12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Собинина Нина162


Министерство образования Архангельской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ АО «Архангельский торгово-экономический колледж»)

У

14 кегль

строчные

ТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

____________Е.П. Комиссарова

«___»_____________20____год






РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.13 Мерчандайзинг


38.02.04 Коммерция (по отраслям)


















Архангельск 2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (38.02.04 Коммерция (по отраслям)).





Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский торгово-экономический колледж»


Разработчик:


Собинина Н.М., преподаватель











РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании методической комиссии

сферы экономики, торговли и потребительского рынка

Протокол № _____от «___» __________ 20____год

Председатель______________Н.М. Собинина




СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР ______________ Ю.В. Стадник


СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 13




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Логистика»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Логистика» является обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5, , ОК7, ОК 8


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код 1

ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

ПК 1.2-1.6, ПК 2,2, ПК 3.3

ОК 1, ОК3, ОК 4-5, ОК 8

ЛР 2, 4-7, 9,11, 13-16

-формировать товарный классификатор товарных групп и категории товаров ассортимента;

- анализировать результативность продаж товаров на основе АВС и XYZ – анализов и разрабатывать ассортиментные стратегии;

- оценивать показатели эффективного управления ассортиментом товаров;

-разрабатывать ассортиментный минимум, ассортиментную матрицу на основе результативности продаж;

- разрабатывать планограммы выкладки товаров, на основе правил мерчандайзинга и использовать их в работе торгового предприятия;

- разрабатывать стандарты мерчандайзинга в сферах В2В и В2С;

- анализировать визуальный мерчандайзинг торгового предприятии;

- анализировать торговые зоны магазина и эффективность расположения отделов;

- распределять торговые площади между товарными группами и категориями товаров;

-выкладывать товар на полки торгового оборудования с учетом всех правил мерчандайзинга и методов выкладки товаров;

- анализировать эффективность выкладки товаров в торговом зале.

- оценивать эффективность использования инструментов мерчандайзинга;

- роль менчандайзинга в сферах В2В и В2С;

- организацию процесса мерчандайзинга в сферах В2В и В2С;

- функциональные обязанности мерчандайзера в сферах В2В и В2С;

- цели и задачи мерчандайзинга в сферах В2В и В2С;

- ассортиментные стратегии и технологии мерчандайзинга;

-правила мерчандайзинга: правило ассортимента, эффективного выставления и эффективного представления;

- показатели эффективного управления ассортиментом товаров;

- технологию разработки товарного классификатора;

- технологию разработки ассортиментного минимума и матрицы товаров;

- организацию различных зон торгового предприятия: визуальный мерчандайзинг и мест продажи товаров;

- методы выкладки товаров, их достоинства и недостатки;

- показатели эффективности мерчанайзинга.
















2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

73

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные занятия


практические занятия

18

контрольные работы

-

курсовой проект (работа), если предусмотрено

-

Самостоятельная работа студента (всего)

25

в том числе:


самостоятельная работа над курсовым проектом (работой), если предусмотрено

-

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа и т.п.)

-

Промежуточная аттестация по дисциплине в форме комплексного экзамена



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Уровень
усвоения

1

2

3

4

5

Тема 1
Введение в мерчандайзинг

Содержание

2



ЛР 11



2

Понятие, значение, цели, термины и инструменты мерчандайзинга.Объекты и субъекты мерчандайзинга. Виды мерчандайзинга. Сферы деятельности, виды и функции мерчандайзера. Ошибки, допускаемые организации мерчандайзинга

Самостоятельная работа

4



ЛР 6,7






Изучить историю и современное развитие мерчандайзинга в России.

Изучить факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики.

Тема 2
Поведение покупетелей – основа работ по мерчандайзингу

Содержание

12



ЛР 2



2

Сегментирование на основе покупательского поведения

Практические занятия

2

ЛР 9

2

Технологии сбора информации о потребностях покупателей. Определение категории покупателей и задач мерчандайзинга


2

Самостоятельная работа

8

ЛР 11

2

Изучить методы сбора информации о потребностях потребителей товаров. Разработать анкету, целью которой будет выявить потребности в товарах предприятия торговли. Сделать анализ собранной информации и оценить соответствие предложения магазина и потребностей его покупателей


ЛР 7

2

ЛР 6

2

Тема 3

Принципы и правила мерчандайзинга, учитывающие поведение потребителей

Содержание

20



ЛР 2,4





2

Принципы и правила мерчандайзинга. Ассортиментные стратегии, в зависимости от категории покупателей, формата предприятия, сезона продаж.

Управление ассортиментом: методы управления (АВС – анализ, система LIM)

ЛР 6

2

Технология разработки ассортиментного минимума и матрицы товаров, в зависимости от сезона и типа торгового предприятия. Отличие ассортиментных матриц поставщика и ритейла.

ЛР 2

2

Правило эффективного выставления. Методы выкладки товаров. Технология разработки планограммы выкладки товаров.

ЛР 7

2

Правило эффективного размещения. POS – материалы используемые при оформлении различных зон магазина и мест продажи товаров.

ЛР 2

2

Практические занятия

6



ЛР 11



2

Технология проведения АВС – анализа, как основы формирования ассортиментной политики.

Технология разработки товарного классификатора, ассортиментного минимума и ассортиментной матрицы. Оценка эффективности управления ассортиментом товаров: товарные запасы и товарооборачиваемость

ЛР 9

2

Технология разработки планограммы выкладки товаров.

ЛР 9

2

Самостоятельная работа

4

ЛР 11

2

Разработать критерии оценки мерчандайзинга в разных форматах торговых предприятий.

Провести оценку мерчандайзинга одного магазина.

Внести предложения по совершенствованию мерчандайзинга торгового предприятия.

ЛР 6,7

2

Тема 4 Организация мерчандайзинга поставщика товаров


Содержание

8












ЛР 11







2

Мечрчандайзинг поставщика. Система продаж товаров поставщика.Построение отдела продаж и функции мерчандайзера. Цели и задачи мерчандайзинга поставщика. Клиенты поставщика и стратегии работы.

Практические занятия

2



ЛР 2,6



2

Разработка стандарта мерчандайзинга поставщика и освоение технологии работы с клиентом.

Самостоятельная работа

4

ЛР 6,7


Провести анализ разных подходов к организации мерчандайзинга поставщика, учитывающих формат торгового предприятия, сезон продаж

ЛР 7,9


Тема 5 Организация мерчандайзинга в месте продажи товаров


Содержание

21



ЛР 9



2

Концепция и позиционирование магазина – основа работ по мерчандайзингу. Цели и задачи мерчандайзинга магазина, в зависимости от формата и ассортиментной стратегии. Визуальный мерчандайзинг: понятие, значение, инструменты.

Мерчандайзинг зоны входа и выхода: значение, технология обустройства.

ЛР11

2

2

Торговые зоны магазина: виды, оценка, обустройство. Методика определения необходимого количества торгового оборудования. Методы расстановки торгового оборудования. Оценка результативности продаж торгового оборудования при организации выкладки товаров.

ЛР 11

2

Мерчандайзинг места продажи товаров магазина: основные и дополнительные места выкладки, последовательность размещения товарных групп и категорий товаров.

ЛР 11

2

Особенности мерчандайзинга продуктов питания.

ЛР 4,6

2

Особенности мерчандайзинга непродовольственных товаров. Разработка стандарта мерчандайзинга магазина.

ЛР 7

2

Практические занятия

6




2

Организация визуального мерчандайзинга магазина

ЛР 9

Определение торговых зон магазина, расчет площади выкладки товара, с учетом его результативности продаж.

ЛР 11

Определение метода расстановки и подбор торгового оборудования для разных групп товаров, в зависимости от различных факторов.



Самостоятельная работа

3



Изучить особенности организации мерчандайзинга в отделе готовой еды торгового предприятия.

ЛР 4


Тема 6 Оценка эффективности использования мерчандайзинга в В2В и В2С.




Содержание

6



ЛР 2


Аудит мерчандайзинга магазина и оценка эффективности использования мерчандайзинга в В2С.

2

Аудит мерчандайзинга магазина и оценка эффективности использования мерчандайзинга в В2В .

ЛР 2,9

2

Практические занятия

2



ЛР 11

2

1.


Оценка эффективности проведения мерчандайзинговых мероприятий

Всего

73





3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Организация коммерческой деятельности и логистики», оснащенный оборудованием: интерактивная доска, компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Доска



3.2. Информационное обеспечение обучения


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Основные печатные издания

Основная литература:

Алексина С.Б. Мерчандайзинг: Учеб-ное пособие / С.Б. Алексина, Г.Г. Ива-нов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 152 с.: 60x90 1/16. - (Профес-сиональное образование) (Обложка) ISBN 978-5-8199-0580-7 - Режим досту-па: http://znanium.com/catalog/product/443903 .

Давыдкина И.Б. Мерчандайзинг: учеб-но-практическое пособие / И.Б. Давыд-кина. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 162 с.: 60x90 1/16. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/899750

Клочкова М. С., Логинова Е.Ю.,Якорева А.С. Мерчандайзинг: учебно-практическое пособие/ М. С. Клочкова, Е. Ю. Логинова, А. С. Якорева. - Москва: Дашков и Ко, 2020. - 268 с. - ISBN 978-5-91131-838-31.

Мчедлидзе Н. И. Управление торговым маркетингом: Учеб.пособи/Н.И. Мчедлидзе, Т.Г. Бендерук. – Арх.: Изд-во ФГАОУ ВПО САФУ им. М.В. Ломоносова, 2021. – 199

Романенко С. Н. Мерчандайзингг: учеб.для сред. проф. учеб. заведений. - Москва: Дашков и Ко, 2019. - 272 с. - ISBN 5-91131-128-3 .

Сысоева С.В.,Бузукова Е.А. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент-СПб.:2021.-288с.-ISBN 978-5-459-00774-9

Снегирева В. Книга мерчандайзинга. - СПб.:2020.-368с.-ISBN 5-469-00754-5

3.2.2. Дополнительные источники

1. Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант Плюс http://consultant29.ru

2. ГАРАНТ Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/http://www.aup.ru/books/m164 /

3. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru

4.Единая Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru

5. Федеральный центр информационно





КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения


1. формировать товарный классификатор товарных групп и категории товаров ассортимента;

Текущий контроль:

Выполнение практических работ


2. анализировать результативность продаж товаров на основе АВС и XYZ – анализов и разрабатывать ассортиментные стратегии;

Выполнение практических работ


3. оценивать показатели эффективного управления ассортиментом товаров


Выполнение практических работ


4. разрабатывать ассортиментный минимум, ассортиментную матрицу на основе результативности продаж;

Выполнение практических работ


5. разрабатывать планограммы выкладки товаров, на основе правил мерчандайзинга и использовать их в работе торгового предприятия;

Выполнение практических работ


6. оценивать эффективность использования инструментов мерчандайзинга.


Решение ситуационных заданий

Знания:


1. организацию процесса мерчандайзинга в сферах В2В и В2С;


Текущий контроль:

Письменный опрос

Устный опрос

2. ассортиментные стратегии и технологии мерчандайзинга;




Письменный опрос

Устный опрос

3.правила мерчандайзинга: правило ассортимента, эффективного выставления и эффективного представления;

Письменный опрос

Устный опрос

4. показатели эффективного управления ассортиментом товаров;


Письменный опрос

Устный опрос

5. технология разработки товарного классификатора;


Письменный опрос

Устный опрос

6. организация различных зон торгового предприятия: визуальный мерчандайзинг и мест продажи товаров;


Письменный опрос

Устный опрос

7. показатели эффективности мерчанайзинга.


Письменный опрос

Устный опрос


Промежуточная аттестация в форме зачета, комплексного экзамена





Разработчики:

преподаватель ГАПОУ АО «АТЭК» ____________ Н.М. Собинина





1

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.