Протокол № 5 заседания педагогического совета МКОУ «Солнцевская СОШ»
Протокол № 5
заседания педагогического совета МКОУ «Солнцевская СОШ»
Солнцевского района Курской области
от 09.01.2019г.
Всего – 42 человека
Количество присутствующих – 39 человек.
Повестка дня:
Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала. (докладчик зам.директора Соклакова Н.А., содокладчики Прозорова Е.А, Воронцов С.И., Семеренко Т.Н.)
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках химии на основном уровне обучения. (Цыганкова А.И.)
Итоги успеваемости за 1 полугодие 3-11 классов. (Мальцева Д.Г.)
О ходатайстве перед территориальной аттестационной комиссией комитета образования и науки Курской области о зачтении результатов педагогической деятельности учителя физики Воронцова С.И. в межаттестационный период за результаты всестороннего анализа профессиональной деятельности и о присвоении первой квалификационной категории по должности «учитель» по льготной процедуре аттестации. (Шеховцова Е.М.)
О принятии программы «Профессиональный рост педагогов МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области» (сроки реализации 2019-2024 годы) (Таран О.В.)
О принятии программы работы с родителями «Мир семьи и школы». (Таран О.В.)
О принятии программы повышения качества образования в МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области на 2019-2022 г. (Таран О.В.)
О принятии положения о внутренней системе оценки качества образования МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области. (Таран О.В.)
О принятии положения о мониторинге качества образования МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области. (Таран О.В.)
По первому вопросу выступила заместитель директора Соклакова Н.А., которая сказала, что использование информационных технологий в обучении позволяют по-новому решить многие педагогические задачи. В настоящее время разработано много обучающих программ, позволяющих изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Другие программы позволяют "увидеть" тот материал, который трудно представить учащимся.
Преимущества компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки (наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации др.). Однако создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требует достаточно высокого уровня знаний и опыта, поэтому под силу лишь подготовленному программисту. Большинство же учителей такими знаниями не обладает.
Один из путей решения данной проблемы - предоставить учителям возможность самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь основными навыками пользователя ПК.
Важным направлением использования компьютеров в образовании является применение сетевых технологий, создание единой информационной образовательной среды с подключением к глобальной сети Интернет. Это позволяет удовлетворить образовательные потребности, обеспечить доступ к информационным ресурсам, формирует информационную культуру, способствует переходу учебного процесса на качественно более высокий уровень, повышает эффективность самостоятельной работы учащихся. В результате открываются большие возможности для внедрения передовых технологий и в первую очередь мультимедия – технологий, позволяющих создать на уроке эффект виртуальной реальности.
Традиционная методика использования ИКТ предполагает, что учитель формулирует учебную задачу, которая может состоять в изучении того или иного вопроса, решении некоторой проблемы, написании компьютерной программы. Учащийся, используя ПК с соответствующим программным обеспечением, решает поставленную задачу. В ряде случаев компьютер оценивает работу учащихся.
Внедрение ПК в учебный процесс привело к изменению роли учителя. Возможность использования электронных источников информации превращает его в наставника, который не столько сообщает новую информацию, сколько управляет развитием учащегося, сотрудничает с ним при решении учебных задач. Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.
Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности:
уровень потребителя информации;
уровень пользователя компьютером;
уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;
Основными элементами процесса формирования Информационных Коммуникаций являются:
- умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;
- умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;
- умение создавать презентации;
- умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
- умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;
- умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
- умение использовать компьютерное тестирование;
- умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.
Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов.
Прозорова Е.А. сказала, что современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога – это компонент общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Информатизация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Альтернативы информатизации нет!
Выделяют пять основных направлений радикальных изменений в системе образования:
развитие неформального образования, обусловленное воздействием информационных технологий;
усиление индивидуализированного характера образования, который позволяет принимать во внимание возможности и потребности каждого конкретного человека;
утверждение самообразования, самообучения в качестве ведущей формы образования;
ориентация на образование, созидающее знание;
формирование системы непрерывного образования, т.е. образования в течение всей жизни.
Электронные ресурсы, опубликованные в сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Ни для кого не секрет, что использование сети Интернет возможно при обучении школьников, при организации внеурочной и научно-исследовательской работы, в ходе планирования и управления работой учреждения образования.
Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными, информационные технологии должны быть эффективным помощником педагога, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.
Воронцов С.И. отметил, что процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний. Сегодня недостаточно разработаны критерии оценки компьютерных программ по физике и практическая методика применения электронных учебников в обучении физике. Поэтому цель нашей работы:
1. Проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении физики, с точки зрения их эффективности в обучении и простоты работы с ними.
2. Разработать методический подход к применению электронных учебников при
обучении физике.
Семеренко Т.Н. рассказала об использовании информационных технологий в группе продленного дня. Она сказала, что информационные и коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ компетенции всех педагогических работников, в том числе занятых в сфере воспитания. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков. Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в системе воспитательной деятельности.
Применение информационных технологий в работе воспитателя позволяет сделать занятия в группе более интересными, активизировать внимание и познавательные способности учащихся.
В наше время использование информационных технологий вызывает у детей большой интерес. Поэтому, на наших занятиях в группе продлённого дня также возникла необходимость использования ИКТ, которые позволяют сделать и самоподготовку, и провести дополнительные занятия более продуктивно. Обучение идет легче и результаты выше. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий: тщательно отбирать предлагаемый материал; грамотно его подавать; обрабатывать получаемые результаты; учитывать их в дальнейшей работе.
На своих занятиях воспитатели группы продленного дня пользуются различными программами. Эти программы применяются на разных этапах занятий. Они используются для создания наглядности, различных таблиц.
Использование компьютера во внеурочное время, способствует развитию познавательной активности учащихся, их интереса к предметам изучения. Слайды, выведенные на большой экран, - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления материала.
Интернет является главным источником при подготовке к занятиям. Он содержит богатейший информационный потенциал. Ведь очень часто Интернет может служить единственным источником, того, чтобы найти картину художников, портрет какого-либо писателя, изображение редких растений и животных. Это становится ярким наглядным пособием на занятиях.
При решении задач в воспитании младших школьников по всем направлениям, воспитателю ГПД целесообразно использовать информационные технологии. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение самого главного качества - интереса маленьких школьников, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.
Каждый современный воспитатель обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь при активном использовании компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания это влияет на рост профессиональной компетентности воспитателя и позволяет осуществлять гибкое управление воспитательным процессом. Итак, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс в группе продленного дня, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Воспитателю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса.
Постановили:
Продолжить работу по развитию информационной компетенции учительского потенциала.
Представлять опыт работы педагогов школы по теме «Использование электронно- образовательных ресурсов в педагогической деятельности» на школьных и районных семинарах.
Голосовали:
За – 39
Против – 0
Воздержались –0
Принято единогласно.
По второму вопросу выступила Цыганкова А.И., она познакомила с использованием компетентностно-ориентированных заданий на уроках химии на основном уровне обучения.
Александра Ивановна сказала, что в настоящее время система образования находится на этапе реформирования. Это сопровождается поиском оптимальных технологий обучения. В результате в образовательной системе наблюдается смена знаниевой парадигмы компетентностной. При компетентностно-ориентированном подходе акцент делается на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в реальных ситуациях.
В обучении химии чаще используются задания и задачи, слабо связанные с повседневной жизнью. Основным результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Полученные знания учащиеся должны уметь применять для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи в повседневной жизни. Как показывает практика, с настоящее время многие учащиеся успешно выполняют задания на воспроизведение знаний, но затрудняются применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. Таким образом, компетентностно-ориентированный подход позволяет решить эту проблему.
Обучение химии не ограничивается, как раньше, вопросами: «Чему учить?», «Как учить?», «Что учить?». Возникла необходимость еще одного показателя – «На сколько глубже учить?». Если основы осваиваемых учащимися знаний составят в соответствии с государственным образовательным стандартом базовый уровень, то существует возможность поднятия их до алгоритмического, эвристического уровней. Для этого можно и нужно использовать компетентностно-ориентированные задания. Их применение позволяют в значительной степени активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать интерес к предмету.
Целью реализации компетентностного подхода в процессе обучения химии является формирование системы компетенций школьников, соответствующих данной образовательной области.
Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, изменить позицию и характер деятельности учителя, изменить характер взаимоотношений между учителем и учеником. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
оценить уровень развития информационной компетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и выбрать из него необходимую информацию;
оценить уровень развития предметных знаний и умений;
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).
Постановили:
Использовать учителям компетентностно-ориентированные заданий на уроках по всем предметам.
Голосовали:
За – 39
Против – 0
Воздержались –0
Принято единогласно.
По третьему вопросу выступила заместитель директор Мальцева Д. Г., которая ознакомила с результатами мониторинга состояния качества образования по результатам 1 полугодия 2018-2019 учебного года.
Количество учащихся на конец первого полугодия - 503, из них обучаются по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) – 7, по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (имеющих умственную отсталость) – 12. Проблем, связанных с обучением данной категории учащихся, не выявлено.
Неаттестованных учеников нет. Не успевают по разным предметам 5 учащихся (Мезенцев Н. 6 «б» класс – русский язык, учитель Брагина С.Г.; Шадрин В. 6 «б» класс – русский язык и литература, учитель Брагина С.Г.; Чумаков О. 6 «б» класс – литература, учитель Брагина С.Г.; Авдеев Д. 9 «б» класс – английский язык, учитель Асеева И.Н. и география, учитель Енютина В.А.; Геращенко Е. 9 «б» класс – русский язык, учитель Шеховцова И.Л.)
Уровень успеваемости составил 99 %, качество знаний – 43%.
Уровень успеваемости и качество знаний по итогам 1 полугодия.
Классы | Уровень успеваемости (в процентах) | Качество знаний (в процентах) |
3 | 100 | 45 |
4 | 100 | 59 |
5 | 100 | 51 |
6 | 96 | 32 |
7 | 100 | 33 |
8 | 100 | 36 |
9 | 96 | 32 |
10 | 100 | 80 |
11 | 100 | 50 |
51 учащийся аттестован на «отлично», что составляет 13% от участников мониторинга.
Учатся на «4» и «5» 117 школьников, что составляет 30%, на «4» и «3» - 218, что составляет 56 %.
Выполнение рабочих программ по предметам учебного плана и их практической части по итогам первого полугодия 2018-2019 учебного года осуществляется в полном объёме.
Выводы
1.Качество знаний учащихся в 1-м полугодии 2018-2019 учебного года составило 43%.
2.Уровень успеваемости составил 99 %.
3.Мониторинг качества обучения учащихся свидетельствует о низком качестве знаний в 6 и 9-х классах.
Постановили
Учителям – предметникам продолжить работу по повышению качества знаний учащихся, в том числе:
проинформировать родителей учащихся об итогах 2-й четверти, 1-го полугодия 2018 – 2019 учебного года;
активизировать работу по повышению учебной мотивации учащихся в целях повышения качества знаний и успешности обучения;
продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам для учащихся, имеющих одну «3», одну «4»;
обеспечить качественное завершение 3-й учебной четверти 2018-2019 учебного года.
Голосовали
За – 39
Против – 0
Воздержались –0
Принято единогласно.
По следующему вопросу слушали директора школы Шеховцову Е.М., которая предложила ходатайствовать перед территориальной аттестационной комиссией комитета образования и науки Курской области о зачтении результатов педагогической деятельности учителя физики Воронцова С.И. в межаттестационный период за результаты всестороннего анализа профессиональной деятельности и о присвоении первой квалификационной категории по должности «учитель» по льготной процедуре аттестации.
Тонких Л.А. отметила, что Воронцов С.И. способствует развитию основных личностных качеств обучающихся, владеет современными образовательными технологиями. Учащиеся ежегодно становятся победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Выпускники добиваются хороших результатов ОГЭ и ЕГЭ. Качество знаний и уровень успеваемости по предмету стабильные. Сергей Иванович награжден нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», благодарственными письмами, почётными грамотами
Реброва И.Б. сказала, что Сергей Иванович ежегодно проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия на школьном и муниципальном уровнях, принимает активное участие в работе районного методического объединения учителей физики. Ежегодно является председателем жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Постановили:
Ходатайствовать о зачтении результатов педагогической деятельности учителя физики Воронцова С.И. в межаттестационный период за результаты всестороннего анализа профессиональной деятельности и о присвоении первой квалификационной категории по должности «учитель» по льготной процедуре аттестации.
Голосовали:
За – 39
Против – 0
Воздержались –0
Принято единогласно.
По пятому вопросу слушали заместителя директора Таран О.В., которая ознакомила с программой «Профессиональный рост педагогов МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области» (сроки реализации 2019-2024 годы)
Постановили:
Утвердить программу «Профессиональный рост педагогов МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области» (сроки реализации 2019-2024 годы)
Голосовали:
за – 39;
против – 0;
воздержались – 0
Принято единогласно.
По шестому вопросу слушали заместителя директора Таран О.В., которая ознакомила с программой работы с родителями «Мир семьи и школы».
Постановили:
Утвердить программу работы с родителями «Мир семьи и школы».
Голосовали:
за – 39;
против – 0;
воздержались – 0
Принято единогласно.
По седьмому вопросу слушали заместителя директора Таран О.В., которая ознакомила с программой повышения качества образования в МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области на 2019-2022 г
Постановили:
Утвердить программу повышения качества образования в МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области на 2019-2022 г
Голосовали:
за – 39;
против – 0;
воздержались – 0
Принято единогласно.
По восьмому вопросу слушали заместителя директора Таран О.В., которая ознакомила с положением о внутренней системе оценки качества образования МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области.
Постановили:
Утвердить положение о внутренней системе оценки качества образования МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области.
Голосовали:
за – 39;
против – 0;
воздержались – 0
Принято единогласно.
По девятому вопросу слушали заместителя директора Таран О.В., которая ознакомила с положением о мониторинге качества образования МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области.
Постановили:
Утвердить положение о мониторинге качества образования МКОУ «Солнцевская СОШ» Солнцевского района Курской области.
Голосовали:
за – 39;
против – 0;
воздержались – 0
Принято единогласно.
Председатель педсовета О.В. Таран
Секретарь педсовета С.В.Щеголева