Производственное занятие на тему «Техника безопасности и охрана труда при работе на персональном компьютере. Порядок включения и выключения ПК»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 69
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Производственное занятие
Профессия: 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов»
Учебная дисциплина
«Производственное обучение»
Тема занятия: «Техника безопасности и охрана труда при работе на персональном
компьютере Порядок включения и выключения ПК».
Методическая цель: Использование учебного оборудования (персональных компьютеров) с целью стимулирования познавательной деятельности, уважительного отношения к избранной профессии. Использование электронных средств обучения (интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор BENQ), для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Разработал: мастер производственного обучения
Малинин Павел Анатольевич
Рассмотрен на заседании методической комиссии.
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол №____ от «___» _____________ 2024 г.
Председатель МК _______________ Головин В.И.
Тип занятия: Объяснение нового материала с выполнением практической работы.
Методы: словесный (рассказ), наглядный, практическая работа.
Формы работы обучающихся: фронтальная.
План занятия:
Организационный момент.
Изучение нового материала
Практическая работа
Итог занятия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – научить безопасное включение, выключение, перезагрузка ПК
Метапредметные – изучить условия труда пользователя, работающего на персональном компьютере:
Личностные – объяснить назначение операции перезагрузки, довести требования правил охраны труда и техники безопасности при работе с вычислительной техникой. Довести правила ТБ и ОТ, внутреннего распорядка, продемонстрировать порядок включения и выключения ПК.
Продолжительность занятия 6 часов.
1. Организационная часть
а) Проверить списочный состав группы и причины отсутствия учащихся.
б) Готовность учащихся к занятиям. 13.20-13.30
2. Основная часть
а) Теоретические часть: 13.30 - 14.45
б) Практическая часть:14.55-15.40 и 18.15 – 19.00
в) Ответы на тесты 19.10-20.00
3. Заключительная часть
а) Подведение итогов. 20.10-20.40
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА ПРИ РАБОТЕ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ
Основным нормативным документом по охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой, является Трудовой кодекс Российской Федерации. В статье 214 прописаны обязанности работодателя в области охраны труда, обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
Требования по электрической безопасности. Персональный компьютер — электроприбор. От других электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.
Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).
Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.
Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.
Особенности электропитания системного блока. Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК — это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например, при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера — источник повышенной пожарной опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.
Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем со временем накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один-два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Необходимо также производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.
Система гигиенических требований. Слайд №1, №6. Длительная работа с компьютером может приводить к ухудшению состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениями гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияют как на общее психофизиологическое состояние организма, так и на органы зрения.
Требования к видеосистеме. В прошлом монитор рассматривали в основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. В настоящее время такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, т. е. всей видеосистемой в целом.
Монитор компьютера должен удовлетворять следующим международным стандартам безопасности ЕРА Energy Star VESA DPMS:
- по уровню электромагнитных излучений — ТСО 95;
- по параметрам качества изображения (яркость, контрастность, мерцание, антибликовые свойства и др.) — ТСО 99. Согласно этому стандарту монитор должен поддерживать три энергосберегающих режима: ожидание (stand-by), приостановку (suspend) и «сон» (off). В режиме ожидания изображение на экране пропадает, но внутренние компоненты монитора функционируют в нормальном режиме, а энергопотребление снижается до 80 % от рабочего состояния. В режиме приостановки, как правило, отключаются высоковольтные узлы, а потребление энергии падает до 30 Вт и менее. В режиме «сна» монитор потребляет не более 8 Вт, а функционирует у него только микропроцессор. При нажатии любой клавиши клавиатуры или движении мыши монитор переходит в нормальный режим работы.
Узнать о соответствии конкретной модели данным стандартам можно в сопроводительной документации. Для работы с мониторами, удовлетворяющими данным стандартам, специальные защитные экраны не требуется.
На рабочем месте монитор должен устанавливаться таким образом, чтобы исключить возможность отражения от его экрана в сторону пользователя источников общего освещения помещения.
Расстояние от экрана монитора до глаз пользователя должно составлять от 50 до 70 см. Не надо стремиться отодвинуть монитор как можно дальше от глаз, опасаясь вредных излучений (по аналогии с телевизором), потому что для глаза важен также угол обзора наиболее характерных объектов.
Важным параметром является частота кадров, которая зависит от свойств монитора, видеоадаптера и программных настроек видеосистемы. Для работы с текстами минимально допустимой является частота кадров 72 Гц. Для работы с графикой рекомендуется частота кадров от 85 Гц и выше.
Правила эксплуатации персонального компьютера. Порядок включения и выключения компьютера.
Проверка напряжения сети. Слайд №2. Перед первым включением компьютера следует проверить, соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан компьютер (многие компьютеры могут работать при разном входном напряжении, например 220 и 110 В). При необходимости надо установить переключатель напряжения на компьютере в соответствующее положение. На задней панели системного блока (рис. 1.5) обычно имеется кнопка включения/выключения блока питания (БП), она должна быть в положении «включено».
Защита от недостатка электропитания. Слайд № 3 Проблема скачков напряжения в сети становится все более актуальной в связи с увеличением количества используемой бытовой электротехники. В большинстве случаев причиной выхода техники из строя становится повышенное напряжение в сети, т. е. избыток электроэнергии, вызванный ее неравномерным потреблением. Кроме того, причинами возникновения перенапряжений могут быть обрывы сетевого провода или грозовые разряды вблизи линий электропередач (в связи с этим рекомендуется отключать электробытовую технику во время грозы).
В настоящее время наиболее действенными способами борьбы с перепадами напряжения в сети является использование современных технических средств, таких как стабилизаторы сетевого напряжения и источники бесперебойного питания (ИБП). При работе на компьютере или оборудовании, отключение которого является недопустимым (например, в больницах), необходимо устанавливать источник бесперебойного питания (ИБП), который не только защитит электроприборы от скачков напряжения, но и позволит продолжить его работу при отключении электроэнергии.
Хотя встроенные в компьютеры блоки питания, преобразующие напряжение электросети в низковольтное напряжение (±12 и ±5 В), достаточно устойчивы и работают даже при понижении или повышении напряжения на 10—15%, они далеко не всегда обеспечивают безопасность компьютеров и их устойчивую работу. Поэтому в большинстве случаев имеет смысл использовать вместе с компьютером средство защиты от недостатков электропитания: сетевой фильтр, стабилизатор, ИБП.
Включение компьютера. При включении компьютера следует помнить основное правило: сначала включаются все периферийный (внешние) устройства, а затем включается сам компьютер.
При подаче питания процессор первоначально обращается к микросхеме ПЗУ для запуска программы, инициализирующей работу компьютера. В этот момент на экране монитора появляется сообщение о версии BIOS. Процедура инициализации запускает процедуру POST (Power-On Self-Test), выполняющую самотестирование базовых устройств. Первоначально на экране по-; является сообщение Memory Test и указание объема проверенной памяти компьютера.
При отсутствии сбоя в оперативной памяти или других устройств происходит обращение к микросхеме CMOS, в которой записаны данные, определяющие структуру и настройки устройств, входящих в состав системной платы. На экране монитора эти данные отображаются в таблице System Configuration. Установив параметры жесткого диска, компьютерная система обращается в его системную область, находит там загрузчик операционной системы и начинает ее загрузку. При этом на экране выводится сообщение Starting и тип операционной системы. Далее работа с компьютером выполняется под управлением операционной системы.
Управление режимами энергопотребления. Слайд № 4. Усовершенствованные операционные системы обладают функциями, которые отслеживают работу системы и отключают некоторые элементы с высоким энергопотреблением, когда они не используются (переводят их в режим ожидания), после чего переводят систему в спящий режим (режим простановки) с низким энергопотреблением, если бездействие продолжается. В дополнительном режиме снижения энергопотребления (спящем режиме) содержимое ОЗУ записывается в файл на жестком диске, после чего система полностью выключается. Во время перезапуска системы функция считывает содержимое файла спящего режима обратно в память, и обычная работа возобновляется с места своего приостановка.
Рассмотрим в качестве примера режимы энергосбережения операционной системы Windows 7. Она имеет схему управления питанием — набор аппаратных и системных параметров, с помощью которых осуществляется управление процессом потребления электроэнергии компьютером. Схемы управления питанием можно использовать для экономии потребляемой электроэнергии, повышения производительности компьютера или для обеспечения баланса между тем и другим.
Спящий режим — это режим пониженного потребления электроэнергии, который позволяет быстро возобновить работу в режиме обычного потребления энергии (обычно в течение нескольких секунд) по требованию пользователя. Перевод компьютера в спящий режим напоминает нажатие кнопки Пауза на проигрывателе DVD: компьютер немедленно останавливает все операции и в любой момент готов к продолжению работы.
Кроме того, восстановление из спящего режима происходит значительно быстрее, чем обычная загрузка, что позволяет экономить заряд батарей переносных компьютеров. При разрешении использования спящего режима в корневой папке раздела, на котором установлена система, создается скрытый файл hiberfil.sys. Его размер равен размеру оперативной памяти: в этот файл сохраняется память системы при переходе в спящий режим. Если попытаться удалить этот файл, система выдаст сообщение: «Не удается удалить hiberfil — файл используется другим пользователем или программой». Если запретить использование спящего режима, этот файл будет удален автоматически. Перевести компьютер в спящий режим вручную можно с помощью кнопки Спящий режим (для отображения этой кнопки нажмите shift) окна «Выключить компьютер» или используя команду из меню Завершение работы диспетчера задач Windows.
При переходе в спящий режим все открытые документы и параметры сохраняются в памяти и компьютер переходит в режим пониженного потребления электроэнергии, а при переходе в режим гибернации все открытые документы и программы сохраняются на жестком диске в файле hiberfil.sys, после чего компьютер выключается. Из всех энергосберегающих режимов, используемых в ОС Windows, для поддержания режима гибернации требуется наименьшее количество электроэнергии. Если в течение длительного промежутка времени не планируется использовать ноутбук и нет возможности подзарядить батарею, рекомендуется перевести ноутбук в режим гибернации.
Уход за компьютером. Слайд № 5. Компьютер, как и любой другой электрический прибор, требует ухода. Один из главных врагов компьютера (и здоровья пользователя). Загрязнение системного блока пылью может привести к серьезным негативным последствиям. Являясь проводником, пыль может замкнуть контакты и привести к сгоранию какого-либо компонента. Кроме того, оседая на лопастях вентилятора, пыль повышает трение лопастей о воздух, что, в свою очередь, приводит к повышению температуры воздуха, предназначенного для охлаждения системы. Вследствие этого могут перегреться и выйти из строя составляющие компьютера
Для удаления части компьютера нужно протирать специальными салфетками, одни из которых предназначены для пластмассовых поверхностей (корпус, клавиатура и т. п.), а другие — для стекла. Не следует протирать компьютер влажной тканью — есть риск не только повреждения, например поверхности экрана, но и попадания воды внутрь, что может привести к серьезным последствиям.
Нагреваясь на поверхности пластмассовых деталей, пыль выделяет в воздух много вредных веществ, которые вдыхает человек. В связи с этим корпус монитора (но не экран) нужно периодически протирать. Экран монитора очень чувствителен к механическим повреждениям. Для очистки экрана следует использовать специальные салфетки. Для протирки мониторов нельзя применять спирт — может испортиться антибликовое покрытие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Организация рабочего места пользователя ПЭВМ.
Цель занятия: изучение рабочего места пользователя персонального компьютера.
Время выполнения: 20 мин.
Порядок работы
1. Измерьте размеры рабочей поверхности стола а и b (рис. 1.2), высоту h, пространство для ног с (рис. 1.3). Запишите результаты в тетрадь.
2. Проверьте расстояние монитора от глаз (рис. 1.4). Запишите результат в тетрадь.
3. Проверьте соответствие рабочего кресла гигиеническим требованиям при организации рабочего места пользователя ПЭВМ: наличие регулировки по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстояние спинки от переднего края сиденья. Запишите результаты в тетрадь.
Рис. 1.2. Измерение длины и ширины стола
Рис. 1.3. Измерение высоты стола и высоты подставки для клавиатуры
4. Вычислите площадь и объем рабочего места пользователя ПЭВМ. Запишите результаты в тетрадь.
5. Сделайте вывод о соответствии рабочего места санитарно-гигиеническим требованиям (см. табл. 1.1 и табл. 1.2).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Порядок включения и выключения компьютера.
Цель занятия: приобретение навыков корректного включения и выключения компьютера, получение сведений о конфигурации системы.
Время выполнения: 45 мин.
Порядок работы
1. Проверьте напряжение сети. Проверьте соответствие напряжения в сети тому, на которое рассчитан компьютер (220 или 110 В). При необходимости установите переключатель напряжения на компьютере в правильное положение. Запишите в тетрадь рабочее напряжение компьютера.
2. Установите защиту от перепадов напряжения в сети. Запишите в тетрадь тип и модель устройства защиты от перепадов напряжения, через которое включен компьютер.
3. Включите компьютер. Если компьютер подключен через источник бесперебойного питания (БП), то надо перевести его в режим подачи напряжения на компьютер. Если же компьютер подключен через стабилизатор напряжения, надо включить этот стабилизатор. После этого необходимо включить принтер, включить монитор компьютера, включить внешние устройства, с которыми вы хотите работать (внешний модем, сканер, внешний дисковод для магнитооптических дисков и т.д.); включить компьютер (переключатель на корпусе компьютера должен быть в состоянии On).
Запишите в тетрадь названия устройств, которые вы включили в порядке их включения.
После этого на экране компьютера появятся сообщения о ходе работы программ проверки оборудования компьютера и начальной загрузки операционной системы компьютера. Для наблюдения и фиксации сообщений, отображаемых на мониторе в процессе запуска, используйте клавишу [Pause / Break] (она приостанавливает загрузку). Для продолжения запуска используйте клавишу [Enter] или [Esc].
4. Определите конфигурацию компьютера при запуске. Зафиксируйте версию BIOS, объем оперативной памяти. Данные, определяющие состав компьютерной системы и ее настройки, на экране монитора отображаются в таблице System Configuration. Приостановив запуск с помощью клавиши [Pause / Break], изучите таблицу и установите количество жестких дисков и их объем; количество дисководов на гибких магнитных дисках и их параметры; количество и тип портов; тип микросхем, размещенных в банках памяти.
Продолжите запуск клавишей [Enter] или [Esc]. To же самое можно увидеть при входе в BIOS. При начальной загрузке компьютера нажмите [Delete] (при надписи «Press Del to enter setup»). Просмотрите информацию об оперативной памяти, жестких дисках и процессоре
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назовите характеристики работы процессора.
2. Назовите способы повышения быстродействия компьютера.
3. Какие существуют различия между спящим режимом, режимом гибернации и гибридным спящим режимом?
4. Как перевести компьютер в один из режимов?
5. Почему в меню завершения работы может отсутствовать команда Сон или Гибернация?
6. Если не используется гибернация, как ее выключить, чтобы удалился файл hiberfil.sys? Как включить гибернацию?
7. Если компьютер самостоятельно выходит из спящего режима/ гибернации, как это исправить?
8. Как вы считаете, почему нельзя закрывать вентиляционные отверстия вокруг корпуса компьютера?
9. Как часто надо делать влажную уборку компьютера?
10. Почему вредна пыль, скапливающаяся внутри системного блока и деталей компьютера?
11. Почему при уходе за компьютером нужно отключать внешний источник питания?
12. Перечислите меры, которые помогут защитить компьютер от перебоев электрического напряжения.
13. Какие методы оптимизации файловой системы компьютера вы знаете?
14. Как проверить диск на наличие ошибок?
15. Почему нужно периодически удалять старые ненужные файлы с компьютера, проводить чистку файловой системы?
16. Для чего нужно проводить дефрагментацию диска?
17. Влияет ли организация рабочего места пользователя ЭВМ на его здоровье и самочувствие?
18. По существующим нормам необходимо делать перерывы при работе за компьютером после каждого часа работы. Какие?
19. Какие параметры окружающей среды необходимо обеспечивать на рабочем месте при работе на компьютере и в компьютерном классе.
20. По каким параметрам определяют соответствие рабочего места пользователя ПЭВМ существующим нормам и правилам?
Анализ занятия.
Обучения по теме: «Техника безопасности и охрана труда при работе на персональном компьютере. Порядок включения и выключения ПК». На занятии присутствовало 20 учащийся. Отсутствовавших нет. Занятие, включало; изучение нового материала с использованием электронных средств обучения (интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор BENQ) и практическую работу с использованием персонального компьютера.
Условия труда пользователя, работающего на персональном компьютере. На задаваемые вопросы были подготовлены примерные ответы обучающихся. Задача состояла в том, чтобы ответы отражали сущность задаваемого вопроса.
При изложении нового материала каждый вопрос объяснялся с применением электронных средств обучения (интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор BENQ).
Для полного усвоение темы, была проведена практическая работа с использованием персональных компьютеров.
При закреплении нового материала было предложено подготовить ответы на тесты, которые были розданы каждому обучающемуся. По результатам тестирования: оценку 5 получили 11- обучающихся, 4 – 4 обучающихся, 3- 5 обучающихся. Считаю, что поставленные цели занятия достигнуты. Использование электронных средств обучения дало положительный результат.
Мастер производственного обучения ____________ П.А. Малинин
Слайд №1 |
Слайд №2 |
Слайд №3 |
Слайд №4 |
Слайд №5 |
Слайд №6 |
|
Список используемой литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. А.В. Остроух «Ввод и обработка цифровой мультимедийной информации» - учебник
3. А.В. Курилова «Ввод и обработка цифровой информации Практикум»,