УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
(ЮНЫХ ТУРИСТОВ)»
/data/files/i1554460137.jpg (1341x468)
ТУРИСТСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МАРШРУТ
«В ГОСТЯХ
У ТИХОГО ДОНА»
г. Ростов-на-Дону
2017 г.
Туристско-образовательный маршрут разработан по заказу Управления образования города Ростова-на-Дону педагогом-организатором краеведческо-экскурсионного отдела МБУ ДО ЦДЮТур Боярских Н.Н.
СХЕМА МАРШРУТА
1. |
Памятник в честь основания Темерницкой таможни |
17. |
Скульптура «Маша и медведь» |
2. |
Контора Торгового дома «Парамонов и К» |
18. |
Памятник М. Горькому |
3. |
Железнодорожный мост |
19. |
Скульптура «Григорий и Аксинья» |
4. |
Скульптурная композиция «Лето» |
20. |
Кинотеатр «Прибой» |
5. |
Залив Ковш и элеватор |
21. |
Ворошиловский мост |
6. |
Старинные швартовочные кнехты |
22. |
Скульптура «Дон Батюшка» |
7. |
Речной вокзал и гостиница «Якорь» |
23. |
Скульптурная композиция «Спорт» |
8. |
Памятник М.А. Шолохову |
24. |
Скульптурная композиция «Художник» |
9. |
Скульптура «Ростовчанка» |
25. |
Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову |
10. |
Скульптура «Нахаленок» |
26. |
Парамоновские склады |
11. |
Фонтан «Петровский» |
27. |
Ростов-Арена |
12. |
Скульптура «Дед Щукарь» |
28. |
Скульптура «Разин с дружиной» |
13. |
Скульптурная композиция «Журавли» |
29. |
Памятник пограничникам |
14. |
Скульптурная композиция «Замковые деревья» |
30. |
Скульптурная композиция «Рак» |
15. |
Скульптура «Индустриальное сердце» |
31. |
Скульптурная композиция «Рыбак» |
16. |
Булыжная мостовая 40х годов |
32. |
Комплекс памяти «Павшим в годы ВОВ» |
Городская набережная Ростова, названная гордым именем русского флотоводца адмирала Федора Ушакова – одна из самых известных достопримечательностей города. История набережной – это история торговли по воде и в то же время эволюция благоустройства города.
История ростовской набережной неразрывно связана с историей улицы Береговой – одной из старейших улиц города. На месте старинной дороги сформировалась улица, названная в 60-х годах XIX века Береговой. Получив однажды это название, она никогда не переименовывалась. Улица осваивалась очень интенсивно, не оставляя свободных участков. Строения стояли стена к стене. В связи с частыми пожарами Городская Дума запретила в 1873 году деревянное строительство на Береговой улице. Здания здесь должны были быть кирпичными и с крышей из железа.
Узкая Береговая улица не удовлетворяла растущие потребности грузового товарооборота. В 1842 году ростовцы добиваются разрешения на постройку набережной по проекту корпуса инженеров капитана барона Фиркса. Проблема была решена путем наращивания берега, сооружения рядом с улицей насыпной каменной набережной. Осуществление работ растянулось на долгие годы. В 1895 г. переходят к делу, и начинается постройка портовой набережной.
В 1895-1905 гг. удалось, наконец, построить грузотоварную набережную. Произвели устройство пирса, водопровода, электрического освещения, столовой и чайной, а также оборудовали набережную механическими кранами. Протяженность набережной составила 925 метров.
Набережная являлась самым оживленным местом. Сезонные рабочие нанимались в порт в поисках заработка. Здесь находились громадные каменные корпуса хлебных амбаров, склады железа, меди и скобяного товара, каменного угля, лесные биржи, таможня, биржи по торговле рыбой. Здесь были сосредоточены пароходные пристани пассажирского и грузового движения.
Только в советское время благоустройство набережной стало связываться озеленением города. Очередной генеральный план Ростова был составлен в 1939 году. Великая Отечественная война помешала его осуществлению. В 1944 году академик архитектуры В. Н. Соколов составил новый проект реконструкции центральной части набережной. С берега убрали железнодорожные пути и склады. Портовые краны перенесли выше по течению Дона. Главная идея архитекторов – повернуть город лицом к Дону – включала не только обновление набережной, но и превращение ее в зону отдыха, массовых народных гуляний. Набережную расчистили, разбили несколько бульваров и цветников.
Свой современный и благоустроенный облик Ростовская набережная обрела в 1949 году. Ростовчане впервые со дня основания города получили выход на правый берег Дона. Тысячи жителей несколько месяцев в свободное от основной работы время трудились на благоустройстве набережной. Тогда были отлиты и установлены чугунные перила. От прежней торговой набережной сохранились только большие кнехты. Работами по устройству набережной руководили архитекторы Валентин Разумовский и Ян Ребайн. 7 августа 1949 года состоялось торжественное открытие.
В 1971 году было завершено строительство нового участка набережной от проспекта Соколова до Кировского проспекта, протяжённостью больше километра. Общая длина набережной составляет уже 3 километра.
В 2013 году в ходе очередной реконструкции появилось несколько новых красивых объектов, новое тротуарное покрытие, освещение, цветники, газоны, детские аттракционы, тенты, литые скамейки.
Также появились розетки для подзарядки мобильных устройств, бесплатный Wi-Fi, дорожные знаки, работающие на солнечных батареях, питьевые фонтанчики и многое другое. Посажены десятки видов растений, кустарников и деревьев. Все вместе они создают необычную атмосферу и располагают к отдыху.
Наша экскурсия начнется у памятника в честь основания Темерницкой таможни от которой берет свое начало Ростов-на-Дону.
/data/files/t1554459086.jpg (180x180)1. Памятник в честь основания
Темерницкой таможни
Этот памятник был открыт 15 декабря 2010 года. Событие было приурочено к празднованию Дня города и подписанию Указа об основании Темерницкой таможни. Скульптура была изготовлена в Новороссийске под руководством мастеров из Ростова-на-Дону.
Создавали памятник скульпторы Сергей Олешня и Анатолий Дементьев. На изготовление монумента понадобилось больше 7 месяцев. В центре композиции – фигура таможенного офицера, который держит в руке Торговый устав, датируемый 1731 годом. При создании памятника велись консультации с историками, для того, чтобы внешний вид полностью соответствовал тому историческому периоду. Высота памятника 2 метра 20 сантиметров. Изготовлен он из бронзы. Процесс монтажа на набережной перед открытием занял несколько часов.
/data/files/u1554459105.jpg (1920x2560)2 . Контора «Товарищества Е.Т. Парамонова
сыновья в Ростове-на-Дону»
Около ста лет назад купеческая семья Парамоновых была одной из самых богатых в России. В этом здании располагалась контора торгового дома Парамоновых.
Семье принадлежала в Ростове вальцовая мельница, были построены склады для хранения зерна прямо на берегу, которые мы увидим позже. Парамоновы также были самыми
крупными в Ростове судовладельцами: 30 морских пароходов новейшей конструкции и более 100 крупнотоннажных барж возили российский хлеб в Италию, Германию, Грецию, Турцию, на Балканы. Для содержания пароходов Парамоновы приобрели в Восточном Донбассе старые шахты, завезли на них новейшее оборудование, и вскоре Парамоновым принадлежали добрая половина нынешних городов Шахты и Новошахтинск, выросших вокруг их рудников, а также десятки доходных домов в центре Ростова.
На сельскохозяйственной выставке в Париже мука ростовского купца получает Золотую медаль. После Парижа Парамоновых стали называть «хлебными королями России», а Ростов – «амбаром империи».
/data/files/a1554459123.jpg (800x600)3. Железнодорожный мост
Разводной железнодорожный мост – трёхпролётный арочный двухпутный с подъёмной средней частью через реку Дон. Он соединяет станции Ростов-Главный и Заречная Северо-Кавказской железной дороги. Через мост проходит большинство пассажирских
поездов, следующих через Ростов, и незначительное количество грузовых.
Первый мост на этом месте был построен в 1873 – 1874 годах по проекту Э.М. Зубова, при строительстве Владикавказской железной дороги. Это был одноколейный пятипролётный мост оригинальной конструкции: для пропуска судов средняя ферма поворачивалась на 90°, становясь вдоль реки.
Однако проход кораблей через мост был сложен, часто случались столкновения с опорами моста. Поэтому к 1879 году по инициативе Донского гирлового комитета для помощи в проходе была построена специальная спусковая баржа. В течение всей навигации баржа стояла на якорях напротив судоходного пролёта выше по течению, с неё проходящим судам подавали перлиня (морские тросы), и затем с помощью паровой лебёдки аккуратно затягивали судно вверх, либо спускали вниз по течению.
Из-за этих неудобств, а также недостаточной пропускной способности однопутного моста, в 1912 году было принято решение строить новый двухпутный мост в 40 – 50 метрах ниже по течению. Профессором Станиславом Белзецким с участием крупнейшего ученого-мостостроителя профессора Николая Белелюбского и профессора Григория Передерия был спроектирован трёхпролётный мост с вертикально-поднимающейся средней фермой, первый мост подобной конструкции в России. К 1917 году он был возведён и прозван ростовчанами «Американским», поскольку такие мосты строились в Северной Америке начиная с конца XIX века. Старый мост был разобран в 1920-е годы, его конструкции использованы при строительстве железной дороги Сочи – Адлер.
В первые месяцы войны на месте старого моста был построен временный «литерный» мост. Во время первой оккупации Ростова 21 ноября 1941 года при отступлении Красной Армии южный пролёт Американского моста и литерный мост были подорваны советскими сапёрами. Однако уже 28 ноября Ростов был освобождён, после чего литерный мост был восстановлен. Во время второй оккупации Ростова литерный мост был опять подорван, но впоследствии восстановлен немцами. При освобождении Ростова в феврале 1943 оба моста были практически полностью разрушены. В 1945 году на опорах Американского моста был сооружён временный неразводной мост. Неразводной мост 1945 года был разобран, его опоры стоят до сих пор. В 1949 – 1952 годах на месте литерного был построен новый мост, использующийся до сих пор. По своей конструкции он немногим отличался от старого Американского моста.
В 2001 – 2003 годах была проведена реконструкция моста, между шахтами была установлена балка для большей устойчивости.
/data/files/r1554459140.jpg (700x464)4. Скульптурная композиция «Лето»
В 2013 году у воды установили скульптуру известного ростовского скульптора Скнарина "Лето", которую он мечтал создать много лет.
Скульптура навевает мысли о жарком июльском полдне и прохладе Тихого Дона и приглашает прогуляться вдоль берега.
/data/files/r1554459154.jpg (430x215)5. Залив Ковш и элеватор
В начале ХХ столетия стала очевидной стесненность Ростово-Нахичеванского транспортного узла, где сходились три железные дороги (Владикавказская, Екатерининская и Юго-Восточная) и размещался крупный торговый речной порт.
Узел не справлялся с переработкой из года в год возраставших вагонопотоков, особенно в сезон усиленной подвозки хлебных грузов. Назрела необходимость расширения и усиления порта. Однако действующий порт, стесненная территория которого разместилась на узкой прибрежной полосе, ограниченной обрывистым склоном со стороны города, расширять было некуда. Поэтому в 1910 году собрание акционеров общества Владикавказской железной дороги принимает решение ассигновать 2,5 миллиона рублей на сооружение гавани-ковша на левом берегу Дона. Созданное в Ростове Управление работ по постройке гавани возглавил инженер А.П. Соколов. Проектом, одобренным в конце 1911 года Министерством путей сообщения, предусматривалось сооружение гавани-ковша глубиной 14-18 футов, причальной линией первой очереди длиной 200 саженей, железнодорожной сортировочной станции, рассчитанной на подачу к причалам до 300 вагонов в сутки.
Строительные работы начались в июле 1912 года. В Германии был заказан землесос на заводе Шихау с поставкой в Ростов-на-Дону. В Англии был закуплен 15-тонный паровой самодвижущийся кран. Из Сарепты в Ростов был переправлен по железной дороге один из двух принадлежащих дороге буксирных пароходов. С дорожных складов на стройку доставили три паровых центробежных насоса производительностью 5400 ведер в час, локомобиль и вагон-котел.
Грунт из котлованов и выемок перемещался в насыпи и оградительные валы вагонами, лошадьми и ручными тачками, а с весны 1913 года – с помощью землесоса.
Ростовский портовый элеватор «Ковш» является лидером мукомольно-элеваторной промышленности Юга России. История комбината неразрывно связана с донским заливом Ковш, на берегах которого предприятие работает с 1985 года. Название залива дало имя торговой марке продукции предприятия, отличающейся традиционно высоким качеством. На всем протяжении своей работы комбинат подтвердил приверженность высоким стандартам качества производства и реализации муки пшеничной хлебопекарной.
В структуру предприятия входят: мельничный комплекс мощностью переработки до 500 тонн зерна в сутки; кормоцех, позволяющий выпускать до 150 тонн гранулированных отрубей в сутки; элеватор с возможностью единовременного хранения 50 000 тонн зернопродуктов; собственный порт с возможностью обслуживания судов типа "река-море" водоизмещением до 5 000 тонн с погрузкой прямым вариантом и производственной мощностью линий 300 тонн зерновых, бобовых и масличных культур в час.
/data/files/y1554459172.jpg (1920x2560)6. Старинные швартовочные кнехты
О прежней торговой набережной напоминают большие кнехты, изготовленные на заводе Пастухова. Кнехт – это тумба, служащая для крепления швартовых тросов. Они отлиты еще в 1897 – 1899 годах по заказу купца Елпедифора Парамонова. Старинные кнехты стали настоящей ростовской достопримечательностью.
Никто в Ростове долгие годы не знал, насколько они большие и как глубоко «сидят» в земле. При реконструкции они были извлечены, и выяснилось, что они действительно гигантские – более двух метров каждый. На поверхности видна только их незначительная часть.
/data/files/o1554459184.jpg (900x675)7. Речной вокзал и гостиница «Якорь»
Речной вокзал Ростова-на-Дону – комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров речного транспорта. Вокзальный комплекс включает в себя здания пассажирского терминала и одиннадцатиэтажной гостиницы «Якорь», причальную стенку с пристанями. В пассажирском терминале находятся зал
ожидания, кассы, медпункт, кафе, магазины, офисы туристических агентств и супермаркет.
Гостиница Якорь является памятником советской архитектуры и одним из символов города. Гостиница изображалась на многих открытках города.
Комплекс зданий речного вокзала построен по проекту известного московского архитектора В. Кубасова, ростовского архитектора Ю. Алексеева и инженеров Н. Соколова и И. Мурованного в 1977 году. Силуэт пассажирского терминала динамично сочетает большие плоскости из стекла и бетона, сквозные галереи и переходные пандусы-трапы. Вытянутое по горизонтали здание образно перекликается с конфигурацией пассажирских теплоходов. Это мировосприятие усиливается тем, что одиннадцатиэтажная гостиница, входящая в комплекс речного вокзала, по замыслу авторов, должна напоминать капитанский мостик. Висящие на гигантских кронштейнах блоки по девять гостиничных номеров с трапециевидными боковыми стенами-пилонами создают впечатление лёгкости и динамичности.
/data/files/f1554459197.jpg (1440x1080)8. Памятник М.А. Шолохову
Памятник был установлен в мае 2000 года на набережной реки Дон. Город получил его в подарок от скульптора Н.В. Можаева. Памятник представляет собой фигуру писателя в полный рост.
Шолохов Михаил Александрович – крупный
советский прозаик, классик русской советской литературы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии, полковник запаса.
Родился Михаил Александрович 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской. Внебрачный сын казачки А.Д. Кузнецовой (1871-1942) и богатого мещанина А.М. Шолохова (1865-1925). В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил землю как «сын казака». Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – умение передать неуловимо точно все богатство эмоций людских – от безнадежной трагичности до неудержимого веселья.
/data/files/i1554459211.jpg (720x475)9. Скульптура «Ростовчанка»
В 1984 году на набережной появилась скульптура «Ростовчанка» – символ красоты ростовских женщин. Автор композиции – Анатолий Андреевич Скнарин. Он изобразил ростовчанку в образе юной девушки с распущенными волосами. Свободная, словно
ветер, она раскинула руки и подставила лицо лучам солнца. Есть мнение, что скульптор создал ростовчанку, взяв в качестве прообраза собственную супругу. Многие сравнивают ростовчанку с Афродитой: подобно богине любви она выходит из волн реки Дон. На постаменте вырезаны стихи Льва Ошанина.
Изначально скульптура была установлена лицом на восток, а у ног «Ростовчанки» находилась клумба. В процессе реконструкции набережной, начавшейся осенью 2013 года, в судьбе «Ростовчанки» произошли изменения: скульптуру развернули лицом к Дону, а у ног была создана фонтанная чаша.
/data/files/o1554459254.jpg (800x600)10. Скульптура «Нахаленок»
В 1982 году был установлен памятник Мишке-Нахаленку, персонажу донских рассказов М. А. Шолохова. Памятник представляет собой мальчишку, сидящего на плетне. «У огородного плетня остановился, крикнул, грозя поповичу кулаком: - Вот спрошу
у дедушки. Коли брешешь – не ходи мимо нашего двора! Перелез через плетень, к дому бежит» – пишет Шолохов в своем рассказе. Возможно, именно этими строками вдохновился скульптор композиции – Николай Васильевич Можаев.
/data/files/h1554459264.jpg (1000x669)11. Фонтан «Петровский»
Первый фонтан был открыт на этом месте в 2004 году. Затем была проведена масштабная реконструкция, полностью изменившая его облик. Открытый 30 июня 2012 года на ежегодном «Фестивале реки Дон», новый фонтан обладает рядом особенностей.
«Петровский» является единственным в Ростове-на-Дону фонтаном, не имеющим бассейна. Он не имеет аналогов в городе, поскольку является плоскостным: его чаша, из которой бьют 105 струй воды, располагается ниже уровня земли. На граните округлой площадки изображена роза ветров.
«Петровский» – поющий фонтан. Высота его струй меняется в зависимости от музыкального сопровождения. А в вечерние часы фонтан, оснащённый подсветкой, завораживает своей красотой. Благодаря современным компьютерным технологиям жители и гости города могут наблюдать необычные светомузыкальные представления. Он может демонстрировать более ста вариантов различных водопадов, а вечерами работает в цвето-музыкальном режиме. Управление «Петровским» фонтаном ведется с помощью компьютера.
Также это единственный в Ростове-на-Дону фонтан, специально предназначенный для купания. Такая возможность предусматривалась еще в ходе его проектирования.
/data/files/e1554459278.jpg (800x600)12. Скульптура «Дед Щукарь»
Этот памятник посвящен литературному герою произведения «Поднятая целина» М.А. Шолохова. Автор памятника – Н.В. Можаев, архитектор - В.И. Волошин. Идея создания скульптурной композиции возникла в 1980 году, после присвоения Михаилу Александро-
вичу Шолохову звания дважды Героя Социалистического Труда. Сама композиция была установлена осенью 1981 года.
Скульптура выполнена из бронзы в полный рост и изображает сухопарого старика-казака с курчавой бородкой и добродушным лицом, запечатлённого в момент приготовления ухи из воды, взятой с болотца. Дед Щукарь – Шолоховский персонаж, который все время попадал в разные истории. Прототипом персонажа в романе послужил Тимофей Тимофеевич Воробьев, живший в Гремячем Логе и возглавлявший бригаду плотников.
/data/files/a1554459292.jpg (960x719)13. Скульптурная композиция «Журавли»
Две гордые птицы сделаны из маленьких металлических пластин, что добавляет скульптуре особой неповторимости. Роза у ног птиц и дерево с замками сзади сразу наводит на мысль, что памятник символизирует любовь и верность, как напутствие новобрачным. Вот
только надпись у ног журавлей: «Живущий ныне сохрани мир на века» наводит на совсем другие размышления.
/data/files/v1554459308.jpg (600x450)14. Скульптура «Замковые деревья»
Многие молодожены считают, что традиция вешать замки на свадьбу существует вечно и имеет глубокие корни. На самом деле это не так: в начале XX века итальянским писателем был выпущен роман, в котором парень и
девушка клянутся друг другу в вечной любви и верности, стоя на мосту, после чего вешают цепь на столб моста и вешают на неё замок, ключи от которого выбрасываются в реку.
Замкнутый амбарный замок любви на свадьбе становится символом нерушимого союза, заключенного влюбленными в этот день. Ключ, которым его закрывают, выбрасывают в реку или просто вдаль, это делается для того, чтобы никто никогда не смог открыть этот замок и нарушить клятву, данную влюбленными.
В начале двухтысячных годов эта традиция пришла и в наш город. На набережной стихийно стали появляться десятки и сотни замков. Их периодически приходилось срезать. В 2014 году специально для замков любви были установлены «Замковые деревья». Таких деревьев установлено семь штук. Теперь именно на них молодожёны вешают замки любви.
/data/files/q1554459326.jpg (1280x848)15. Скульптура «Индустриальное сердце»
Эта скульптура создана из промышленного мусора и установлена в 2013 году. «Индустриальное сердце» символизирует ключевую роль донского региона в новой индустриализации юга России, была разработана Агентством инвестиционного развития Ростовской области для Международ-
ного инвестиционного форума «Сочи-2012»
/data/files/l1554459341.jpg (1920x2560)16. Булыжная мостовая 40х годов
Не меньший интерес вызывает брусчатка, на которой установлено «Индустриальное сердце». Она здесь не простая, а времен Великой Отечественной Войны, была заложена во время окончания ВОВ после проведения работ по восстановлению набережной. В укладке брус-
чатки участвовали немецко-фашистские военнопленные.
Во время реконструкции набережной в двухтысячных годах ее подняли из под асфальта и оставили как напоминание о трудных послевоенных годах и как историческую достопримечательность.
/data/files/a1554459360.jpg (1920x2560)17. Скульптура «Маша и медведь»
Эта скульптура установлена в 2016 году и представляет сюжет из известной русской народной сказки «Маша и медведь»:
«Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит: Сяду на пенёк, съем пирожок! А Машенька из короба: Вижу, вижу! Не садись на
пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке! - Ишь какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше.»
/data/files/w1554459375.JPG (700x465)18. Памятник М. Горькому
Алексей Максимович Пешков, использовавший псевдоним Максим Горький, трижды побывал на Дону.
Первый визит состоялся в 1891 году, в ходе пешего путешествия по России. Двадцати трёхлетний Пешков пришёл в Ростов и нанялся
в порту разнорабочим. Пьеса «На дне» была написана Горьким под влиянием воспоминаний о жизни в ростовской ночлежке.
Второй визит писателя в Ростов-на-Дону состоялся в 1928 году, проезжая на Кавказ он выступил с речью. Во время третьего визита, в конце лета 1929-го, писатель выступил с речью на митинге, встречался с ростовскими железнодорожниками, рабочими паровозоремонтного завода имени Ленина, был на строительстве Ростсельмаша.
В 1961 году на набережной был установлен памятник писателю. На памятнике Горькому вместе с фамилией-псевдонимом указаны настоящие инициалы, а не имя псевдонима Максим. Установлен этот памятник взамен памятника И. В. Сталину, который снесли под покровом ночи и на его место поместили скульптуру Горького, чем немало удивили местных жителей.
/data/files/x1554459389.jpg (850x566)19. Скульптура «Григорий и Аксинья»
Монумент работы скульптора Сергея Олешни создан по мотивам романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Композиция была установлена в июне 2013 года.
Скульптурная композиция иллюстрирует эпизод романа-эпопеи «Тихий Дон». Герои кни-
ги, влюблённые Григорий Мелехов и Аксинья Астахова, изображены сидящими в вёсельной лодке во время прогулки по Дону. Бронзовые фигуры шолоховских персонажей выполнены в натуральную величину.
Между героями есть и скамейка для туристов, желающих сфотографироваться. Нос лодки установлен на груде камней и приподнят, а асимметричное основание выполнено из бетона и облицовано плиткой.
/data/files/v1554459412.JPG (640x425)20. Кинотеатр «Прибой»
Здание было построено еще до революции. Тогда оно служило зернохранилищем купца Михаила Парамонова. После Великой Отечественной войны оно было сильно разрушено, городские власти приняли решение создать на его месте сезонный кинотеатр.
Строительство его было закончено в 1952 году. Новому кинотеатру дали название «Прибой», поскольку он расположен на берегу Дона. Здесь могли смотреть фильм одновременно 800 человек.
В 1976 году кинотеатр «Прибой» подвергся капитальной реконструкции под стереокинотеатр. Заменено было не только оборудование, изменился внешний облик здания. Появился второй этаж, в котором располагалась выставка произведений молодых художников. Примечательно, что в то время все кинотеатры в мире выдавали только моно звук, а в СССР уже в конце 60-х годов в стерео и широкоформатном кино был окружной шестиканальный звук. Так что неудивительно, что советская технология 3D съёмки и показа СТЕРЕО-70 была в 1991 году признана лучшей в мире (премия киноакадемии Оскар московскому институту НИКФИ за разработки в сфере стерео и голографического кино).
Однако, несмотря на свой культовый статус, кинотеатр давно уже не работает и с 90-х годов здание было выставлено на продажу.
В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года началась очередная реконструкция. Инвестор запланировал создать на первом этаже ресторан, а на втором – клубный комплекс. Таким образом, в будущем здание представит собой культурно-массовый центр. Площадь здания и его форма останутся прежними. Кроме того, инвестор намерен сохранить то же название – «Прибой».
/data/files/t1554459428.jpg (1920x1440)21. Ворошиловский мост
Ворошиловский мост является важным архитектурным элементом города. Связь с окружающим ландшафтом и сочетание с городской панорамой были продуманы авторами проекта. Стремительная горизонталь моста, являющаяся продолжением линии Воро-
шиловского проспекта, плавно переходит в линию насыпи левого берега, уходящей вдаль дороги. Живописный силуэт моста привлекает туристов и горожан. Благодаря плавной изогнутости линий пролетов, изящным и строгим опорам мост кажется легким и гармоничным. Протяженность моста составляет 620 метров, ширина – 12 метров, высота над рекой – 32 метра; под ним могут проходить речные суда всех типов.
Он был построен в 1961 – 1965 по проекту инженера Н. И. Кузнецова и архитектора Ш. А. Клеймана. Мост соединяет Ростов-на-Дону с трассой М-4. Своё название мост получил благодаря одноимённому проспекту, продолжением которого он является.
Возведение Ворошиловского моста завершило план послевоенной реконструкции набережной Дона, начатой в 1947 году. При сооружении моста впервые в мире были применены клеевые стыки. Бетонные блоки весом до 30 тонн каждый соединялись клеем. Это позволило не использовать сварные и болтовые соединения. Между П-образными опорами при помощи бустилатного клея были закреплены прямоугольные железобетонные полые блоки, а сквозь них протянуты стальные тросы, на которые и была нанизана вся конструкция.
Изначально Ворошиловский мост был рассчитан на эксплуатацию с пропускной способностью 19 тысяч машин в сутки. Однако с ростом числа автомобилей в городе увеличилась и нагрузка на конструкцию – до 48-50 тысяч единиц техники.
22 октября 2007 года в ходе планового осмотра моста была обнаружена трещина, вследствие чего мост был закрыт для всех видов транспорта, а затем и для пешеходов на неопределённое время.
Строительно-монтажные работы по реконструкции начались осенью 2013 года. C 11 августа 2015 года открыто рабочее движение по верховой (левой) части моста. До окончания 2017 года власти Ростова-на-Дону намерены реконструировать Ворошиловский мост, расширив его с двух полос до шести. Данного показателя планируется достичь строительством двух новых мостов на месте старого, с отдельным пролетным сечением на 3 полосы движения в одном направлении у каждого, внешне похожих на старый мост. Имеются некоторые различия в проекте – новые мосты имеют пролёты из стали, существенно расширен главный судоходный пролёт (для чего старые опоры посреди Дона демонтированы), уменьшено число опор в левобережной части.
Проектная пропускная способность моста-дублера – 66 540 автомобилей в сутки, ширина 36 метров, протяженность моста над водной преградой – 624 м.
/data/files/i1554459442.jpg (1920x1275)22. Скульптура «Дон Батюшка»
Бронзовая скульптура представляет собой представительного мужчину, богато одетого, как знатный князь. На высокое положение и обладание немалой властью намекают и предметы в его руках: в правой руке – держава, в левой – казацкая сабля. Сидит он на своеоб-
разном троне-волне и производит неизгладимое впечатление. Кстати, его тоже трут на счастье – отполированы до блеска держава, колени, носок левого сапога и рукоять сабли. Памятник установлен в 2013 году. Над его созданием трудился заслуженный художник России Сергей Михайлович Исаков
/data/files/c1554459456.jpg (600x450)23. Скульптурная композиция «Спорт»
Пожалуй, последний хорошо сохранившийся образчик бульварно-парковой скульптуры 1930-1950. Гипсовая скульптура установлена в городе после войны в 50-е годы прошлого века. Тогда, 60 с лишним лет назад, она была одной из первых скульптур восстановленной после
войны Ростовской набережной.
/data/files/y1554459472.jpg (1290x860)24. Скульптурная композиция «Художник»
Чтобы запечатлеть себя с работой Олега Кукушкина «Художник», достаточно всего лишь встать в раму. Портретист (прототипом которого является сам автор) стоит без постамента и творит на мольберте без холста, словно приглашая прохожих «дорисовать»
картину. Скульптура отлита из бронзы и установлена в 2013 году.
/data/files/q1554459488.jpg (375x500)25. Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову
Памятник русскому флотоводцу, командующему Черноморским флотом, командующему русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову открыт 16 сентября 2001 года. Скульптор – заслуженный художник РФ Анатолий Андреевич Скнарин. Инициаторами создания памятника стали члены Ростовского
суворовско-нахимовского клуба.
Русский адмирал Федор Федорович Ушаков посвятил жизнь служению русскому Черноморскому флоту. Он был мастером морских сражений, основоположником русской военно-морской техники, внес серьёзный вклад в развитие тактики парусного флота. За свою жизнь Ушаков не потерпел ни одного поражения в боях с неприятелем, не потерял ни одного корабля, ни один из матросов под его началом не попал в плен.
Путь Ушакова начался на Дону. Здесь он окончил Морской кадетский корпус. Молодым офицером служил в Донской (Азовской) флотилии под командованием адмирала А. Н. Синявина. Фёдору Фёоровичу предстояло охранять Азовское побережье, низовья Дона и крепость Азов от возможных нападений неприятеля.
5 августа 2001 года в православном Санаксарском монастыре Краснослободской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви прошла канонизация адмирала Федора Ушакова, как местночтимого святого Саранской и Мордовской епархии.
/data/files/v1554459504.jpg (1440x810)26. Парамоновские склады
Зерновые экспортные склады середины – конца XIX в. всем известны как «Парамоновские склады».
Самый старый корпус Парамоновских складов построен в середине XIX века, последний – в конце 1890-х годов. Строили
склады инженеры В. Якунин и Э. Шульман. Инженеры грамотно воспользовались уникальной природной особенностью данного места – родниками, круглый год бьющими со склона донского берега. Они собрали родниковую воду в желоба и пропустили эти желоба под складскими помещениями. И эта система желобов поддерживала в складах пониженную температуру, благоприятную для хранения зерна. Температура родниковой воды Парамоновских складов постоянна зимой и летом – 9°C.
Склады чудом уцелели во время бомбардировок времён Великой Отечественной войны. Хотя одна авиабомба всё-таки в них попала, нарушив систему водоохлаждения. Наиболее существенным разрушениям склады подверглись в эпоху их бесхозного существования. Одних только пожаров склады пережили не менее пяти. В период последних лет СССР склады использовались по прямому назначению, в них хранили цемент и стройматериалы.
В 1985 году Парамоновским складам был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения. Чуть позднее историческая постройка получила статус памятника федерального значения.
Все корпуса Парамоновских складов представляют собой на текущий момент руины, украшенные озёрами и водопадами родниковой воды, продолжающей бить ключами с береговых склонов. Благодаря постоянной температуре родников на руинах сложился свой микроклимат: практически весь год растёт зелёная трава.
В июне 2011 года по инициативе местных энтузиастов на Парамоновских складах была проведена акция по очистке от мусора. Эту акцию не поддержало Законодательное собрание Ростовской области, сочтя эту работу незаконной.
В июне 2012 года Кировский районный суд Ростова-на-Дону удовлетворил исковое заявление зампрокурора области к региональному Министерству культуры и ряду других организаций, в котором зампрокурора потребовал разработать проект зон охраны объекта культурного наследия «Парамоновские склады» и установить на него информационные надписи и обозначения. На территории памятника и по сей день продолжается складирование мусора и бытовых отходов.
В декабре 2013 года Министерство имущества Ростовской области одобрило проект развития и реконструкции Парамоновских складов. Согласно этому проекту, при реконструкции Парамоновских складов будут сохранены все строения, а на территории появится центр современного искусства.
23 декабря 2015 года стало известно, что Паромоновские склады могут полностью снести, а затем построить заново. При этом новый объект лишится естественного бассейна. Проведенная экспертиза показала, что все здания являются аварийными, подлежат демонтажу и воссозданию.
По последним данным на месте разваливающихся складов могут появиться несколько гостиниц, концертно-выставочный зал, спа-комплекс с апартаментами и ресторанный комплекс.
/data/files/r1554459523.jpg (1400x933)27. Ростов-Арена
Строящийся футбольный стадион предназначен для проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Предполагается, что после завершения чемпионата домашней командой станет «Ростов». Строительство осуществляется за
счёт средств Федерального бюджета и бюджета Ростовской области.
Вместительность нового стадиона – 45 000 человек.
Стадион расположен на левом берегу Дона, неподалеку от Гребного канала. Ростовский стадион выделяется среди остальных оригинальным архитекторским решением. Северная трибуна будет открытой, а за ней откроется красивый вид на реку Дон. Согласно проекту, представленному 13 мая в Москве, ростовский стадион будет отвечать всем базовым требованиям ФИФА.
Для постройки стадиона в 2013 – 14 годах было намыто песчаное основание.
В июне 2015 года была завершена забивка свай в основание стадиона и начато возведение трибун. В июле 2015 года начаты работы по устройству железобетонных конструкций надземной части арены.
В июле 2016года завершены работы по устройству железобетонной чаши стадиона. На ноябрь 2016 года полностью завершен монтаж несущих конструкций кровли, построена котельная.
9 июня 2017 года правительство Ростовской области объявило, что строительная готовность стадиона составляет 80%.
/data/files/g1554459547.jpg (700x525)28. Скульптура «Разин с дружиной»
Памятник Степану Разину появился на набережной Ростова-на-Дону 5 июня 1972 г. Прообразом ростовского памятника стала деревянная модель, выполненная народным художником СССР, скульптором С. Конёнковым. Спустя год после его смерти архи-
тектор Л. Лобан воплотил замысел в бетонной скульптурной композиции, в которую, кроме самого атамана, входят верная дружина Стеньки и персидская княжна. Часть бетонного постамента, на котором стоят фигуры, выдаётся вперёд подобно носу речной ладьи атамана.
Идея создания памятника взята из русской песни «Из-за острова на стрежень», обыгрывающей реальный исторический сюжет. После сражения с шахским флотом в плен к казакам попала персидская княжна. Как гласит легенда, чтобы избежать раздоров в дружной ватаге, Стенька Разин после свадьбы бросил её в Волгу.
Бетон не самый подходящий материал для скульптурных композиций, за прошедшие годы фигуры сильно исказились, но это не мешает оценить замысел художника. Ростовская скульптура воспевает и поэтизирует вольницу донского казачества, суровый характер отважного атамана, его могучую, непреклонную волю, мужество преданных дружинников, трагическую обреченность сидящей в их окружении красивой и нежной княжны-персиянки.
/data/files/m1554459564.jpg (1920x2560)29. Памятник пограничникам
В мае 2012 года здесь был заложен памятный камень, сообщающий о скором появлении памятника. Монумент «Пограничникам всех поколений» установлен на месте традиционных встреч ветеранов-пограничников в октябре 2014 года. Автором эскизного проекта стал известный ростовский скульптор Давид Бегалов. По мнению самих пограничников, его
работа отражает историю и традиции пограничных войск. Памятник, облицованный зеленым гранитом, представляет собой плиту, на которой изображены три фигуры стражей границ, защищавших отечественные рубежи в разные времена, включая ратника царских времен, советского и российского пограничников. На обратной стороне скульптуры размещена карта России с учетом присоединения Крымского полуострова, и нанесена надпись: «Граница России священна и неприкосновенна».
Памятник создавался по инициативе совета ветеранов-пограничников Ростова-на-Дону и Ростовской области на средства ветеранов пограничных войск.
/data/files/z1554459579.jpg (1024x680)30. Скульптурная композиция «Рак»
Скульптурная композиция "Рак" является одной из скульптур, которые были установлены на набережной летом 2013 года в качестве оригинального украшения любимого места отдыха ростовчан и гостей города. Эта скульптурная композиция – подарок Ростову-
на-Дону от ООО "Ростовский порт". Рак увековечен в бронзе на набережной не случайно, именно эти обитатели водной среды являются брендом нашего города, в котором вареные раки – местное «национальное» блюдо. Именно вареными раками ростовчане кормят всех приезжих звезд, политиков, писателей и прочих гостей города.
/data/files/q1554459593.jpg (850x637)31. Скульптурная композиция «Рыбак»
Скульптура «Рыбак» установлена летом 2013 года. Она стала подарком горожанам от банка «Центр-инвест». Авторами бронзовой скульптурной композиции стали скульптор Исаков С.М. и архитектор Дворников Ю.Я. Скульптура изображает рыбака, тянущего свою
добычу из пучины донских вод. Место установки выбрано не случайно – именно на этом участке набережной собираются местные рыбаки и закидывают свои удочки в Дон.
/data/files/e1554459607.jpg (700x525)32. Комплекс памяти «Павшим работникам завода «Красный Дон» в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Комплекс создан в 1950х годах. На постаменте трехлепестковой металлической стелы укреплен барельеф с изображением лица и кисти руки солдата, сжимающего приклад винтовки. На постаменте стелы выбиты трид-
цать фамилий работников предприятия, погибших в боях Великой Отечественной войны.
Источники:
http://ruscarts.ru
http://www.mytravelnotes.ru
http://www.rodb-v.ru
http://www.sholokhov.ru
http://www.voopiik-don.ru
https://life-routes.ru
https://ru.wikipedia.org
https://www.rutraveller.ru/place/77265
Ростов-на-Дону / Л. И. Усачева. – Ростов-н/Д, 2006
Ростов-на-Дону. Город у Тихого Дона: Краеведческие очерки / Г. Беленький. – Ростов-н/Д, 2005
Ростовские байки и легендарные истории / Л. Волошинова – Ростов-н/Д, 2016
У нас художники и рыбаки теперь в металле у реки / Н. Самойлова // Вечерний Ростов. – 2014. – 14 января
Улица Береговая // Вечерний Ростов. – 1981. – 29 мая
Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События: Ленинский район / сост. Ю. А. Бибиков, Е. Ю. Бибикова. – Ростов-н/Д, 2008