Разработка урока окружающего мира «Прошлое. Настоящее. Будущее»
Урок окружающего мира в 1-А классе.
Учитель Сапункова Л.И.
Представление о времени. Прошлое. Настоящее. Будущее.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Дидактические задачи:
Подготовка учащихся к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения заданий учителя, проявления инициативы и творчества; активизация мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память)., создание условий для самостоятельного определения и формулировки цели занятия и постановки задач,обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний, связей и отношений в объекте изучения время (прошлое, настоящее, будущее) Анализ, самоанализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Планируемые результаты:
Личностные: Принятие основных моральных норм и ориентация на их выполнение (взаимопомощь, правдивость, ответственность); оценка своих поступков, действий ,слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков; принятие и освоение социальной роли обучающегося
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
ориентация в учебнике целеполагание обучающихся, оценка, самооценка, саморегуляция – они обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
Познавательные УУД:
общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени его течении;
логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из пословиц, загадок и т.п.
Коммуникативные УУД – инициативное сотрудничество, взаимодействие, управление коммуникацией: умение с выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Предметные: научатся определять прошлое, настоящее, будущее называть дни недели в правильной последовательности и определять любимый день недели? Понятие времени, о течение времени, о днях недели.
Ход урока:
Организация класса, приветствие гостей.
-Начать наш урок я предлагаю с загадки. Прочитайте ее на слайде. Что это?
-Какие еще загадки размещены в ваших учебниках?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На доске – ВРЕМЯ
-ПРОШЕЛ УЖЕ ПОЧТИ ГОД с тех пор, как вы стали школьниками, и сегодня вас уже можно смело назвать БУДУЩИМИ…..
( второклассниками)
-А как вы думаете, что такое БУДУЩЕЕ? ( то, что будет)
-Если БУДУЩЕЕ – это то, что будет, то как называют то, уже произошло? (ПРОШЛОЕ)
-А как мы называем то, что происходит сейчас? (НАСТОЯЩЕЕ)
-Расположите вместе с соседом по парте понятия НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ, БУДУЩЕЕ в нужном порядке ( у вас это голубые карточки)
-Я тоже сделала это. Проверьте мою работу. (нет, неверно.)
-Исправьте ошибки.
-Показывайте нужную карточку в ответ на мой вопрос.
-День, когда вы впервые переступили порог школы, мы отнесем к какому понятию? ( ПРОШЛОЕ)
-День, когда вы закончите первый класс? ( БУДУЩЕЕ)
-А можете ли вы сейчас опять стать малышами? ( нет, это ПРОШЛОЕ)
-А взрослыми, как ваши родители? ( нет,это БУДУЩЕЕ)
-Подумайте, чему еще мы будем учиться сегодня? ( различать настоящее, прошлое и будущее)
-Попробуйте своими словами объяснить, что такое ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ?
-Помните загадку: перечисли пять дней, не называя их по именам…
-Попробуем?
-Расположите карточки в правильном месте, не нарушая последовательности.
-А теперь прочитаем, что говорит учебник о течении времени? УЧЕБНИК
-Можно ли сказать, что время похоже на воду? ( переливаю воду из стакана в стакан)
-А на песок? ( пересыпаю песок)
-Можем ли мы узнать, сколько у нас здесь воды, песка? ( да, измерить массу, объем)
-А можно ли потрогать рукой ВРЕМЯ, рассмотреть его? ( НЕТ, НЕЛЬЗЯ)
-И все же люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как? ( с помощью ЧАСОВ)
-Давайте вспомним сказки, в которых часы играют важную роль. ( Золушка, аленький цветочек, Сказка о потерянном времени)
-Часы не всегда имели такой вид, к какому мы привыкли. Какие часы вы можете назвать?
В ПРОШЛОМ люди пользовались и другими часами.
-Вывод : люди всегда стремились измерить время.
ФИЗМИНУТКА с мальчиком
-Часы бегут и складываются в ….
-На оранжевых карточках – слова. Прочитайте их. Что их объединяет? ( Это единицы ВРЕМЕНИ)
-Расположите их вместо с товарищем по парте в правильной последовательности. У вас остались 2 пустые карточки.
-Можете ли вы дополнить этот ряд с начала и с конца? Допишите нужные слова и дополните ряд.
-А теперь поднимите те единицы времени, которые можно измерить с помощью ЧАСОВ ( секунда, минута, час)
-Молодцы!!!
- А возможно ли увидеть сразу 365 дней? ( да, это год)
-Какое изобретение поможет нам в этом?) (календарь)
-Положите перед собой календари, они у всех разные.
-Я напомню вам день, когда вы стали не просто первоклассниками, а ГИМНЗИСТАМИ. Это 28 января.
Куда мы отнесем этот день – к прошлому, настоящему, будущему?
-Каким днем недели было 28 января?
-Найдите в календаре день, который мы отнесем к настоящему.
( 16 марта-понедельник)
-Что говорят о понедельнике в народе ( день тяжелый)
-Сколько еще дней, кроме понедельника, содержит неделя? Назовите их. Назовите свой самый любимый день недели.
Давайте попробуем назвать праздники, которые нам предстоит отметить в этом году. Дети называют.
-В этом году мы отметим один из самых важных для нашего народа праздников . Какой это праздник? (День великой победы) – 70-летие
К какому периоду мы отнесем Великую Отечественную войну?
-Каким днем недели будет 9 мая?
-Что это за праздник?
-Какая наука помогает узнать о прошлом нашего города, страны, мира? ( история)
-Сколько лет нашему городу? ( 606)
-Откуда мы это знаем? ( из летописей)
-Назовите один из главных исторических памятников нашего города. ( крепость)
-На многих ваших рисунков изображена Бендерская крепость. И это неудивительно, ведь она – один из символов нашего древнего города.
-на этой фотографии вы видите изображение нашей крепости. Как вы думаете, к какому времени относится эта фотография? ( прошлое)
-Почему вы так решили?
Как вы думаете, где можно увидеть огромное количество фотографий из прошлого, предметов старины? ( МУЗЕЙ)
-Это главный музей нашего города. Как он называется? ( КРАЕВЕДЧЕСКИЙ)
-Где еще мы узнаем много интересного о прошлом своей страны, своего города? ( КНИГИ)
-Да, многие исторические сведения мы находим в книгах, причем не только научных, но и художественных. Сами книги тоже очень изменились за тысячеления.
-У вас на парте у каждого белые карточки с изображением книг. Покажите книгу ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО , БУДУЩЕГО.
-Итак, время движется постоянно, его нельзя остановить. Сейчас обратитесь к ЗЕЛЕНЫМ карточкам. Работаем в паре. Подумайте, какие выражения можно составить со словом ВРЕМЯ.
ВРЕМЯ летит, бежит, ползет, лечит, смеется.
-Какие выражения говорят о движении времени? Объясните их значение.
-Да, время для нас не всегда идет одинаково.
На зеленых карточках у вас несколько ситуаций. Выберите ту, в которой время ЛЕТИТ.
-Время ПОЛЗЕТ.
( Интересный урок.
Жду маму с работы.
Увлекательное морское путешествие.
Мне нечем заняться.
Веселый праздник.
-Можно ли вернуться в прошлое? ( только в воспоминаниях)
-Можем ли мы его изменить? ( нет, уже все свершилось, и мы ничего не можем изменить)
А где живёт наше будущее?
Д. Наше будущее живёт в мечтах, в воображении и в надеждах.
-Как вы думаете, что изображено на следующем слайде? ( машина времени)
-Люди очень давно мечтают изобрести способ перемещаться в прошлое и будущее. Но пока мы може это делать только в воспоминаниях и мечтах.
-Зависит ли от нас то, каким будет наше будущее?
-Прочитайте фразу на следующем слайде. Согласны вы с ней? Ведь вы вот, они, в настоящем. Почему же так говорят?
-Напишите на дощечках какую профессию вы хотели бы выбрать в БУДУЩЕМ?
- Главное, чтобы каждый из вас стал настоящим человеком.
РЕФЛЕКСИЯ.
Как вы считаете, удалось нам сегодня узнать то, что что запланировали?
-Зажгите свой огонек на нашем табло. ( оранжевый, зеленый, желтый)