12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомина Екатерина Александровна247
Россия, Курская обл., с. Толпино
2

Выступление учителя-логопеда на педагогическом совете МКОУ "Толпинская СОШ" на тему: «Возможности логопедической работы с одаренными детьми»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

С. ТОЛПИНО

2015-2016 у г

Выступление на педагогическом совете

на тему:

«ВОЗМОЖНОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

 

Подготовила: учитель-логопед Фомина Е. А.

(2 слайд) Воображение рисует, разум сравнивает, вкус отбирает, талант исполняет.

(Гастон Левис)

Выявление и развитие одаренных детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны.

(3 слайд) Что такое одаренность? Какого же ребёнка считать одарённым?

Существует две крайние точки зрения:

1. «Каждый ребенок одарен по своему»

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

Сторонники первой считают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Я придерживаюсь первой точки зрения.

(4 слайд) Одаренность – это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Каждый ребенок – по-своему уникален и неповторим.  Столь же индивидуальным является и процесс его развития. Одни дети растут и развиваются быстрее и опережают по целому ряду показателей своих одногодок, другие – отстают в развитии, но чаще педагоги уделяют внимание детям, имеющим низкий уровень развития когнитивных процессов.

(5 слайд) Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

(6 слайд) Речь является одной из важнейших коммуникативных функций. Нарушения речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических связанных с возрастными особенностями, до стойких, требующих срочной коррекции. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера.

Логопедическую группу МКОУ «Толпинская СОШ» посещают школьники с различными речевыми нарушениями: от нарушения произношения отдельных звуков до ОНР(II) уровня. При ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Основная трудность, с которой педагоги, в том числе и логопеды, сталкиваются на протяжении последних лет, состоит в слабой мотивации ребенка к познавательной, интеллектуально-творческой деятельности, стремлении проявлять  активность, инициативу. Поэтому постоянно идет поиск эффективных путей коррекционно-направленного обучения и воспитания школьников с разными речевыми нарушениями, организуются системы мероприятий, способствующие формированию у ребенка  положительного эмоционального отношения к поисково-познавательной деятельности, формированию активности, инициативы, мотивации к творческому росту и самореализации. Что, в свою очередь, способствует повышению интеллектуально-творческого потенциала. Задача педагогов – определить детей с таким потенциалом, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

(7 слайд) Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.

Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная, художественная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей, а так же способствуют развитию творчества.

(8 слайд) Сухомлинский В. А. считал, что творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.

Правильно направленная логопедическая работа, также может способствовать развитию художественной, творческой и литературной одаренности.

Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности.

Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.

Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у детей с общим недоразвитием речи являются: активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности; развитие познавательной активности; организация коррекционно-развивающей направленности занятий.

Занятия с детьми творчеством любого «вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации».

Условия для развития творчества создают кружковые занятия во внеурочное время. Такая форма организации позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности детей, выявить одаренность.

(9 слайд) Во внеурочное время я веду кружки «Волшебный пластилин» и «Волшебный мир оригами», которые увлекают детей и способствуют развитию творчества.

(10 слайд) Программа кружка «Волшебный пластилин» имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для обучающихся начальных классов, имеет различные уровни освоения: общекультурный и профессиональной компетентности.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

(11 слайд) Программа кружка «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

(12 слайд) Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Ребёнок должен развиваться всесторонне. Поэтому я провожу совместные мероприятия для учащихся, входящих в логопедическую группу, и остальных учащихся начальной школы. Например, логопедический КВН «Зимний праздник красивой и правильной речи», «Логопедическая викторина, посвященная 70-летию со дня победы в Великой Отечественной войне, логопедическая викторина «Жемчужные россыпи народной мудрости». Эта работа в основном направлена на развитие творческих способностей, а также связной речи. Дети-логопаты рассказывают стихи, ставят короткие инсценировки.

(13 слайд) Также в этом году мы с детьми-логопатами, развивая творческие способности, участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «По любимым сказкам» (посвященному 140-летию со дня рождения Ивана Бибилина).

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию собственной речи, поддерживает у детей с нарушением речи познавательную активность, в целом повышает эффективность коррекционной работы, что способствует развитию творческих способностей детей, и помогает выявить одаренность в целом.

(14 слайд) Но развивать способности одаренных детей – это не единственная цель, к которой должен стремиться современный учитель. Поэтому закончить мне хочется следующей цитатой:

Для того, чтобы стать одаренным — необходимо, чтобы тебя одарили любовью.

Степанова В.В.

(15 слайд) Спасибо за внимание!!!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.