Статья «Пространство театральной студии как среда для совместного творчества детей и родителей»
Пространство театральной студии
как среда для совместного творчества детей и родителей
В статье рассматривается роль театрального творчества, как процесса воспитания и образования ребенка, одной из задач которых является укрепление детско - родительских отношений
Ключевые слова
Коммуцирование, семья, общность «воспитанники - родители - руководитель студии». технология дистанционного обучения, запись видеосюжета, интернет-проект, клуб активных родителей
Какова роль семьи в становлении личности ребенка?
В семье, подражая родителям, воспитанники получают значительную часть будущего жизненного опыта. Однако, в силу постоянной занятости родители все чаще отстраняются от родительских обязанностей, проводя все реже время с детьми.
Анализ проблемы дефицита общения родителей и детей выявил следующие причины ее возникновения:
1. Родители воспитанников не имеют тем для разговора с ребенком;
2. Родители и воспитанники не имеют общих интересов;
3. Родители не в состоянии продумать досуг воспитанника.
В современном обществе данная проблема встает все острее, люди всё меньше времени проводят в кругу семьи, все больше утрачивая семейные традиции. С утратой традиций в семье пропадают общие интересы, исчезают теплые отношения, разрушается единство семьи. Традиции семьи должны передаваться из поколения в поколение, они позволяют детям всесторонне развиваться, дают чувство защищенности. Недостаток же полноценного общения и утраченные семейные традиции вызывают у детей дефицит эмоционального интеллекта, наличие психологических проблем, трудности в социальной адаптации.
Обладая огромным арсеналом выразительных средств и являясь действенным методом нравственного воспитания, способствовать в разрешении проблемы недостаточного общения между родителями и детьми способно театральное творчество. Игра, драматизация в природе детей, потому театр позволяет легко раскрыться личности, индивидуальности и творческому потенциалу ребенка, выразить переживания, разрешить внутренние конфликты. А родителям помогает лучше познать своего ребенка, увидеть его с новой стороны, говорить на сложные темы на простом языке.
Руководя детской театральной студией в течение 30 лет, я пришла к пониманию, что полноценное эффективное функционирование студии без действенного взаимодействия с родителями невозможно. И поэтому одной из главных задач руководителя является привлечение родителей воспитанников к участию в воспитательном процессе, разработка новых форм совместной, родителей с воспитанниками, деятельности. Эффективно решить данную задачу позволяет реализация проекта «Клуб активных родителей».
Все вопросы в рамках функционирования детской театральной студии решаются с деятельностным участием родителей, родители задействованы во всех подпроектах проекта. Надобность в помощи родителей, особенно для воспитанников младшей группы студии, велика. Любой вид деятельности: сбор материала для написания сценария будущей постановки или будущей авторской литературной работы, помощь в изготовлении костюмов или декораций, совместное посещение театра, поездка на конкурс, выезд на природу, или экскурсия в другой город осуществляется с участием родителей. Задача руководителя не просто активизировать родителей, но и обратить в свою веру, сделать союзниками, организовать общность «воспитанники - родители - руководитель студии».
С родителями Клуба активных родителей педагогом поддерживается постоянное коммуцирование. Взаимодействие ведется при личном общении, а также посредством переписки в мессенджерах, ведения групп в социальных сетях. Наличие группы в соцсетях рационализирует работу с семьей, позволяет оперативно провести опрос, собрать нужную информацию, обсудить детали предстоящего мероприятия, переслать фото или видео с прошедшего. В группе Клуба есть возможность провести в дистанционном режиме родительское собрание, пригласить к участию в обсуждении любого специалиста образовательного учреждения.
Особенно ощущалась потребность в помощи родителей при дистанционном формате обучения. Без их помощи учебный процесс в полном объеме не состоялся бы. Например, участие воспитанников в дистанционных мероприятиях и конкурсах в условиях дистанционного обучения требовало, чтобы сюжет этюда или чтецкой работы для этого конкурса снимался дома с помощью родителей. В дистанте с помощью родителей были реализованы видеопроекты «Сказки народов Поволжья», «Мой светоотражатель», начата работа по видеопроекту «Моя родина - моя Россия».
Формы работы руководителя театральной студии с семьей самые разнообразные. Традиционные формы - собрания, консультации - сочетаются с инновационными формами вовлечения родителей в обучение и воспитание детей. Данные мероприятия представляют собой творческие отчеты о результатах деятельности, подведение итогов детских конкурсов, городских и внутри объединения, таких как конкурс гербов семьи, рисунков, афиш к спектаклю и т.д. На итоговых родительских конференциях практикуются показы постановок, выполненных в течение года. Так в разные годы воспитанниками с гордостью были представлены родителям театральный спектакль «Театр уж не тот», различные литературно-музыкальные композиции военной тематики, другие творческие работы. К празднику женщин 8 марта планируется постановка о знаменитой женщине - няне А.С. Пушкина «Его сама Россия нянчила руками крепостной Арины».
В решении воспитательных задач велика роль этно-компонента. В рамках направления - участие в различных этнофестивалях и конкурсах; проведение традиционных семейных праздников, чаепитий, по согласованию с руководством проведение Дней открытых дверей. На данных мероприятиях, решаемых в народном стиле, воспитанники узнают новое о народных праздниках («Рождество», «Масленица» с испеченными блинами, «Пасха» с куличами. А ко Дню матери была поставлена татарская народная сказка «Три сестры», декорации и национальный колорит к которой были обеспечены родителями воспитанников. Праздники способствуют сохранению преемственности национальных культурных традиций, позволяют затрагивать вопросы нравственности, укрепляют межличностные отношения в студии, представленной ребятами разных национальностей.
Широкое распространение в рамках проекта получила волонтерская деятельность студийцев. Четвертый год воспитанники студии участвуют во Всероссийской акции «Старость в радость» и отправляют по почте изготовленные открытки с поздравлениями с Пасхой, с Днем Победы, с Новым годом одиноким старичкам из домов престарелых РФ. Адреса одиноких старичков высылаются организаторами акции. Понятно, что отправляют на почте, заполняют адреса на конверте родители, как ответственные взрослые, понимающие, как важно, чтобы такое письмо дошло обязательно.
Активное включение родителей в совместную с детьми деятельность по пропаганде БДД социально значимо, ведь родители первый пример для детей на дороге. В рамках направления – участие в раличных акциях и челленджах, решение организационных вопросов, участие в качестве артистов на конкурсах. Особо хочется отметить Акцию «Добрая дорога» ко Дню пожилого человека, проводимую в течение 10 лет, авторство которой принадлежит мне.
Глубоко патриотичен реализуемый воспитанниками в течение десяти лет подпроект «Память о Вашей Победе храним!». Перед обучающимися поставлена задача – изучить семейные архивы, реликвии, проинтервьюировать родных и выполнить исследовательские мини - проекты «След войны в моей семье». Собранные по крупицам истории – родословные семей - трепетно сохраняются, в полной мере отражая главную цель проекта – сохранение исторической памяти.
Исследовательская деятельность проводится с помощью семьи, без участия ее проект не состоялся бы. Успешной его реализации предшествует работа с родителями на родительских собраниях, пояснения им, что они как раз и являются звеньями в цепочке преемственности поколений, хранителями памяти семьи, города, страны. И своим участием в такой форме работы, они растят истинного гражданина и патриота своей страны.
Спортивное и здоровьесберегающее направление проекта не прерывалось даже при дистанционной форме обучения. Так, например, в дистанте проведен физкультурно-оздоровительный онлайн-марафон с семьями воспитанников «Все на лыжи!», а в очном формате – это трудовые десанты, совместные походы на каток, прогулки в парках города.
Наряду с использованием в образовательном процессе технологий театральной педагогики и сотрудничества, широко используются информационно- коммуникационные технологии. Обойтись без помощи родителей в Интернет-пространстве также не представляется возможным. Особенно, когда воспитанники студии принимают участие в различных дистанционных акциях и конкурсах, требующих регистрации на сайте, подписания родителями согласия на обработку персональных данных, поиск какой-либо информации. Немаловажным представляется разбор родителями вместе с детьми опасных сторон Интернета, мер профилактики Интернет-зависимости, переведение вектора проведения времени в Интернете в сторону полезного, продуктивного, безопасного.
Средствами художественного творчества в театральной студии решаются задачи повышения культуры как детей, так и родителей. Происходит знакомство с театром, литературой, музыкой, изобразительным искусством, решаются адаптационные и коммуникационные задачи, проходит процесс передачи духовно-нравственных ценностей.
Наш подход предполагает постоянное оценивание изменений в детско-родительских отношениях. Следует признать, что в семьях воспитанников театральной студии, отношения детей и родителей довольно неплохие. Как правило, коллектив родителей воспитанников студии представлен родителями, занимающимися детьми. И работа с родителями, коллективная и индивидуальная, необходимости в разрешении каких-либо детско-родительских конфликтов не предусматривает, а представляет, скорее, диалог, новые возможности для понимания своего ребенка и интересные формы семейного досуга.
В лице родителей найдена поддержка не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, реквизита, костюмов), но обнаружен заложенный в родителях творческий потенциал: постановщиков, сценаристов, артистов. Мы имеем опыт совместного театрального творчества детей и родителей: в постановках на конкурсы агитбригад требуется участие родителей в качестве артистов на сцене. И родители справляются с задачей.
Работа над постановкой, показ ее зрителям делает родителей ответственными исполнителями. Воспитанники, видя заинтересованность родителей, чувствуют и свою большую значимость. Команда единомышленников действует, как единая творческая семья. Сообща составляется план мероприятий, совместно определяется цель и объем того, что необходимо сделать для ее достижения, выстраивается сценарий, по желанию разбираются роли, подбираются музыкальное сопровождение и костюмы. Совместное творчество проходит в игровой форме, в атмосфере доброжелательности и взаимовыручки, в процессе репетиций воплощаются в жизнь все возникающие идеи. Происходит творческое общение детей и родителей, родители подсказывают детям, дети спрашивают совета. В конце каждой репетиции проводится разбор того, что получилось, а что нет. Раскрытию способностей к театральному творчеству способствуют имеющиеся в студии условия — театральный кабинет и актовый зал с музыкальным оборудованием.
Подготовленные совместными усилиями выступления представлены на конкурсах, получены высокие оценки жюри. Родители приходят ко мнению, что совместная с детьми театральная деятельность дает положительные результаты, а совместный досуг играет значимую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в студии. Участниками проекта принято решение совместную творческую деятельность детей и родителей продолжать, а поставленный спектакль показать на «Неделе театра», проводимой к Всероссийскому Дню театра.
Предполагаемый результат реализации проекта:
Для воспитанников: Совместное театральное творчество позволяет легко решить целый круг задач: вдруг и с неожиданной стороны раскрыть личность, индивидуальность и творческий потенциал ребенка, стать ему увереннее, выразить свои переживания, разрешить внутренние конфликты. Совместная деятельность детей с родителями позволяет развить умение договариваться друг с другом, умение уступать, формировать интерес к действительности, а не к виртуальности, что актуально.
Для родителей: Совместное с ребенком творчество помогает видеть его успех, адекватнее воспринимать, говорить на сложные темы на простом языке. В результате повышается уровень родительской активности в воспитании детей, повышается их уверенность в своих педагогических возможностях.
Для семьи: Семья приобретает опыт совместных переживаний, в ней закладываются основы доверительных детско-родительских отношений, воспитывается уважение к членам семьи, к пожилым людям, забота о близких.
Для объединения: Воспитанники становятся ближе по отношению к руководителю, т. к. видят его тесное общение с родителями. Крепнет более теплое отношение и положительная оценка деятельности студии и педагога у родителей, появляется желание участвовать в других театрализованных мероприятиях. Это улучшает межличностные взаимоотношения в объединении и способствует более успешному освоению дополнительной образовательной программы по театру и более эффективному выявлению одаренных детей.
Главным результатом реализации проекта является то, что в совместной театральной деятельности создается творческое пространство, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Использованная литература
1. И. Г. Куликова. Цикл дистанционных родительских собраний с использованием ИКТ в период самоизоляции, Материалы Всероссийского конкурса педагогического мастерства для школьных педагогов на лучшее родительское собрание с использованием ИКТ. Урок.РФ. 2020
2. https://sso.dzen.ru/install?uuid=82324b4b-15e9-4d95-9b0c-908512d786dd