Просто о сложном. Источниковед
1.Пояснительная записка
1.1.Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1.2. Тема: «Источниковед – помощник истории».
1.3. Актуальность выбранной темы заключается в том, что обучающиеся 10 класса, это та аудитория, которая находится в активном поиске своего жизненного пути. Главным вопросом для них является «Какую профессию выбрать?». В этот момент необходимо помочь ребёнку с выбором, показать разнообразие профессий, поближе познакомить с должностными обязанностями. Существуют такие профессии, о которых мало кто знает, одной из таких профессий является источниковед. Поэтому очень важно рассказывать школьникам о таких профессиях.
1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:
Воспитательное мероприятие соответствует цели и задачам воспитания детей в 10 классе, а именно содействует профессиональному самоопределению школьников, которое ориентировано на развитие личностных качеств и выбор будущей профессии. Классный час «Источниковед – помощник истории» является логическим продолжением цикла классных часов, посвящённых профориентации.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 10 класс, 16 лет.
Цель: знакомство школьников с профессией «Источниковед».
Задачи:
1.Познакомить школьников с профессией «Источниковед».
2.Развитие умения выстраивать логическое объяснение своей точки зрения.
3.Формирование позитивного отношения к труду.
4.Оценивать свои способности и интересы для выбора будущей профессии.
5.Воспитание познавательной активности.
1.8. Планируемые результаты:
Личностные:
активизировать потребность в самопознании с целью выбора будущей профессии;
развивать познавательный интерес к осознанному выбору будущей профессии;
развивать умение самостоятельной работы.
Метапредметные:
Личностные УУД: повысить мотивацию школьников на изучение различных профессий.
Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД: сформировать представление и профессии «источниковед».
Коммуникативные УУД: учить уважительно относится к позиции других, правильно формулировать и высказывать собственную точку зрения.
1.9. форма проведения воспитательного мероприятия:
диалог с элементами групповой работы. Я выбрала данную форму работы потому, что она имеет ряд преимуществ:
активизируется познавательная мотивация школьников;
улучшается психологический климат в классе, способствует сплочению классного коллектива;
развивается умение работы в группе, создание ситуации успеха;
формируется умение слушать других, выстраивать цепочку логических рассуждений, доказывать свою точку зрения, не оскорбляя позицию других.
1.10. Воспитательные методы и приёмы: групповая работа, работа с историческими источниками, фронтальный опрос, «рефлексивная мишень».
1.11.Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Для подготовки данного мероприятия необходим изображения газеты, книги, картина, ваза, методический материал – газеты «Красный Курган» 22 июня 1941 года и «Красный Курган» 24 июня 1941 года.
1.12.Материально-технические, информационные ресурсы: ноутбук, проектор.
2. Основная часть
2.1Описание подготовки воспитательного мероприятия
Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Место проведения воспитательного мероприятия, должно быть чисто убранным, проветренным. На интерактивной доске изображения газеты, книги, картины и вазы. В рамках внеклассного мероприятия школьники делятся на 2 группы. На столах каждой группы газета «Красный Курган». Продолжительность классного часа: 40 минут. Проведение классного часа приурочено проходит в рамках профориентационных часов.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия
Мотивационная часть
Учитель: Здравствуйте ребята, обратите внимание на доску (На доске изображения газеты, книги, картина, ваза )
Учитель: Как вы думаете, что объединяет данные изображения? О чём пойдёт сегодня речь на нашем занятии?
Если возникли затруднения, то задаю наводящие вопросы:
Какая наука изучает прошлое человечества?
Ответ: история
Учитель: Каким образом историки получают информацию?
Ответ: из исторических источников.
Учитель: Как вы думаете, представители какой профессии занимаются изучением исторических источников?
Ответ: источниковеды.
Учитель: Вот мы и подошли к теме занятия «Источниковед – помощник истории»
Основная часть
Что вы знаете о данной профессии?
Ответ: занимается изучением исторических источников, помогает историкам в изучении прошлого.
Учитель: Давайте окунёмся в историю возникновения данной науки.
У вас на партах есть методические материалы, обратимся к стихотворению.
История наука волшебства,
Которой дружно мы располагаем,
Но, очень часто, мы не замечаем
Всех тех трудов, что вложены в неё
Профессией, возникшей не так давно,
Всего лишь в 18, в том веке,
Когда Петра Россия восхваляла,
И Миллер руку к делу приложил,
Исследовав архивы сибирских городов,
Создал коллекцию «Сибирские портфели».
Учитель: Как вы думаете можно ли считать стихотворение историческим источником?
Ответ: да
Да, действительно, стихотворение можно считать историческим источником. Изучая стихотворения можно найти исторические факты, описание событий, природы, эпохи.
Учитель: Внимательно посмотрите на стихотворение, что вы можете сказать о истории возникновения профессии источниковед?
Ответ: Период 18 века, начало данной науке положил Миллер, который после исследования сибирских городов создал коллекцию «Сибирские портфели»
Учитель: Согласна. Данная профессия действительно начала развиваться в правление Петра 1, а именно в 1920 году. Её становлению предшествовало накопление опыта работы с историческими источниками начиная примерно с 5 века до н.э., когда происходил процесс знакомства первых историков со способами получения информации. Огромный вклад в развитие такой науки как источниковедение внёс Герард Фридрих Миллер. Он путешествовал по Сибири в течение 10 лет, изучая городские архивы. По итогам экспедиции была собрана коллекция исторических источников, получившая название «Сибирские портфели Миллера».
Продолжателем его деятельности стал Август Людвиг Шлёцер, который считается первым источниковедом. За основу своей деятельности он взял не конкретный исторический процесс, а исторический источник, в котором о нём рассказывается.
Я думаю, вы убедились, что можно найти информацию, даже в стихотворении, и почувствовали себя источниковедом.
Давайте окунёмся в сферу деятельности источниковеда и поработаем с историческими источниками. Обратимся к методическим материалам, расположенным у вас на партах, рассмотрим вырезки из газеты «Красный Курган» и поговорим о том, что происходило в городе Кургане в начале Великой Отечественной войны. Мы с вами рассмотрим 2 газеты, первая группа изучает газету «Красный Курган» от 22 июня 1941 года, вторая группа изучает газету «Красный Курган» от 24 июня 1941 года. Приложение 1 и 2
Учитель: Как мы с вами уже знаем, в раннее воскресное утро, 22 июня, нацисткая Германия без объявления войны вторглась на территорию Советского союза. Давайте сравним периодическую печать в первый день начала жесточайшей войны и через день. Есть ли в газете от 22 июня 1941 года информация о войне?
Ответ: информации о войне мало, говорится лишь о том, что идёт война в Европе, кратко описаны события 19-20 июня. В основном люди живут обычной жизнью и не подозревают о намерениях Германии.
Учитель: Какую информацию вы нашли на страницах газеты «Красный Курган» от 22 июня 1941 года?
Ответ: различные трудовые заметки, информация о посевах, о строительстве дороги Курган-Белозерка, высмеивание лени, безответственного отношения к труду.
Учитель: Как вы думаете, почему в газете от 22 июня нет сведений о начавшейся войне?
Ответ: так как газета не выпускается одномоментно, а выходит в печать за день до указанной даты.
Учитель: совпадает ли тематика заметок газеты, с взглядами, сформировавшимися в стране в этот период.
Ответ: Да, в этот период господствующим было то, что все должны трудится, тунеядство презиралось, восхвалялся человек труда, который качественно, без брака, выполняет свою работу.
Учитель: Обратимся к газете 24 июня 1924 года, какие произошли изменения в печати?
Ответ: в данной газете основную массу информации составляет военная тема. А всё остальное уходит на второй план. Очень выражены лозунги патриотической направленности. Через газету происходит сплочение народа, затрагиваются темы патриотизма.
Учитель: Вы правильно заметили диссонанс, который произошёл в печати буквально за два дня. Но вы смотрели исключительно на представленную информацию, на газетные заметки. Источниковед смотрит не только на информационное содержание газеты, он рассматривает её в целостности.
Его интересует: какая бумага была, как оформлялись газеты в период 1941 года, сколько стоила газета, какие были имена, какая погода, какие слова использовались в речи того периода. Рассматривая газеты мы можем узнать об истории села, посёлка, города, их значении в истории страны.
Мы с вами немного познакомились с историей возникновения профессии, окунулись в область его деятельности, давайте поиграем в игру: «Спецрепортаж из зала суда». Суть игры: разделимся на две группы – обвинители, они должны найти минусы профессии и адвокаты, которые должны представить нам плюсы профессии источниковед. Пару минут на размышление и обсуждение. Далее каждая группа зачитывает свои варианты ответов.
Ответ:
Плюсы: социально значима для общества, помогают историкам в изучении информации о прошлом, могут прикоснуться к предметам материальной культуры прошлого, работают с уникальными источниками, много путешествуют.
Минусы: маленькая заработная плата, мало вакансий.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием, большие молодцы. Какими качествами должен обладать источниковед?
Ответ: усидчивость, внимательность, добросовестность, аккуратность, ловкость, образованность и т.д.
Учитель: мы видим, что источниковед достаточно интересная, необычная, нужная профессия, которая требует определённого уровня знаний, наличия названных вами качеств. Где же можно получить образование, чтобы стать источниковедом? Для этого необходимо получить образование в университете по направлению «История» или «Документоведение и архивоведение», в КГУ есть данные направления.
Думаю, каждый задумался над тем, чем он хочет заниматься в будущем, и кто-то из вас, возможно, выберет для себя данную профессию.
Рефлексия
Приём «Рефлексивная мишень»
Ребята, у каждого на партах есть изображение мишени, оцените наше занятие, выберите и закрасьте один из секторов, на обратной стороне можете написать что понравилось, а что нет, может быть есть какие-то пожелания.
3.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами, классными руководителями для формирования интереса к выбору будущей профессиональной деятельности. Так же творческая составляющая данной методической разработки может стать основой для написания школьных проектов.
Список используемой литературы и источников:
Сиренов А.В. Источниковедение : учебник для вузов / А. В. Сиренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 396 с.
Красный Курган, №145 (5528), воскресенье, 22 июня 1941 года.