Электронный буклет для детей «Важные вопросы – нужные ответы. Прокрастинация в юношеском возрасте»
Электронный буклет для детей «Важные вопросы – нужные ответы. Прокрастинация в юношеском возрасте»
Лескович Наталья Валерьевна
Педагог дополнительного образования
БОУ ДО г.Омска «ДДТ ОАО»
БОУ г.Омска «Инженерно-технологический лицей № 25»
Прокрастинация (лат. "pro" - "вместо" и "crastinus" - "завтрашний") – откладывание выполнения нужных дел "на потом". Человек остается активным, но направлен на малозначимые или совсем бессмысленные занятия.
Прокрастинация свойственна огромному количеству людей. Сознание человека зачастую уклоняется от действий, связанных с затратами энергии. Например, человек заходит в социальные сети, где общается с друзьями, играет в игры и отвлекается на незначительную для него информацию, вместо того чтобы выполнять более важные задачи. А далее, понимая, что все сроки уже прошли, что откладывать выполнение жизненно важной задачи уже нет возможности, человек пытается сделать всё важное за короткий период времени. Это, как правило, негативно сказывается на качестве проделанной работы.
Когда прокрастинация является некой привычкой для человека, это становится серьёзной преградой на пути к личностному росту и успешным взаимоотношениям в обществе.
Прокрастинация - серьезная психологическая проблема, ее изучение является важным, так как, откладывая дела на потом, мы снижаем качество и количество сделанного. Нам приходится делать все в последний момент, и неизвестно, что может из этого получиться. Портится настроение, возникает стресс, который плохо влияет на здоровье.
Юношескому возрасту соответствует период от 15 – до 19 лет. Ведущая деятельность в юношеском возрасте - учебно-профессиональная, этот период связан с обучением в старших классах школы или студенчеством.
Однако способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения развита у молодых людей не в полной мере. Прокрастинация является частью жизни лиц юношеского возраста, и она становится проблемой, вызывая тревогу из-за приближения срока сдачи невыполненной работы. Кроме того, последствиями прокрастинации может быть потеря продуктивности и чувство вины за невыполненные обязательства.
Рекомендации по борьбе с прокрастинацией:
1. Прежде всего, нужно осознать, что у вас существует данная проблема.
2.Чтобы осуществить своё намерение, нужно твёрдо обозначить цель и разделить ее на более мелкие составляющие - задачи.
3.Известно, что деятельность не осуществляется, если нет мотивации. В любой, даже самой неинтересной работе можно найти то, что понравится человеку.
4.Усилие воли необходимо в любом деле. Потренируйте себя, начав с простого задания (например, утренняя гимнастика, которая должна выполняться каждый день в одно и то же время).
5. Часто дела откладываются на потом из-за нежелания иметь трудности. Нужно бороться с причиной данного состояния, например, поощряя себя за выполнение шагов к намеченной цели.
6. Очень полезно изучить различные приёмы таймменеджмента. Можно использовать наглядную запись запланированных дел и распределять их по степени важности.
7. Научитесь равномерно распределять свои усилия в процессе деятельности.
8. Не забывайте выделять время для периодов отдыха.
9. Не стоит долго обдумывать предстоящую деятельность, так вам будет сложнее её начать.
10. Перед тем, как приступить к выполнению сложных заданий, вспомните свой удачный прошлый опыт.
Литература для учащихся:
Стоит обратить внимание на следующие произведения:
• «Не откладывай на потом: либо сейчас, либо — слишком поздно!», Т. Хокинс;
• «Легкий способ перестать откладывать дела на потом», Н. Фьоре;
• «Нет прокрастинации!», Л. Бабаута.