Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы дорожного движения"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности « Юные инспекторы дорожного движения»
Ступень обучения: начальное общее 3 «А», 3 «В» класс
Количество часов: 68 Уровень базовый
Учитель: Чисковская Светлана Николаевна, первая квалификационная категория
(составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности, Автор Н.Ф. Виноградова. Возраст детей – 8-10 лет)
г. Комсомольск-на-Амуре
2022- 2023 учебный год
Пояснительная записка
Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!
Программа кружка «Юные инспекторы дорожного движения» для 3 класса разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2021 и авторской примерной программы внеурочной деятельности Н.Ф Виноградовой.
С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.
Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине пешехода. Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, водитель не проявил достаточного профессионализма.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира и является, на мой взгляд, самой актуальной на сегодняшний день. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Актуальность обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчеркивается высокими статистическими показателями. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.
Новизна программы состоит в том, что:
- наряду с образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных граждан нашей страны. Обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения школьников;
- программа создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД и оказания первой медицинской помощи, и дает возможность сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и практического материала;
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
- изложены организация и содержание работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Данная программа является педагогически целесообразной в виду нескольких причин: систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания по безопасности дорожного движения (в школьном курсе темы разбросаны как по отдельным дисциплинам, так и разброс по годам), по медицине (формируются практически значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи).
Основные принципы реализации программы:
1. Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательного учреждения, родителей, координация различных профилактических мероприятий.
2. Дифференцированность, представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики дорожно-транспортного травматизма.
3. Аксиологичность, способствующая формированию у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
4. Многоаспектность, направленная на сочетание различных направлений профилактической деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический и образовательный.
5. Последовательность (этапность) понимания как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение правил безопасного поведения на улице, практическое внедрение алгоритма безопасного поведения участников дорожного движения.
6. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что живя в обществе, обязаны соблюдать ПДД ради общей безопасности.
Цель программы: формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Основные задачи:
Повышение общего уровня культуры поведения учащихся на дороге.
Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, предупреждение нарушений дорожного движения детьми.
Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы.
Развитие творческих и мыслительных навыков детей.
Воспитание убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.
Основные идеи, принципы, особенности программы
Занятия на третьем году обучения уже планируются с учетом как возрастных особенностей членов ЮИД, так и уровня их подготовки. Особое внимание уделяется учебе – «выучи, соблюдай сам и научи других» по ПДД и практике – «попробуй, постарайся понять и у тебя все получиться» по медицине. В программу включены практические занятия с выходом на территорию города учащихся начальных классов. Решаются несколько практических задач:
- переход через проезжую часть дороги колонной и в одиночку;
- передвижение организованной колонны в светлое и темное время суток;
- консультации по вопросам безопасного передвижения в школу и обратно;
- сопровождение учащихся на экскурсии в лес и в столовую.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:
ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;
развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;
занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;
различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу;
прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость, внимательность, аккуратность и т.д.
Освоив данную программу, ребенок будет наиболее информирован в области безопасного поведения на дороге, выступая в роли пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он приобретет ряд полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания первой медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При наличии желания ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в перспективу можно сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных родителей, которые смогут передать свои знания и умения своим детям.
К занятиям привлекаются работники правоохранительных органов, медицинский работник, родители учащихся, а по необходимости другой персонал школы.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Организация образовательного процесса
Срок реализации программы – 1 год.
Направление программы: спортивно-оздоровительное.
Программа рассчитана на детей от 8 - 10 лет.
Вид детской группы: профильная.
Состав: постоянный.
Набор: свободный.
Категории участников: обучающиеся 3х классов, родители обучающихся, классный руководитель.
Режим занятий
Общее количество часов в год – 68 ч.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу «от простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
фронтальные
групповые
индивидуальные
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1.
Методы обучения
Словесные беседа; рассказ; объяснение, дискуссия, лекция | Наглядные (демонстрации) (предпочтение) тех.средства обучения (фильмы, презентации и т.д.); натур. объекты; натур. изобр.сред. (схемы, графики, карты). |
Практические практ. или л.р; распознавание; моделирование; решение познавательных задач; эксперимент; наблюдение; упражнения. |
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности)
3. Индуктивные дедуктивные (по логике изложения и восприятия материала)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Название | Цель | Сущность |
Проблемное обучение | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые обучаемые активно усваивают знания |
Концентрированное обучение | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса | Глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки |
Модульное обучение | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки | Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию |
Дифференциальное обучение | Создание оптимальных условий для выявление задатков, развития интересов и способностей | Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) |
Активное обучение | Организация активности обучаемых | Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности |
Игровое обучение | Обеспечение личностно-деятельного характера усвоение знаний, навыков, умения | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации |
Обучение развитию критического мышления | Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс | Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Формы контроля:
индивидуальная
групповая
фронтальная
комбинированная
самоконтроль
Виды контроля:
предварительный (вводный)
текущий
тематический
итоговый
Способ (метод) контроля:
письменный
устный
Формы контроля:
тестирование
тестирование
нетрадиционные (кроссворды, ребусы и пр.)
игры
проекты
и пр.
Тематический план
3 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Коли-чество часов | Практика |
| | | |
Раздел 1. Участники дорожного движения | 2 | 1 | |
Раздел 2. Изучение Правил дорожного движения | 16 | 7 | |
Раздел 3. Светофор и его сигналы | 8 | 1 | |
Раздел 4. Дорожные знаки | 14 | 2 | |
Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах | 16 | 5 | |
Раздел 6. Фигурное вождение велосипеда | 12 | 11 | |
| ИТОГО: | 68 | 27 |
Содержание учебного материала
3 класс
68 часов (2 часа в неделю)
Раздел 1. Участники дорожного движения
Введение. Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).
Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар).
Практическая работа № 1 «Участники дорожного движения»
Раздел 2. Изучение Правил дорожного движения
Расположение транспортных средств на проезжей части. Остановочный путь транспорта. Встречный разъезд. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств. Перевозка людей. Ответственность за нарушение ПДД.
Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.
Порядок допуска водителей скутеров, мопедов и велосипедистов. Возрастной ценз для водителей мопедов и велосипедов. Требования ПДД к водителям скутеров, мопедов и велосипедов. ПДД для велосипедистов и водителей скутеров и мопедов.
Практическая работа № 2 «Остановочный путь»
Практическая работа № 3 «Моделирование дорожных ситуаций и их решение»
Практическая работа № 4 «Перевозка людей»
Практическая работа № 5 «Создание учебного макета, оформление наглядной агитации»
Практическая работа № 6 «Решение задач по правилам ПДД»
Практическая работа № 7 «Моделирование дорожных ситуаций на макете»
Практическая работа № 8 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД»
Раздел 3. Светофор и его сигналы
Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
Регулировщик – наш помощник. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки.
Нерегулируемые перекрестки. Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода.
Практическая работа № 9 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД (светофор)»
Раздел 4. Дорожные знаки
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение дорожных знаков, их классификация.
Предупреждающие. Запрещающие. Информационно-указательные. Знаки сервиса.
Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.
Практическая работа № 10 «Знаки на дороге»
Практическая работа № 11 «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД (знаки на дороге)»
Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Состав и назначение автоаптечки. Оказание ПМП при травмах и ранениях (переломы – открытые и закрытые, ожоги, обморожения, кровотечения и т.д.). Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа № 12 «Автомобильная аптечка»
Практическая работа № 13 «ПМП при кровотечении»
Практическая работа № 14 «Правила наложения повязок»
Практическая работа № 15 «Транспортировка пострадавших»
Практическая работа № 16 «ПМП пострадавшим»
Раздел 6. Фигурное вождение велосипеда
Проезд препятствий «Перенос предметов», «Езда по кругу», «Восьмерка» и «Прицельное торможение», «Желоб» и «Рельсы», «Сламом», «Наклонная» и «Узкая полоса», «Дорога с выбоинами» и «Дорога с ямами», «Дорога с искусственными неровностями», «Узкий проезд», «Проезд под перекладиной».
Фигурное вождение велосипеда
Практическая работа № 17 «Проезд препятствий «Перенос предметов» и «Езда по кругу»
Практическая работа № 18 «Проезд препятствий «Восьмерка» и «Прицельное торможение»
Практическая работа № 19 «Проезд препятствий «Желоб» и «Рельсы»
Практическая работа № 20 «Проезд препятствия «Сламом»
Практическая работа № 21 «Проезд препятствий «Наклонная» и «Узкая полоса»
Практическая работа № 22 «Проезд препятствий «Дорога с выбоинами» и «Дорога с ямами»
Практическая работа № 23 «Проезд препятствия «Дорога с искусственными неровностями»
Практическая работа № 24 «Проезд препятствия «Узкий проезд»
Практическая работа № 25 «Проезд препятствия «Проезд под перекладиной»
Практическая работа № 26 «Фигурное вождение велосипеда»
Практическая работа № 27 «Конкурс «Безопасное колесо»
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
3 класс
№ пр/р | ТЕМА |
Пр. № 1 | «Участники дорожного движения» |
Пр. № 2 | «Остановочный путь» |
Пр. № 3 | «Перевозка людей» |
Пр. № 4 | «Моделирование дорожных ситуаций и их решение» |
Пр. № 5 | «Создание учебного макета, оформление наглядной агитации» |
Пр. № 6 | «Решение задач по правилам ПДД» |
Пр. № 7 | «Моделирование дорожных ситуаций на макете» |
Пр. № 8 | «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД» |
Пр. № 9 | «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД (светофор)» |
Пр. № 10 | «Знаки на дороге» |
Пр. № 11 | «Моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД (знаки на дороге)» |
Пр. № 12 | «Автомобильная аптечка» |
Пр. № 13 | «ПМП при кровотечении» |
Пр. № 14 | «Правила наложения повязок» |
Пр. № 15 | «Транспортировка пострадавших» |
Пр. № 16 | «ПМП пострадавшим» |
Пр. № 17 | «Проезд препятствий «Перенос предметов» и «Езда по кругу» |
Пр. № 18 | «Проезд препятствий «Восьмерка» и «Прицельное торможение» |
Пр. № 19 | «Проезд препятствий «Желоб» и «Рельсы» |
Пр. № 20 | «Проезд препятствия «Сламом» |
Пр. № 21 | «Проезд препятствий «Наклонная» и «Узкая полоса» |
Пр. № 22 | «Проезд препятствий «Дорога с выбоинами» и «Дорога с ямами» |
Пр. № 23 | «Проезд препятствия «Дорога с искусственными неровностями» |
Пр. № 24 | «Проезд препятствия «Узкий проезд» |
Пр. № 25 | «Проезд препятствия «Проезд под перекладиной» |
Пр. № 26 | «Фигурное вождение велосипеда» |
Пр. № 27 | «Конкурс «Безопасное колесо» |
Уровни воспитательных результатов
Социальные знания | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия |
правила дорожного движения, значимость их выполнения; сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части; сигналы светофора и регулировщика; правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог; виды транспорта, правила движения на велосипедах; правило безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира; дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные); о работниках ГИБДД, их обязанностях; культура поведения граждан на улице, в общественных местах; режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. | ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких и окружающих людей через общественные действия и мероприятия; быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни; дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками; бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;
| правильно переходить дорогу, перекрёсток; выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования; различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними; передвигаться на велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё; применять полученные знания на практике по ПДД и ОБЖ;
|
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;
умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования (умею кататься на велосипеде, но и научусь ездить на проезжей части с использованием ПДД);
умению делать простейшие повязки при оказании I медицинской помощи, но и применяю в жизненных ситуациях во время прогулок во дворе, где проживаю;
если буду хорошо знать ПДД , то из меня получиться хороший, грамотный, организованный, добросовестный, трудолюбивый водитель или инспектор ДПС, ГИБДД;
умение выполнять исследовательские работы и проекты по медицине, которые пригодятся мне для экзаменов в выпускных классах.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
Действовать по инструкции при оказании первой медицинской помощи при ДТП и ЧС;
Уметь представлять план, корректировать себя и оценивать после выступления по преодолению полосы препятствий по ПДД
Оформлять научно - исследовательские работы (проекты), презентовать их;
Проводить спортивные мероприятия и конкурсы по ПДД совместно с учителем, проявляя лидерские качества;
Организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД
Познавательные
Находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД
Нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;
Умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их;
Уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
Уметь работать в команде;
Проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнером;
Уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции;
Уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах;
Оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности.
Результаты изучения программы
Учащиеся 3 класса к концу обучения должны:
знать:
причины и последствия ДТП;
конфликтные ситуации на дороге и пути их решения;
правовое воспитание пешеходов;
организацию и регулирование дорожного движения;
сложные ситуации на дороге и перекрестке;
правила оказания первой помощи в пути, при ДТП;
содержание автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее входящих;
историю дорожного движения.
уметь:
применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортного средства;
управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения;
уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для водителей категории А и В;
проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и родителей;
выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Тема | ДАТА | |
план | факт | ||
Раздел 1. Движение пешеходов и их обязанности (2 часа) | | | |
Введение. Участники дорожного движения | | | |
Движение пешеходов и машин | | | |
Раздел 2. Изучение Правил дорожного движения (16 часов) | | | |
Расположение транспортных средств на проезжей части. | | | |
Остановочный путь транспорта | | | |
Встречный разъезд | | | |
Остановка и стоянка | | | |
Проезд перекрестков | | | |
Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали | | | |
Приоритет маршрутных транспортных средств | | | |
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами | | | |
Перевозка людей | | | |
Ответственность за нарушение ПДД | | | |
Правила движения для мотоциклиста, мопедиста | | | |
Буксировка механических транспортных средств | | | |
Порядок допуска водителей скутеров, мопедов и велосипедистов | | | |
Возрастной ценз для водителей мопедов и велосипедов | | | |
Требования ПДД к водителям скутеров, мопедов и велосипедов | | | |
ПДД для велосипедистов и водителей скутеров и мопедов | | | |
Раздел 3. Светофор и его сигналы (8 часов) | | | |
Виды светофоров (транспортный и пешеходный). | | | |
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки. | | | |
Регулировщик – наш помощник. | | | |
Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. | | | |
Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки | | | |
Нерегулируемые перекрестки | | | |
Правила перехода нерегулируемых перекрестков | | | |
Линии пешеходного нерегулируемого перехода | | | |
Раздел 4. Дорожные знаки (14 часов) | | | |
Наши друзья – дорожные знаки | | | |
Назначение дорожных знаков, их классификация | | | |
Предупреждающие знаки | | | |
Запрещающие знаки | | | |
Информационно-указательные знаки | | | |
Знаки сервиса | | | |
Предписывающие знаки | | | |
Знаки особых предписаний | | | |
Знаки приоритета | | | |
Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки | | | |
Изготовление макетов дорожных знаков. | | | |
Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки». | | | |
Почитаем знаки? | | | |
Угадай, какой знак | | | |
Раздел 5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (16 часов) | | | |
Состав и назначение автоаптечки. | | | |
Использование препаратов из медицинской аптечки по назначению | | | |
Комплектование медицинской автомобильной аптечки | | | |
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП | | | |
Виды кровотечений | | | |
Обработка ран и способы остановки кровотечения | | | |
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок | | | |
Правила транспортировки пострадавших | | | |
Отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему | | | |
Правила наложения шин при закрытом переломе | | | |
Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе | | | |
Правила наложения стерильных повязок проникающем ранении живота | | | |
Правила наложения стерильных повязок на нижнюю и верхнюю область живота | | | |
Транспортировка пострадавших при ранении нижних конечностей, живота, грудной клетки | | | |
Транспортировка пострадавших при повреждениях костей черепа, переломах позвоночника | | | |
Правила оказания сердечно-легочной реанимации | | | |
Раздел 6. Фигурное вождение велосипеда (12 часов) | | | |
Проезд препятствий «Перенос предметов» и «Езда по кругу» | | | |
Проезд препятствий «Восьмерка» и «Прицельное торможение» | | | |
Проезд препятствий «Желоб» и «Рельсы» | | | |
Проезд препятствия «Сламом» | | | |
Проезд препятствий «Наклонная» и «Узкая полоса» | | | |
Проезд препятствий «Дорога с выбоинами» и «Дорога с ямами» | | | |
Проезд препятствия «Дорога с искусственными неровностями» | | | |
Проезд препятствия «Узкий проезд» | | | |
Проезд препятствия «Проезд под перекладиной» | | | |
Фигурное вождение велосипеда | | | |
Школьный этап конкурса «Безопасное колесо» | | | |
| |
Материально-техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно – лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.
ЛИТЕРАТУРА
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение, 2006.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997.
Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк. в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса. /Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
Правила дорожного движения для детей. /Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.