Доклад для педагогов на тему «Художественно-эстетическое развитие детей старшего и подготовительного возраста через использование в рисовании нетрадиционной техники правополушарного рисования»
мунициапльное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района «Буготакская средняя школа»
Доклад для педагогов на тему:
«Художественно – эстетическое развитие детей старшего и подготовительного возраста через использование в рисовании нетрадиционной техники правополушарного рисования»
Воспитатель: Татьяна Николаевна Сульгина
Категория: первая квалификационная
Дата аттестации: 07.12. 2021г.
Педагогический стаж: 6 лет
Стаж в должности: 6 лет
с. Буготак, 2022 г
Цель: развитие творческого потенциала педагогов через использование нетрадиционной техники правополушарного рисования.
Задачи:
Способствовать развитию коммуникативных умений.
Развивать креативные качества родителей, детей, педагогов: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
Формы работы: мини-лекция, обсуждение, демонстрация, практическая работа.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня хочу вас познакомить с нетрадиционной техникой правополушарного рисования. Какой ребенок не любит рисовать? Это самый простой и доступный способ выразить свои чувства. Рисование развивает творческие способности , воображение, фантазию.
Сегодня мы поговорим более подробно о правополушарном рисовании. Данная нетрадиционная техника рисования, получила сегодня большое распространение, она развивает творческое мышление, воображение, несет значительную терапевтическую функцию. Дети становятся более раскрепощенными, избавляются от блоков и комплексов, могут рисовать, выходя за границы, учатся находить простые решения из непростых ситуаций.
На мастер-классе по правополушарному рисованию мы с вами поделимся секретами создания удивительных по красоте картин. Правополушарное рисование подходит всем: и детям, и взрослым. Никогда не поздно открыть в себе творческие способности, найти в себе скрытые механизмы, раскрыть фантазию и воображение!
Правополушарное рисование для детей представляет собой естественное занятие. У маленького ребенка изначально больше развито интуитивное и творческое начало, пока мы не начали его заглушать своим обучением и воспитанием. Детям не нужно рисовать по правилам обычного рисования, для них мечта становится неотъемлемой частью реальности. Первые рисунки по-своему уникальны. Не важно, что вышло, а что нет, важен сам процесс творчества и удовольствие от того, что кисть или карандаш оставляет след на бумаге. Из простой кляксы может оказаться осенний пейзаж, цветк, а через 5 минут превратится в настоящий портрет.
Для взрослых нарисовать эмоции в обычной жизни очень сложная задача. Чаще всего они переходят в символы: любовь – сердечко, надежда – голубь. Особенность детского рисунка в том, что им не свойственна символика, пока о ней не расскажут взрослые. Яркое цветовое пятно может оказаться портретом, пока ребенку не расскажут, что голова круглая, а глаза можно нарисовать точками. Главная задача нас взрослых – не загубить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не нужно говорить юному художнику, что он рисует плохо, это может на всю жизнь полностью изменить его картину мира и навсегда отбить тягу к художественно – эстетическому развитию. Не нужно навязывать свои символы и свое видение, наоборот нужно с ним больше фантазировать. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.
Выполним несколько простых упражнений.
Упражнение 1. Рисуй быстро
Взять лист бумаги и попробовать изобразить буквально за 15 минут очень быстро яркую абстрактную картину. Дайте волю внутреннему художнику, не ограничивайте себя ни в чём. Смело и быстро наносите краску на основу: бумагу, картон, холст. Словом, на то, что есть. Если выходите за границы листа, не страшно, даже интересно.
Упражнение 2. Учись наблюдать
Показывайте детям интересные краски и формы в природе. Рассматривайте картины мастеров. В интернете много картинок и фотографий. К примеру, возьмём небо. Уже с детского возраста его рисуют стереотипно: голубое пространство, солнышко улыбается в уголке, иногда белые или синие облака. Мы показали детям несколько вариантов, – дети были удивлены и восхищены. Если будете делать это постоянно, в несколько раз расширите их сенсорный опыт.
Упражнение 3. Рисунок "вниз головой"
Такая форма рисования никого из детей не оставила равнодушным. Переворачиваем рисунок и рисуем «вверх ногами» (или «вниз головой» - это как хотите).
Бетти Эдвардс, создавшая направление правополушарного рисования, утверждала, что ориентация изображения в пространстве принципиальна для правильного левого полушария (рисунок вверху). Правому же это абсолютно всё равно. Оно способно воспринимать окружающее в любой позиции. Некоторым детям даже легче рисовать «вниз головой». И рисунки при этом получаются лучше. Ветки дерева детям проще рисовать на перевёрнутом рисунке.
Упражнение 4. Рисунок на экране внутреннего взора
В широком контексте это называется "визуализация" Попытка увидеть картинку перед закрытыми глазами эффективно стимулирует правое полушарие, связанные с ним умственные способности. После объявления темы рисунка детям предлагается закрыть глаза и попробовать увидеть будущий рисунок. Многие дети видят. Это упражнение полезно выполнять перед рисованием иллюстраций к коротенькому рассказу.
Правополушарное рисование очень развивает не только глаз, но и личностные качества: смелость, умение прислушиваться к своим ощущениям.
Теперь можно приступать к рисованию картины. Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги. Одновременно идёт рассказ и демонстрация некоторых приемов, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок. Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением». У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.
Уважаемые коллеги, очень надеюсь, что приемы нетрадиционного рисования в правополушарной технике, запомнятся и останутся надолго с вами в практике и вы с легкостью будете применять эту технику в своей работе с детьми!
Я абсолютно уверенна, что с применением правополушарного рисования у вас появятся на свет многочисленные произведения! Спасибо за внимание!