12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коробейникова Тамара Сергеевна17

Профилактика школьной неуспешности

Прокрастинация

Многие из учителей – классные руководители. И анализируя занятость своего класса во внеурочное время, даже без всяких исследований, мы видим большую разницу между детьми.

Но лень никто не отменял. Никто также не отменял прокрастинацию (склонность откладывать дела, приводящая к психологическим проблемам). Некоторые о ней даже не слышали. С каждым годом количество подростков подверженных прокрастинации всё больше.

Согласно последним исследованиям, 25 из 60 учеников постоянно откладывают важные и срочные дела. Почему школьники прокрастинируют? Первое, что приходит в голову - лень и отсутствие мотивации, но это не так. Джозеф Феррари, профессор психологии и один из ведущих исследователей прокрастинации, назвал три главные причины: нерешительность, страх критики и удовольствие от работы в сжатые сроки.

Прокрастинация может стать проблемой, когда превращается в привычку. Ученики, которые постоянно откладывают задания, выполняют их хуже и получают низкие оценки. Как следствие - стресс, тревога, чувство вины.

И в решении данной проблемы очень важен союз: школа (психолог) – родители – ребенок – классный руководитель и класс – учителя предметники.

Почему именно первым я поставила психолога. Именно данный специалист нам поможет найти саму суть проблемы. С чего всё началось. И он же даст первые рекомендации к дальнейшим действиям.

Родители, обстановка в семье первоочередно формируют личность, с которой мы встречаемся в школе. И изменения внутри семьи также наносят изменения в личности ребенка.

Классный руководитель и класс – те люди, которые чаще всего узнают о проблеме первыми и либо забьют тревогу, либо не обратят внимание.

Часто учителя-предметники передают информацию о том или ином ученике, ставят клеймо. И здесь важно, чтобы учителя были готовы к переменам и не припоминали о прошлых проблемах, если ребенок пытается исправиться.

Ну и, конечно же, сам учащийся. Если ребенок сам не захочет измениться, не будет делать шаги, то весь союз рушится.

Как мы можем помочь? Интернет дает такие варианты для учителя:

Научите ребят управлять временем

Поделите большой проект на части

Дайте четкие инструкции и примеры

Сделайте задание увлекательным

Объясните важность задания

Помните о нагрузке

Поддерживайте учеников

Придерживайтесь сроков

Напоминайте про сроки 

Награждайте учеников 

Бесспорно, что эти советы рабочие. Особенно для работы с классами постарше. Но нам часто приходится действовать по интуиции. Нам помогает наш собственный опыт и опыт наших коллег.

Мы все понимаем, чем старше дети, чем труднее их «переделать», научить работать по-новому. Важно начинать с более ранних классов. Для меня помощью стали учительские конкурсы. Идеи про ЛЭП-буки, кроссворды, видеомонтаж, платформы.

А как же решение проблемы? Чтобы подросток не впал в прокрастинацию, важно создать условия, чтобы она даже не началась. Всё новое – хорошо забытое старое:

Главное соблюдать режим дня.

Родители должны помнить, что гормональные изменения никто не отменял. И помочь ребенку. Даже обращаться к медицине.

Ребенку должны быть созданы условия, чтобы он не боялся ошибиться. Как дома, так и в школе.

Иногда даже доброе слово, «жилетка для слез» или просто свободные уши также могут решить проблему.

Из своего опыта: в седьмом классе создавала «письма счастья». Каждому ученику дается список класса. Необходимо напротив каждого из одноклассников написать 1-3 положительное качество. После данные анализируются. Формируется письмо: В письме пишутся положительные качества, перечисленные одноклассниками, с указанием цифры (сколько раз оно написано). Письма отдаются лично в руки. Можно подписать какими-то добрыми словами.

Сейчас, работая с пятыми классами, я использую творческие подходы. Рисунки, кроссворды по пройденным темам. С одного из конкурсов «Учитель здоровья» мне очень понравилась идея про лэп-буки. Мы делали впервые. Дети не всё уловили. Вносили что-то своё. Но изучение и закрепление материала стало интереснее. Когда детям даешь право выбора, то можно и у них поучиться. Например, анимация.

Мы учителя физической культуры. Мы понимаем, наверное, больше других педагогов насколько важно ребенку быть подвижным, эмоционально открытым, упорным в достижении цели. И хоть наш предмет часто отодвигают на задний план, но именно наш урок помогает разогнать по крови адреналин и лишний кортизол и безопасно с помощью физической нагрузки справиться с ними.

А когда организм работает полным ходом, то и прокрастинации места нет.

Спасибо за внимание.

Опубликовано


Комментарии (1)

Бобровницкая Виктория, 22.05.24 в 13:47 0Ответить Пожаловаться
Интересно, познавательно, емко
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.