Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для обучающихся 3 класса
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Омской области
Департамент образования Администрации города Омска
БОУ г. Омска "Гимназия № 75"
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов ________________________ Л.А. Рыбалко Протокол №1 от «29» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ Р.М. Ансимова Протокол №13 от «30» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ И.В. Наумова Приказ №286 от «30» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
для обучающихся 3 класса
Составители:
Сиворакша Т.В.
Планируемые результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивые | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; |
Содержание программы
Программа рассчитана на 34 часа
Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно -знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. То есть во главу угла ставятся сформированность основных типов ключевых компетенций:
- информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);
-проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);
- оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);
- коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).
Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:
-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
-каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
Виды проектов
Практико–ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 01.09 | Твои новые интересы и увлечения | 1 |
2 | 08.09 | Виды проектов | 1 |
3 | 15.09 | Исследовательски-творческий проект | 1 |
4, | 22.09 | Творческий проект | 1 |
6, | 29.09 06.10 | Ролево-игровой проект | 2 |
7 8 | | Исследовательский проект | 2 |
9, 10 | | Информационно-исследовательский проект | 2 |
11, 12, | | Практико-ориентированный проект | 2 |
13,14, | | Монопредметный проект | 2 |
15, | | Межпредметный проект | 1 |
16 | | Виды презентационных проектов | 1 |
17 | | Правильная подготовка презентации к проекту | 1 |
18,19 | | Работа с памяткой «Этапы работы над проектом» - обсуждение | 2 |
20,21 | | Работа с памяткой «Этапы работы над проектом» - составление плана | 2 |
22,23 | | Работа с памяткой «Этапы работы над проектом» - контроль за выполнением задания | 2 |
24,25 | | Работа с памяткой при подготовке презентации проекта | 2 |
26,27 | | Работа с памяткой «Этапы работы над проектом» - самооценка | 2 |
28,29 | | Работа по оформлению проекта | 2 |
30 | | Правила 5 «П» | 1 |
31 | | Типичные ошибки проектантов | 1 |
32 | | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 |
33, 34 | | Твои впечатления от работы над проектами .Пожелания будущим проектантам | 2 |