Экскурсионно-туристический маршрут «Прогулка по набережной им. Валентины Терешковой г. Евпатории»
«ПРОГУЛКА ПО НАБЕРЕЖНОЙ ИМ. ВАЛЕНТИНЫ ТЕРЕШКОВОЙ»
г. ЕВПАТОРИИ
Работу выполнил
учащийся детского объединения «Краевед»:
Решетило Антон учащийся 8 класса
ЕУВК «Интеграл»
Научный руководитель:
Бессарабова Татьяна Анатольевна,
руководитель детского объединения
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» «Краевед»
Евпатория – 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………3
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ЭКСКУРСИОННО-
ТУРИСТИЧЕСКОМ МАРШРУТЕ «ПРОГУЛКА ПО НАБЕРЕЖНОЙ ИМ. ВАЛЕНТИНЫ ТЕРЕШКОВОЙ» …………...5
2. СХЕМА МАРШРУТА. …………..6
3. ОПИСАНИЕ ОБЗОРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
НА МАРШРУТЕ … ……………7
4. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ……………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. ……………17
ВВЕДЕНИЕ
«Море – самое основное, ежеминутное, непреходящее событие города. Если говорить о градостроительстве, то море – главная площадь Евпатории, как Плас де ля Конкорд в Париже или Трафальгарская в Лондоне…»
Илья Сельвинский
Евпатория – один из древнейших городов мира, история которого насчитывает 2500 лет. На протяжении своей истории город носил три названия: в античное время - Керкинитида, в средневековье - Гезлёв, в новое время- Евпатория.
Курортная Евпатория с ее климатом, лечебными грязями и обилием минеральных вод стала широко известна в XIX веке.
Посетивший в 1825 году Евпаторию врач К.Г.Качковский (1797-1867) отмечал: «Воздух здесь чистый и здоровый, климат теплый. Это отменное место для купания в море» [14].
К середине 40-х годов XIX века территория города значительно расширилась и вышла за рамки средневекового Гезлёва. Во второй половине XIX века в Евпатории появились новые улицы с домами европейского облика.
Визитной карточкой любого приморского города является набережная. Всем хорошо известны Ялтинская набережная и Приморский бульвар в Одессе…
Одна из достопримечательностей нашего города - набережная имени Валентины Терешковой, названная в память о посещении в 1972 году нашего города первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. Это одно из любимых мест отдыха евпаторийцев и гостей города. До революции набережная носила название - Приморская, и еще тогда была основным местом проведения досуга горожан.
В предыдущих работах мы описали: уникальный экскурсионно-туристический маршрут «Малый Иерусалим» как пример территориального сближения храмов различных конфессий, и дополняющий его экскурсионно-туристический маршрут «Улица трех храмов» про улицу Тучина, ранее Раздельную.
Разработав предыдущие маршруты, творческая группа кружка «Краевед» продолжает изучать историю своего города.
Экскурсионно-туристический маршрут «Прогулка по набережной им. Валентины Терешковой» представляет собой наглядный процесс начала развития курортного города, процесс знакомства с историей, архитектурой XIX - начала XX веков, достопримечательностями города Евпатории.
Цель работы – раскрыть экскурсионные возможности города Евпатории, познакомить с историей и архитектурой XIX - начала XX веков.
Экспедиционный поиск осуществлялся с помощью следующих методов:
Работа с архивными материалами городского Краеведческого музея.
Изучение научной литературы и периодической печати по объектам маршрута.
Интервьюирование Павленковой Н.В. - ведущего специалиста Рескомитета Республики Крым по охране культурного наследия.
Личные наблюдения воспитанников на маршруте.
Статей в научной и краеведческой литературе о районе проведения экскурсии не много, в основном, архивные материалы. Собранная информация об исторических объектах вдоль набережной им. Валентины Терешковой, которые составляют архитектурное наследие, придает особый колорит и создает неповторимый имидж Евпаторийского курорта во второй половине XIX века, периода расцвета, до наших дней.
В работе описаны пять вновь выявленных объектов культурного наследия, один памятник архитектуры и градостроительства местного значения и два памятника истории местного значения, предоставленные нам по запросу управлением архитектуры и градостроительства департамента по развитию территории Евпаторийского городского совета.
Экскурсионно-туристический маршрут рассчитан, в первую очередь, на школьников 7–11 классов, а так же в помощь руководителям туристских групп, совершающих экскурсии по Евпатории. Материал рекомендован педагогическим работникам внешкольных учебных заведений при проведении занятий по краеведению, а так же при подготовке и проведению учебной практики в летний период. По итогам проделанной работы готовится творческая работа для участия в сессии МАН.
1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОМ МАРШРУТЕ «ПРОГУЛКА ПО НАБЕРЕЖНОЙ ИМ. ВАЛЕНТИНЫ ТЕРЕШКОВОЙ»
Название маршрута: «Прогулка по набережной им. Валентины Терешковой»
Тематика: историко-краеведческая.
Возраст участников: от 11 лет и старше.
Сезонность: круглогодично.
Способ передвижения: пешеходная.
Расстояние: около 2 километров.
Время: 3 часа.
Стоимость: все объекты осматриваются бесплатно
Месторасположение: территория Набережная им. Валентины Терешковой
Перечень экскурсионных объектов:
ОСТАНОВКА № 1. Набережная им. Валентины Терешковой (Приморская набережная)
ОСТАНОВКА № 2. Здание гостиницы «Бо-Риваж», постройки 1914-1916гг. (ныне Пансионат «Орбита»).
ОСТАНОВКА № 3. Здание, в котором жила украинская писательница, Леся Украинка, построено в конце XIX века.
ОСТАНОВКА № 4. Гостиница «Россия» - первая в Евпатории, постройки 1890 г.
ОСТАНОВКА № 5. Жилой дом М.М. Поповича, постройки 1899 г. Здание, в котором жил художник-баталист, Юрий Волков.
ОСТАНОВКА № 6. Закладной камень памятника писателю Борису Балтеру.
ОСТАНОВКА № 7. Жилой дом, постройки 1910 г.
ОСТАНОВКА № 8. Бывший жилой дом князя Мемет-бей Балатукова, постройки 1905 г.
ОСТАНОВКА № 9. Жилой дом Синани, постройки начала XX века (ныне пансионат «Трехгорка»)
ОСТАНОВКА № 10. Жилой дом, постройки начала XX века.
3. ОПИСАНИЕ ОБЗОРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
ОСТАНОВКА № 1. Набережная им. Валентины Терешковой (Приморская набережная)
Плавно огибая море, набережная в Евпатории как бы струится по побережью. Илья Сельвинский писал: «Море – самое основное, ежеминутное, непреходящее событие города. Если говорить о градостроительстве, то море – главная площадь Евпатории, как Плас де ля Конкорд в Париже или Трафальгарская в Лондоне. Огромная как бы асфальтированная голубо-сизо-синим блеском, начиналась она небольшим сравнительно собором, но завершалась на горизонте колоссальным зданием Чатыр-Дага, который вписывается в Евпаторию, как небоскреб «Эмпайр» в Нью-Йорк» [10].
Первая перестройка и укрепление набережной были проведены после сильного шторма в 1862 году. Формирование набережной в Евпатории продолжилось при городском голове Самуиле Моисеевиче Пампулове, который уделял пристальное внимание благоустройству города: в 1871 г. были начаты работы по приведению в порядок дорог, прокладке тротуаров, посадке первых деревьев на Бульваре [11]. С 1874 г. началась строиться набережная – Приморская (сегодня набережная им. Валентины Терешковой).
За время пребывания евпаторийским городским головой графа Николая Андреевича Мамуны – с 1886 г. по 1906 г. – наш город значительно преобразился. По словам очевидца - автора путеводителя Василия Пьянкова, город «из полуазиатского сделался европейским; много строится домов с архитектурными украшениями, несколько главных улиц замощены частью гранитом, частью цыганским местным камнем…»[8].
Бурное градостроительство в Евпатории в самом конце XIX - начале XX вв. совпало с широко распространенным и модным в те годы архитектурным направлением модерн («ар нуво» - во Франции, «югендстиль» - в Германии и Австрии). Большой популярности модерна в приморском городе способствовало то качество этого стиля, что он предполагал широкое применение современных материалов, в первую очередь железобетонных конструкций, которые позволяли строить качественно и быстро. В то же время выразительные возможности модерна в полной мере отражали вкусы столичной публики, которая составляла основной контингент отдыхающих. С другой стороны, здания, выстроенные в этом стиле, обеспечивали высокий уровень комфортабельности у весьма требовательных курортников. Созданию первоклассных по своей архитектуре и оборудованию объектов способствовало и то, что у местных жителей, главным образом караимов, купцов и мещан, накопились огромные средства, которые они с большим желанием вкладывали в курортную инфраструктуру.
В декабре 1893 г. Городская Дума утверждает должность городского архитектора, на которую назначается гражданский инженер Адам Людвигович Генрих. В 1895 г. был составлен план города, определивший градостроительное развитие Евпатории. Если до этого времени город представлял собой типичный уездный город с восточным колоритом - узкими кривыми улочками, грунтовыми дорогами, одно и полутора этажными жилыми домами, то молодой архитектор и городские власти увидели перспективу развития города как курорта в европейской архитектуре и благоустройстве. Умело формируя новый облик города, начали возводиться первые двухэтажные здания – гостиницы, жилые и административные дома, в 1893-1899 годах возводится величественный Свято-Николаевский собор [3].
От собора начинается экскурсионно-туристический маршрут «Малый Иерусалим», а мы продолжаем свою экскурсию вдоль моря, по набережной (Приложение 1).
ОСТАНОВКА № 2. Рядом с собором в 1914-1916 гг. караим И.Я.Нейман организовывает на набережной «роскошно обставленный отель» - гостиница «Бо-Риваж» (в переводе с французского языка - «прекрасное побережье»)(наб. Терешковой, 26). И, видимо, название он выбрал не случайно. Здание, построенное в лучших традициях эпохи модерна, - одно из красивейших на набережной. Ныне здесь располагается пансионат «Орбита». Здание является памятником истории местного значения, как «Здание, в котором размещался Евпаторийский ВРК (здесь же находился Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов)» в 1918-1921 годах. Дом построен по проекту городского архитектора А.Л.Генриха.
Вошло в историю города это здание еще и тем, что сюда 16 мая 1916 года была приглашена городским головой Семеном Эзровичем Дуваном на чай царская свита, пока во второй половине дня царская семья отдыхала на его даче «Мечта».
При гостинице с южной стороны здания располагались кафе-ресторан и кондитерская, где посетители могли еще и наслаждаться прекрасным видом на море. Путеводитель по Евпатории за 1916 год сообщал: «Как наружная, так и внутренняя отделка помещения кафе чрезвычайно изящны. При кафе имеются: прекрасная терраса с видом на море, лифт, биллиарды, отличная кухня и собственная кондитерская-мастерская для изготовления тортов, печений и конфет». Открыто кафе было ежедневно с 9 часов утра до 1 часа ночи, при кондитерской «принимались заказы на всевозможные торты, пирамиды, кремы, марципаны, пломбиры и т.п. Был большой выбор изящных коробок и бонбоньерок». К сожалению, здание кафе с террасой сохранилась только на дореволюционных открытках [12], (Приложение 2).
ОСТАНОВКА № 3. В глубине двора за зеленью скрывается двухэтажное здание, главный фасад которого выходит на ул. Революции, 41, построено с элементами стиля «модерн». Дом принадлежал евпаторийскому купцу А.М. Шакаю. Это здание тоже является памятником истории местного значения: здесь в июне – августе 1891 года жила украинская писательница, переводчица, культурный деятель – Леся Украинка. Окна ее комнаты выходили на море:
В час полуденный горячий
Я смотрю в свое оконце:
Ясно небо, ясно море,
Ясны тучки, ясно солнце,
Может, в этом крае света
И сияния лазури
Никогда и не слыхали,
Что бывают в мире бури…
В письме от 10 июня 1891 года она сообщала украинскому публицисту и писателю М. Павлыку: «Теперь живу здесь у самого, что ни на есть моря, жарюсь вовсю, есть достаточно времени, чтобы писать, если бы только могла писать…» В Евпатории Лесей Украинкой были написан ряд стихотворений, вошедших впоследствии в цикл «Крымских воспоминаний» [4].
Приморская набережная начала формироваться с 90-х годов XIX века до 1914 года. Во многих жилых домах предоставлялись квартиры на сезон отдыхающим. Причем, как отмечал в путеводителе В. Пьянков, квартиры здесь были самыми дорогими: «Квартиры по Набережной улице отдаются помесячно и сезонно от 100 до 500 рублей; внутри города они дешевле – от 10 до 50 рублей» [11].
ОСТАНОВКА № 4. В 1890 году евпаторийским купцом Василием Филлиповичем Демерджи была построена гостиница «Россия» (ныне жилой дом на наб. Терешковой, 23). Двухэтажное здание гостиницы ныне выглядит скромно по сравнению с соседними домами - великолепными зданиями эпохи модерна. Но именно оно было первой гостиницей нашего города, в которой отдыхающим предоставлялось не только удобное жилье и питание в ресторане, но и лечение в специальном ванном заведении [7].
Напротив гостиницы была построена городская купальня: длинный мостик с легкой деревянной постройкой, где для удобства отдыхающих находились раздевалки и ступеньки с поручнями – ведь море в этом месте в то время было песчаным и очень мелким. «Купанья в Евпатории считаются одними из лучших на Крымском побережье. Они известны своим бархатистым песчаным дном, не имеющим ни скал, ни подводных мелких камешков. Ноги купающагося как будто становятся на мягкий ковер, что производит крайне приятное впечатление на купающегося…» [7], (Приложение 3).
«До революции на песке загорали, с песка входили в воду только цыгане, дети и беднейшая часть жителей, все остальные купались, спускаясь в морскую гладь по ступеням купален» [11, С.6].
Из воспоминаний о Крыме княжны Е.С. Горчаковой: «Евпатория оживает только во время морских купаний, а остальное время года спит непробудным сном наших уездных городов, между тем как по своему положению она могла бы сделаться богатым и цветущим приморским городом.
Морские купания в Евпатории славятся, как самые лучшие в Крыму, и привлекают большое число посетителей. Евпаторийский берег может сравниться только с берегом Канн в южной Франции; такой же отлогий и песчаный» [2].
Реклама одного из путеводителей в 1916 году приглашала: «Гостиница «Россия» - единственная на берегу моря, вблизи городских купален. Тут же образцовое заведение морских ванн. Все номера вновь отремонтированы и совершенно заново обставлены. При гостинице имеется первоклассный ресторан, со всевозможными напитками. Электрическое освещение, балконы и террасы на море. Цены доступные. Арендатор А.Н. Маматказин» [7].
При гостинице работало «образцовое заведение теплых морских ванн З.И. Гимельфарба, где отпускались ванны: морские, углекислые, кислородные и др. Вода накачивалась для ванн непосредственно с моря электрическим мотором». Ванны предлагались на выбор: мраморные, терракотовые, фаянсовые и чугунно-эмалированные. После приема ванны предлагался теплый душ. Особо отмечалось в рекламе заведения, что ванны отремонтированы по последнему слову техники и согласно всем правилам гигиены. «Высокие просторные кабины. – Много воздуха и света. – Безупречная чистота. Открыто с 6 утра до 8 вечера» [7].
Здание является вновь выявленным объектом культурного наследия.
ОСТАНОВКА № 5. Через Купальный переулок находится двухэтажное здание – бывший дом городского нотариуса Михаила Марковича Поповича, построенный в 1899 г. в классическом стиле (ныне жилой дом на наб. Терешковой,22). Михаил Маркович был Евпаторийским натариусом, доверенным натариусом Городской Управы. Потемневшая от времени естественная фактура камня-ракушечника подчеркивает солидность возраста здания. Изящные металлические балконы дают его обитателям возможность наслаждаться видом бескрайнего моря. Здание является вновь выявленным объектом культурного наследия.
Вход в здание расположен в узком переулке. Свернув сюда, словно попадаешь в XIX век: здесь время остановилось, и как бы застыла минувшая эпоха. Видимо, поэтому этот переулок – один из самых живописных в городе - привлекает многих художников.
Этот дом дорог евпаторийцам еще и тем, что в нем многие годы жил и работал известный крымский художник-баталист Юрий Волков (1921-1991 гг.), участник Великой Отечественной войны. Творческим наследием автора являются полотна, посвященные военной тематике. Юрий Волков был учеником советского художника-баталиста, профессора Академии искусств Николая Самокиша. В послевоенные годы Юрий Волков создал свою знаменитую графическую композицию «Красная Горка», которая изображает драматические события массовых расстрелов мирных жителей Евпатории. Работал в жанре графики, акварели, живописи. Его картины находятся в музеях Евпатории, Симферополя, Севастополя, Москвы, Волгограда, частных коллекциях. Здесь в своей мастерской, он создал многочисленные работы, главной темой которых было - море…
9 декабря 2011 года на здании дома художника была установлена мемориальная доска, где Юрий Волков проживал с 1935 по 1991годы. Автор проекта - заслуженный художник Украины, скульптор В. Гордеев (Приложение 4).
ОСТАНОВКА № 6. Наш город богат талантливыми людьми, которые отдыхали и проживали в нем. На набережной будет построена аллея выпускников, на которой будут устроены красивые, ажурные беседки на заказ. На аллее будут установлены плиты с датами разных лет окончания школы. «Сбор на нашем месте» — могут объявить своим друзьям бывшие одноклассники и выпускники школ. Будут заложены плиты с памятными надписями в честь выпускников школ, ставших легендарными людьми Евпатории. Первая легендарная плита будет посвящена выпускникам школы №2 им. Постышева, окончившим школу в 1938 году – выпускной класс писателя Бориса Балтера, автора книги «До свидания, мальчики!», написанной в 1962 году. В честь писателя в сентябре 2011 года, был открыт закладной камень памятника Борису Балтеру (Приложение 5).
Он учился в Евпаторийской гимназии, его юность прошла в Евпатории, его воспоминания об этом счастливом предвоенном времени легли в основу фильма «До свидания, мальчики!», который был снят в Евпатории в 1964 году.
В фильме снимались известные актёры - Михаил Кононов, Евгений Стеблов, Николай Досталь, которые сыграли мальчишек довоенной поры Витьку, Володьку, Сашку. В фильме и книге рассказано о мальчишеской дружбе, о первой любви, о смысле жизни, мальчишек, не подозревающих о том, что завтра в их жизнь ворвётся война…
Многие жители города снимались в массовках фильма режиссера М. Калика «До свидания, мальчики». Кадры этого фильма сохранили нам старую набережную - с фонарями на парапете, ступеньками на пляж и несколько метров песчаного «золотого» пляжа с многочисленными сваями у берега моря.
«Мы сошли на Приморском бульваре. Люди кружили по набережной из конца в конец, сидели на скамьях, в павильоне «Мороженое», говорили и смеялись. И от этого над набережной стоял легкий, радостный гул. Он был раздельным вблизи и слитным в отдалении, мешал и не мешал слышать смех и обрывки фраз. В этот вечер зацвели левкои и душистый табак. Их пряный, сильный запах стоял в воздухе, как запах дорогих духов, когда мимо проходит красивая и уже не очень молодая женщина…» Юношей Борис Балтер не раз прогуливался с друзьями по набережной, купался здесь в теплом море, брел по берегу на Пересыпь или на соляные промыслы... [1].
Честь открыть закладной камень была предоставлена специально приехавшим в Евпаторию народным артистам России Николаю Досталю и Евгению Стеблову.
ОСТАНОВКА № 7. Напротив закладного камня, в 1910 году было выстроено первое трехэтажное здание на набережной с элементами стиля «модерн», ныне жилой дом на набережной Терешковой № 20, вновь выявленный объект культурного наследия. Предположительно в начале XX века в доме располагалось Греческое консульство, его возглавлял вице-консул А.И. Папандопуло.
Южный фасад примечателен выступающим трапецевидным балконом с высокими полукруглыми арками, опирающимися на стройные колонны. Это здание не раз привлекало режиссеров при съемках художественных фильмов, действие которых проходило в прошлом веке. Например, «Марина»(1974), «Приключения маленького папы» (1979), «Это было у моря» (1989) и др.
ОСТАНОВКА № 8. Среди невзрачных построек набережной возвышается двухэтажный дом, памятник архитектуры и градостроительства местного значения, с элементами стиля «модерн» (наб. Терешковой, 16). Дом построил генерал Исмаил Ханум Муфти Заде в 1905 году. Предположительно с 1905 по 1913 гг. в нем располагалось французское, английское и итальянское консульства, которые возглавлял консульский агент в Евпатории, Карл Иванович Мартен. Здание является одним из самых красивых на набережной. Его симметричный фасад разделен на три части: два боковых «флигеля» соединены между собой открытой двухэтажной верандой с арками. Оба «флигеля» стоят на высоком цоколе, имитирующем квадровую кладку. Симметричны и тройные окна с полуциркульными арками, и небольшие балкончики-сандрики. Открытая веранда на первом этаже имеет три арки, опирающиеся на квадратные пилоны. Верхняя часть «флигелей» имеет трапецевидные очертания, перекрытые косым срезом крыши, что делает здание особо привлекательным (Приложение 6).
ОСТАНОВКА № 9. Рядом с ним, в 1911-1912 годах строится второй дом, с элементами стиля «модерн», принадлежащий семье караимов Синани. В 50-е годы здесь размещался детский сад санаторного типа фабрики «Трехгорная мануфактура» г. Москва, в настоящее время пансионат «Трехгорка» (наб. Тершковой,14). Реконструкция здания видоизменила внутреннюю планировку и кровлю, а также окрасила его в неприсущий дореволюционным постройкам красно-коричневый цвет.
Стены цокольного этажа здания имитируют массивную квадровую кладку с рустом. Лепные медальоны с гирляндами и кованые крепления с типичным для модерна рисунком украшают фасад здания. С восточной стороны здания расположена одноэтажная пристройка с портиком на восьми колоннах дорического ордера (последний ремонт нарушил порядок ордера, добавив колоннам ненужные бетонные базы). Здание является вновь выявленным объектом культурного наследия (Приложение 6).
ОСТАНОВКА № 10. Заканчивается набережная двумя двухэтажными зданиями, построенными с элементами классического стиля из местного камня-ракушечника в начале XX в. Здание также является вновь выявленным объектом культурного наследия. Рядом начинался, так называемый, Конский пляж. Местные жители теперь вряд ли задумываются над этим названием. А ведь в нем сохранилась память еще об одной страничке истории нашего города. В конце XIX века Василий Пьянков живописно описал эту часть города: «Тут же на берегу моря, против Слободки, кожевники-татары полощут выделанные кожи и овчины, а цыгане с голыми цыганятами белят свои холсты, для придачи белизны которым – собирают конский помет и растворяют его в небольших ямах в морской воде, куда и окунают концы холстов, а затем, прополоскав в море, расстилают их по песку для беленья… С соседнего базара цыгане-барышники десятками гонят лошадей на купанье в море…»[8].
Многие евпаторийцы с любовью вспоминают старую набережную, где под тихий плеск волн бродили, беседовали, любовались морской далью, где можно было скрыться от суеты дня и побыть наедине с самим собой. Вспоминая юность, многие мысленно переносятся на старую набережную…
«В юности все воспринимается острее и ярче. С годами чувства притупляются, и голубая роза уже представляется не живым цветком, а экзотической декорацией. Наверное, поэтому все эти годы – писал Борис Балтер, - я ни разу не побывал в нашем городе: я боюсь увидеть его другим. Он живет в моем сердце и памяти таким, как казался в юности, и останется таким, как бы теперь ни изменился его облик. Всему хорошему, что сохранилось во мне, я обязан ему, городу моей юности, самому лучшему из городов. Ему я обязан тем, что навсегда понял: нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живешь, так же, как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и к тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем…» [1].
В 1970-е годы набережная приобретает современное название в память о посещении в 1972 году нашего города первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой.
С полной уверенностью можно сказать, что архитектурные решения дореволюционного периода составляют культурное наследие Евпатории.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
объект |
адрес объекта |
режим работы |
Здание гостиницы «Бо-Риваж», постройки 1914-1916гг. (ныне Пансионат «Орбита»). Здание является памятником истории местного значения, как «Здание, в котором размещался Евпаторийский ВРК (здесь же находился Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов)» в 1918-1921гг. |
наб. Терешковой, 26/ ул. Революции,45/ ул.Караева,2 |
в летний период |
Здание, в котором жила Леся Украинка (дата события – июнь-август 1891г.), построено в конце XIX в. Памятник истории местного значения. |
ул. Революции,41 |
бывшее здание Евпаторийского городского суда, на реставрации |
Гостиница «Россия», постройки 1890 г. Вновь выявленный объект культурного наследия. |
наб. Терешковой, 23 |
жилой дом |
Жилой дом М.М. Поповича, постройки 1899 г. Здание, в котором жил художник-баталист, Юрий Волков. Вновь выявленный объект культурного наследия. |
наб. Терешковой, 22/ ул. Революции,37 |
жилой дом |
Жилой дом, постройки 1910 г. Вновь выявленный объект культурного наследия. |
наб. Терешковой, 20/ ул. Революции,33 |
жилой дом, |
Бывший жилой дом князя Мемет-бей Балатукова, постройки 1905 г. Памятник архитектуры и градостроительства местного значения |
наб. Терешковой, 16/ ул. Революции,25 |
жилой дом |
Жилой дом Синани, постройки начала XX в. (ныне пансионат «Трехгорка») Вновь выявленный объект культурного наследия. |
наб. Терешковой, 14/ ул. Революции,21 |
жилой дом |
Жилой дом, постройки начала XX века. |
наб. Терешковой, 13 |
жилой дом |
Объекты питания :
- кофе «Модерн» (ул.Революции 34), время работы с 9 – 19 (напортив Свято-Николаевского собора)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балтер Б. До свидания, мальчики! Издательский дом: АСТ, Астрель, 2007
В память столетнего юбилея присоединения Крыма. Воспоминания о Крыме Кн. Е. Горчаковой. М., Типография Общества Распространения Полезных книг. 1883.
Вестник музея: Тематический выпуск к 75 –летию Евпаторийского городского краеведческого музея.-Симферополь:Крымская Академия гуманитарных наук, 1996.- 99с.
Костенко А. Леся Украинка ЖЗЛ , 1971, 352 с.
Кутайсов В.А., Кутайсов М.В. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время.–К.: «Стилос», 2007.–282 с.
Мамуна Н.А.:[краткие сведения]// Евпатория 2500. – Симферополь – Ялта: «Мир информации». 2003 – с. 111
Павленкова Н. Европейская набережная восточного города//Евпаторийская здравница. – 2007.- 6, 8 февраля
Пьянков В.Г. «Справочная книжка Евпатории и ее уезда». Типография М.Л. Мурованского, Евпатория, 1888 год, 132с.
Пьянков В.Г. «Справочная книжка о городе Евпатории», Одесса, изд.2, 1897 год
Сельвинский И. О, юность моя!.- М.: Советский писатель,1967
Слепкан И.М. Корни акации. Документальная повесть. - Евпаторийское издательство»ЧП Гладков А.С., 2008,-64 с.
Слепкан И.М. Корни и ветви акации. Документальная повесть.- Симферополь: Бизнес-Информ, 2011.-96 с., илл.
Список памятников местного и национального значения, расположенных на территории АР Крым.– Симферополь, 2004.
Тарасенко Д.Н. Евпатория. Путеводитель для школьников. Симферополь: Бизнес-Информ, 2006.-256 с., илл
Хорошко П.Г. «Евпатория с любовью».– Евпатория: издательство «Крымский Афон», 2007.–38с.
Приложения
Приложение 1
С 1874 г. началось строиться набережная – Приморская
(сегодня набережная им. Валентины Терешковой).
Приложение 2
Здание гостиницы «Бо-Риваж», постройки 1914-1916гг.
(ныне Пансионат «Орбита»).
Приложение 3
Гостиница «Россия» - первая в Евпатории, постройки 1890 г.
Напротив гостиницы была построена городская купальня: длинный мостик с легкой деревянной постройкой, где для удобства отдыхающих находились раздевалки.
Приложение 4
9 декабря 2011 года на здании дома была установлена мемориальная доска, где художник-баталист Юрий Волков проживал с 1935 по 1991 годы
рПриложение 5
Открытие закладного камня памятника писателю Борису Балтеру
Честь открыть закладной камень была предоставлена специально приехавшим в Евпаторию народным артистам России Николаю Досталю и Евгению Стеблову.
Приложение 6
Бывший жилой дом князя Мемет-бей Балатукова, постройки 1905 г.
Памятник архитектуры и градостроительства местного значения
Бывший жилой дом Синани, постройки начала XX века
(ныне пансионат «Трехгорка»)