12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Александра Игоревна16

t1707315972aa.gifМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1 имени А.С. Пушкина г. Томска

Приложение АООП НОО Приказ № 229-од от 02.09.2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я и моя Родина» начальное общее образование

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик/ составитель:

Попова А.И., Акчибаш Е.А., Осипова А.С.,

Скорниченко И.В., Жмылева В.В.,

ФИО

учитель начальных классов

должность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Томск

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана для уровня начального общего образования и предназначена для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья в получении необходимых теоретических знаний и практических навыков.

Нормативно-правовые основания разработки и реализации рабочей программы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений).

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598.

Программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём

«метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно- нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса. Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

  1. Общая характеристика курса.

В числе мер по решению задач духовно-нравственного воспитания обучающихся. Предполагается проведение систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.

Подобная работа предполагает 2 этапа:

просветительский этап,

этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение родительской конференции, родительского собрания, родительского лектория и др. по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением медиков, педагогов, священнослужителей.

Тематика мероприятий выстраивается в соответствии с насущными проблемами, возникающими в семье, где воспитывается ребёнок. Особое внимание должно уделяться семьям, составляющим группу риска.

Просвещение родителей предполагает издание и распространение брошюр и печатных материалов “Семейное духовно-нравственное воспитание”, подготовку и комплектование видеоматериала, создание библиотечек. Не исключена и работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания (на отечественной истории, истории Нижегородской области, примеров современной жизни).

Этап организации совместной деятельности семей предполагает: организацию совместных с родителями праздников, традиционных общешкольных и классных мероприятий, семейных гостиных: день Матери, День Защиты детей, КТД “Веселый Новый год”, Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”, Рождественские чтения, совместные проекты “Мои корни”, “Мы и наши имена” и др. Конкурсы декоративно- прикладного творчества “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.;

создание родительских общественных организаций;

организацию системы взаимной помощи семей, помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.

  1. Описание места курса в учебном плане

Программа реализуется в рамках плана внеурочной деятельности начального общего образования со 2 по 4 класс и рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программного курса « Я и моя Родина» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих, в мире.

Метапредметными результатами освоения курса являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных УУД по анализу и интерпретации полученной информации. Умением высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне, осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

  1. Содержание учебного курса

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении.

Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учёба. Школа.

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные

принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).

Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель- мастер.

Новый русский быт (со времён Петра I) Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.

«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты. Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие

юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин). Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили

старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам

и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию,

плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады.

Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.

Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон

Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на

Руси

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние

праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский

Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский

стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Масленица весенний

праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года —зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было

«млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела

«зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

 

день.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых,

покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки.

Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День

летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да- марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил»,

«Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и

рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния. Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились

святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась

очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки —окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы.

Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы. Керамика Гжели

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным

орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров- художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове

Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на

международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон,

яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты.

Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика

была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи

цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская и богородская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села.Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены.

Вятские матрёшки. Бытовой

жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями:

«Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли»,

«Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки) Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат

темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

Класс

Темы

 

Всего

часов

Характеристика основных видов

деятельности обучающихся

2 класс

Старинный русский быт. Новый русский быт.

Русские народные праздники Русские народные промыслы. Русские народные игры.

Песни для детей Народные танцы

9

6

8

5

2

2

2

Итого:34

структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

установление причинно-

следственных связей; построение логической цепи рассуждений

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

коллективное обсуждение проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера;

контроль, коррекция, оценка его действий формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной и письменной форме;

3 класс

Старинный русский быт. Новый русский быт.

Русские народные праздники Русские народные промыслы. Русские народные игры.

Песни для детей Народные танцы

9

6

8

5

2

2

2

Итого: 34

4 класс

Старинный русский быт. Новый русский быт.

Русские народные праздники Русские народные промыслы. Русские народные игры.

Песни для детей Народные танцы

9

6

8

5

2

2

2

Итого: 34

 

 

 

 

установление причинно-

следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, установление причинно-

следственных связей; построение логической цепи рассуждений

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

установление причинно-

следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Интерактивный комплект.

Документ-камера.

Компьютер.

МФУ.

Выход в локальную сеть и Интернет.

Доступ к электронному журналу, электронной учительской, системе ИнфоШкола. Комплекты интерактивных учебных пособий

Список книг, рекомендуемых для детского чтения

де Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»

Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»

Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»

Артюхова Н. «Трусиха»

Атнабаев А. «Край мой»

Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»

Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»

Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка – добрая душа»

Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»

Биишева З.А. «Колесница-летунья»

Богданов Н.А «След человека»

Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»

Бунин И.А. Матери

Винокуров Е.М. «Мальчики»

Волков В. «Волшебник Изумрудного города»

Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише- Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»

Гарипов Р. «Жаворонок»

Даян К. «Батыр полей», «Шаймуратов генерал»

Дик И. «Красные яблоки»

Добронравов Н. «Если отец герой!»

Драгунский В.Ю. «Друг детства», «Тайное становится явным»

Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»

Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»

Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»

Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»

Игебаев А. «Вы не верьте»

Карим М. «О березовом листе»

Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»

Клюев Е. «Сказки простого карандаша»

Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»

Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»

Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)

Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка»,

«Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи»,

«Дядя Степа», «Просчитался»

Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»

Носов Н.Н. Рассказы

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»

Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»

Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»

Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»

Пляцковский М. «Мама»

Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»

Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»

Пушкин А.С. Сказки

Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»

Симонов К.М. «Родина»

Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»

Тимьяни Ш. Ай, мой Урал!»

Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка»,

«Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»

Халим Айдар «Удивительный мальчиш Биктырыш»

Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»

Юлтый Д. «Хлеб»

Яковлев Ю. «Мама»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.