12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ищенко Олеся Александровна25

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности являются:

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;

Областной закон от 14.11.2013г № 26 –ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. 29.12. 2016 года № 936-ЗС);

Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643,от 31.12.2015 № 1576);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год»

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629)

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения;

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения;

Календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения на 2019-2020 учебный год.



Направленность программы

По содержанию – социальная.

По функциональному предназначению – учебно – познавательной.

По форме организации – групповой.

По времени реализации – годичной.

Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.

Новизна программы состоит в том, что программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет обучающимся необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ.

Методология превентивного обучения отличается от традиционной  необходимостью использования методов обучения в группе. Обучение в группе означает, что дети учатся: обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни. Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование.

Актуальность программы и педагогическая целесообразность обусловлена тем, что в настоящее время состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности обучающихся и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.


Цели: сформировать у обучающихся здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ, понятие культуры здоровья.

Задачи:

Предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающегося путем организации проектной деятельности, связанной с вредными привычками.

Расширить кругозор обучающихся в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.

Воспитать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.

Отличительные особенности программы является то, что программа «Полезные привычки» предполагает обучение на двух основных уровнях:

Информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни.

Поведенческий, позволяющий закрепить социально – одобряемые модели поведения.

В структуру программы входят 11 образовательных блоков.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию проектов.

Методы

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах обучающиеся взаимодействуют, решая общую задачу.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказывания обучающихся по теме или вопросу.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности обучающихся с целью расширить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки обучающихся.

Ролевое моделирование – осуществляется в форме представлений, ролевых игр и т.д.

Метод проектов – в основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Для данной программы характерны такие формы организации деятельности обучающихся: круглый стол, конкурсы, викторины, социальные проекты.

Возраст детей

Программа рассчитана на детей 10– 11 лет.

Сроки реализации образовательной программы.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий 4 класса всего за год предусмотрено на изучения курса 35 часов (1 час в неделю).

Формы занятий

- по количеству детей: групповая, коллективная.

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикумы, тренинги, проекты, викторины, праздники.

- по дидактической цели: комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, коллективную деятельность детей.

Режим занятий

Занятия проводятся 1раз в неделю , длительностью 45 минут.

Ожидаемые результаты

Воспитанник будет знать:

-о полезных привычках;

-о вреде вредных привычек для здоровья;

-о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье;

-о влиянии вредных привычек на личность;

-способы противостояния вредным привычкам и отрицательному влиянию окружающих.

Воспитанник будет уметь:

-отличать вредные привычки от других привычек;

-противостоять отрицательному влиянию окружающих;

-принимать правильное решение в сложных ситуациях;

-бороться с вредными привычками;

-разъяснять близким, знакомым отрицательное влияние вредных привычек на здоровье.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- выражать свои эмоции;

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Способы проверки результатов освоения программы:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме пост – теста. В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют обучающиеся 4 классов.







Учебно-тематический план

занятия

Тема/ тема проекта

Основное содержание

Формы занятий

Электронный образовательный ресурс

1.

Самоуважение

Уважение означает положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение – признание собственных достоинств. Каждому человеку необходимо уважение окружающих и самоуважение для самореализации и успешного взаимодействия с людьми. Самоуважение защитный фактор против приобщения к психоактивным веществам.

Групповая, тренинг.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/07/19/klassnyy-chas-dlya-4-klassa-po-teme-uvazhenie-i

2.

Привычки

Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого – нибудь в жизни обычными, постоянными. У человека бывает много различных привычек. Они приносят ему либо пользу, либо вред.

Групповая, тренинг.

https://www.youtube.com/watch?v=wP864Re4I1g&feature=youtu.be

3.

Дружба

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Что такое дружба?

Зачем дружба нужна людям?

Понятие «Настоящий друг».

Знаю ли я своего друга?

Проект.

https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-druzhba-chudesnoe-slovo-1828660.html

4.

Правила поведения в обществе

Правила поведения в гостях, в общественных местах.

Групповая, занятие – инсценировка.

https://www.youtube.com/watch?v=L2D0zr_P0Ps&feature=youtu.be

5.

Грубые слова. Клички.

Можно ли обидеть словом? Какие слова можно отнести к грубым?

Тренинг

https://infourok.ru/vneurochnoe-meropriyatie-slovo-ranit-slovo-lechit-940026.html

6.

Использование ненормативной лексики.

Что такое сквернословие, Ненормативная лексика.

Бранные слова среди нас – анкета .

Групповая, практикум.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/01/vneurochnoe-zanyatie-skvernoslovie

7.

Термин «Вредная привычка».

Привычка.

Какие бывают привычки?

Практикум.

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-teme-vrednie-privichki-klass-576031.html

8.

Непослушание. Неуважение к людям.

Непослушание – нежелание повиноваться кому – нибудь, слушаться кого – то.

Неуважение – неспособность считаться с интересами окружающих, видеть и признавать в человеке достоинства.

Круглый стол

https://www.youtube.com/watch?v=GK5uXGFMvsM

9.

Обман.

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Практикум

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-vneurochnoy-deyatelnosti-azbuka-nravstvennosti-na-temu-pravda-i-lozh-831609.html

10.

Воровство.

Что значит воровать?

Какого человека называют вором?

Почему люди воруют?

Нужно ли наказывать за воровство?

Инсценировка, беседа, проект.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/12/19/klassnyy-chas-pochemu-nelzya-brat-chuzhoe-iz


https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/24/klassnyy-chas-dlya-4-go-klassa-korrektsionnoy

11.

Уголовная ответственность.

Наказание в уголовном праве – это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление.

Преступление – это деяние, которое представляет опасность для человека или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.

Круглый стол

https://infourok.ru/zanyatie-na-temu-ugolovnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnih-1252723.html

12.

Учусь сопротивляться давлению.

Давление. Используя свой жизненный опыт, рассказать о давлении. Давление: лесть, угроза, ссылка на авторитет, чувство вины, шантаж, обещание награды, дружеское давление.

Круглый стол, ролевая игра

https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fkonpekt-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-na-temu-uchus-soprotivlyatsya-davleniyu-klass-744517.html

13.

Учусь говорить «нет».

Сопротивление негативному давлению со стороны окружающих.

Беседа, ролевая игра.

https://infourok.ru/zanyatie-vneurochnoy-deyatelnosti-po-zdorovomu-obrazu-zhizni-umey-skazat-net-3404358.html

14.

Табакокурение. Вещество – никотин.

Что такое курение? Появление табака в России? Влияние табака на здоровье людей.

Групповая, проект.

https://www.youtube.com/watch?v=0AnkBpmmi4c


https://kladraz.ru/blogs/blog19256/konspekt-zanjatija-po-profilaktike-kurenija-kurenie-pasivnoe-kurenie-vlijanie-kurenija-na-zdorove-cheloveka.html

15.

Заболевания курильщиков.

Что такое курение? Появление табака в России? Влияние табака на здоровье людей.

Групповая, проект.

https://kladraz.ru/blogs/blog19256/konspekt-zanjatija-po-profilaktike-kurenija-kurenie-pasivnoe-kurenie-vlijanie-kurenija-na-zdorove-cheloveka.html

16.

Пассивные курильщики.

Что такое курение? Появление табака в России? Влияние табака на здоровье людей. Кто такие пассивные курильщики?

Групповая, проект.

https://kladraz.ru/blogs/blog19256/konspekt-zanjatija-po-profilaktike-kurenija-kurenie-pasivnoe-kurenie-vlijanie-kurenija-na-zdorove-cheloveka.html

17.

Профилактика и борьба с курением.

Здоровье – это состояние организма, при котором все органы выполняют свои функции.

День здоровья « Курить – здоровью вредить»,

проект

https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Frosuchebnik.ru%2Fmaterial%2Fdelovaya-igra-kurit-zdorovyu-vredit-5293%2F

18.

Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем.

Алкоголизм. Причины алкоголизма? Борьба с алкоголизмом.

Проект

https://rosuchebnik.ru/material/delovaya-igra-kurit-zdorovyu-vredit-5293/

19.

Алкогольное отравление.

К чему приводит алкогольное отравление?

Проект

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598115/

20.

Болезни алкоголиков.

При употреблении алкоголя страдают: нервная система, пищеварительная, сердечно – сосудистая и кровеносная система. Алкоголь сокращает жизнь человека на 12 – 18 лет.

Проект

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598115/

21.

Галлюцинации. «Белая горячка».

Зрительные и слуховые галлюцинации.

Действия человека во время алкогольного опьянения.

Проект

Картинка

22.

Асоциальное поведение. Жизнь с алкоголиком.

Действия человека во время алкогольного опьянения.

Проект

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/12/13/urok-zdorovya-v-4-klasse-zloy-volshebnik-alkogol

23.

Борьба с алкоголизмом.

К чему приводит алкоголизм?

Проект

https://www.youtube.com/watch?v=bYowRv2S8vk

24.

Наркотики. Наркотическая зависимость.

Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Наркотик убивает самых сильных, умных людей.

Проект

https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-na-temu-vrednie-privichki-i-zdorove-nesovmestimie-ponyatiya-548314.html

25.

Личностные изменения человека. Болезни наркоманов.

Почему преступления часто совершают наркоманы?

Последствия наркомании, влияние на здоровье людей.

Проект

https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-na-temu-vrednie-privichki-i-zdorove-nesovmestimie-ponyatiya-548314.html

26.

Токсикомания.

Последствия наркомании, влияние на здоровье людей.

Проект

Картинка

27.

Наркологический диспансер.

Последствия наркомании, влияние на здоровье людей.

Проект

https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-na-temu-vrednie-privichki-i-zdorove-nesovmestimie-ponyatiya-548314.html

28.

Борьба с наркоманией.

Последствия наркомании, влияние на здоровье людей. Лечение.

Проект

Картинка

29.

Бродяжничество.

Бродяжничество. Причины бродяжничества.

Проект

https://infourok.ru/prezentaciya-vneurochnoe-zanyatie-brodyazhnichestvo-3706858.html

30.

Попрошайничество.

Попрошайничество. Причины. Ответственность.

Проект

https://infourok.ru/prezentaciya-vneurochnoe-zanyatie-brodyazhnichestvo-3706858.html

31.

Болезни кожи, паразиты.

Болезни кожи. Личная гигиена.

Беседа

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/03/20/prezentatsiya-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-uroki-o

32.

Обобщение изученного материала.

Привычки, курение, алкоголизм, наркомания, бродяжничество.

Викторина

https://infourok.ru/prezentaciya-viktorina-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-vrednie-privichki-klass-674791.html

33.

Пост-тест.

Проверка знаний обучающихся

Тест

https://gigabaza.ru/doc/99000-p8.html

34.

Повторение изученного за год

Привычки, курение, алкоголизм, наркомания, бродяжничество.

Викторина

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-na-temupoleznie-i-vrednie-privichki-874838.html

35.

Повторение изученного за год

-

Конкурс рисунков.

-



Содержание курса

Раздел 1. Положительный образ Я.

Тема 1.1 Самоуважение.

Тема 1.2 Привычки.

Раздел 2. Общение.

Тема 2.1 Дружба.

Тема 2.2 Правила поведения в обществе.

Раздел 3. Использование грубых слов.

Тема 3.1 Грубые слова. Клички.

Тема 3.2 Использование ненормативной лексики.

Раздел 4. Понятие о вредных привычках.

Тема 4.1 Непослушание.

Тема 4.2 Неуважение к людям.

Тема 4.3 Обман.

Раздел 5. Воровство.

Тема 5.1 Воровство.

Тема 5.2 Уголовная ответственность.

Раздел 6. Принятие решений

Тема 6.1 Учусь сопротивляться давлению.

Тема 6.2. Учусь говорить “нет”.

Раздел 7. Курение.

Тема 7.1 Табакокурение. Вещество - никотин.

Тема 7.2 Заболевания курильщиков (кариес, рак органов дыхания).

Тема 7.3 Пассивные курильщики.

Тема 7.4 Профилактика и борьба с курением

Раздел 8. Алкоголизм.

Тема 8.1 Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем.

Тема 8.2 Алкогольное отравление.

Тема 8.3 Болезни алкоголиков.

Тема 8.4 Галлюцинации.

Тема 8.5 Асоциальное поведение.

Тема 8.6 Борьба с алкоголизмом.

Тема 9. Наркомания.

Тема 9.1 Наркотики. Наркотическая зависимость.

Тема 9.2 Личностные изменения человека. Болезни наркоманов.

Тема 9.3 Токсикомания.

Тема 9.4 Наркологический диспансер.

Тема 9.5 Борьба с наркоманией

Тема 10. Бродяжничество.

Тема 10.1 Бродяжничество

Тема 10.2 Попрошайничество.

Тема 10.3 Болезни кожи, паразиты.

Тема 11. Поп – тест

Тема 11.1 Обобщение изученного материала.

Тема 11.2 Поп – тест

Тема 11.3 Повторение изученного за год

Тема 11.4 Повторение изученного за год

Список литературы

Учебно-методическое обеспечение

1. “Полезные привычки”, пособие для учителя.

2. “Полезные расчеты, или как оценить эффективность превентивного обучения”.

Список литературы по программе

Болыпенков В. «Тропа здоровья», журнал «Начальная школа», 1990, №5

Захарова Л. «Учимся любить природу», журнал «Начальная школа», 1997, №7

Исаева С. «Физкультурные минутки в начальной школе», Москва, «Айрис –дидактика», 2003 г.

Ковалько В. «Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы», Москва, «ВАКО»,2004 г.

Похлебин В. «Звонок на урок здоровья», журнал «Начальная школа», 2015, №11

Рост Т. «Я здоровье берегу - сам себе я помогу», журнал «Начальная школа», 2010, № 7

Юранева Л. «Если волнует здоровье детей», журнал «Начальная школа», 2017, № 11

Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: Обзор зарубежной литературы, Вопросы наркологии, 3, 1996,97-108.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.