Конспект урока географии в 5 классе «Путешественники древности»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока географии в 5 классе
УМК: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков, изучаемый раздел – История географических открытий
№ урока в разделе – 2.
Тема урока: «Путешественники древности»
Цель урока: Сформировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности;
Вид учебного занятия: Урок введения нового материала через урок-исследование.
Необходимое оборудование: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска,интерактивная карта "Путешественники" (издательство "Дрофа"), физическая карта полушарий, рабочие тетради на печатной основе, маленькие вырезанные из бумаги изображения корабля финикийцев и древних греков (изображения из презентации распечатаны на бумаге)
Демонстрационный материал: Электронная презентация, физическая карта полушарий, интерактивная карта "Путешественники" (издательство "Дрофа")
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Мотивация учебной деятельности (2 мин)
Создание благоприятного настроя на работу на уроке
Приветствует учащихся, спрашивает о готовности отправиться в путешествие по карте, о том, куда хотели бы попасть, если б жили в древности
Сообщают о готовности к уроку, (Располагаются все вокруг стола с прикреплённой картой полушарий) рассуждают, отвечая на вопрос учителя
– самоопределение (Л);
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации и выход из нее (4-5 мин)
Актуализация опорных знаний
Предлагает посмотреть слайд №1 и сказать по слайду одно предложение о том, что видят.
Можете ли вы прорисовать маршрут этого путешественника на интерактивной карте?
Учитель предлагает открыть в учебнике § 8, назвать тему сегодняшнего урока и прочитать вопрос раздела «Как вы думаете? Вы согласны или нет с этим утверждением?
Вопрос и ответы (краткие да, нет) фиксируются на доске
Работают фронтально, поясняют изображение на слайде.
По желанию прорисовывают маршрут на интерактивной карте, самостоятельно исправляют, если имеются ошибки
Читают название тем и проблемный вопрос, предлагают свои варианты кратких ответов.
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– учет разных мнений (К),
3. Постановка цели урока (4-5 мин)
Обеспечение принятия цели урока, задач урока
Вместе с учениками определяет цель – доказать возможность (или невозможность) совершения кругосветного плавания в древности;
А теперь прочтите вопросы раздела «Вы узнаете» - можете ли вы прямо сейчас ответить на эти вопросы?
Значит, отправляемся в путешествие.
Определяют цель урока, читают раздел «Вы узнаете», пытаются ответить, выясняют, что не владеют достаточной информацией
– целеполагание (П);
смыслообразование (Л);
4. Первичное усвоение новых знаний (5-6 мин)
Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации
Предлагает совместное с просмотром слайдов (Слайд 3,4,5 о Финикии, финикийцах и их судах) чтение (смысловое чтение)раздела «Вокруг Африки» (маршрут движения учащиеся отмечают движением кораблика по карте остановками и нахождением выделенных объектов)
Страну Ливию на рис.22 учебника сопоставьте с современной Ливией на настенной политической карте. Можно ли сделать какой-либо вывод?
Учащиеся вслух читают по цепочке текст, передвигают кораблик по маршруту финикийцев на карте, находят выделенные объекты, объясняют, используя словарик, слово «штиль». Страну Ливию на рис.22 учебника сопоставляют с современной Ливией на настенной политической карте и делают выводы.
– извлечение из текстов необходимой информации (П);
– познавательная инициатива (Р);
– выдвижение гипотез и их обоснование (П);
5. Физкультминутка (2 мин)
Сменить вид деятельности
Встают, подходят к настенной политической карте , находят современную Ливию.
Отдыхают, развивают память и внимание
6.Первичное усвоение новых знаний (10-11 мин)
Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации
Предлагает самостоятельное чтение раздела «Первые географы» с просмотром после прочтения слайдов (Слайд 6,7,8,9. О Греции, Геродоте и греческих судах, о местоположе-нии Скифии и Египта) затем предлагает продолжить путешествие по карте маршрут движения учащиеся отмечают движением кораблика по карте остановками и нахождением выделенных объектов)
Предлагает совместное с просмотром слайдов (Слайд 11, 12, 13 о Пифее, янтаре) чтение (смысловое чтение)раздела «Плавание за солнечным камнем» (маршрут движения учащиеся отмечают движением кораблика по карте остановками и нахождением выделенных объектов)
Самостоятельно читают раздел «Первые географы», просматривают слайды презентации(6,7,8,9. О Греции, Геродоте и греческих судах),
Прокладывают маршрут движением кораблика по карте остановками и нахождением выделенных объектов)
Учащиеся вслух читают по цепочке текст, передвигают кораблик по маршруту Пифея на карте, находят выделенные объекты.
– извлечение из текстов необходимой информации (П);
– познавательная инициатива (Р);
– выдвижение гипотез и их обоснование (П);
6. Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону (7-9 мин)
Выявить качество и уровень усвоения знаний
Предлагает обозначит маршруты финикийцев, Геродота и Пифея на интерактивной карте. При необходимости предлагает учащимся внести исправления
Работают на интерактивной доске, коллективно контролируют правильность выполнения задания
Анализ, сравнение, аналогия, -классификация (П)
– построение логической цепи рассуждений (П);
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-7 мин)
Предлагает выполнить задание 9 на стр. 29 в рабочей тетради на печатной основе, а затем провести самопроверку и оценить самим себя, сделать вывод, что ещё нужно сделать Комментирует, направляет деятельность учащихся
Выполняют задание 9 на стр. 29 в рабочей тетради на печатной основе,
осуществляют самопроверку с совместным проговариванием правильных ответов, осуществляют самооценку путём отметки, делают выводы о том, что нужно( прочитать текст ещё раз, или об отдельном путешественнике, и т.д)
– использование знаково-символических средств (П);
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– построение логической цепи рассуждений (П);
– контроль, коррекция, оценка (Р);
8. Подведение итогов урока, рефлексия (3-4 мин)
-инициировать рефлексию детей по поводу их деятельности по достижении поставленной цели
Просит вернуться к вопросу, который поставили в начале урока и Опираясь на карту полушарий и карту, составленную Геродотом (Слайд 10)ответить на него с точки зрения человека 21 века и с точки зрения древнего путешественника
Отвечают на поставленный вопрос, выбирают ДЗ,
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1445165084.pptx (Презентация к уроку)
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1445165452.zip (Интерактивная карта)