Психологические особенности формирования общеучебных умений в адаптивной школе на интегративной основе
Научными обоснованиями концепции модернизации образования выступают современные педагогические и психологические подходы: личностно-ориентированный, компетентностный, рефлексивный и другие.
Модернизация в своей основе представляет качественный переход от «знаниевой» парадигмы в образовании к «деятельностной». Процесс этот достаточно длительный, сложный и каждое образовательное учреждение выбирает свой собственный путь - тот или иной подход в реализации необходимых изменений.
В условиях адаптивной школы применение и использование подходов должно быть особенно гибким, позволяющим максимально уменьшить различного рода «дезадаптирующие» факторы. Это вполне возможно, если
использовать, применение различных подходов интегрировано, сочетая наиболее сильные и «практически применимые» их приемы и методы.
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1444983178.doc (Педагогический совет)
Процесс модернизации образования
«Знаниевая» парадигма
(традиционная)
Педагогические подходы
«Деятельностная» парадигма (инновационная)
З – знания
У – умения Н – навыки
Субъект - объектные отношения
Личностно-ориентированый
Что развивать?
Компетенции
Педагогический «продукт»
Субъект-субъектные отношения
Компетентностный
Какова цель образования?
Рефлексивный
Как развивать?
Парадигма (греч. Образец) – совокупность научных представлений для данного этапа времени.
Подход – определенный взгляд, «угол зрения».
В основе «знаниевой» парадигмы лежит:
· передача учащимся определенной суммы знаний умений и навыков;
· ученик – «обьект» обучения, представляющий собой нечто усредненное, обладающее среднестатистическим набором личностных и психологических характеристик.
«Деятельностная» парадигма предполагает:
· развитие компетенций;
· результатом педагогической деятельности должен быть определенный «педагогический» продукт:
- модель выпускника начальной школы; - модель выпускника основной школы; - модель выпускника общей средней школы.
· Ученик является «субьектом» педагогической деятельности, обладая своим собственным набором личностных и психологических характеристик, уровнем развития способностей, мотивацией и направленностью.
РЕЗЮМЕ: каждый из данных подходов обладает определенными достоинствами и недостатками, в условиях адаптивной школы возникает необходимость использования их наиболее эффективных приемов и методов на интегративной основе.
В практике широко известно применение интеграции при обновлении содержания образовательного процесса: межпредметная и внутрипредметная интеграция. В данном случае предлагается интегрированное использование приемов и методов различных педагогических подходов для повышения адаптивности образовательного процесса.
Алгоритм педагогической деятельности
1.Начальный (мотивационный) этап
2.Основной (деятельностный) этап
3.Заключительный
(оценочный) этап
Цель (что?)
Средства (чем?)
Результат (что достигли?)
Задачи (этапы)
Способы (как?)
Оценка (что делали?)
Анализ и самоанализ
(достигли ли цель?
какова новая цель?)
Личностно- Компетентностный Рефлексивный
Ориентированный подход подход
подход
I. Личностно-ориентированный подход
На первом подготовительном этапе, прежде чем поставить цель и определить задачи, мы должны четко представлять с кем, с какими детьми нам предстоит работать. Что представляет собой личность маленького человека?
В практике работы образовательных учреждений используется несколько обобщенных моделей личности (по К.К. Платонову, И.П.Иванову, Д.Кеттелу,
Э.Фромму, З.Фрейду и др.). Вашему вниманию предлагается модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная русским психологом К.К.Платоновым, классификация.
Структура качеств личности по К.К.Платонову
В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) компоненты.
Все они делятся на четыре иерархических уровня-подструктуры.
1) Уровень темперамента – включает качества, наиболее обусловленные наследственностью – это тип высшей нервной деятельности и другие особенности (потребности и инстинкты, половые, возрастные ,национальные и др. качества личности).
2) Уровень особенностей психических процессов – образуют качества, связанные с модальностями органов чувств (анализаторов) человека, составляющих его латеральный профиль: они характеризуют ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, чувства, волю – являются важнейшими процессами когнитивной сферы. Мыслительные логические операции(ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и др.) – всё то, что называется способами умственных действий (СУД) – они играют огромную роль в процессе обучения.
3) Уровень опыта личности – сюда входят такие качества как: знания, умения и навыки (ЗУН), которые формируются в процессе обучения в школе, часть качеств приобретается в результате практической деятельности, они образуют (СДП) – сфера действенно практическая.
4) Уровень направленности личности- объединяет социальные качества, характеризующие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.
Направленность вместе с потребностями и Я-концепцией составляют- самоуправляющий механизм личности (СУМ).
Морально-этические и эстетические взгляды и убеждения личности вместе с наличием соответствующим им ЗУНов представляют сферу эстетических и нравственных качеств (СЭН).
Резюме:
Названные уровни можно представить в виде концентрированных слоёв, в центре которых находится «биологическое ядро» (биологически обусловленные качества) оболочки образуют «направленность»- комплекс социальных качеств человека.
Необходимо отметить, что в структуре личности есть качества, которые могут проявляться на всех уровнях, они «пронизывают» их по радиусам.
Эти интегральные группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция – вместе с уровнями образуют каркас личности.
Практическая часть:
Вопросы:
1. На какие структуры личности ребёнка мы влияем и можем их корректировать, а какие остаются практически неизменными?
2. Что в своей педагогической деятельности мы должны четко знать и учитывать в структуре личности?
Задания:
1. Определить тип темперамента по картинкам.
2. Заполнить таблицу.
Тип темперамента
Сила
Возбуждение
Торможение
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик
Условные обозначения:
С - сильный; - медленно;
Сл - слабый; - быстро.
Модальность – принадлежность ощущений (стимулов, информации, расстройств) к определённой сенсорной системе (анализатору, органу чувств).
Какие у нас есть органы чувств и какие ощущения с ними связаны?
В учебной деятельности ведущими являются три основных анализатора: зрительный (глаз), тактильный (кожа), слуховой (ухо). Именно они дают человеку более 90% информации. В зависимости от доминирующего анализатора всех людей можно разделить на три основных типа:
· Визуалы;
· Кинестетики;
· Аудиалы.
Латеральный профиль- это уровень доминирования определённого анализатора в процессе формирования межполушарной организации психических процессов (левополушарные и правополушарные).
Практическое задание:
1. Найдите свой латеральный профиль.
2. Почему важно знать тип темперамента у себя и у ребенка, свой собственный латеральный профиль и латеральный профиль учащегося?
Резюме:
Несовпадение и недоучет особенностей латерального профиля и типа темперамента чаще всего ведёт к непониманию и проблемам.
Мы должны четко представлять психологические особенности каждого ребенка, биологическое ядро его личности (тип темперамента, латеральный профиль) так как именно эти качества являются задатками – основой для развития способностей.
II. Компетентностный подход
На основном (деятельностном) этапе урока учитель должен четко представлять какими средствами и способами (в психологии) или формами и методами (в дидактике) он должен пользоваться, уметь их применять, чтобы достичь цели урока и реализовать все задачи.
В связи с деятельностной парадигмой в образовании появился новый термин – «компетенция». Существует огромные количества его определений. Мы познакомимся с ним ответив на три вопроса:
1. Что такое компетенции?
2. Чем они отличаются от традиционных умений и навыков?
3. Как формируются компетенции?
В толковых словарях можно выделить два основных значения понятию «компетенция»:
1. Компетенция – это круг полномочий какого либо органа или должностного лица.
2. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом.
Компетентность – владение компетенциями.
Эти значения более приемлемы для профессиональной деятельности.
В образовании более правомерно говорить о ключевых компетенциях, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.
В педагогической литературе:
· Компетенции определяются через знания, умения, навыки и опыт деятельности.
· Компетенции определяются через способности решать проблемы.
Компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.
В литературе насчитывается от 4 до 37 различных компетенций.
Четыре ключевых компетенции
· Познавательно-информационная;
· Социально-трудовая;
· Коммуникативная;
· Личностного самоопределения.
Познавательно-информационная – способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности.
Социально-трудовая – присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности.
Коммуникативная – формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми.
В сфере личностного самоопределения – формирования опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.
Учителю самому необходимо владеть этими четырьмя ключевыми компетенциями, поскольку невозможно передать практический опыт и умение решать проблемы, если сам этого не умеешь. В педагогической деятельности необходимо формировать у учащихся такие умения и навыки, которые при приобретении практического опыта деятельности преобразуются в компетенции.
Сегодня на практической части вам предстоит увидеть и оценить, как нашим коллегам удастся сформировать «основу» будущих компетенций – общеучебные умения и навыки.
III. Рефлексивный подход
На третьем, заключительном этапе деятельности (урока), учитель должен: увидеть результат своего труда(что достиг?) и оценить его(что сделали?).
Количественную оценку он может поставить сам, а могут поставить и учащиеся.(традиционная пятибалльная отметка) А вот для качественной оценки собственной деятельности лучше всего использовать рефлексивные методы.
Рефлексия – мысленный (рациональный) процесс, направленный на анализ,
понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта,
чувств, состояний, способностей, характера, отношений с другими и к другим.(«Современный психологический словарь»Мещерякова, Зинченко)
Рефлексия
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
СРЕДСТВА, СПОСОБЫ
ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ
УЧЕНИК
-
СУБЪЕКТ
УЧИТЕЛЬ
-
СУБЪЕКТ
Рефлексия учителя - чувственное осмысление эффективности педагогического воздействия.
- Достигнута ли цель?
-Какие формы и методы были наиболее эффективными?
-Что именно сегодня не сработало?
Рефлексия ученика – чувственное осмысление собственной учебной деятельности
- Что я достиг?
- Чему я сегодня научился?
- Что я могу?
- А что у меня еще не получается?
Резюме: в условиях адаптивной школы, интегративная основа позволяет использовать новые современные подходы, не только изменяя содержание учебного материала, но и при организации
Учебного процесса, используя самые эффективные педагогические технологии, приемы обучения, воспитания и развития.