Прошлое, настоящее и будущее писем
Бюджетное образовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
Проект на тему:
«Прошлое, настоящее и будущее писем»
Выполнила:
Ученица 9в класса
Старовойтова Екатерина
Проверила:
Егорова Елена Алексеевна
Тара, 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………............................ стр.3
Глава 1. Особенности эпистолярного жанра……………………….......... стр.4-6
1.1. Понятие эпистолярного жанра………………………………….................стр.4
1.2. История зарождения и развития эпистолярного жанра.…….....стр.4-6
Глава 2. Исследовательская часть……………………………………...............стр.7-15
2.1. Сравнительный анализ писем………………………………….................стр.7-13
2.2. Опрос среди членов семьи………………......................................стр.14-15
Заключение……………………………………………………………...........................стр.16
Список литературы…………………………………………………….......................стр.17
Приложение……………………………………………………………...........................стр.18-22
Письма – больше, чем воспоминанья:
на них запеклась кровь событий,
это – само прошедшее, как оно было,
задержанное и нетленное
Александр Герцен
Конечно, надо признать, есть у современной виртуальной переписки одно важное достоинство- мгновенность, что не просто позволят сократить расстояние, но и обеспечивает общение в реальном времени. Вот именно эта мгновенность электронной переписки и вытеснила из человеческого общения переписку посредством бумажных писем.
А ничего ли мы не утратили, отказавшись от бумажных писем?
Цель работы: изучить историю развития письма
Задачи:
Собрать информацию об особенностях эпистолярного жанра в прошлом и настоящем
Систематизировать найденную информацию
Опросить родственников из разных поколений о значении письма в их время
Проанализировать письма разных эпох
Актуальность темы проекта очевидна. Эпистолярный жанр, игравший большую роль в прошлом, сейчас исчезает из нашей жизни. В своем проекте мы попытаемся выяснить, как изменилось содержание писем со временем, а также прогнозировать будущее письма.
Гипотеза: Если эпистолярный жанр потеряет свою актуальность и будет заменён электронными версиями и СМС – сообщениями, то русский язык потеряет образность, выразительность, свою красоту и самобытность
Предмет исследования: роль письма в жизни людей разных времен
Объект исследования: бумажные и электронные письма разных времен
Глава 1. Особенности эпистолярного жанра
1.1 Понятие эпистолярного жанра.
В школе на уроках литературы нам рассказывали о литературных жанрах: повесть, рассказ, пьеса, новелла и т.д. Жанр – один из способов раскрытия темы. Выбирая тот или иной, автор в какой-то мере становится его заложником, поскольку каждый жанр предписывает свои каноны: объём произведения, стиль изложения, количество главных героев.
Нас заинтересовал эпистолярный жанр. Термин произошёл от греческого слова «эпистола», что означает «письмо». Если сказать о нём в двух словах, то это изложение в виде писем кому-то. То есть, принципиально важным является наличие адресата, иногда даже вымышленного.
Место в качестве художественного жанра досталось письму далеко не сразу. Только со временем люди поняли, что он является подходящим для нравоучений с элементами публицистики или философских рассуждений.
Итак, для эпистолярного жанра характерно:
- рамочная структура письма;
- точное обозначение адресата и адресанта;
- переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;
- использование как непринужденной, так и официальной формы общения;
- использование этикетных формул;
- повествование в 1-м лице;
-проявление авторского «я». [1]
1.2 История зарождения и развития эпистолярного жанра.
История письменности началась около 10 тысяч лет назад, когда так называемым предметным письмом, своеобразным способом передачи информации, были дары скифов. Автор М.Кронгауз в своей статье писал: «Когда-то персидский царь Дарий I против скифов кочевников вел войну, которой «конца не было видно». Скифские цари отправили к Дарию I посланца с дарами: птицей, мышью, лягушкой и пятью стрелами. Значение этих даров предстояло разгадать персам. Было множество различных версий, но мудрейший перс истолковал так: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, ли как мыши, не зароетесь в землю, или как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Исход той войны показал, что мудрейший перс, верно, истолковал предметное письмо, посланное скифами.
Ничто не стоит на месте, все изменяется и совершенствуется, так предметное письмо сменилось пиктографическим письмом, которое содержало сообщение в виде рисунка или последовательности рисунков. Вскоре, появились логограммы, знаки, обозначающие слова и силлабограммы, знаки для записи частей слова, слогов. Так появились логографические письма, устроенные по типу ребусов и иерографическая система письменности, т. е. написание слогов. Возникла клинопись и звуковое письмо, знак соответствовал определенному звуку речи. Зародилось буквенное письмо и первые алфавиты, а к 19 веку- эпистолярный жанр.
В то время широко была распространена грамотность. Всенародной корреспонденцией считалась берестяная грамота. Это частные письма, шуточные тексты, жалобы к правительству, деловые вопросы, хозяйственные документы. Эпистолярный жанр в XIX веке получает широкое распространение. Герцен писал, что письма, «больше, чем воспоминания; это само прошедшее, задержанное и нетленное». Общественный деятель и юрист А. Ф. Кони вспоминал, что Гончаров за свою жизнь написал огромное количество писем, причем они представляют прекрасные образцы эпистолярного рода, который был устоявшимся в тридцатые и сороковые годы XIX века. Это была неторопливая беседа человека, который не только хочет поделиться своими мыслями и чувствами, но и рассказать о том, что с ним происходит и побудить своего собеседника рядом вопросов внимания и шуток на такое повествование.
XVIII и XIX века были в значительной мере веками письма. Связано это было с совершенствованием почтовой техники, дорог и почтовых сообщений. Для отправления писем были установлены специальные два дня в неделю, их называли почтовыми днями. Человек заранее планировал свои дела, что высвободить почтовые дни. А. С. Пушкин писал: «Почтовый день — мой чёрный день», — нужно было писать письма.
Письма получали и отправляли регулярно, это было своего родом культом тех времен. Обучали манере письма, разным был зачин в обращении к начальнику, другу, императору, любимой женщине. Нужно было знать, как правильно обратиться, чтобы не выглядеть нелепо, одно неправильное слово и всё может быть испорчено. Было установлено следующее языковое оформление письма:
1. Принятые условные эпистолярные формулы — обращения, приветствия: — непринужденная форма обращения (между знакомыми или близкими): — Мой дорогой мальчик! — Дорогой Георгий Александрович! — Милый дружище Александр — Дорогой друг; — официальные формы обращения: Господин редактор! — Глубокоуважаемый Валентин Борисович! 2. Этикетные формулы, клише: — Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам... — Не откажите в любезности... — Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо... — Смотрел спектакль и хочу выразить Вам свое восхищение... — Давненько мы с Вами не виделись... — Спешу тебя поздравить... — Ты, мой друг, высказал мнение... — Как-то ты утверждал... — Не знаю, может быть, дорогой друг, у тебя возникнет иное мнение, но я думаю...
3. Типичные разговорные обороты, краткие конструкции, вопросительные, восклицательные предложения: — Какое ты мне хорошее письмо написал(а)! — Как ты учишься? — Как вы живете? — Ах, да. Забыл написать... — Представляешь?
4. Типичные обороты конца письма: — Искренне Ваш... — С уважением... — С глубоким уважением... — До свидания... — До скорого... — Ваш Арсений. — Я надеюсь, мой друг, что, прочитав мое письмо, ты... — На этом я заканчиваю писать. До свидания. С уважением, Борис. Дата, место. С точки зрения лингвистики, как разновидность текста, письмо имеет ряд особенностей: сложное переплетение разговорной и книжной речи. Непринужденная манера общения устоялась в эпистолярной форме (милостивый государь, дружище и т. п.). Исторически сложилась система разговорных оборотов, этикетных конструкций, вопросительных и восклицательных формул, которые знают те, кто писал письма. Человечество имеет значительное эпистолярное наследие, что позволяет представить живую литературную речь, насыщенную фразеологизмами, метафорами, конкретной бытовой лексикой. Переписка занимала значительную часть жизни многих людей, до появления телефона.
На протяжении XX века эпистолярный жанр теряет свою актуальность. Ослабевает количество частных переписок, а жанр деловое письмо становится почти наукой. [2]
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1. Сравнительный анализ писем.
На данном этапе работы мы переходим к анализу содержания писем прошлого и настоящего. Объекты исследования:
Письма 19 века
. Письмо А. С. Пушкина к А. Керн
1.2. Письмо Ваньки к дедушке из произведения А. П. Чехова
Письмо нашего земляка во время Великой Отечественной войны
Письмо моего отца, которое он писал своим родителям во время пребывания в Томском институте
СМС – сообщения [приложение]
Данные письма мы будем сравнивать по таким критериям:
Тема
Особенности речи
Форма изложения
Структура
Поводы написания письма и обстановка при написании
Чувства автора
Характеристика автора
1.1. Основная тема письма Александра Сергеевича Пушкина – признания в любви к Анне Керн: «Перечитываю ваше письмо вдоль и поперек и говорю: «милая! прелесть!» божественная!.. а потом: «ах, мерзкая!» — Простите, прекрасная и нежная» Из контекста можно понять, что переписка между ними велась и до этого, Пушкин отвечает на некоторые слова Анны Керн: «Вы уверяете, что я не знаю вашего характера. «…» Вы говорите, что вас легко узнать; вы хотели сказать — полюбить вас?»
Но при исследовании писем поэта нельзя ограничиваться перепиской с одним человеком. Он также вел деловые переписки, писал родным. Можно сказать, что Пушкин в свое время общался на самые разные темы по переписке - от официальных до любовных.
Что касается особенностей речи Пушкина, автор использует средства художественной выразительности и, в принципе, его слова имеют эмоциональную окраску. Поэтому можно предположить, что Александр Сергеевич писал это письмо с особым вдохновением. В строчках письма чувствуется искренность и любовь автора к А. Керн: «Умоляю вас, божественная, снизойдите к моей слабости, пишите мне, любите меня, и тогда я постараюсь быть любезным.»
Он называет Анну Керн милой и божественной, а также задает множество риторических вопросов, как будто ведя диалог с адресатом письма: «Как можно быть вашим мужем? Этого я так же не могу себе вообразить, как не могу вообразить рая. »
Письмо соответствует общепринятой структуре и имеет вступление, основную часть, заключение, подпись и дату. Стоит отметить, что обращения нет, автор сразу переходит к восхищениям о своей возлюбленной.
Необходимо сказать о том, что Пушкин - образованный человек и поэт. А в 19 веке немногие люди получали образование.
1.2. Что касается письма Ваньки из одноименного произведения А. П. Чехова, мальчик писал своему дедушке, Константину Макаровичу, чтобы тот забрал его жить к себе. Определенные переживания и события из жизни Ваньки побудили его к написанию письма.
Мальчик использует много просторечных выражений, которые характерны для речи простых людей 19 века: «А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался». Удивительно, но за счет просторечий речь автора приобретает особую эмоциональную окраску, читатель сочувствует Ваньке. Несмотря на неграмотность речи, Ванька пишет письмо по должной структуре. Можно отметить, что прежде чем перейти к основной теме письма, мальчик поздравляет адресата с Рождеством, что говорит о вежливости автора.
2. Рассмотрим письмо нашего земляка, написанное во время Великой Отечественной войны.
Сергей Цветной написал своим родителям. Автор рассказывает о ходе войны: «От нас до логова немецкого всего 60 км, ближе всех. Да, батя, пришлось повоевать нам в Германии, а особенно на Одере. Немцы не хотели нас пустить за Одер…» Сергей говорит и о состоянии своего здоровья: «Сообщаю Вам, что я в данный момент жив и здоров», и беспокоится за своих родителей, в особенности за отца: «Мне кажется, что ты все такой как и был щедрый. Оставь ты эту свою привычку. Удели больше внимания матери и себе.» Можно сказать, что письмо пронизано любовью к родителям, хоть напрямую и не говорит о своих чувствах.
Письмо в 20 веке переходит на более бытовой уровень, (положение в обществе не имело значения). Вследствие этого мы видим особенности письма того времени: просторечия и разговорные выражения (батя, всего до черта (много), катавасия). Автором не используются средства художественной выразительности, но письмо построено по должной структуре, присутствует обращение: «Добрый день, дорогие мама, папа», основная часть, заключение, подпись и дата.
3. Приступим к анализу письма моего отца. Письмо было написано им во время пребывания в Томском институте, а адресовано родителям. На момент написания письма мой отец был студентом. Другой возможности общаться с родителями не было, отцу приходилось писать письма. Почти все необходимые элементы письма присутствуют (вступления нет). В письме отец делится своими новостями и успехами: «…настроение и настрой на завершение учёбы есть. Практику защитил на 'отлично'… Раздел 'охрана труда' и 'экономическое обоснование' уже тоже написан, сдал на проверку руководителю … Надеюсь, что всё успею вовремя!», а также просит свою маму об одной услуге: «Пожалуйста, поставь мотоцикл на учёт в ГАИ. Нужно получить технический паспорт, сделать это так чтобы мотоцикл не пришлось распаковывать.» Отец старался рассказать о новостях из каждой области жизни, чтобы родители не переживали. Письмо пронизано любовью, хотя автор напрямую не говорит о своих чувствах
Очевидно, что некоторые произошедшие события из жизни и накопившиеся просьбы к родителям побудили автора написать данное письмо. Средств художественной выразительности в письме нет.
4. СМС – сообщения значительно выделяются среди всех остальных объектов нашего исследования. Они не имеют особой структуры. Одно СМС - сообщение может состоять из одного или двух слов. Прочитав эти слова, невозможно понять основную тему переписки (Например: -придешь? –приду) За счет этого исчезает культура текста, нарушаются его нормы. Темы диалогов между людьми по СМС могут быть совершенно разные. Авторы исследуемых мною диалогов пишут друг другу такие сообщения:
-Как ты?
-Хорошо, а ты?
-Норм.
Первый из них хотел узнать о состоянии своего собеседника, на что получил короткий ответ. Происходит нарушение синтаксических норм. Значение слов не восстанавливается из контекста. В этом ответе можно наблюдать то, как авторы СМС – сообщений «экономят речевые средства», например, «норм» - сокращение от «нормально». Также в социальных сетях и мессенджерах появилась такая функция, как стикеры и смайлы. Отправив маленькую картинку с выражением лица персонажа, можно выразить свое негодование, радость, грусть и многие другие эмоции.
Почти каждый современный человек является автором СМС - сообщений. И я не исключение. Общаясь в беседе класса, я наблюдала за одноклассниками, чтобы выявить больше особенностей СМС - сообщений. И вот что я заметила: уменьшительно-ласкательные суффиксы используются не только в прямом назначении, но и упрощают морфемную структуру (например: спасибочки, спасибки), употребляются «современные фразеологические обороты» (например: не беги быстрей лошадей).
Мы несемся в бешеном ритме, отправляя друг другу СМС и электронные письма. Кто бы стал спорить о том, что это весьма удобно? Тем не менее, сбивая пальцы о клавиатуру, мы строчим десятки и сотни сообщений в день, уже не придавая особой важности чувствам при их написании. Набрать короткое СМС - сообщение человек может при любых условиях, где бы он ни находился.
Об уровне образования людей, которые имеют возможность писать сообщения можно не говорить, так как телефон в наше время есть даже у маленьких детей, которые только-только научились читать.
Обобщенные результаты исследования можно увидеть в таблице:
| Письма А.С. Пушкина | Письма во время ВОВ | Письма отца | СМС - сообщения |
Тема | В письме к А. Керн - любовная тема, но остальные письма Пушкина могли быть самой разнообразной тематики Ванька в своем письме просит дедушку забрать его жить к себе. | Рассказ о ходе войны, состоянии здоровья автора, вопросы бытового плана. | Рассказ о недавних событиях, произошедших в жизни автора, некоторые бытовые просьбы. | Прочитав короткое СМС – сообщение, можно не сразу понять то, что хотел сказать автор. Темы диалогов могут быть разные. |
Особенности речи | Пушкин использует много средств художественной выразительности для раскрытия своих чувств Пример: эпитеты («милая! прелесть! божественная!») Автор задает риторические вопросы (будто ведет диалог с адресатом) и использует много восклицательных предложений Ванька в своем письме использует много просторечных выражений (например: выволочка, волосья, ихний, Сидорова коза). Письмо очень эмоциональное за их счет. | Употребляются просторечия (например: батя). Средств художественной выразительности мало, но если людям необходимо было выразить некоторые переживания, то они использовали более красочные слова. | Средств художественной выразительности в исследуемом письме мало, так как отец повествует о быте. Если нужно было описать чувства и переживания, то люди использовали более красочные слова. | А) Нарушение орфографических норм (например: «таг») Б) «Экономия речевых средств» (например: – как дела? – норм) В) «Богатство» фразеологических оборотов (например: не беги быстрей лошадей) Г) Упрощение морфемной структуры (например: спасибки) Д) Неполные предложения непонятны читателю. Не восстанавливаются из контекста, (например: -придешь? -приду), Исчезает культура текста, нарушаются его нормы. |
Форма изложения | У Пушкина –литературная, подробная, у Ваньки – подробная, обыденная. | Обыденная, последовательная. | Обыденная, последовательная. | Очень краткая. |
Структура | У обоих авторов присутствует вступление, основная часть, заключение, подпись и дата. В знак вежливости в начале письма Ванька поздравляет дедушку с Рождеством. | Присутствует обращение, основная часть, заключение, подпись и дата. | Присутствует обращение, основная часть, заключение, подпись и дата. | Нет. |
Поводы написания письма и обстановка | Без вдохновения автор не мог написать письмо, любовные чувства к Керн натолкнули Пушкина на написание, переживания заставили Ваньку обратиться в своему дедушке- Константину Макаровичу. | Бойцы писали своей семье, чтобы сообщить о состоянии здоровья, ходе войны. Могли обратиться с просьбой. | Любые жизненные события и переживания побуждали автора к написанию письма. Также писали, чтобы поздравить с праздником или попросить о чем- либо. | Авторы СМС - сообщений не придают особого значения процессу их написания, могут набрать несколько предложений, где бы они не находились, как только появится свободное время. |
Чувства автора при написании письма | В строчках письма Пушкина чувствуется искренность и любовь автора к А. Керн. Вкладывал душу при написании. | Строки письма пронизаны теплотой, главное для автора – чтобы родители не волновались за него. | Любовь к родителям, автор старается как можно больше рассказать об учебном процессе и сообщить об успехах. | В СМС- сообщениях люди могут передать разные эмоции даже за счет уменьшительно-ласкательных суффиксов. После появления так называемых «стикеров» и «смайлов» человек может выразить радость, гнев, грусть и другие эмоции, отправив картинку. |
Что можно сказать об авторе письма? | Пушкин - Человек из высшего общества, следует правилам русского языка | Многие взрослые люди писали друг другу письма, человек мог быть как из высшего, так и из низшего сословия | Многие взрослые люди писали друг другу письма, человек мог быть как из высшего, так и из низшего сословия, каждый старается следовать правилам русского языка | Сейчас многие люди разных возрастов имеют доступ в интернет. Те, кому не безразлична судьба русского языка, стараются писать правильно. Некоторые намеренно допускают ошибки в словах. |
2.2. Опрос среди членов семьи
Чтобы прогнозировать значение эпистолярного жанра в будущем, я решила опросить членов своей семьи двух разных поколений – отца и брата.
Я задала им такие вопросы:
Получал ли ты письма в своей жизни?
Что для тебя значат письма сейчас?
По твоему мнению, имеют ли бумажные письма будущее?
Возраст моего отца – 51 год. И я получила ответ:
«Читать и писать я научился в раннем возрасте, когда мне не было еще и 5-и лет. Первое письмо, я помню, написал еще в этом возрасте, будучи ребенком. Как-то я заболел, меня положили в инфекционное отделение больницы. Пациентам, которые лежат в этом отделении, запрещены свидания с родственниками и знакомыми. Тогда я и написал свое первое письмо. Оно было адресовано родителям, с просьбой о том, чтобы принесли мне каких-нибудь книжек. Телевизора или радио в больнице тогда еще не было и находиться в палате без дел очень скучно. Помню на следующий день, моя бабушка пришла и принесла мне несколько книг и шоколадку.
Затем письма понадобились мне в армии. Я служил за границей в Германии. Позвонить или как-то по другому общаться было просто не возможно. Поэтому я часто писал письма домой, знакомым, одноклассникам. Но особых изменений в службе не было, поэтому никаких особых новостей я о себе сообщить не мог. А вот получать письма в армии особенно приятно.
По окончании службы я вернулся к обучению в Томский институт. Писать письма отпала необходимость. В нескольких сотнях метров от общежития находился переговорный пункт, оснащенный телефонами-автоматами. Бросаешь в аппарат монетку в 15 копеек и разговариваешь 1 минуту по телефону с родителями. Я каждую неделю в субботу ходил на переговоры.
В настоящее время бумажной корреспонденцией пользуюсь только на работе для обмена официальной информацией. Также использую бумажные письма для общения с какими-нибудь организациями. Там, где нужно зафиксировать обращение в ту или иную организацию или службу. Например, госавтоинспекция, обслуживающие организации и т.п. Так же посылаем письма не плательщикам за услуги кабельного телевидения с предупреждением о взыскании с них задолженности в судебном порядке.
В будущем, считаю, бумажные письма останутся только для обмена официальной информацией. Да и то сейчас уже электронный документооборот приравнен к бумажному документообороту посредством электронно-цифровой подписи. Однако полностью бумажные письма, полагаю, исчезнут не скоро.»
Возраст брата – 24 года, и он ответил так:
«Письма у меня ассоциируются только с детством. Я помню, что раза два или три я читал письмо. Даже не помню кому и от кого. И ещё, как и все дети, писал письмо Деду Морозу.
Изначально, когда я был маленький, мне особо некому было писать в другие города. Все, с кем я общался, были рядом. Родственникам писали родители.
Когда я начал подрастать и у меня начали появляться знакомые в других городах, уже была сотовая связь и интернет. Пропала необходимость писать письма, ведь легче набрать короткое СМС.
Сегодня я вижу только два применения письмам:
1. Быстро отправить Документы или что-то подобное
2. Письмо, как способ сделать приятное человеку. Например, девушке написать не онлайн, а реальное письмо. На красивой бумаге, от руки изложить свои мысли. Нанести духи, например, чтоб когда она откроет, она могла почувствовать твой аромат. В общем, романтичная штука. Это реальные эмоции.
Все. В других смыслах письма бумажные для меня умерли. Это не средство общения.»
Итак, оба опрошенных отметили, что будущее писем сомнительно, так как современные средства коммуникации смогли почти полностью вытеснить письма. Тем не менее, в будущем они видят некоторое применение бумажным письмам:
Отправка важных документов
Письма как способ сделать человеку приятно
Действительно, бумажное письмо – это настоящий шедевр ручной работы! Бумажные письма многие способны хранить годами и перечитывать, чего не скажешь об электронных сообщениях. Да и что же там перечитывать? К написанию бумажного письма особенный подход – продумано каждое слово, исписано 2-3 листка бумаги, а то и больше. Особую значимость приобретает место написания письма. Пусть это будет не дубовый письменный стол, но хотя бы уютный рабочий уголок. На такой носитель нужно уместить все – события, эмоции, чувства, переживания, так как идти оно будет ни одно мгновение, а как минимум, несколько дней. А потом пока дождешься ответа… Тут уж вдогонку дописывать не сможешь! И вот она закономерность – на бумагу изливают чувства, а стуча по клавишам – констатируют факт.
Заключение.
К сожалению, русский язык потеряет свою выразительность и красоту, если бумажные письма уйдут из нашей жизни. Человек, общающийся «онлайн», иногда забывает о том, что является носителем своего языка и осознанно допускает ошибки при написании СМС - сообщения, считая это нормой. Но чтобы сберечь наш богатый русский язык, мы должны всегда говорить и писать правильно, в каких бы условиях мы не находились. Об этом Анна Ахматова в своем стихотворении «Мужество»:
«…Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово».
Моя гипотеза подтвердилась. Компьютеры, Интернет, мобильная связь и прочие средства коммуникаций почти полностью осуществляют все задачи и цели передачи информации. Но они не передают той душевности, той теплоты, что может передать бумажное письмо. В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер.
Я не могу представить, как люди будут передавать информацию в будущем, но знаю одно – человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции и не важно, благодаря какому письму это произойдет, может бумажное, может электронное. Главное, уделять больше внимания дорогим, близким тебе людям и как можно чаще, общаясь с ними, дарить радость, любовь и отличное настроение.
Для людей,
которые живут далеко друг от друга,
письмо – это кусочек сердца отправителя
Гош Суэйд
Список литературы:
Статья «Что представляет собой эпистолярный жанр?»
Сайт «Библиотека невероятных фактов», статья «Краткая история письменности»
Библиотека писем Александра Сергеевича Пушкина
Рассказ «Ванька» А. П. Чехова
Государственный архив Ростовской области. Подборка писем с фронта
Домашняя библиотека
Приложение
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979.
‘Т. 10. Письма. — 1979.
1.1
156. А. П. КЕРН.
13 и 14 августа 1825 г. Из Михайловского в Ригу.
Перечитываю ваше письмо вдоль и поперек и говорю: «милая! прелесть!» божественная!... а потом: «ах, мерзкая!» — Простите, прекрасная и нежная, но это так. Нет никакого сомнения в том, что вы божественны, но иногда вам не хватает здравого смысла; еще раз простите и утешьтесь, потому что от этого вы еще прелестнее. Например, что вы хотите сказать, говоря о печатке, которая должна для вас подходить и вам нравиться (счастливая печатка!) и значение которой вы просите меня разъяснить? Если тут нет какого-нибудь скрытого смысла, то я не понимаю, чего вы желаете. Или вы хотите, чтобы я придумал для вас девиз? Это было бы совсем в духе Нетти. Полно, сохраните ваш прежний девиз: («Не скоро, а здорово»), лишь бы это не было девизом вашего приезда в Тригорское,— а теперь поговорим о другом. Вы уверяете, что я не знаю вашего характера. А какое мне до него дело? очень он мне нужен — разве у хорошеньких женщин должен быть характер? главное — это глаза, зубы, ручки и ножки — (я прибавил бы еще — сердце, но ваша кузина очень уж затаскала это слово). Вы говорите, что вас легко узнать; вы хотели сказать — полюбить вас? вполне с вами согласен и даже сам служу тому доказательством: я вел себя с вами, как четырнадцатилетний мальчик,— это возмутительно, но с тех пор, как я вас больше не вижу, я постепенно возвращаю себе утраченное превосходство и пользуюсь этим, чтобы побранить вас. Если мы когда-нибудь снова увидимся, обещайте мне... Нет, не хочу ваших обещаний: к тому же, письмо — нечто столь холодное, в просьбе, передаваемой по почте, нет ни силы, ни взволнованности, а в отказе — ни изящества, ни сладострастия. Итак, до свидания — и поговорим о другом. Как поживает подагра вашего супруга? Надеюсь, у него был основательный припадок через день после вашего приезда. (Поделом ему!) Если бы вы знали, какое отвращение, смешанное с почтительностью, испытываю я к этому человеку! Божественная, ради бога, постарайтесь, чтобы он играл в карты и чтобы у него сделался приступ, подагры, подагры! Это моя единственная надежда!
Перечитывая снова ваше письмо, я нахожу в нем ужасное если, которого сначала не приметил: если моя кузина останется, то осенью я приеду и т. д. Ради бога, пусть она останется! Постарайтесь развлечь ее, ведь ничего нет легче; прикажите какому-нибудь офицеру вашего гарнизона влюбиться в нее, а когда настанет время ехать, досадите ей, отбив у нее воздыхателя; опять-таки, ничего нет легче. Только не показывайте ей этого; а то из упрямства она способна сделать как раз противоположное тому, что надо. Что делаете вы с вашим кузеном? напишите мне об этом, только вполне откровенно. Отошлите-ка его поскорее в его университет; не знаю почему, но я недолюбливаю этих студентов так же, как и г-н Керн.— Достойнейший человек этот г-н Керн, почтенный, разумный и т. д.; один только у него недостаток — то, что он ваш муж. Как можно быть вашим мужем? Этого я так же не могу себе вообразить, как не могу вообразить рая.
Все это было написано вчера. Сегодня почтовый день, и, не знаю почему, я вбил себе в голову, что получу от вас письмо. Этого не случилось, и я в самом собачьем настроении, хоть и совсем несправедливо: я должен быть благодарным за прошлый раз, знаю; но что поделаешь? умоляю вас, божественная, снизойдите к моей слабости, пишите мне, любите меня, и тогда я постараюсь быть любезным. Прощайте (.....)
14 августа. [3]
1.2
Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру... Я буду тебе табак тереть, богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки. Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай.
На деревню дедушке.
Константину Макарычу
[4]
2.
23 февраля 1945 г.
‘Добрый день дорогие мама, папа.
Сообщаю Вам, что я в данный момент жив и здоров. Нахожусь в Германии, а точнее за Одером. От нас до логова немецкого всего 60 км, ближе всех. Да, батя, пришлось повоевать нам в Германии, а особенно на Одере. Немцы не хотели нас пустить за Одер, да ведь они много кое-чего не хотели, но ведь мы хотим и, в данный момент, мы за Одером. Правда, мы эту часть левого берега Одера назвали «Малой Землей». Пожалуй, она и в историю войдет. Уж крепко дрались мы за нее. В общем, живем мы неплохо. Всего имеем в достатке. На счет покушать не задумываемся – всего до черта. Сахар мешками. Ну и кроме него есть. В общем, живем пока ничего, только кое-когда не спокойно бывает, но ничего. Знаешь, батя, фрицы уже пускают на нас женские батальоны. Сняли рабочих своих с заводов Берлина и на нас, но, слава богу, и они здесь остались. В общем, не знают, что делать. Мы им найдем скоро выход из положения. Живы будем, может, придется побывать и в логове. Думаем эту бойню вскором закончить. Не знаю, что выйдет.
Батя, я хотел тебя попросить одно. Сохрани ты себя и мать в отношении здоровья. Живи, пожалуйста, для своей семьи. Мне кажется, что ты все такой как и был щедрый. Оставь ты эту свою привычку. Удели больше внимания матери и себе. Ведь вас осталось двое. До конца этим мукам и лишениям осталось гораздо меньше. А как закончиться вся эта катавасия мы обязательно соберемся всей семьей и заживем на славу. Тебе, батя, может кажется, что я легкомысленный – нет. Я твердо решил учиться, как только представится хоть маленькая возможность. В данный момент я этого не имею, т.к. кроме газеты мы ничего не имеем нашего – родного.
Батя, я тебя прошу выслать бандеролью немецко-русский словарь, т.к. он мне сейчас пригодился бы, но его не могу здесь достать. У нас был этот словарь на 50 000 слов в голубой коленкоровой обложке. Я прошу тебя, батя, выслать эту книжку и как можно быстрее. Если дома не найдешь, пожалуйста, купи только не меньше как слов на 50 000. Очень и очень прошу вас это сделать.
От Анюты писем сейчас не получаю. Наверное, заленилась. Редко получаю от Людмилы и Любы Гочуа, а остальные все отказались. Кончаю. Мама, узнай Юрин П. адрес и вышли мне. Сообщи, что знаешь об Анатолии К.
Всего. С приветом ваш сын Сергей Цветной.
Вот уже 2 года как я в армии.
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 1. Д. 7. Л. 39-39об’[5]
3.
Здравствуйте, мама, папа, и бабушка.
Сообщаю, что у меня всё хорошо и нормально. Главное- настроение и настрой на завершение учёбы есть. Практику защитил на 'отлично', поэтому материалы на защиту у меня в принципе есть. Раздел 'охрана труда' и 'экономическое обоснование' уже тоже написан, сдал на проверку руководителю. Теперь необходимо оформить как следует пояснительную записку к дипломному проекту и написать плакаты для защиты. Защита- 16 июня, предварительная защита состоится 10 июня. Значит, в запасе у меня ещё есть 15-20 дней. Надеюсь, что всё успею вовремя!
Теперь о быте. Деньги на жизнь пока есть. Питаемся дома. В столовую уже с Нового года не хожу. Стипендия 750 руб в месяц.
Сейчас работаю видеоинженером в общежитии. Официально устроен на ставку в малом предприятии 'Успех'. После дипломирования по специальности работать пока не собираюсь. Стаж прерван не будет так как смотри выше.
Без работы не останусь. Есть несколько предложений по малым предприятиям, однако, пока твердо ничего не решил.
Скорее всего откроем своё дело, своё предприятие. Есть несколько задумок. Жить буду в общежитии с Серёжей. Он остаётся пока работать на кафедре, ему дают место в общежитии, а я с ним пристроюсь за компанию.
Летом, в принципе, я свободен, но домой не приеду до вашей перестройки. Или приеду в июле, сразу после диплома. Этот вопрос я еще не решил, Но если приеду, то ненадолго.
Вот пожалуй и всё. Теперь дело. Мама, собирался продавать мотоцикл, поэтому у меня к тебе большая просьба. Пожалуйста, поставь мотоцикл на учёт в ГАИ. Нужно получить технический паспорт, сделать это так чтобы мотоцикл не пришлось распаковывать. Постарайся это сделать в течение недели. Как получишь письмо, извести меня об этом телеграммой или закажи переговоры.
Вот пожалуй и всё, что я хотел сообщить о себе и своих делах. Желаю всем здоровья! [6]
4.
Волкова Светлана Ивановна