Доклад «Пропедевтика как основа дополнительного образования»
ДОКЛАД
НА АВГУСТОВСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
2023 год
на тему:
«ПРОПЕДЕВТИКА КАК ОСНОВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Секция: Дополнительное образование
Подготовила:
Антипова Инна Владимировна- педагог дополнительного образования СЮТ
Пропедевтика как основа дополнительного образования
Пропедевтика — предварительный вводный курс, позволяющий кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами, которые предстоит более глубоко и систематично усвоить в дальнейшем.
Дополнительное образование является хорошей средой для развития детей различного возраста. Выстраиваемый образовательный процесс в объединении основывается на основе добровольности в условиях получения желаемого успеха. Успех каждого ребенка в процессе обучения дополнительным образованием особенно если это техническое творчество, казалось бы, очень затруднительно поскольку в образовательном процессе очень четко прослеживаются межпредметные связи с такими предметами как алгебра, геометрия, физика, химия которые детям очень тяжело усваивать в школе. Но, несмотря на это в дополнительном образовании дети легко усваивают такие темы как аэродинамика, вводный курс по электричеству и свойству света, знакомятся с веществами и их свойствами и т.д. В чем причина? Казалось бы темы по точным наукам и законы математики и физики одни и те же, а результат освоения разные. На мой взгляд, здесь две причины. Первая причина это право на ошибочное мнение, в дополнительном образовании ребенок может иметь свое мнение даже ошибочное и в процессе общения прийти к правильному, без угрозы получения двойки в журнал, именно это и является сильнейшим эмоциональным барьером восприятия информации и демонстрации своих знаний. Вторая причина, это то, что в дополнительном образовании нет сложных или легких тем для изучения. Темы в общеразвивающей программе выстроены от простого к сложному, но педагог никогда не говорит и ни когда не акцентирует внимание обучающихся, что мы сегодня будем изучать тяжелую тему или легкую тему, для детей не существует легких и тяжелых тем для восприятия, это взрослые дают установку детям о сложности материала. По моим наблюдениям обучающиеся при изучении тем совершенно одинаково воспринимают все темы. И в этом очень большую роль играет пропедевтическая учебная деятельность, которая очень гармонично интегрировалась в образовательный процесс. Пропедевтическая деятельность, в условиях дополнительного образования в частности при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы объединения проводится как правила с применением творческого потенциала обучающихся. Очень хорошо описал пропедевтику
И.П. Лобанок, он выделил виды, форму, частоту. Виды пропедевтики: точечная пропедевтика, эпизодическая пропедевтика, перспективно-опережающее обучение.
Точечная пропедевтика – это изучение некоторого материала или понятия на пропедевтическом уровне на отдельно взятом занятии до основного изучения этого материала.
Эпизодическая пропедевтика – это изучение материала или понятий на протяжении ряда занятий до основного изучения этого материала.
Перспективно-опережающее обучение – это пропедевтическое изучение материала задолго до его изучения по плану параллельно с основным материалом.
При рассмотрении вопроса пропедевтики можно выделить различную степень удаленности во времени пропедевтического материала от момента его первичного изучения.
Пропедевтика бывает ближней, средней и дальней. Ближняя пропедевтика осуществляется в рамках одной учебной темы и ведет к сближению межпонятийных и внутритемных связей.
Средняя пропедевтика – это пропедевтика учебного материала, в рамках одной темы. При средней пропедевтике наблюдается сближение как межпонятийных связей, так и межтемных связей в рамках одного года обучения.
Таким образом и ближняя и средняя пропедевтика ведут к внутри- предметной интеграции.
Дальняя пропедевтика осуществляется между целостными, содержательно связанными между собой курсами в рамках одного предмета. При этом дальняя пропедевтика ведет к межпредметной интеграции.
При реализации пропедевтического обучения необходимо учитывать количество включений материала, изучаемого на пропедевтическом уровне и психолого- возрастное развитие. Как бы нам не хотелось со стороны педагогов и родителей, если ребенок по психологическим и возрастным особенностям не готов воспринимать информацию он воспринимать ее не будет, и вот здесь абсолютно неприемлемо применять давление на ребенка этим мы сделаем ребенку только хуже. Так же необходимо учитывать объем информации по теме и количество включений в образовательный процесс материалов с опережающим способом. Если включить слишком много материала мы можем получить обратную закономерность опережения. Это проявляется в удалении материала во времени, он все более удаляется в содержательном плане, ослабляется его логические связи с изучаемым материалом. Можно выделить несколько ступеней пропедевтики в обучении: неявную и явную. Неявная пропедевтика заключается в том, что при изучении основного материала используются задания пропедевтического характера, на которые не акцентируется внимания и чаще всего эти задания выполняются по аналогии. Явная пропедевтика заключается в том, что при изучении учебного материала уделяется особое внимание пропедевтической информации, а также разъясняется необходимость ее изучения.
Пропедевтическая работа в учреждении организуется в каждом объединении. Данную работу организует и реализовывает педагог дополнительного образования, который ведет данное объединение. Успешность пропедевтической деятельности основывается на тесном контакте с обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся.
Цели пропедевтики реализуются на следующих основных уровнях: наглядно-ситуативном, начально-формалистическом, формально-логическом.
Наглядно-ситуативный уровень обучения - уровень обучения детей, при котором часто используются жизненный опыт, полученные ранее знания, знакомые ситуации, которые подвергаются изучению.
Начально-формалистический уровень обучения - уровень обучения, при котором происходит первичное изучение явлений и процессов.
Формально-логический уровень обучения является необходимым условием сознательного изучения теоретических вопросов.
Рассматривая какой-либо вопрос, где осуществляется пропедевтика, всю систему занятий в объединении можно представить в следующей последовательности: все задания по реализуемой программе или какая-то их часть; задания в объединении из пропедевтической системы; задания, вводящие какое-либо понятие на пропедевтическом уровне; занятия, показывающие целесообразность введения этого понятия.
Педагог дополнительного образования в своей работе должен руководствоваться:
- Конституцией Российской Федерации;
- законами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской;
- постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими, методическими и нормативными документами вышестоящих органов и администрации, касающиеся деятельности учреждений дополнительного образования:
- Конвенцией о правах ребенка;
- основная образовательная программа учреждения;
- возрастной педагогикой и психологией;
- основами социологии, физиологии и гигиены;
- правилами охраны жизни и здоровья детей;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- законодательством о труде и охране труда Российской Федерации;
- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности,
- производственной санитарией (СанПин) и противопожарной защитой.
Для фиксирования пропедевтической работы педагог дополнительного образования ведет документацию:
-календарный план;
- журнал учета занятий;
- Анализ о проделанной работе за год.
Непосредственное руководство по пропедевтической работе в учреждении осуществляется методистами учреждения.
Анализ пропедевтической образовательной деятельности учреждения предусматривает следующие вопросы для дальнейшего изучения:
-диагностика и качество знаний, умений и навыков;
-труд педагогов дополнительного образования по самосовершенствованию;
-выбор обеспечения преподавания;
-развитие образовательной и воспитательной деятельности.