Психологический тренинг для родителей «Семья - это «фабрика», где формируется такой человек»

1
0
Материал опубликован 20 October 2023


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «КОЛОКОЛЬЧИК» ПОСЕЛКА МАЛОРОССИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СЕМЬЯ - ЭТО «ФАБРИКА», ГДЕ ФОРМИРУЕТСЯ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК»








Педагог-психолог

Имедашвили С.В.


2023 г

Посёлок Малороссийский





Аннотация

В методической разработке описан личный опыт работы педагога – психолога  по использованию тренингов для родителей. Данная  разработка будет интересна педагогам – психологам, старшим воспитателям, руководителям ОУ.


...«жить по-человечески»...— понимать, ценить и развивать свое тело, считать его красивым и полезным, реально и честно оценивать себя и окружающих, не бояться рисковать, творить, проявлять свои способности, не бояться что-то менять, когда ситуация того требует, умет приспособляться к новым условиям, сохраняя то старое, что еще может пригодиться, и отбрасывая ненужное. Если собрать все эти критерии воедино, получится физически здоровый, умственно развитый, чувствующий, любящий, веселый, реальный, творческий, продуктивный человек. Человек, который способен самостоятельно держаться на своих ногах, человек, который может по-настоящему любить и по-настоящему бороться, совмещающий в себе нежность и твердость и осознающий разницу между ними, а потому успешно достигающий своих целей. Семья — это «фабрика», где формируется такой человек.

Вирджиния Сатир

В современном мире семья играет огромную роль в обществе. Но что, собственно, понимается под термином «семья»? Вообще, это важное дело для каждого человека, в том числе и для нашей страны — России. Семья — это не просто группа людей, живущих под одной крышей. Это объединение людей по крови, брачным отношениям, общими ценностями и совместным будущим. Семья — это место, где рождаются и воспитываются дети, где формируются отношения и ценности.

Актуализация семьи в современном обществе связана с множеством проблем и вызовов. С одной стороны, семья является основой общества и его развития. Она обеспечивает стабильность, заботу и поддержку каждому члену семьи. С другой стороны, семья сталкивается с различными трудностями: экономическими, социальными и психологическими. Здесь возникают проблемы, связанные с разводами, насилием в семье, независимостью и самостоятельностью каждого члена семьи.

Однако, несмотря на все трудности, семья остается важнейшей ценностью в обществе. Она является основой для формирования личности, эмоциональной и нравственной поддержкой каждого члена семьи. Семейные узы обусловливают чувство безопасности и комфорта, дают возможность развиваться и расти, добиваясь совместных целей.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон).

Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением

Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения — в  детском саду и в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.

Особенность детско-родительских отношений  в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность.

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка — мечта всех родителей. Почему же отношения у них часто не складываются? Возможно, проблема в чрезмерной опеке, строгих требованиях, неумении слушать и слышать ребенка.

Новизна данной методической разработки обусловлена созданием системы практических тренингов для родителей направленных на  взаимопонимание между родителями и детьми.

Цель данной публикации - показать использование тренинга на примере личного опыта нашего ДОУ.

Для достижения цели определены задачи:

- проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе;

- описать методическую разработку;

- сформулировать основные функции и принципы;

- раскрыть внедрение и реализации тренинга.

Формы и методы работы:

Тренинг разработан для родителей. Он состоит из игр и упражнений. Продолжительность встречи 45 минут.

 

Тренинги проводятся во второй половине дня. Предполагает работу с группой родителей детей дошкольного возраста. И проводятся в отдельном просторном помещении.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СЕМЬЯ - ЭТО «ФАБРИКА», ГДЕ ФОРМИРУЕТСЯ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК»



Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей, обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи: - Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания. - Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей. - Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

ХОД:

1. «Оргмомент, психонастрой».

«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».

1. Игра — знакомство «Ладошки»

Цель: познакомить родителей друг с другом.

Участники по очереди касаются ладонями друг друга и называют при этом свое имя и одно определение или особенность, которое характеризует его. Игра проводится по кругу.

2. «Счастливое супружество – счастливые дети»

Психолог. «Каждый мечтает о том, чтобы быть счастливым. Но ведь человек может быть счастлив или несчастлив по двум причинам. Первая – это его собственное развитие до полной свободы, то есть способности выбирать добро и отвергать зло. Вторым фактором, который влияет на счастье — это наши отношения с другими.

Супруги должны больше беспокоиться о своих взаимоотношениях, чем об отношениях с детьми. Однако женщины очень часто считают, что взрослый человек сам себе даст совет, а ребенку надо посвятить все свое время и силы, потому что он такой маленький и беспомощный. Это большая ошибка. Почему так происходит? В частности, потому, что любовь к мужчине требует повиновения, а к ребенку – нет. «Мужчина жалуется, что ему суп невкусный, а ребенку дам молока, и он улыбается», – так говорят женщины. Мужчина часто не соглашается, сопротивляется, упирается, а женщина раздражается, потому что не может преодолеть видение собственной правоты. Зато в отношениях с ребенком мама является хозяйкой положения. Это намного проще. И потому не раз женщина, которой с мужем некомфортно, все свои эмоции переносит на ребенка.

И тогда подчиняет ему всю свою свободу, все свое время, словно забывая о муже. Однако путь к счастливой супружеской жизни ведет не в эту сторону…

Нужно осознавать, что мужчину и женщину объединяет таинство. Дети, в конце концов, когда-то покинут дом, а муж и жена в нем останутся. Часто же происходит так, что когда в 20 лет сын или дочь покидают родительский дом, то родители начинают вспоминать, что рядом есть жена и муж. Потому что до сих пор все в их семье все было подчинено детям. Когда спрашиваешь супругов:

Когда вы в последний раз, положив детей спать, посмотрели вместе добрый фильм за бутылкой красного вина.

Те отвечают:

Да что вы такое говорите, нет на это времени, работа и работа!

Дети нуждаются в любви мамы и папы, которую ничем не заменишь. Но больше этой любви они нуждаются в любви родителей между собой. Ребенок должен знать, что мама и папа — самые важные друг для друга. Так они и сами будут учиться любить и уважать уже в своих супругов в новых молодых семьях.

3. Упражнение «Губка»

Эксперимент. Прозрачная ёмкость с водой. Это – мы родители. В каждом из нас есть что-то хорошее, чем мы можем гордиться (добавляем в воду яркую краску) и что-то плохое, о чем нам не очень хочется говорить (добавляем темную краску). Это смесь наших качеств.  Губка - это ребенок. Опускаем, и он впитывает все подряд хорошее и плохое.

Мини-лекция психолога «Принцип безусловного принятия»

Поведение ребёнка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнёшь помогать по дому, (слушаться)».

Прислушиваемся: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Удовлетворение потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных потребностей у ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении – появляются эмоциональные проблемы, а то и нервно-психические заболевания.

Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы они ни были нежелательными или «непозволительными».

4. Упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:

1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

5. Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми

6. «Психологическая зарядка» (методика энергопластики).

Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, а потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!»

Руки в стороны, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, так, как надо!»

Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается!»

7. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».

Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и  выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.

Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.

Я хочу рассказать притчу о вас - мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.

8. Упражнение «Недетские запреты»

Материалы и оборудование: ленточки, стул.

Педагог-психолог: Часто родители, делая замечания ребенку в опасных для его жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его поступать наоборот. Например, что сделает ребенок в ответ на слова: «Не суй вилку в розетку»?..

Инструкция участникам. Выберите ведущего. Ведущий выступает в роли ребенка и садится на стул в центре круга. Задача остальных участников — подходить по одному к «ребенку» и говорить, что ему запрещено делать. То, что вы часто запрещаете своим детям. При этом лентой вы завязываете ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязываете рот. «Не бегай» — завязываете ноги и т. д. Начали игру.

А теперь пусть наш «ребенок» попытается встать… Получилось? Сделать это практически невозможно, если его не развязать. Поэтому сейчас каждый участник подходит к «ребенку», и развязывает ленту, которую завязал, и снимает запрет — говорит, что делать можно. Например: «Не кричи — говори спокойно».

Вопросы участнику-«ребенку»:

•        Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

•        Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

•        Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

•        Что хотелось развязать в первую очередь?

•        Что вы чувствуете сейчас?

Вопросы остальным участникам:

•        Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

•        Что вам хотелось сделать?

•        Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

•        Какие чувства вы испытываете сейчас?

9.. Притча о родителях и детях

Однажды к мудрецу пришел человек.

Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал: «Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей».

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул: — Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования.

«Что же она сказала тебе» — спросил мудрец.

Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

О чем эта притча? (выслушивается мнение родителей).

Спасибо, ваше мнение очень важно мне было услышать!

10. Рефлексия.

Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.

Возможные вопросы для рефлексии:

- Что вы приобрели нового?

- Что хотелось бы себе пожелать?

- Что больше всего понравилось? - Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

- Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?

Спасибо вам за участие!

Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!

До новых встреч!


Выводы.

Таким образом, Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сеять в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.

 

 

 

 

 














 












Список используемой литературы:

1. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Мо-лодой ученый. — 2014. — №18. — С. 575-577

2. - Т. Н Доронова – активные формы работы с родителями.

3. - А. В. Козлова – “Работа ДОУ с семьей”. Москва 2008.

4. Ботнарь,В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их зтнической культуре [Текст]/В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. – М. ,1993

5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

6.Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья.2013 г



 
























Рекомендации психолога «Общаться с ребенком. Как?»

1. Желательно не использовать безапелляционный тон при общении с ребенком. Необходимо всегда предоставлять ему выбор.

2. Категорически не рекомендуется кричать и истерить при возникновении споров. Во-первых, ребенок будет перенимать эту модель поведения. Во-вторых, он попросту не услышит той информации, что до него пытаются донести. Все конфликты нужно решать спокойно.

3. Не стоит обесценивать хобби и важные для ребенка дела. Нужно относиться к каждому его увлечению уважительно.

4. Не следует ставить ребенку невыполнимые задачи. Это может негативным образом сказаться на его самооценке.

5. Хвалить и наказывать малыша нужно умеренно.

6. Родители всегда должны быть заодно. Если один из них практикует одну модель поведения, а другой – совершенно противоположную, ни к чему хорошему это не приведет.

7. Прежде чем требовать от ребенка что-то, нужно взглянуть на себя. Дети всегда берут пример со своих родителей

8. . Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку свое мнение. Это сделает его бесхарактерным и ведомым.

Находясь в поиске подхода к своему ребенку, нужно вспомнить себя в его возрасте. Даже маленькие дети уже являются полноценной личностью со своими страхами и желаниями. Чтобы вырастить достойного человека, нужно относиться к своему чаду уважительно и подавать ему хороший пример.















1. Безусловное принятие

Первое правило общения родителя с ребенком — принятие его таким, какой он есть, без условий и требований. Ребенок должен жить с ощущением, что он в любом случае любимый, желанный, ценный и дорогой, даже если он поступил неправильно.

2.Недовольство

При этом выражать недовольство можно и нужно — но не самим ребенком, а конкретными его действиями. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо», а еще лучше «мне плохо от того, как ты поступил».

3.Активное слушание

Пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться — это активное слушание в сложных ситуациях: когда ребенку грустно, трудно или плохо. Цель техники — дать ребенку понять, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают.

Чтобы активно слушать, нужно «возвращать» ребенку то, что он говорит, обозначая при этом чувства ребенка:

— Я не хочу делать уроки!

— Тебе неприятно заниматься русским языком

— Нет, просто там очень много!

— Ты боишься не успеть до завтра

4. Разрешение конфликтов

Конфликты — это нормально. Они бывают даже в самых дружных семьях. Хорошее разрешение конфликта — когда обе стороны получают то, чего они на самом деле хотели.

5. Передача ответственности

Передача детям ответственности за свои дела – самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к детям

В основе родительского инстинкта лежит любовь. Когда отношения с ребёнком наполнены нежностью и любовью, между ним и родителями возникает глубокая интимная связь, которую трудно понять другим людям.

В воспитании не должно быть места страху. Когда ребёнок только начинает открывать для себя окружающий мир и взаимодействовать с окружающими, делает первые шаги и произносит первые слова, ему необходимо чувствовать себя в безопасности.

Он нуждается в наших заботливых руках, которые в любой момент способны оказать помощь. Ребёнку требуется наша поддержка, когда он познает окружающий мир, исследует, делает открытия, играет или развлекается.

Жизнь ребёнка и игра — неделимы. При помощи игры он интерпретирует окружающую его реальность. Это ключ к пониманию жизни. Поэтому лучше, как можно чаще играть с ребёнком.

Игрушки, книги, цветы, игры на улице, бег, выпачканные в глине и земле руки — все это помогает ребёнку мечтать, в этом он черпает вдохновение.

Чем больше жизненного опыта он получает, чем больше он разговаривает с окружающими, тем больше идей возникает у ребёнка. Порой родители препятствуют ему в этом, призывая находиться в тишине, сидеть спокойно.

Как часто мы говорим своим детям: «Не мешай, сейчас не время для этого», «Разве ты не видишь, что я занят», «Уйди, опять ты пристаешь ко мне с ерундой». 

Когда так происходит, жизнь ребёнка наполняется страхами, он перестаёт чувствовать себя нужным и важным. Не совершай подобной ошибки. Помни, что лучший подарок, который ты можешь сделать своему ребёнку, называется «время».

. «Психологическая зарядка» (методика энергопластики).

Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, а потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!»

Руки в стороны, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, так, как надо!»

Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается!»



14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации