ||||||
| I /Д | II/Д | I /Д | II/Д | I /Д | II/Д | I /Д | II/Д | ||
Вася | 3 | 4 | | | | | | | ||
Петя | 2 | 3 | | | | | | |
I /Д – 1 этап. Ориентировочная диагностика;
II/Д – 3 этап. Контрольная диагностика.
III. Организационный раздел
3.1 Учебно - тематический план занятий
Цель: развитие коммуникативной сферы обучающихся, направленной на коррекцию искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения несовершеннолетних.
Категория обучающихся: подростки с интеллектуальными нарушениями.
Сроки реализации программы: 34 занятия (занятия пролонгируются и варьируются).
Режим занятий: 1-2 раз (а) в неделю.
План занятий основного этапа (34 занятия)
№ | Тема | Кол-часов | Вид деятельности | Содержание программы | ||
Тема | Ко-во часов | Содержание занятия | ||||
1 | Диагностика | 2 | Диагностика | Диагностика | 2 | Диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития. |
2 | Цикл занятий «Мир вокруг меня» | 10 | Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми. | «Я — доброжелательный» - самопрезентация | 1 | Представление имени. |
1 | Дружба начинается с улыбки | |||||
«Я среди людей» | 1 | Комплименты | ||||
1 | Мой круг друзей | |||||
«Всегда держи свое слово» | 1 | Скажи хорошее о друге. | ||||
1 | Как можно пожалеть. | |||||
«Фантазия и реальность» | 1 | Как можно обидеть. | ||||
1 | Принятие правил. | |||||
1 | Мои фантазии. | |||||
1 | Границы фантазии и реальности | |||||
2 | Цикл занятий «Искусство общения» | 12 | Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения. | «Азбука настроения» - беседа-диалог, самопрезентация | 1 | Одному всегда плохо? |
1 | ||||||
1 | На что похоже настроение? | |||||
1 | Расскажи мне о себе. | |||||
«Пойми меня правильно» | 1 | Вместе веселей и интереснее. | ||||
1 | Какой я есть, когда боюсь, и какой, когда ничего не Боюсь. | |||||
1 | Ссоры и споры. | |||||
«Школа силы воли» | 1 | Сломанная кукла. | ||||
1 | «Возьми себя в руки» это как? | |||||
1 | Где взять «Заряд бодрости» | |||||
1 | Собираем добрые слова. | |||||
1 | Дыши и думай красиво. | |||||
3 | Цикл занятий «Обо мне и обо всех» | 8 | Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности. | «Мы такие разные» | 1 | Как можно поздороваться |
1 | Почему мы радуемся | |||||
1 | Разные люди, разные эмоции | |||||
1 | Как влияют эмоции на поведение | |||||
1 | Эмоции которые хочется спрятать от всех | |||||
«Вместе весело шагать» | 1 | Что у нас получается лучше всех | ||||
1 | Мой идеальный класс | |||||
1 | Подарок однокласснику. | |||||
4 | Этап Контрольный | 2 | Диагностика | Тест | 2 | Тестирование |
Итого | 34 | |
IV. Теоретическое обоснование
Список литературы.
1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного
возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам
дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2002.-96 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.