Доклад на тему «Психолого-педагогическая поддержка развития эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста»
«Психолого – педагогическая поддержка развития эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста».
I. Развитие личности происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Все аспекты личностной сферы у детей с умственной отсталостью формируются замедленно и с большими отклонениями. Таким детям свойственно резко выраженное отставание в развитии воли, эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости и огорчения.
Дети с умственной отсталостью (лёгкая, умеренная) младшего школьного возраста в значительной степени проявляют незрелость и недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Они склоны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям, имеют ярко выраженный эгоцентрический характер. Характерно отсутствие контроля над настроением: немотивированный внезапный смех или слезы. Не всегда, возникающие у ребёнка с умственной отсталостью эмоции, адекватны оказываемым на него внешним воздействиям.
Чувства умственно отсталых детей недостаточно дифференцированы: тонкие оттенки чувств, переживаний им недоступны. Диапазон чувств невелик. Они могут испытывать только удовольствие или неудовольствие.
Дети с умственной отсталостью различаются и по характеру чувств: одни поверхностно переживают все жизненные события, быстро переходя от одного настроения к другому, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо незначительных событиях.
Волевая сфера у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста характеризуются недостатком самостоятельности и инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдалёнными целями. В учёбе и работе предпочитают лёгкий путь, не требующий волевых усилий. У таких детей затруднено формирование произвольной регуляции поведения. Большинство из них не могут контролировать свои поступки, желания, не способны подчинить своё поведение просьбам, требованиям учителей или родителей.
Поскольку ребенок с умственной отсталостью не знает, как справиться со своими отрицательными эмоциями, малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нём неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». У него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто является источником его отрицательных эмоций. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает время обучения, всё раскидывает вокруг себя или делает вид, что не слышит. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его у тех, с кем общается. Неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации во время учёбы и в жизни ребенка.
II. Низкий уровень учебной мотивации и познавательной активности, эмоциональная возбудимость, частая смена настроений, проявление негативизма, повышенная тревожность, упрямство не способствуют успехам в учёбе и благоприятному развитию личности ребёнка, поэтому важна своевременная коррекция его эмоционально-волевой сферы.
Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью направлена на:
• Смягчение эмоционального дискомфорта у детей; • Повышение их активности и самостоятельности; • Недопущение конфликтных ситуаций, переутомления детей;
Реализуется коррекция эмоционально-волевой сферы через:
1.Формирование волевых и эмоциональных качеств у детей: * Усидчивость; * Заинтересованность; * Эмоциональная адекватность действий. * Доброжелательное отношение, создание положительного психологического климата.
2.Формирование положительной мотивации к учению: * Посильные задания; * Создание ситуации успеха; * Поощрение, похвала.
III. Исправление эмоционально-волевых дефектов у детей с умственной отсталостью осуществляется через психолого-педагогическую поддержку, т.е. через систему педагогических и психологических технологий и приёмов коррекции. Они способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями.
III. Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью.
1. Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
2. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с умственной отсталостью является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего.
3. Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомими
4. Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Арт-терапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей.
Упражнения с использованием рисования и беседы заслуживают особого внимания.
Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря». Рисование и беседа помогают наладить контакт с ребенком.
Подобрать методы для работы с данной категорией детей очень сложно, поэтому многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично.
Условия подбора техник и приемов создания изображений при рисовании.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д.
Изобразительные техники:
Марание. В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. В результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
Штриховка, каракули. Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.
Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.
Рисунок на стекле. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.
Рисование пальцами. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Литература: 1.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, М., 1999.
2.Бенилова С.Ю. Особенные дети – особенное общение. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006 – №2.
3. Шаповалова О.Е. Психолого - педагогическая поддержка эмоционального развития умственно-отсталых школьников. М.: В.Секачёв,2007.