Программа психологического сопровождения обучающихся 6 классов «Вместе весело шагать»

1
0
Материал опубликован 14 December 2023

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 11»





Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2023 г. Рук. МО___О. А. Савицкая


Согласовано ЗД по УВР

________А. Ю. Васильева


«_____» _________2023 г.



Утверждаю ИО директора

________ Н. В. Сухарь

«_____» _________2023 г.

Приказ № ____от «___» ____2023 г.

Программа психологического сопровождения обучающихся 6-х классов «Вместе весело шагать»



Сроки реализации

2023 – 2024 год

ФИО педагога – психолога (автор – составитель)

Шереметьевой Натальи Боймуродовны













п. Ванино

2023 год









Содержание


Целевой раздел

Пояснительная записка;

- Основное содержание:

- Цели и задачи программы психолого-педагогическое сопровождение «Вместе весело шагать»;

- Место и роль программы психолого-педагогического сопровождения «Вместе весело шагать» в плане общеобразовательной программы;

Планируемые результаты освоения;

Систему оценки достижения планируемых результатов;

II. Содержательный раздел

2.1 Направление работы;

2.2 Методы работы;

- Организационные условия проведения занятий;

- Ожидаемые результаты;

- Сроки выполнения

2.3 Содержание программы;

- Форма отчета.

III. Организационный раздел

3.1 Учебно - тематический план занятий

IV. Теоретическое обоснование

Список литературы.














Пояснительная записка.

Целевой раздел:


Данная программа разработана на основе:

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения «Вместе весело шагать» составлена на основе:

Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УО), утвержденная Приказом министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026.

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного образования 5 – 9 класс (вариант 1) КГКОУ ШИ 11

Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.

Основное содержание: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направленно на развитие коммуникативной сферы, что становится педагогической задачей, т.к. общение это основное условие гармоничного развития ребенка и важнейший фактор формирования личности как один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Программа основывается на двух принципах:

психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и

воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся социальных норм и нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо), адекватных способов коммуникаций в разных социальных средах.

К особым образовательным потребностям обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при реализации программы относятся:

- опора на формирование и развитие познавательной деятельности и познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.

Цели и задачи программы психолого-педагогическое сопровождение «Вместе весело шагать»:

Цель: развитие коммуникативной сферы обучающихся, на коррекцию искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения несовершеннолетних.

Задачи:

1. Формирование представлений обучающихся о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.

2. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

4. Формирование социального доверия.

Место и роль программы психолого-педагогического сопровождения «Вместе весело шагать» в плане общеобразовательной программы

Настоящая Программа является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного образования 5 – 9 класс (вариант 1) КГКОУ ШИ 11и среднего общего образования и состоит из:

планируемых результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения;

содержания программы психолого-педагогического сопровождения;

календарно-тематического планирования.


1.2 Планируемые результаты освоения

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


1.3 Оценка личностных результатов

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах, это прежде всего, оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни. Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития.

Результаты анализа представлены в условных единицах:

0 баллов - представление (навык, действие) отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - имеется элементарное представление, смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно применяет знание (действие) по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен применить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно применять знания (действия) в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять знания (действие), но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет знания (действия) в любой ситуации.


II. Содержательный раздел


2.1 Направление работы

Формирование навыков коммуникации: создание определённых жизненных ситуациях с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Важным моментом в нравственном воспитании обучающего становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости применения;

Формирование социальной роли ученика, формирование внутренней позиции школьника – направление на позитивные достижения; формирование мотивов долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивов самоопределения.

Воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми - развивать навык учебного и социального сотрудничества; любви к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

Формировать установки на здоровый образ жизни - активно формировать у школьников комплексы знаний, установок, правил поведения, здоровых привычек.


2.2 Методы работы

Программа состоит из развивающих занятий, посвященных формированию и развитию у школьников основ саморегуляции и произвольной регуляции поведения. Так же эффективным способам поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развитию коммуникативных навыков (диагностика эмоционального состояния, личностных особенностей и др); рефлексивных занятий:

разнообразные игры на развитие эмоционального интеллекта, игры психогимнастические, диагностико-дидактические игры;

элементы сказкотерапии;

элементы арт терапии;

беседы для закрепления пройденного материала;

дыхательная и пальчиковая гимнастика;

ролевые игры.

Организационные условия проведения занятий

Программа дает возможность формировать коммуникативную компетентность и социализировалось, что поможет способность обучающегося эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям.

Программа рассчитана на 34 занятия с младшими подростками 6 класса (11 - 13 лет) с легкой умственной отсталостью.

Занятия групповые/индивидуальные (по расписанию) – 1 раз в неделю по 40 минут. Программа является частью психологического сопровождения психокоррекционной деятельности в образовательном (коррекционном) процессе. Программа может варьироваться и пролонгироваться.

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: диагностические методики; ролевые игры; дискуссии; рисуночная арт-терапия; моделирование образцов поведения; метафорические истории и притчи.

Занятия проводятся в подготовленном кабинете. Необходимые условия для занятий такие же, как для любого стандартного тренинга: безопасное, достаточно просторное помещение. Наличие необходимого технического оснащения.

Ресурсы необходимые для реализации программы:

- учебные и методические материалы;

- материально – техническое оснащение для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий);

- информационное обеспечение программы (библиотека, Интернет и др.).

Программа коррекционно-развивающей деятельности может быть дополнена вариативным компонентом на усмотрение общеобразовательной организации, включающим: проектную деятельность обучающихся, тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные игры; консультации педагога, родителей.


Ожидаемые результаты

1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.

4. Формирование социального доверия.

Сроки выполнения

Срок реализации программы: 2023 – 2024 учебный год.


2.3 Содержание программы


  Программа психолого-педагогического сопровождения включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога на каждом из этапов и по продолжительности этапа, рекомендованные О.А. Карабановой «Игра в коррекции психического развития ребенка:

Ориентировочный этап;

Этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития школьников и переживаемых ими конфликтных ситуаций;

Конструктивно-формирующий этап;

Обобщающе-закрепляющий этап.

2.3 Содержание программы


Этап программы

Задачи

Средства и методы

1

3

5

1. Ориентировочный этап

1. Установление эмоционально-позитивного контакта с обучающимся.
2. Ориентировка школьника в обстановке кабинета психолога: правилах и нормах.

3. Установление первичных взаимоотношений.
4. Диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития.


1. Коммуникация принята с использованием техники эмпатического слушания.
2. Спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры.

3. Игры, облегчающие установку доверия.
4. Использование приемов для формирования чувства принадлежности нужности.

5. Игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил и ограничений поведения детей кабинете.

2. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций.

1. Актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций.

 2.Объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, коммуникации со взрослыми в рисовании.

3.Эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия.

1. Эмпатическое слушание.

2. Направленные ролевые игры, игры с правилами.

3. Элементы арттерапии (проективный рисунок, сочинение).
4. Игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил поведения в группе.

5. Элементы сказка терапии Метод цветописи.

3. Конструктивно-формирующий этап.

1. Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях.

2. Развитие коммуникативной компетентности.

3. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. Позитивация образа – Я.

4. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

5. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности.

6. Преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма.

1. Эмпатическое активное слушание.

2. Коммуницирование обратной связи об успешности и адекватности поведения и деятельности.

3. Направленные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижных игр с правилами.

4. Игровые упражнения на развитии эмпатии, лучшее осознание себя, на формирование способов релаксации.

5. Проигрывание реальных условных ситуаций.

6. Элементы песочной терапии.

7. Элементы арттерапевтичес
ких методов.

8. Приемы, обеспечивающие выполнение норм и прав поведения в кабинете.

9. Приемы, способствующие развитию умения принимать групповые решения.

4. Обобщающе-закрепляющий этап.

1. Обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных способов коммуникации.

2. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность.

1. Эмпатическое активное слушание.

2. Игровые упражнения на развитие эмпатии.

3. Проигрывание реальных условных ситуаций.

4. Элементы арттерапии.

Элементы песочной терапии.

5.Приемы, обеспечивающие выполнение норм, правил поведения в группе, формирование умения принимать групповые решения.

6. Совместная игровая деятельность с педагогам/родителями.

7. Получение обратной связи от родителей и педагогов о новых возможностях детей.


Форма отчета

ФИ

Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.


Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.


Формирование социального доверия.


I

II

I

II

I

II

I

II

Вася

3

4







Петя

2

3








I /Д – 1 этап. Ориентировочная диагностика;

II/Д – 3 этап. Контрольная диагностика.




III. Организационный раздел


3.1 Учебно - тематический план занятий

Цель: развитие коммуникативной сферы обучающихся, направленной на коррекцию искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения несовершеннолетних.

Категория обучающихся: подростки с интеллектуальными нарушениями.

Сроки реализации программы: 34 занятия (занятия пролонгируются и варьируются).

Режим занятий: 1-2 раз (а) в неделю.



План занятий основного этапа (34 занятия)

Тема

Кол-часов

Вид деятельности

Содержание программы

Тема

Ко-во часов

Содержание занятия

1

Диагностика

2

Диагностика

Диагностика

2

Диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития.

2

Цикл занятий «Мир вокруг меня»

10

Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

«Я — доброжелательный» - самопрезентация

1

Представление имени.

1

Дружба начинается с улыбки

«Я среди людей»

1

Комплименты

1

Мой круг друзей

«Всегда держи свое слово»

1

Скажи хорошее о друге.

1

Как можно пожалеть.

«Фантазия и реальность»

1

Как можно обидеть.

1

Принятие правил.

1

Мои фантазии.

1

Границы фантазии и реальности









2








Цикл занятий «Искусство общения»








12








Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

«Азбука настроения» - беседа-диалог, самопрезентация

1

Одному всегда плохо?

1

Как можно понять настроение человека?

1

На что похоже настроение?

1

Расскажи мне о себе.

«Пойми меня правильно»

1

Вместе веселей и интереснее.

1

Какой я есть, когда боюсь, и какой, когда ничего не

Боюсь.

1

Ссоры и споры.

«Школа силы воли»

1

Сломанная кукла.

1

«Возьми себя в руки» это как?

1

Где взять «Заряд бодрости»

1

Собираем добрые слова.

1

Дыши и думай красиво.

3

Цикл занятий «Обо мне и обо всех»

8

Развитие эмпатии, коммуникативных навыков,

профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и

тревожности.

«Мы такие разные»

1

Как можно поздороваться

1

Почему мы радуемся

1

Разные люди, разные эмоции

1

Как влияют эмоции на поведение

1

Эмоции которые хочется спрятать от всех

«Вместе весело шагать»

1

Что у нас получается лучше всех

1

Мой идеальный класс

1

Подарок однокласснику.

4

Этап

Контрольный

2

Диагностика

Тест

2

Тестирование

Итого

34




IV. Теоретическое обоснование

Список литературы.

1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.

2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного

возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам

дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2002.-96 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации