12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Инна30

ДОКЛАД
НА АВГУСТОВСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

2023 год


на тему:
«ПРОПЕДЕВТИКА КАК ОСНОВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



Секция: Дополнительное образование


Подготовила:
Антипова Инна Владимировна- педагог дополнительного образования СЮТ





Пропедевтика как основа дополнительного образования

Пропедевтика — предварительный вводный курс, позволяющий кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами, которые предстоит более глубоко и систематично усвоить в дальнейшем.

Дополнительное образование является хорошей средой для развития детей различного возраста. Выстраиваемый образовательный процесс в объединении основывается на основе добровольности в условиях получения желаемого успеха. Успех каждого ребенка в процессе обучения дополнительным образованием особенно если это техническое творчество, казалось бы, очень затруднительно поскольку в образовательном процессе очень четко прослеживаются межпредметные связи с такими предметами как алгебра, геометрия, физика, химия которые детям очень тяжело усваивать в школе. Но, несмотря на это в дополнительном образовании дети легко усваивают такие темы как аэродинамика, вводный курс по электричеству и свойству света, знакомятся с веществами и их свойствами и т.д. В чем причина? Казалось бы темы по точным наукам и законы математики и физики одни и те же, а результат освоения разные. На мой взгляд, здесь две причины. Первая причина это право на ошибочное мнение, в дополнительном образовании ребенок может иметь свое мнение даже ошибочное и в процессе общения прийти к правильному, без угрозы получения двойки в журнал, именно это и является сильнейшим эмоциональным барьером восприятия информации и демонстрации своих знаний. Вторая причина, это то, что в дополнительном образовании нет сложных или легких тем для изучения. Темы в общеразвивающей программе выстроены от простого к сложному, но педагог никогда не говорит и ни когда не акцентирует внимание обучающихся, что мы сегодня будем изучать тяжелую тему или легкую тему, для детей не существует легких и тяжелых тем для восприятия, это взрослые дают установку детям о сложности материала. По моим наблюдениям обучающиеся при изучении тем совершенно одинаково воспринимают все темы. И в этом очень большую роль играет пропедевтическая учебная деятельность, которая очень гармонично интегрировалась в образовательный процесс. Пропедевтическая деятельность, в условиях дополнительного образования в частности при реализации общеобразовательной общеразвивающей программы объединения проводится как правила с применением творческого потенциала обучающихся. Очень хорошо описал пропедевтику
И.П. Лобанок, он выделил виды, форму, частоту. Виды пропедевтики:
точечная пропедевтика, эпизодическая пропедевтика, перспективно-опережающее обучение.

Точечная пропедевтика – это изучение некоторого материала или понятия на пропедевтическом уровне на отдельно взятом занятии до основного изучения этого материала.

Эпизодическая пропедевтика – это изучение материала или понятий на протяжении ряда занятий до основного изучения этого материала.

Перспективно-опережающее обучение – это пропедевтическое изучение материала задолго до его изучения по плану параллельно с основным материалом.
При рассмотрении вопроса пропедевтики можно выделить различную степень удаленности во времени пропедевтического материала от момента его первичного изучения.

Пропедевтика бывает ближней, средней и дальней. Ближняя пропедевтика осуществляется в рамках одной учебной темы и ведет к сближению межпонятийных и внутритемных связей.

Средняя пропедевтика – это пропедевтика учебного материала, в рамках одной темы. При средней пропедевтике наблюдается сближение как межпонятийных связей, так и межтемных связей в рамках одного года обучения.

Таким образом и ближняя и средняя пропедевтика ведут к внутри- предметной интеграции.

Дальняя пропедевтика осуществляется между целостными, содержательно связанными между собой курсами в рамках одного предмета. При этом дальняя пропедевтика ведет к межпредметной интеграции.
При реализации пропедевтического обучения необходимо учитывать количество включений материала, изучаемого на пропедевтическом уровне и психолого- возрастное развитие. Как бы нам не хотелось со стороны педагогов и родителей, если ребенок по психологическим и возрастным особенностям не готов воспринимать информацию он воспринимать ее не будет, и вот здесь абсолютно неприемлемо применять давление на ребенка этим мы сделаем ребенку только хуже. Так же необходимо учитывать объем информации по теме и количество включений в образовательный процесс материалов с опережающим способом. Если включить слишком много материала мы можем получить обратную закономерность опережения. Это проявляется в удалении материала во времени, он все более удаляется в содержательном плане, ослабляется его логические связи с изучаемым материалом. Можно выделить несколько ступеней пропедевтики в обучении: неявную и явную. Неявная пропедевтика заключается в том, что при изучении основного материала используются задания пропедевтического характера, на которые не акцентируется внимания и чаще всего эти задания выполняются по аналогии. Явная пропедевтика заключается в том, что при изучении учебного материала уделяется особое внимание пропедевтической информации, а также разъясняется необходимость ее изучения.

Пропедевтическая работа в учреждении организуется в каждом объединении. Данную работу организует и реализовывает педагог дополнительного образования, который ведет данное объединение. Успешность пропедевтической деятельности основывается на тесном контакте с обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся.
Цели пропедевтики реализуются на следующих основных уровнях: наглядно-ситуативном, начально-формалистическом, формально-логическом.

Наглядно-ситуативный уровень обучения - уровень обучения детей, при котором часто используются жизненный опыт, полученные ранее знания, знакомые ситуации, которые подвергаются изучению.

Начально-формалистический уровень обучения - уровень обучения, при котором происходит первичное изучение явлений и процессов.

Формально-логический уровень обучения является необходимым условием сознательного изучения теоретических вопросов.

Рассматривая какой-либо вопрос, где осуществляется пропедевтика, всю систему занятий в объединении можно представить в следующей последовательности: все задания по реализуемой программе или какая-то их часть; задания в объединении из пропедевтической системы; задания, вводящие какое-либо понятие на пропедевтическом уровне; занятия, показывающие целесообразность введения этого понятия.

Педагог дополнительного образования в своей работе должен руководствоваться:

- Конституцией Российской Федерации;

- законами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской;

- постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими, методическими и нормативными документами вышестоящих органов и администрации, касающиеся деятельности учреждений дополнительного образования:

- Конвенцией о правах ребенка;

- основная образовательная программа учреждения;

- возрастной педагогикой и психологией;

- основами социологии, физиологии и гигиены;

- правилами охраны жизни и здоровья детей;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- законодательством о труде и охране труда Российской Федерации;

- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности,

- производственной санитарией (СанПин) и противопожарной защитой.

Для фиксирования пропедевтической работы педагог дополнительного образования ведет документацию:

-календарный план;
- журнал учета занятий;

- Анализ о проделанной работе за год.

Непосредственное руководство по пропедевтической работе в учреждении осуществляется методистами учреждения.

Анализ пропедевтической образовательной деятельности учреждения предусматривает следующие вопросы для дальнейшего изучения:

-диагностика и качество знаний, умений и навыков;

-труд педагогов дополнительного образования по самосовершенствованию;

-выбор обеспечения преподавания;

-развитие образовательной и воспитательной деятельности.














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.