Программа внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе

1
0
Материал опубликован 15 January 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Яраткуловская средняя школа»




Программа

внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ»

в 9 классе


2021∕2022 учебный год








Разработала

учитель русского языка и литературы

Рахматулина М.А.








Яраткулова 2021 г



Пояснительная записка.

Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Программа внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению обучающихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

Цель занятий:

- повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи курса:

- обобщение и систематизация орфографических и пунктуационных правил русского языка, совершенствование грамотности обучающихся;

- развитие творческих способностей обучающихся, коммуникативных умений и навыков;

-формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение государственной итоговой аттестации.


Методы, формы работы, используемые технологии.

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2 )репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый, или эвристический;

5) исследовательский.



Используемые технологии:

1)развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие

Планируемые результаты курса


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:


понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;


осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;


достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:


I) владение всеми видами речевой деятельности:


 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  владение разными видами чтения;

 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, сайта ФИПИ и др.учебных пособий;

 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор-мулировать их в устной и письменной форме;


способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;


2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность


использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного, башкирского языка, литературы и др.);


коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:


представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;


понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;


владение всеми видами речевой деятельности:


адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);


владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;


владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;


способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

том числе и на электронных носителях;


адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);


умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:


навык воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);


способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;


навык создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;


владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;


соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис-пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;


способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще-ния; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;


4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;


5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;


6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания


предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;


осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.





2.Содержание учебного предмета


Раздел 1. Собеседование

Итоговое собеседование по русскому языку включает в себя четыре задания:

1. Чтение текста. 2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации.

3. Монолог. 4. Диалог с экзаменатором-собеседником.


Раздел 2. Задания с кратким открытым ответом. ОГЭ-2022

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.


Раздел 3 Сжатое изложение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных навыков, важнейшими из которых являются следующие:


точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

адекватно воспринимать авторский замысел;

вычленять главное в информации;

сокращать текст разными способами;

правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.


Раздел 4 Сочинение

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.


Сроки реализации: 2021-2022 учебный год. Программа рассчитана на 34 недели- 68 часов (2 часа в неделю)

Тематическое планирование



Разделы

Часы

Введение

1

Пробное тестирование

3

Собеседование

8

Задания с кратким ответом

27

Сжатое изложение

9

Сочинение

17

Диагностическая работа

3



Календарно-тематическое планирование



Тема


Кол-во часов

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

1

2

Тестирование в формате ОГЭ (пробное)

3


Требования и критерии оценивания устного собеседования

8

3

Задание 1. Чтение текста.

1

4

Задание 2.Пересказ с использованием цитаты

2

5

Задание 3. Монолог

2

6

Задание 4. Диалог

1

7

Пробное собеседование

2

Тестовая часть.

27

8

Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Задание 2

2

9

Понимание текста. Задание 2

1

10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 3

3

11

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении. Задание 3

3

12

Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Задание 4

2

13

Орфографический анализ. Задание 5

2

14

Орфографический анализ. Правописание приставок. Задание 5

2

15

Орфографический анализ. Правописание суффиксов. Задание 5


2

16

Орфографический анализ. Н – нн в различных частях речи.


17

Орфографический анализ. Корни с чередованием

2

18

Анализ содержания текста. Задание 6

2

19

Анализ средств выразительности. Задание 7

1

20

Анализ средств выразительности. Задание 7

1

21

Синонимы. Задание 8

2

22

Практическая работа с тестовыми заданиями. Работа с бланками

2

Сжатое изложение.

9

23

Критерии оценки изложения. Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение

2

24

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

2

25

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение.

2

26

Задание 9.1,9.2, 9.3. Критерии оценки заданий. Структура сочинения.

1

27

Задание 1.Написание сжатого изложения. Работа с бланками

3

Сочинение.

17

28

Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся формулировать тезис.

2

29

Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся аргументировать.

3

30

Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся писать вывод сочинения. Работа с бланками.

2

31

Отработка навыка написания сочинения.

3

32

Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение)

3

33

Фактические ошибки. Речевые и грамматические ошибки

3

34

Диагностическая работа в форме ОГЭ

3

Всего

68
















Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение



И.П.Цыбулько: Русский язык. ОГЭ-2022. Типовые экзаменационные варианты. – М.: Национальное образование, 2021.

И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Д.А.Хаустова: Русский язык. Сборник заданий. ОГЭ-2022. – М.: Экзамен, 2021.

Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. ОГЭ. Русский язык

Русский язык. ОГЭ 2022. Драбкина С.В., Субботин Д.И.































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.