Программа воспитательной работы в начальной школе (2–3 классы)
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
- формирование основ российской гражданской позиции обучающихся;
- формирование интереса к познанию;
- формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
- выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
- познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
- формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы воспитательной работы составляют следующие документы.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа рассчитана на 1 год и реализуется в работе с обучающимися 3–4 классов.
Внеурочные занятия направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основные темы, по которым должна осуществляться воспитательная работа, связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
В основу определения тематики бесед и занятий положены:
даты, связанные с событиями, которые отмечаются ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий);
юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства;
не связанные с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника.
Формы работы могут быть индивидуальные (беседа, консультация, диагностика, тестирование, анкетирование), групповые и коллективные (конкурсы, соревнования, концерты, праздники, игры, трудовые акции).
Цель программы.
Обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Приоритетные направления развития воспитания школьников.
Интеллектуально-познавательная деятельность.
Нравственно-правовая, патриотическая деятельность.
Эстетическое воспитание.
Трудовая и оздоровительная деятельность.
Интеллектуально-познавательная деятельность.
Задачи:
- выявление и развитие природных задатков и способностей учащихся;
- реализация познавательных интересов ребёнка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.
№ | Содержание и формы работы | Сроки | Ответственный |
1 | Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за предыдущий учебный год для организации коррекционной работы. | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | Праздник «День знаний» | 1 сентября | Классный руководитель |
3 | Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося. | В течение учебного года | Классный руководитель |
4 | Экскурсия в библиотеку. | Октябрь | Классный руководитель, библиотекарь |
5 | Контроль за успеваемостью учащихся класса, оказание помощи. Анализ учебной деятельности. | В течение учебного года. По четвертям | Классный руководитель |
6 | Поддержание интереса к учёбе. Участие в тренингах по развитию внимания, памяти, мышления. | В течение учебного года | Классный руководитель |
7 | Участие в школьных, городских предметных олимпиадах. | Октябрь-декабрь | Классный руководитель, учителя-предметники |
8 | Помощь в развитии интеллектуальных способностей и достижении высоких результатов. | В течение учебного года | Классный руководитель |
9 | Участие в предметных неделях. | В течение учебного года | Классный руководитель, учителя-предметники |
10 | Тематические классные часы познавательной направленности | В течение учебного года | Классный руководитель |
Нравственно-правовая, патриотическая деятельность.
Задачи:
- формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России;
№ | Содержание и формы работы | Сроки | Ответственный |
1 | Россия – от края до края | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | День гражданской обороны | Октябрь | Классный руководитель, учитель ОБЖ |
3 | Участие в подготовке концерта к Дню пожилого человека | Октябрь | Классный руководитель |
4 | Беседы с представителями правоохранительных органов об ответственности учащихся за правонарушения. | В течение учебного года | Классный руководитель, инспектор ПДН |
5 | Классный час День народного единства | Ноябрь | Классный руководитель |
6 | День матери | Ноябрь | Классный руководитель |
7 | День неизвестного солдата | Декабрь | Классный руководитель |
8 | Блокада Ленинграда | Январь | Классный руководитель |
9 | Урок мужества «23 февраля – День защитников Отечества» | Февраль | Классный руководитель |
10 | День воссоединения Крыма и России | Март | Классный руководитель |
11 | Гагаринский урок «Космос-это мы» | Апрель | Классный руководитель |
12 | «Встреча поколений» - мероприятия в честь Дня Победы. | Май | Классный руководитель |
13 | Беседы о борьбе с террором. | В течение учебного года | Классный руководитель |
14 | Тематические классные часы, беседы, направленные на изучение народных традиций, обрядов, праздников | В течение учебного года | Классный руководитель |
Эстетическое воспитание.
Цель: развитие художественно-эстетического вкуса, интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования культуры чувств;
- формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.
№ | Содержание и формы работы | Сроки | Ответственный |
1 | Поговорим о хороших манерах. «Мы и этикет» | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | Поздравительная открытка «Спасибо Вам, учителя!» | Октябрь | Классный руководитель |
3 | Выставка поделок «У моей мамы золотые руки» | Ноябрь | Творческая группа |
4 | Участие в конкурсе елочных игрушек | Декабрь | Весь класс |
5 | Посещение театра. | Январь, апрель | Классный руководитель |
6 | Конкурс чтецов. | Февраль | Классный руководитель |
7 | Конкурс поделок для девочек «Наши рукодельники» | Март | Мальчики класса |
8 | Конкурс веселых стихотворений, посвященных Дню смеха | Апрель | Весь класс |
9 | Участие в республиканских, муниципальных конкурсах рисунков, поделок | В течение учебного года | Классный руководитель |
10 | Поговорим о хороших манерах. «Правила хорошего тона» | май | Классный руководитель |
Формирование здорового образа жизни
Задачи:
- создание условий для становления психически и физически здоровой, социально-адаптированной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентациями;
- формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек;
- охрана жизни и укрепление здоровья детей.
№ | Содержание и формы работы | Сроки | Ответственный |
1 | Беседа о личной гигиене и режиме дня. | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | Беседы по ПДД | Раз в месяц | Классный руководитель |
3 | Беседа-напоминание о правилах поведения в школе, на железнодорожном переезде. | В течение учебного года | Классный руководитель |
4 | Беседы по профилактике простудных заболеваний. | В течение учебного года | Классный руководитель |
5 | Классные часы и беседы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек | В течение учебного года | Классный руководитель |
6 | Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ» | Ноябрь | Весь класс |
7 | Беседы о правилах поведения около водоёмов. | Зима-весна | Классный руководитель |
8 | Беседа об опасности петард. | Декабрь | Классный руководитель |
9 | Участие в школьных соревнованиях по различным видам спорта. | В течение учебного года | Классный руководитель |
10 | Разговор о правильном питании | В течение учебного года | Классный руководитель, мед. сестра |
11 | Классный час: «Модели поведения в экстремальных ситуациях» | Март | Классный руководитель |
Трудовая и оздоровительная деятельность.
Цель: формирование уважения к труду и создаваемым ценностям.
Задачи:
- развитие навыков самообслуживания;
- воспитание ответственности за порученное дело;
- оздоровление и отдых обучающихся,
№ | Содержание и формы работы | Сроки | Ответственный |
1 | Классные часы: «Мои обязанности в семье» «Профессии наших родителей» | Октябрь Февраль | Классный руководитель |
2 | Труд по самообслуживанию: дежурство по классу, ремонт книг в библиотеке | В течение года | Весь класс |
3 | Организация работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием | июнь | Классный руководитель, зам. директора по ВР |
Психолого-педагогическое сопровождение.
Цель: создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей.
Задачи: 1) изучение личности ребёнка;
2) учитывать в работе черты характера и подбирать соответствующие методы работы;
3) поддерживать связь и взаимодействие в работе с учителями, родителями
№ | Содержание и формы работы | Сроки | Ответственный |
1 | Индивидуальные беседы с учащимися. | В течение учебного года | Классный руководитель |
2 | Посещение семей учащихся. | В течение учебного года | Классный руководитель |
3 | Изучение уровня воспитанности учащихся. | Октябрь, апрель | Классный руководитель, психолог |
4 | Использование различных психолого-педагогических методов для изучения коллектива. | В течение учебного года | Классный руководитель, психолог |
5 | Анкетирование и диагностирование учащихся с целью изучения эмоциональной атмосферы в семье, характера взаимоотношений родителей и детей. | Октябрь Март | Классный руководитель, психолог |
ПОНЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СЕНТЯБРЬ
№п/п | Тема мероприятия |
1 неделя | Разговоры о важном «День знаний». Занятия по ПДД «Правила дорожные знать каждому положено». Разработка безопасного маршрута «Дом – школа». Дом, в котором я живу. (Семьеведение) |
2 неделя | Разговоры о важном «Там, где Россия» Какие продукты полезны и необходимы человеку. («Разговор о правильном питании») Выставка рисунков «Как мы провели лето». Проверка состояния школьных принадлежностей. |
3 неделя | Разговоры о важном «К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской» Учимся выбирать самые полезные продукты. («Разговор о правильном питании») Конкурс осенних букетов. 5-минутка по правилам дорожного движения. Беседы о борьбе с террором. |
4 неделя | Разговоры о важном «Избирательная система России» Заочная экскурсия в магазин. («Разговор о правильном питании») Изготовление поделок из природного материала. Игра – путешествие «Мир книг». |
ОКТЯБРЬ
| Тема мероприятия |
1 неделя | Разговоры о важном «Учитель – советчик, учитель - помощник» День пожилого человека. Беседа «Уважай старость». Питание в семье («Разговор о правильном питании») Экскурсия в библиотеку. Поздравительная открытка «Спасибо Вам, учителя!» |
2 неделя | Разговоры о важном. Дискуссия «Когда мы обижаемся: как не реагировать на обиду? Что такое «семья»? (Семьеведение) Операция «Чистюлька». Беседа «Мои обязанности в семье» 5-минутка о предупреждении детского травматизма. |
3 неделя | Разговоры о важном» Российскому кинематографу – 115 лет» Оформление плаката любимые продукты и блюда («Разговор о правильном питании») Интеллектуальная игра «Счастливый случай» 5-минутка о пользе профилактических прививок. Беседа «Помоги птицам». |
4 неделя | Разговоры о важном «День спецназа» Беседы о правилах поведения около водоёмов. Беседа «Что такое милосердие?» 5-минутка о здоровом образе жизни. |
Ноябрь
№п/п | Тема мероприятия |
2 неделя | Разговоры о важном «День народного единства» Проведение тестирования «Самые полезные продукты». («Разговор о правильном питании») Беседа по ПДД, встреча с инспектором ДПС. 5-минутка о роли носового платка. |
3 неделя | Разговоры о важном «Россия – взгляд в будущее» Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ» Аукцион книжных знаний «Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна». 5-минутка о роли спорта в каждой семье. |
4 неделя | Разговоры о важном «Как я могу порадовать маму». Мероприятие по ПДД «Дорожная безопасность и здоровье нации – едины!» 5-минутка о вреде сотового телефона. Выставка поделок «У моей мамы золотые руки» |
Декабрь
№п/п | Тема мероприятия |
1 неделя | Разговоры о важном «Что такое Родина» Меню из морепродуктов. («Разговор о правильном питании») Акция «Дети – детям» по сбору игрушек и книг для передачи в детский приют. Классный час «3 декабря – День инвалида» 5-минутка о предупреждении травматизма во время гололеда. |
2 неделя | Разговоры о важном «Главный закон страны» Работа с дневником правильного питания. («Разговор о правильном питании») Беседа «Чтобы не заболеть гриппом» Конкурс стихотворений о зиме. |
3 неделя | Разговоры о важном «Герои нашего времени» Я забочусь о здоровье своих родителей. (Семьеведение) Законы питания. («Разговор о правильном питании») Конкурс ёлочных игрушек 5-минутка о пользе витаминов |
4 неделя | Разговоры о важном «Новый год – традиции праздника разных народов России» Практическая работа по составлению меню. («Разговор о правильном питании») Беседа о безопасном поведении во время зимних каникул. Беседа об опасности петард. Конкурс рисунков «Зимние чудеса природы». 5-минутка по правилам дорожного движения Новогодняя викторина. |
Январь
№п/п | Тема мероприятия |
2 неделя | Разговоры о важном. От «А» до «Я» Беседа «Как мы провели каникулы и что нас ждёт». Конкурс рисунков на тему «Мои зимние каникулы». Удивительное превращение пирожка. (Разговор о правильном питании) Посещение театра. |
3 неделя | Разговоры о важном «Налоговая грамотность» Мои бабушки и дедушки. (Семьеведение) Беседа об опасности обморожения. Беседа «Я чувствую себя счастливым, когда …» |
4 неделя | Разговоры о важном «Непокоренные (блокада Ленинграда)» Режим питания школьника. («Разговор о правильном питании») Беседа медсестры «Профилактика простудных заболеваний». Час доверительного разговора «Мое хочу и мое надо». 5-минутка о безопасном отношении к незнакомому человеку. |
Февраль
№п/п | Тема мероприятия |
1 неделя | Разговоры о важном. Союзники России. Сестра, брат в семье. (Семьеведение) Режим питания школьника. («Разговор о правильном питании») 5-минутка о вреде алкоголизма. Конкурс чтецов. |
2 неделя | Разговоры о важном. Менделеев. 190 лет со дня рождения Из чего варят кашу. («Разговор о правильном питании») 5-минутка о роли телевидения в жизни людей. Изготовление сувениров для пап. Классный час «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» |
3 неделя | Разговоры о важном. День первооткрывателя. Разнообразие каш для завтрака. («Разговор о правильном питании») Беседа. Международный день родного языка. Конкурс «А ну-ка, мальчики!» 5-минутка о предупреждении пожара. |
4 неделя | Разговоры о важном. День защитника Отечества. Составление меню для завтрака. («Разговор о правильном питании») Конкурс на лучший рисунок «Скоро весна». Интересные факты из газеты и журнала о моей стране. Классный час «Профессии наших родителей» |
Март
№п/п | Тема мероприятия |
1 неделя | Разговоры о важном. Как найти свое место в обществе? «Плох обед, если хлеба нет» («Разговор о правильном питании») Конкурс поделок для девочек «Наши рукодельники» Праздник «Поздравляем мам!» 5-минутка по технике безопасности во время перемены. |
2 неделя | Разговоры о важном. Всемирный фестиваль молодежи. Семейные дела (Семьеведение) Как правильно вести себя за столом. («Разговор о правильном питании») Классный час: «Модели поведения в экстремальных ситуациях» Анкетирование и диагностирование учащихся |
3 неделя | Разговоры о важном. Первым делом самолеты…. О гражданской авиации Экскурсия в булочную. («Разговор о правильном питании») Беседа о безопасном поведении в дни каникул. 5-минутка о здоровом образе жизни. |
4 неделя | Разговоры о важном. Крым – дорога домой. Составление меню обеда. («Разговор о правильном питании») Беседа «Правила поведения на водоеме. Меры безопасности при пользовании водными переправами. Простейшие приемы оказания помощи на воде, на льду». |
Апрель
№п/п | Тема мероприятия |
1 неделя | Разговоры о важном. Цирк! Цирк! Цирк! Практическая работа «Советы Хозяюшки». («Разговор о правильном питании») День юмора и смеха. Информационный час «Это интересно». 5-минутка о роли гигиенических средств. Беседа «Помоги птицам». |
2 неделя | Разговоры о важном. Страницы рассказа Ю.А. Гагарина «Вижу Землю» Конкурс рисунков к Дню Космонавтики. Азбука безопасного поведения на улице. 5-минутка о вежливости. |
3 неделя | Разговоры о важном. 215 лет со дня рождения Гоголя Семейный отдых (Семьеведение) Беседа о пользе режима дня и утренней зарядки. Час нравственного разговора «Что такое хорошо!..» 5-минутка по правилам дорожного движения |
4 неделя | Разговоры о важном. Экологичное потребление Секреты обеда. («Разговор о правильном питании») Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания». Классный час «Прилежный ученик». День пожарной охраны. |
Май
№п/п | Тема мероприятия |
1 неделя | Разговоры о важном. Труд крут! Беседа «Учись быть здоровым» («Как стать Неболейкой») Доверительная беседа «Друг в моей жизни». Домашняя аптечка, ее назначение. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними. Опасность при обращении с предметами бытовой химии. |
2 неделя | Разговоры о важном. Урок памяти. Здоровая семья – какая она? (Семьеведение) Праздник хлеба. («Разговор о правильном питании») Классный час «День Победы». 5-минутка о вежливых словах. |
3 неделя | Разговоры о важном. Будь готов! Ко дню общественных организаций Дружная семья – моя семья! (Семьеведение) Беседа «Правила хорошего тона» 5-минутка о внешнем виде. |
4 неделя | Разговоры о важном. Русский язык великий и могучий. Анкета «Как я мечтаю отдохнуть». Правила дорожного движения 5-минутка о закаливании организма. «Впереди лето». Итоги года. |
Планируемые результаты освоения программы
Интеллектуально-познавательная деятельность: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Нравственно-правовая, патриотическая деятельность: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны; понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Трудовая и оздоровительная деятельность: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.